Здавалка
Главная | Обратная связь

Факторы, влияющие на процесс слушания.



Важно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи. Это помогает понять мысли, чувства, состояние собеседника.

Слышать означает способность физически воспринимать звук, а слушать – сосредоточиваться на воспринимаемой информации, понимать значение звуков. По мнению ученых, большинство людей не могут внимательно слушать, особенно если слова собеседника не затрагивают их интересов. Умением спокойно и вдумчиво выслушать говорящего обладают приблизительно 10 % людей. Поэтому очень часто у общающихся возникают проблемы во взаимопонимании.Умение слушать другого помогает человеку снизить уровень эмоционального возбуждения и начать рационально рассуждать по поводу возникшей ситуации; развивает чувство уверенности в себе; повышает самооценку, так как осознается уважительное отношение к себе со стороны собеседника и др.

Существуют причины, из-за которых люди отвлекаются, не слушают друг друга, например:

– не хотят тратить время и силы на выслушивание собеседника;

– имеют собственное мнение по вопросу, о котором идет речь;

– считают себя специалистами по рассматриваемой проблеме;

– боятся критики в свой адрес;

– не имеют знаний в этой области.

Эффективность слушания снижается по разным причинам:

– отключается внимание (отвлекать может все, что необычно действует или раздражает);

– высокая скорость мыслительной деятельности, так как человек думает в четыре раза быстрее, чем говорит; когда говорит собеседник, мозг слушающего человека свободен большую часть времени и отвлекается от речи говорящего;

– антипатия к чужим мыслям, так как любой человек всегда больше ценит свои собственные мысли, которые для него обычно приятнее и их легче контролировать, чем заставлять себя следить за ходом рассуждения партнера по общению;

– избирательность внимания, так как человек привык слушать одновременно многое, не уделяя равнозначного внимания разным объектам восприятия (вербальным и невербальным средствам); попытка внимательно слушать и одновременно фиксировать информацию является для многих людей сложным процессом, поэтому в качестве самозащиты они приучаются попеременно выбирать то, что в конкретный момент представляет для них наибольший интерес; привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет концентрацию его на чем-то одном;

– потребность реплики (чья-то речь может вызвать у человека неотвратимое желание перебить и (или) ответить, и тогда он перестает слушать; его мысли заняты формулированием «разгромных комментариев», с помощью которых он хочет опровергнуть аргументы собеседника) [35].

Кроме того выделяют и другие помехи эффективного слушания: физические (шум, неожиданное воздействие, высокая или низкая температура, усталость), а также психические (безразличие, предубеждение против темы разговора или говорящего, озабоченность, реакция на слова с эмоциональной окраской, напряжение).

Стиль слушания каждого конкретного человека зависит от многих факторов: от его личностных качеств, специфики характера, интересов, пола, возраста, статуса и социального положения участников общения, их количества, конкретной ситуации, подготовленности к восприятию материала и др.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.