Здавалка
Главная | Обратная связь

Слушание в ситуации публичного выступления и ситуации диалога.



Важнейшим условием публичного выступления является впечатление, которое производит говорящий на аудиторию. Психологи считают, что большинство слушателей уделяют оратору особое внимание в первые минуты его выступления: они присматриваются к нему, следят за тем, как он ведет себя за трибуной и др.

Условно всех слушателей можно разделить на четыре группы.

1. Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая удовлетворения от речи.

2. Те, кто слушает наполовину. Их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в его полном отсутствии. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом.

3. Те, кто слушает с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, о чем говорит оратор. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом.

4. Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, получает максимум пользы из речи. По-видимому, именно эта группа слушателей обладает навыками рационального слушания [30].

Изначально слушатели должны определиться, с какой целью они будут слушать выступление, что будет для них полезным и ценным (получение необходимой информации, улучшение навыков собственной речи, приобретение эмоционального воодушевления и др.), затем организовать свою деятельность в соответствии с принципами эффективного слушания.

Слушать монологическую речь сложно, так как она содержит различные идеи, упустив одну из них, можно потерять логическую связь между частями выступления.

В ситуации диалога слушать легче, потому что у собеседника можно переспросить необходимую информацию. В диалоге между собеседниками осуществляется обмен информацией, то есть ее отправление и получение. Поэтому от умения слушать партнера по общению зависит ответная реакция собеседника.

Круг общения педагога широк, поэтому он вступает в контакт с учениками, родителями, коллегами, администрацией. Слушание в его профессиональной деятельности является не только каналом поступления информации, но и одной из форм получения и предоставления обратной связи. В педагогическом процессе оно дает возможность учителю реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Общаясь с учащимися, учителю приходится слушать их ответы, проверять знания, воспринимать отдельные реплики, одновременно наблюдать за тем, слушают ли его другие ученики, понимают ли, о чем он говорит. Кроме того учитель должен анализировать коммуникативную ситуацию, позиции ее участников. Во время беседы или дискуссии педагог, который нередко выступает инициатором коммуникации, должен ею управлять, уметь оценивать высказывания и суждения учащихся, корректно их исправлять. Результатом педагогического слушания, кроме понимания сообщения, должна быть обратная связь, выражаемая вербально или невербально. Для обучающихся слушание – это не только важный и востребованный вид речевой деятельности, но и способ приобретения знаний по всем учебным дисциплинам, канал социализации, средство формирования духовного мира, приобщения его к ценностям культуры.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.