Здавалка
Главная | Обратная связь

Техники активного слушания.



Для того чтобы слушание в процессе общения было результативным, специалисты рекомендуют использовать техники активного слушания, которые позволяют точнее понимать психологические состояния, мысли, чувства собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных соображений и переживаний.

Выделяют различные приемы активного слушания, например:

пауза, которая дает слушателю возможность отстраниться от своих мыслей и сосредоточиться на собеседнике, а последнему – дополнительное время подумать; умение переключиться на внутренний процесс собеседника позволяет создать между участниками общения доверительные отношения;

поощрение, одобрение, активизация собеседника посредством вербальных(используются слова понятно, конечно, это интересно)и невербальных (контакт глаз, кивание в такт речи) средств;

пересказ (перифраз) дает возможность слушателю кратко и своими словами повторить только что изложенную собеседником информацию, при этом слушатель должен постараться выделить и подчеркнуть главные, на его взгляд, идеи; это позволит установить обратную связь, понять, как слова звучат со стороны; в результате собеседник получает информацию о том, понят ли он или нет;

развитие мысли собеседника – попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника, найти истинный смысл высказывания;

сообщение о восприятии собеседника, когда слушатель сообщает ему свое впечатлении о нем, сформировавшееся в ходе общения (вы очень хороший специалист, и эта информация вам необходима);

отражение чувств собеседника, то есть высказывание о том, как слушатель понял чувства другого (мне понятны ваши чувства);

разделение чувств, сопереживание собеседнику (на вашем месте я бы тоже испытывал такие чувства);

сообщение о восприятии себя, при этом слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своем собственном состоянии в результате слушания (мне очень приятно это узнать);

уточнение – это просьба слушателя уточнить или разъяснить что-то из сказанного собеседником, что позволяет сохранить понимание его чувств и мыслей в конкретной ситуации (вы не могли бы уточнить);

обобщение, подведение итогов (итак, мы пришли к выводу, мы можем подвести итоги нашей беседы).

Этика слушания.

Можно использовать различные рекомендации по организации процесса эффективного слушания, для этого следует соблюдать определенные условия, например:

– при беседе нужно убрать посторонние мысли, быть внимательным и показывать это собеседнику;

– в процессе слушания необходимо производить анализ скрытой в речи собеседника информации, причин, толкнувших его на разговор;

– пока говорит собеседник, не следует обдумывать контраргументы, это вполне можно сделать в паузах, потому что скорость мышления примерно в четыре раза больше скорости речи;

– нужно стараться преодолевать желание сменить тему, особенно, если разговор не является приятным, так как время для выяснения вопросов будет потеряно и деловые отношения с этим человеком могут быть испорчены навсегда;

– отвечая на заданный собеседником вопрос, надо удостовериться, что конкретно он хочет узнать, иначе можно дать излишнюю или ненужную информацию.

– не следует перебивать собеседника, нужно предоставить ему возможность высказаться;

– не надо торопиться с оценками и выводами, сначала необходимо удостовериться, что именно имел в виду собеседник;

– необходимо сконцентрировать свое внимание на сущности разговора;

– если собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, нужно слушать только смысл сказанного и не поддаваться отрицательным эмоциям.

Основные правила слушания собеседника были предложены И. Атватером в книге «Я вас слушаю...» (М., 1989).

1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

2. Будьте физически внимательны.

3. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт, убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

4. Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.

Дайте собеседнику время высказаться.

5. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

6. Не перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие – младших, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

7. Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

8. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл общения.

9. Убедитесь, что нет неясностей и недопонимания. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду, не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличаются понятия «слышать» и «слушать»?

2. Какие приемы активного слушания вы можете назвать?

3. В чем специфика слушание в ситуации публичного выступления и в ситуации диалога?


1.7. Вербальные и невербальные средства коммуникации

Основные средства общения. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств речевой коммуникации. Особенности вербальных средств общения. Невербальные средства

общения: функции, виды, классификации. Понятие дистанции в общении. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности педагога. Коммуникативная функция профессионального имиджа педагога.

План:

1. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств коммуникации.

2. Специфика вербальных средств общения.

3. Специфика невербальных средств общения. Основные группы невербальных средств.

4. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности педагога.

5. Коммуникативная функция профессионального имиджа педагога.

Литература:

1. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. – СПб., 1997.

2. Гойхман, О. Я., Основы речевой коммуникации / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина; под ред. О. Я. Гойхмана. – М., 1997.

3. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: учеб. пособие / М. А. Гончаров. – 2-е изд., стер. – М., 2008.

4. Купер, М. Язык цвета / М. Купер, А. Метьюз. – М., 2002.

5. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – Таллинн, 1974.

6. Рыданова, И. И. Основы педагогического общения / И. И. Рыданова. – Мн., 1998.

7. Холл, Э. Как понять иностранца без слов // Язык тела. Как понять иностранца без слов. – М., 1995.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.