Здавалка
Главная | Обратная связь

Специфика вербальных средств общения.



Процесс превращения мысли в слово называется вербализацией (от лат. verbalis –устный, словесный), а речевой аспект взаимодействия людей – вербальным, или словесным общением. Еще на ранних этапах развития общества язык служил формой межчеловеческой связи на уровне этноса, семьи. Слушающий, выделяя в речевом потоке слова, расшифровывал их значение и таким образом определял смысл сообщения. По мнению педагога К. Д. Ушинского, «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое» (Цит. по: Латышина Д. И. История педагогики. – М., 1998. – С. 392). Язык как основное средство человеческого общения определяется в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой как исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе [87].

Коммуникативные свойства языка имеют большое значение для развития человеческого общества, которое получило возможность сделать знания осознанными и доступными рефлексии; передавать накопленный опыт, делая его общим достоянием; манипулировать сознанием людей.

Язык тесно связан с понятием речь, которая рассматривается в следующих значениях: 1) способность говорить, говорение; 2) разновидность или стиль языка; 3) звучащий язык; 4) разговор, беседа: 5) публичное выступление [87].

Речь является индивидуальной формой использования языка и одним из основных видов коммуникативной деятельности человека. В ней языковые единицы получают дополнительные свойства, отражая индивидуальный опыт и личностные особенности говорящего. В зависимости от коммуникативной ситуации и решаемых задач субъект речевой деятельности выбирает определенные слова и обороты, сочетает и комбинирует их. Особенностью человеческой речи является ее членораздельность и внутренняя структурированность. Этим она отличается от сигнальных средств общения животных. Для речевой системы характерна собственная структура организации элементов. Высказывания строятся на основе языковых единиц различных уровней: фонем, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Каждая речевая единица обладает дискретным смыслом и комбинируется с другими по определенным правилам произношения, словообразования, правописания. На основе таких правил создаются тексты. Речь, в отличие от языка, обладает свойством ситуативной привязанности, на котором основано ее понимание.

Речь может быть внутренней и внешней. Способ формирования и формулирования мыслей при помощи языка называют внутренней речью. Речь интегрирована во всех психических процессах человека и развития его мышления. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмен информацией. В работах психолога А. Р. Лурия было рассмотрено, каким образом внутренняя речь способствует превращению субъективных смыслов в систему внешних развернутых речевых значений. Это происходит по схеме: мотив – замысел – внутренняя речь (перекодирование замысла в развернутую речь) – схема развернутого речевого высказывания [45]. Внешняя речь может быть представлена в виде диалога, монолога, в устной и письменной форме.

По характеру речь может быть активной (экспрессивной) и пассивной (импрессивной). Экспрессивная речь (от лат. expression – выражение) используется при порождении речевого высказывания в устной или письменной форме и строится на основе активного словаря или субъективного лексического запаса. Понимание устной или письменной речи происходит в форме импрессивной речи (от лат. impression – впечатление), при этом используется пассивный словарь, элементы которого понимаются человеком, но редко используются при формировании собственных сообщений. Понимание и передача информации во многом зависит от того, насколько ясно, грамотно, лаконично излагаются мысли, осуществляется вербализация.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.