Здавалка
Главная | Обратная связь

Специфика невербальных средств общения. Характеристика групп невербальных средств.



Теория и экспериментальные исследования по невербальной коммуникации направлены на изучение трех направлений: окружающая среда и условия коммуникации, физические характеристики участников коммуникации, их поведение во время коммуникации во всем его многообразии.

Невербальные средства делятся на первичные, естественные языки, в которых используются возможности человеческого лица и тела (мимика, пантомимика, система жестов), и вторичные, искусственно созданные (языки программирования, азбука Морзе, нотная грамота и т.д.).

Существуют различные науки, изучающие специфику невербальных средств, такие как: паралингвистика, экстралингвистика, кинесика, такесика, проксемика и др.

Невербальные средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека. В голосе заключаются множество невербальных звуковых сигналов, которые сопровождают речь. Во многих исследованиях, посвященных влиянию характеристик голоса на общение, изучается высота голоса, исследуется продолжительность звуков, паузы в речевом потоке и скрытая реакция во время обмена фразами, уровень громкости и ее амплитуда, артикуляция, скорость речи, ритм. Исследователи отмечают роль стереотипов восприятия человека, связанных с определенными характеристиками голоса, а также его влиянием на понятность и убедительность речи.

При помощи паралингвистических и экстралингвистических средств регулируется речевой поток, экономятся языковые средства общения, выражаются эмоциональные состояния человека.

Паралингвистическая система (просодика) – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, тембр, громкость, фразовое и логическое ударение, предпочитаемые конкретным человеком.

Экстралингвистическая система – это включение в речь различных вкраплений (плач, покашливание, смех, вздохи и др.), а также темп речи (темпоритм, то есть скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи). Например, усталость, горе передают обычно приглушенным, мягким голосом, с понижением интонации в конце предложения; радость передается повышением голоса. Быстрая речь свидетельствует о взволнованности, замедленная речь – об усталости, высокомерии и проч.

К кинесическим (от греч. kinesis – движение) средствам относят экспрессивно-выразительные движения: мимику, позы, жесты, пантомимику.

Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц (улыбка, взгляд, движение бровей и др.). Различают непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику и произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства. Мимика должна отличаться целостностью и динамичностью. В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (радости, печали, гнева, страха, отвращения, удивления) все движения мышц лица скоординированы. Психологи определили, что люди различных национальностей и уровня культуры довольно точно интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Движения лицевых мышц выполняют знаковые функции, несут информационную нагрузку.

Улыбка – наиболее универсальное мимическое средство общения. Улыбаясь, человек снимает напряженность первых минут контакта, демонстрируя радость встречи, дружелюбие, сопровождая этим слова приветствия. Улыбка используется для создания атмосферы позитива и доверия. Исследователи считают, что происхождение улыбки носит подражательный характер. Первоначально она была символом угрозы, так как оскал зубов являлся способом защиты во время отражения противника. Такая улыбка наблюдается, когда современный человек злобно усмехается, проявляя свою враждебность. Однако в совокупности с дружелюбными жестами это невербальное средство имеет позитивное значение и обозначает удовольствие или доброжелательность. Улыбка может рассматриваться как непроизвольное мимическое движение и как жест, являющийся знаком в коммуникации. Непроизвольная улыбка представляет собой физиологическую реакцию на определённые ощущения и эмоциональные состояния. Она универсальна, то есть свойственна всем людям, независимо от национальной культурной принадлежности, возраста, пола, социального статуса (улыбка вместе с определённым движением мышц вокруг глаз является мимическим выражением радости и счастья). Улыбка как жест социально и культурно обусловлена, то есть специфична в разных культурах и контекстах.

Информация от одного партнера к другому передается и принимается при помощи глаз. Кроме того при помощи визуального контакта можно создать доброжелательную атмосферу для участников общения. Взгляд – это движение глаз, которое человек осуществляет в направлении другого человека. Взаимный взгляд возникает, когда участники коммуникации смотрят друг другу в глаза. Условием создания позитивных отношений с партнером является зрительный контакт в течение 60-70 % времени общения. При помощи глаз (по расширенным или суженным зрачкам) можно определить проявление различных эмоций человека, его настроение, физическое состояние. Визуальный контакт легче поддерживать, если беседа носит позитивный характер, при неприятном разговоре его избегают. При помощи взгляда можно регулировать коммуникативную ситуацию, предоставлять обратную связь и управлять потоком взаимодействия.

Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтерс доказали, что направление взгляда связано с формированиемвысказывания и сложностью этого процесса.В процессе формирования мысли взгляд человека обычно направлен в сторону, когда мысль полностью сформировалась – на собеседника.Говорящий смотрит на своего собеседника реже, проверяя его реакцию и заинтересованность. Взгляд слушающего в сторону говорящего более продолжительный, так как он сигнализирует об обратной связи.

Психологи выделяют разные виды взглядов.

При деловом взгляде глаза собеседника сосредоточены на «треугольнике», образуемом тремя точками: центры глаз и середина лба.Направляя свой взгляд на этот треугольник, человек передает собеседнику деловой характер общения.

При социальном взгляде глаза направлены на «треугольник», образуемый центрами глаз и серединой рта.Это способствует созданию непринужденного, межличностного общения деловых партнеров.

Информативна также и продолжительность взгляда. Обычно собеседники смотрят друг на друга от 1/3 до 2/3 времени общения. Однако необходимо учитывать, что продолжительность взгляда зависит от ряда факторов, например, национально обусловлена.

Совокупность выразительных движений, связанных с изменениями в положении тела, жестах, осанке, походке изучает пантомимика (от греч. pantomimos – все воспроизводящий подражанием).

Поза в коммуникации рассматривается как положение человеческого тела. Обычно позы сочетаются с другими невербальными сигналами и отражают эмоциональные состояния общающихся (взволнованность, напряженность, раскованность и др.), степень симпатии, внимания и интереса друг к другу (например, собеседники наклоняются друг к другу) или их отсутствие (собеседники отворачиваются, садятся спиной друг к другу). По мнению психологов, одинаковые позы участников коммуникации способствуют их взаимопониманию или стремлению к нему.

Известно, что существует около тысячи различных устойчивых положений, которые может принять человеческое тело. Многое в семиотике позы объясняется физиологической целесообразностью и природными инстинктами. Конкретные значения во многом зависят от культурного и социального контекста. Культурные традиции каждого народа запрещают одни позы или приветствуют другие. Выделяют открытые и закрытые позы.

В рамках пантомимики особую роль играет жестовое поведение. Интенсивность жестикуляции зависит от темперамента человека, эмоциональной возбужденности и других факторов. Применение жестов культурно обусловлено. Например, жители Средиземноморья в отличие от Центральной или Северной Европы активнее пользуются жестами.

Существуют различные классификации жестов.

Д. Левис выделяет четыре типа жестов в зависимости от их предназначения:

1. Жесты-символы наиболее информативны (например, символ «ОК», передающийся с помощью большого и указательного пальцев, которые как бы образуют букву «О»). В Америке этот жест означает «все хорошо», во Франции – «ноль», в Японии – деньги, в Германии его рассматривают как весьма неприличный намек.

2. Жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного, они усиливают посылы сообщения, при помощи них ключевые моменты беседы подчеркиваются и лучше запоминаются. Например, указание направления рукой.

3. Жесты-регуляторы играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов – рукопожатие. Эти жесты позволяют поддержать беседу или указать на ее завершение. В процессе общения, например, частые кивки головой означают пожелание ускорить беседу, а медленные – заинтересованность в теме, согласие с собеседником.

4. Жесты-адаптеры обычно сопровождают чувства и эмоции человека. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях волнения, стресса. Например, почесывание затылка, если человек затрудняется в чем-либо.

В процессе общения важно учитывать специфику определенных жестов в общем контексте беседы. Выделяют несколько основных групп жестов и поз, отражающих различное внутреннее состояние или установку партнеров по общению.

Жесты открытости («раскрытые руки», когда один из партнеров протягивает в сторону собеседника руки ладонями вверх; «расстегнутый пиджак») свидетельствуют о заинтересованности, искренности, расположенности собеседника.

Жесты размышления и оценки (почесывание подбородка, потирание переносицы и др.).

Жесты сомнения (прикосновение к носу, легкое его потирание, почесывание указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или боковой части шеи).

Жесты и позы защиты (скрещенные на груди руки, пальцы скрещенных рук собеседника сжаты в кулаки – демонстрация враждебности или наступательной позиции; кисти скрещенных рук, обхватывающих плечи, говорят о сдерживании партнером негативной реакции на позицию собеседника).

Жесты и позы уверенности (нога на ноге; руки в замок за спиной; закладывание рук за голову).

Жесты затягивания времени (постоянное снимание и надевание очков, протирание линз; расхаживание перед партнером, когда собеседник хочет найти решение проблемы).

Жесты подозрительности и скрытности (собеседник прикрывает лицо руками, потирает виски, лоб, подбородок; непроизвольно отводит глаза в сторону) означают недоверие к собеседнику, сомнение в его правоте, желание скрыть какую-то информацию.

Жесты несогласия (собирание с одежды несуществующих ворсинок) используются, когда человек не согласен с мнением партнера, но открыто не высказывает своего мнения.

Кроме того существует классификация, согласно которой выделяют жесты:

не связанные с речью, не соотносящиеся с тем, что человек говорит, но которые имеют лингвистическое значение и могут быть переведены словами. В рамках определенной культуры и субкультуры принят единообразный «перевод» таких сигналов (например «ОК», «Победа»).

соотносящиеся с речью и сопровождающие ее, часто иллюстрируя то, что говорится вербально. Эти движения могут подчеркивать значения слова или фразы, пространственные отношения, служить дополнением к упорядочиванию и организации интерактивного процесса.

Важную роль играют такесические (от лат. takesika) средства общения, связанные с тактильной системой восприятия. К ним относятся прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуев, поглаживания, объятия, а также действия в ситуации, когда человек удерживает кого-либо или что-либо. Психологи определили, что прикосновения являются биологически необходимыми формами стимуляции, использование которых определяется различными факторами (возрастом, полом, статусом партнеров и др.). Некоторые исследователи придают особое значение роли прикосновения в раннем развитии ребенка.

Прикосновение – неоднозначная форма поведения человека, которая дает разнообразную информацию. Специалисты выделяют различные его виды: профессиональные, протокольные (ритуальные), дружеские, любовные. Они трактуются в зависимости от контекста ситуации, характера взаимоотношений общающихся, манеры исполнения, а не просто от конфигурации прикосновения. Например, рукопожатие бывает трех типов: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное. Рукопожатие может вызывать и неприятные эмоции. А. Куприн писал в повести «Колесо времени»: «Сколько есть на свете мокрых, грязных, холодных, вялых, точно распаренных или сухих и жестко горячих, явно враждебных, несомненно преступных и просто отвратительных рук. И каждую из них вы при случайном знакомстве должны пожать, несмотря на то, что ваша рука – этот тончайший аппарат чувствительности – содрогается и протестует всеми своими нервами. Не лучше ли кивок, полупоклон?»

Кроме того, использование таких средств, способов выражения эмоций требует от участников общения особой культуры, такта. В противном случае некорректное поведение может привести к проблемам в отношениях.

Проксемика (от греч. proxemics – близость)изучает использование и восприятие социального и личного пространства, ориентацию в нем, определяет близость к партнеру, дистанцию между участниками общения. Данный термин ввел американский антрополог Э. Холл, который описал четыре дистанции, характерные для общения:

интимная (от 15 до 45 см), на которой общаются очень близкие люди, с кем человек находится в тесном эмоциональном контакте (супруги, родители, дети);

личная, или персональная (от 45 до 120 см) оптимальна для общения друзей, знакомых, неформального общения коллег;

социальная (от 120 до 350 см) целесообразна для социальных, деловых отношений, при этом общение происходит в строгом соответствии с социальной ролью говорящих;

официальная, или публичная (от 350 см) используется при выступлении перед различными аудиториями.

Дистанция между общающимися зависит от различных факторов:

– от национальных особенностей,

– от пола собеседников,

– от возраста,

– от специфики взаимоотношений и желания общаться,

– от статуса,

– от места проживания.

Нарушение пространства, особенно интимного и личного, вызывает у человека реакцию самозащиты, сопровождающуюся определенными движениями:

– беспокойным ерзанием, сигнализирующем о желании удалиться;

– закидыванием ноги за ногу, поворотом в сторону и подготовкой к бегству;

– постукиванием пальцами (сигнал внутренней тревоги);

– опорой на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;

– зажмуриванием глаз («Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»);

– опусканием подбородка на грудь, защитой шеи;

– приподниманием плеч для прикрытия шеи (вторжение рассматривается как нападение);

– хватанием предметов, особенно карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»;

– вставанием, готовностью уйти [91].

Понятие территориальность (territoriality), которая означает желание человека определять личную территорию, запретную для других, играет важную роль в его жизни. Наибольшую коммуникативную нагрузку несут территории совместной работы, отдыха и развлечений. Планирование рабочей площади осуществляется с учетом конкретного типа организации.На эффективность использования пространства влияют многие факторы, например, правильный выбор мебели, оптимальное ее размещение. Организация рабочих мест в помещении может быть двух видов: зальная и кабинетная.

Зальная предполагает размещение большого количества рабочих мест в одном зале. Между столами ставят легкие перегородки, создавая некоторую иллюзию изолированности. Кроме того возможна и другая организация помещения: четыре-шесть столов соединяют вместе, при этом поверхность каждого стола рассматривается как индивидуальная территория сотрудника.

Такая форма организации труда экономически более выгодна. Она позволяет руководителю иметь более полное представление о деятельности своих сотрудников, их взаимоотношениях. Администратору рекомендуется размещаться лицом к входной двери, чуть наискось. Руководитель, не имеющий своего собственного кабинета, располагается в дальнем левом углу (на этом рабочем месте естественный свет должен падать слева), из которого лучше просматривается все помещение. Зальная организация рабочих мест возможна только в том случае, если условия работы предполагают небольшое количества посетителей. Однако у людей, работающих в таких условиях, в связи с постоянным присутствием большого количества сотрудников и контроля со стороны администрации, нередко возникает ощущение неудобства, недостаточного психологического комфорта.

Кабинетная система может быть представлена помещениями двух типов:

– помещение для нескольких сотрудников (у каждого из них есть свое рабочее место, где осуществляется прием посетителей);

– помещение для одного лица – руководителя (в кабинете предполагается наличие трех зон: рабочей, совещательной и неформального общения).

Обустройство помещения техническими средствами должно осуществляться с учетом требования эргономики (от греч. ergon – работа и nomos – закон) – науки, изучающей поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность, снижающие затраты энергии [119].

Существуют правила взаимодействия людей в процессе размещения за рабочим столом и общения:

позиция углового расположения характерно для дружественно беседующих людей, при этом осуществляется постоянный визуальный контакт;

позиция делового взаимодействия (сотрудничество, кооперативная позиция) предполагает положение участников общения рядом друг с другом;

конкурирующе-оборонительная позиция – это положение партнеров друг против друга, при этом каждая из сторон придерживается своей точки зрения;

независимая позиция занимается людьми, не желающими общаться друг с другом и демонстрирующими свою незаинтересованность в этом.

На создание психологического климата оказывает влияние не только расположение людей за столом, но и сама форма стола. Например, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между равными по статусу участниками. За прямоугольным столом наиболее значимым местом считается то, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери. Круглый стол используют, если хотят создать атмосферу неофициальности и непринужденности.

Существуют невербальные средства, способствующие повышению статуса пригласившего:

– стул или кресло с высокой спинкой и подлокотниками;

– низкие диванчики, кресла, стулья для посетителей;

– дорогая пепельница, стоящая вне зоны досягаемости посетителя, что вызывает у последнего ощущение неловкости, когда он ею пользуется;

– фотографии, на которых хозяин кабинета изображен вместе с известным человеком (президентом, мэром, актером, общественным деятелем и др.);

– награды, кубки, призы, дипломы, сертификаты, полученные им или сотрудниками его организации.

Таким образом, знание человеком специфики невербальных средств и их многообразия позволяет сделать коммуникацию более результативной и эффективной.

4. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности учителя.

Важное значение в профессиональной деятельности имеет педагогическая техника (совокупность приемов), которая способствует гармонизации внутреннего содержания деятельности учителя и его внешнего выражения. Педагогическая техника включает в себя две группы компонентов.

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим телом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывать технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и т.д.

При построении педагогического процесса учитель традиционно уделяет больше внимания вербальному компоненту, рассматривает особенности организации урока, его информационное наполнение, методы обучения и воспитания, стили общения и др.

Педагогическая речь должна обеспечивать продуктивное общение, взаимодействие между учителем и воспитанниками; оказывать положительное воздействие на чувства, сознание учащихся с целью формирования их убеждений, мотивов деятельности; способствовать рациональной организации учебно-воспитательного процесса.

С выражением «педагогическая речь» тесно связано понятие коммуникативное поведение учителя. В современной научной литературе под коммуникативным поведением учителя понимают не просто процесс говорения, передачи информации, а такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы (Леонтьев А. А. Педагогическое общение; Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. С. 30–31).

Для характеристики коммуникативного поведения учителя важно учитывать стиль его общения с учениками, уместность использования оценочных суждений, специфику сопутствующих речи невербальных средств.Отношение педагога к детям оказывает влияние и на их отношения друг к другу. Иногда учитель своими некорректными замечаниями и оценками невольно демонстрирует недоброжелательное отношение к тому или иному ребенку(например, недопустимы замечания, унижающие личность учащегося «Ты – лодырь», «Из-за тебя класс на последнем месте») или использует призывы, обращенные ко всему классу («Не дружите с Сергеем!»). Отрицательно влияют на положение ученика в классе и неумеренные захваливания, особенно если это сопровождается сравнением с другими учащимися или противопоставлением им («Саша не такой как все, он – пример для подражания»). Это приводит к тому, что такие дети оказываются в изоляции и испытывают дискомфорт в отношениях с одноклассниками.

Устная речь учителя существует в двух разновидностях – в форме монолога и диалога. Формами монологической речи в педагогической деятельности являются лекция, рассказ, объяснение нового материала, комментарий, разъяснение (понятия, определения), развернутые оценочные суждения (комментирование отметки при оценивании знаний или поведения ученика). Диалогическая форма представлена различными видами бесед, а также совместными обсуждениями различных проблем или обменом информацией во время дискуссий, диспутов.

Потенциальные возможности языка как способа описания окружающего мира и выражения отношения к нему делают его основным средством педагогической коммуникации. В профессиональной деятельности учитель использует язык для решения многих коммуникативных задач. Для передачи определенной информации он выбирает язык коммуникации, то есть оптимальную знаковую систему, которая должна быть адекватна природе сообщаемой информации (например, преподаваемой дисциплины); понятна участникам коммуникации, безопасна в психофизиологическом (удобство канала связи), семантическом (обеспечение минимума искажений), семиотическом (знаковый способ представления) смыслах.

Педагогу нужно учитывать тот факт, что при введении в коммуникацию новых понятий, даже если они были восприняты учащимися и закрепились в их памяти, у школьников первоначально пополняется пассивный словарный запас. Поэтому они могут распознавать «оболочку» термина, но не понимать его значения. Только по мере осмысления и неоднократного употребления новое слово закрепляется в их активном словаре. В педагогической деятельности для эффективного воздействия на конкретного человека или аудиторию нужно находить точные слова, так как они воспринимаются людьми по-разному. Учитель, являясь субъектом педагогического общения, также способствует активизации речевой деятельности обучающихся. Они, реализуя свою социальную роль, должны не только осваивать знания, но и корректно демонстрировать их, что не всегда получается на практике. Задача учителя – организовать такое взаимодействие, чтобы учащийся ощущал себя не только субъектом учебной деятельности, но и значимой личностью, способной раскрыть свой потенциал.

Однако если речь учителя является предметом его постоянного анализа,то визуально передаваемая информация часто им недостаточно серьезно воспринимается. Каждый компонент внешнего облика педагога имеет свою смысловую нагрузку и находит отклик в восприятии учащихся. Образ педагога сохраняется в их памяти в самых ярких внешних характеристиках. Психолог А. А. Бодалев писал: «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности».

Важную роль в профессиональной коммуникации играют невербальные средства, но этому аспекту зачастую не уделяется должного внимания.Чем больше невербальное поведение учителя соответствует его внутреннему состоянию, тем оно убедительнее. Поэтому педагогу необходимо сохранять позитивное представление о себе, так как в противном случае невербальные средства, используемые им, будут сигнализировать аудитории об его неуверенности. Как отмечал А. С. Мака­ренко, «воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас» (Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. // Пед. соч.: В 8 т. – Т. 4. – С. 172).

При использовании невербальных средств учитель должен иметь в виду следующие характеристики:

· эстетичность, (они не должны вызывать отрицательной реакции, казаться смешными);

· органичность (достаточно прозрачная ассоциативность с действием, которое предлагается выполнить);

· лаконичность (использование минимального количества движений);

· распознаваемость;

· конвенциональность (введение на основе договоренности обеспечивает понимание всеми участниками коммуникации);

· устойчивость (многократное повторение без изменений, стереотипизация) [54].

Важным элементом речи учителя является темпоритм, так как, по словам К. С. Станиславского, «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя». Скорость речи зависит от различных факторов: индивидуальности учителя, содержания его речи, возраста учащихся и ситуации общения. Оптимальная скорость речи учителя в V–VI классах – не более 60 слов, в старших классах – 75 слов в минуту. Длительность звучания отдельных слов зависит от их значимости в данном контексте. Чем важнее слово, текст, тем медленнее должна быть речь (например, при объяснении нового материала, когда нужно сосредоточить внимание учащихся на терминах, понятиях учитель говорит более медленно, чем в ходе обычного обсуждения). Обязательно замедляется речь учителя, когда нужно сформулировать тот или иной вывод – принцип, закон, определение, правило. Следует учитывать и эмоциональное состояние учащихся. Например, если ученик возбужден, то учителю рекомендуется говорить тише и медленнее.

Учащиеся, наблюдая за учителем, определяют его эмоциональное состояние, отношение, настроение. Поэтому педагогу нужно показывать невербально лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательного процесса, и избегать демонстрации негативного невербального поведения («бегающие глаза», «каменное лицо», «презрительная улыбка»).

Жесты педагога должны быть органичными, сдержанными, корректными. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Учителю следует демонстрировать открытые позы (не скрещивать руки, повернуться лицом к классу), уменьшать дистанцию, вырабатывать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Например, положительно воспринимается поза, когда учитель стоит прямо, ноги расставлены на расстоянии 15-30 см, при этом левая нога чуть выставлена вперед и слегка согнута, а правая нога является опорной; тело хорошо сбалансировано, устойчиво, но не статично, в меру расслаблено; голова слегка наклонена и повернута лицом к аудитории; руки готовы к жестикуляции.

К неудачным позам педагога во время выступления перед аудиторией можно отнести следующие: переминание с ноги на ногу; перенос массы тела на одну ногу; раскачивание, разворот одним плечом в сторону аудитории. Ему не рекомендуется занимать позу человека с поникшей головой и опущенными плечами, а также смотреть в потолок или в окно, отвернувшись от аудитории. Отрицательно воспринимается поза, когда учитель демонстрирует следующее: сложенные на груди руки, голова втянута в плечи, руки находятся за спиной или в карманах.

Учителю во время урока следует перемещаться по кабинету вперед и назад (например, во время просмотра записей учащихся в тетрадях), а во время объяснения материала двигаться вдоль доски. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, учитель как бы дает возможность учащимся отдохнуть.

Педагог должен учитывать в своей работе специфику дистанций и помнить о том, что их нарушение может привести к негативным последствиям.

Кроме того он должен уметь внимательно «читать» поведение учащихся. А. С. Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «Мой глаз в то время был достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказывать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья» (Макаренко А. С. Педагогической поэма // Пед. соч.: в 8 т.– Т. 3. – С. 295).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.