Коммуникативная функция профессионального имиджа педагога.
Имидж (от англ. image – образ, облик, представление, подобие) является социально-психологическим феноменом. В различных справочных изданиях это понятие определяется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ. Объектом или носителем имиджа может быть человек, группа людей, организация и т.д. По отношению к человеку имидж рассматривается как его внешний вид и репутация. Имидж не является однажды сформированным, статичным понятием; он постоянно видоизменяется, активен по своей сути, что выражается в его способности воздействовать на эмоции, деятельность, сознание, поступки отдельных людей и групп.Имидж включает три уровня: внешний облик, психологические свойства и социальные задатки, соответствующие запросам времени и общества (Психология менеджмента: учебник / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб., 2000). Внешний облик (первый уровень имиджа) включает природные внешние данные, их умелое использование с целью произвести позитивное впечатление (применение косметики, выбор одежды, украшений и др.) на окружающих. Одежда человека является основной составляющей внешнего имиджа. Одежда должна быть функциональной, уместной, удобной и комфортной, соответствовать статусу человека, его возрасту, быть стильной, подобрана с хорошим вкусом. Существуют определенные рекомендации по использованию стилей одежды в соответствии с той ситуацией, в которой человек находится. Выделяют следующую классификацию стилей: ● традиционный (форменная или национальная одежда) – выбор этого стиля свидетельствует о стремлении к сохранению единообразия, культурной замкнутости, высокой степени этноцентризма; ● однообразный – ее носитель не способен на духовные затраты; ● консервативный – демонстрирует расчетливость, рассудочность; ● классический – стремление укрепить свой авторитет и претендовать на престижные позиции; ● модный – свидетельствует о благоприятном отношении к переменам; ● разнообразный – беспокойство и недостаточная готовность к душевной самоотдаче; ● оригинальный – раскрывает предприимчивую личность; ● экстравагантный – подчеркивание своего отличия от других, самоутверждение. Психологические свойства человека (второй уровень имиджа) – коммуникативность, эмпатия, рефлексивность, красноречие, навыки, приобретенные вследствие образования и воспитания. Для этого уровня особенно важны характеристики речи во всех ее вариантах (устной и письменной, активной и пассивной). Например, экспериментально определено, что мягкая и отчетливая речь свидетельствует о рассудительности, мягкая и медленная – о стремлении к защищенности, тихая и неотчетливая – о робости, страхе, громкая и отчетливая – об энергичности и т.п. Социальные задатки (третий уровень имиджа) связаны с жизненным и профессиональным опытом личности, что отражается в соответствии поведенческих реакций запросам времени и общества. Выбор дружеского и семейного круга общения, собственная иерархия жизненных ценностей, устойчивость социальных отношений, реальные поступки в конфликтных ситуациях, которые обеспечивают репутацию человека. По мнению А. Ю. Панасюка, личный имидж, с точки зрения формирующих его факторов, включает такие составляющие: · габитарную (от лат. habitus – внешний вид) – одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт; · кинетическую – осанка, походка, жестикуляция, мимика; · речевую – культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк; · средовую – созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.д.); · овеществленную – созданные человеком продукты его труда. В общественном сознании существует имидж профессии учителя, который включает наиболее общие характеристики, свойственные представителям данной профессии и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Древнегреческий философ Ксенофонт говорил: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Несмотря на изменения, происходящие в обществе, важными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, искренность, доброжелательность и другие. Имидж современного педагога определяется не только набором черт, идеальных качествв сознании учащихся, но и коммуникативными характеристиками. Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения. Педагог, занимающийся созданием собственного имиджа, хорошо выглядит, лучше себя чувствует, более уверен в себе. В целях профессионального самосовершенствования ему необходимо овладевать технологиями формирования и корректировки своего имиджа. Наиболее важными компонентами построения педагогического имиджа определяются следующие (по А. А. Калюжному). 1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. 2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности. 3. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого. 4. Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники прежде всего необходима стратегическая направленность. Важно понимать, что имидж – это единство внутреннего содержания (внутренний мир человека, его духовное и интеллектуальное развитие, интересы, ценности) и внешнего проявления, то есть в профессиональном имидже внешние характеристики должны подкрепляться внутренними личностными качествами. В результате формирования имиджа у каждого педагога определяется индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности. Имидж учителя включает не только профессиональные (компетентность, мастерство) и деловые характеристики (коммуникабельность, обязательность, ответственность и другие), но и внешний вид. Впечатление об учителе, администрации, образовательном учреждении формируется в личных контактах и в общественном мнении. Вопросы для самопроверки: 1. Как взаимосвязаны вербальные и невербальные средства коммуникации? 2. Какие требования предъявляются учителю при использовании вербальных и невербальных средств коммуникации в его профессиональной деятельности? 3. В чем заключается коммуникативная функция профессионального имиджа педагога? 1.8. Конфликты в процессе коммуникации Конфликтная ситуация, инцидент, конфликт. Конфликтные ситуации в профессиональном общении. Виды конфликтов (конструктивный и деструктивный). Тактики поведения в ситуации конфликта. Культура разрешения конфликтов. Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций. Коммуникативные конфликты. Пути достижения согласия в речевой коммуникации. Формы корректных критических высказываний. Типология конфликтных личностей. План: 1. Понятие, сущность конфликта. Типы конфликтов, причины их возникновения. 2. Конфликты в профессиональном общении педагога. 3. Технология решения конфликтов. 4. Типы конфликтных людей и техники общения с ними. Литература: 1. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: учеб. Пособие / М. А. Гончаров. – 2-е изд. стер. – М., 2008. 2. Гойхман, О. Я., Основы речевой коммуникации / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина; под ред. О. Я. Гойхмана. – М., 1997 3. Ликсон, Ч. Конфликт / Ч. Ликсон. – СПб., 1997. 4. Лупьян, А. Я. Барьеры общения, конфликты, стрессы… / А. Я. Лупьян. – Ростов н/Д., 1991. 5. Шейнов, В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В. П. Шейнов. – Мн., 1996. 6. Шейнов, В. П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искусство менеджера) / В. П. Шейнов. – 2-е изд. – Мн., 1996. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|