Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и сущность конфликта. Типы конфликтов, причины их возникновения.



Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей. По мнению В.П. Шейнова, возникновение конфликта можно представить следующим образом:

конфликт = конфликтная ситуация +инцидент.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Важной характеристикой конфликта является его динамика, развитие осуществляется поэтапно:

1) возникновение и развитие конфликтной ситуации, которая создается одним или несколькими субъектами взаимодействия и является предпосылкой конфликта;

2) осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта;

3) начало открытого конфликтного взаимодействия, когда один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям, направленным на нанесение ущерба «противнику»;

4) развитие открытого конфликта, когда участники заявляют о своих позициях и выдвигают требования, при этом они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта;

5) разрешение конфликта, котороев зависимости от содержания конфликта может быть достигнуто двумя методами: педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснениями и др.) и административными (увольнение, перевод на другую работу, приказ руководителя и др.).

Существуют различные классификации и типологии конфликтов.

1. По направленности конфликты бывают горизонтальные, вертикальные, смешанные.

Горизонтальные – это такие конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся в равном статусе по отношению друг к другу.

Вертикальные – это такие конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении.

Смешанные конфликты включают в себя специфику вертикального и горизонтального конфликтов и составляют 70–80 % их общего количества. Этот тип конфликта наиболее нежелательный для руководителя, которому необходимо проявлять наибольшую внимательность к сотрудникам, стараться разрешить конфликтную ситуацию в самом начале.

2. По количеству участников конфликты могут быть персональные (индивидуальные) и коллективные, так как субъектами конфликта могут быть отдельные индивиды или группы индивидов, которые объединяются определенной целью. Индивидуальные конфликты бывают целевыми (достижение цели одной стороной делает результат безусловным и абсолютным) и статусными (всегда присутствуют различные мотивы).

3. По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, другие – субъективными.

4. По сфере разрешения конфликты делят на те, что разрешаются в деловой сфере, и на те, что разрешаются в личностно-эмоциональной сфере.

5. По значению для организации конфликты делятся на конструктивные, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, в их основе лежат объективные причины, и деструктивные (разрушительные, дисфункциональные), препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, причинами которых могут быть как объективные, так и субъективные факторы.

Особое внимание следует уделять конструктивным (созидательным, функциональные) конфликтам, а также их причинам.

Обычно это недостатки в организации производства и управления, такие как:

– недовольство оплатой труда;

– неблагоприятные условия труда (отсутствие вентиляции, вибрация, шум, температурный режим и др.);

– недостатки в организации труда;

– несоответствие прав и обязанностей;

– неритмичность работы (простои, вынужденный отпуск, «штурмовщина» и др.);

– неудобный график работы;

– упущение в технологии (особенно те, от которых страдает заработная плата сотрудника, причем не по его вине);

– необеспеченность заданий ресурсами (в частности, перебои в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими);

– отсутствие четкости в распределении обязанностей, в частности, неэффективные, слишком расплывчатые;

– низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;

– противоречивые отношения или цели технологических и экономических служб (например, служб, отвечающих за количественные показатели, за выполнение плана и служб, отвечающих за качество, отдела технического контроля и т.д.).

Положительное решение конструктивного конфликта идет на пользу дела, организации.

Деструктивные конфликтыпорождаются чаще всего субъективными причинами:

– неправильные действия руководителя(нарушение служебной этики, нарушение трудового законодательства, несправедливая оценка руководителем подчиненных и результатов его труда);

– неправильные действия подчиненных;

– неправильные действия руководителя и подчиненных.

Большинство конфликтов (80 %) возникает помимо желания их участников. Они возникают из-за особенностей психики человека и того, что большинство людей либо не знают о конфликтах, либо не придают им значения.

Можно выделить следующие типы причин:

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации или статусе. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и др.

2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного статуса, который занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

Конфликты коммуникации обычно возникают тогда, когда барьеры общения становятся непреодолимыми и ошибки не исправляются, когда нарушается система общения, отсутствует обратная связь. Причины такого рода конфликтов могут быть следующие: отсутствие гибкости и тактичности, взаимопонимания, категоричная позиция общающихся.

Любая из названных причин может явиться первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Кроме существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.