Модели поведения личности в конфликте.
Конструктивная модель поведения личности в конфликтехарактеризуется тем, чточеловек отличается самообладанием и выдержкой, открыт и искренен в отношениях, стремится разрешить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения. Деструктивная модель поведения личности в конфликте отличается тем, что индивид нарушает этику поведения, стремится к обострению и расширению конфликта, негативно отзывается об оппоненте, проявляет к нему недоверие. Конформистская модель поведения личности в конфликте характеризуется тем, что человек отличается пассивным поведением, склонен к уступкам, непоследователен в суждениях, оценках, быстро соглашается с точкой зрения собеседника, пытается уйти от решения серьезных вопросов. По мнению английского исследователя Роберта Брамсона, для того, чтобы обеспечить в организации благоприятный психологический климат, нужно прилагать главные усилия лишь к десятой части персонала – трудным субъектам. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности. Среди «трудных» Р. Брамсон определил пять типов конфликтных личностей. 1. Агрессивные. Делятся на три подтипа: «танки», «снайперы» и «взрывники». «Танки»абсолютно уверены в том, что их советы самые компетентные. Они не любят агрессивных реакций со стороны тех, с кем общаются. Чтобы добиться в споре с «танками» каких-либо успехов, надо дать им возможность высказаться, и тогда они становятся покладистыми. «Снайперы» в общениииспользуютразличные колкости и остроты, вносят расстройство в коллективные действия персонала. Самый эффективный прием воздействия – это потребовать подробно объяснить, что человек вкладывает в свою остроту. Но при этом «снайпер» не должен терять своего лица, иначе он «взрывается» или затаивается «с камнем за пазухой». «Взрывники»– люди, которые обрушиваются на оппонентов с бранью, при этом так артистично выходят из себя, что у окружающих создается впечатление, что их очень обидели. Им нужно дать выплеснуть из себя накопившиеся эмоции. 2. Жалобщики.Эти типы так красочно описывают свои «беды», что у слушателя нередко складывается мнение в их пользу. Лучшее, что можно сделать в таких случаях – это перефразировать жалобы своими словами, дав понять, что их переживание замечено. 3. Нерешительные. Люди подобного типа делают так много пробных шагов перед тем, как что-либо сделать, что вызывают раздражение у окружающих. «Нерешительные» сторонятся тех, кто оказывает на них давление. Навязанные им предписания они выполняют без энтузиазма. 4. Безответственные.В какой-то степени – это тревожные личности, у которых тревоги порождают агрессию, а не уход от конфликта. Если они почувствуют к себе теплоту отношения, поведение их как бы само собой войдет в норму. 5. Всезнайки. Представители этого типа являются ценными работниками, но ведут себя так, что вызывают у окружающих чувство неполноценности. Они редко соглашаются признать свои ошибки. Вопросы для самопроверки: 1. Каковы причины возникновения конфликта? 2. В чем сущность конструктивного конфликта? 3. Почему рекомендуется знать типологию конфликтных личностей?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|