Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткий словарь основных терминов



 

При составлении словаря использованы термины и определения О. Я. Гойхмана, Ф. И. Шаркова и других специалистов в сфере коммуникации (Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – М., 2005; Шарков Ф. И. Теория коммуникации: Базовый курс. 2-е изд. – М., 2004).

Аттракция(от лат. attraho – притягивание к себе) – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Атрибуция (attribution) – установление авторства или источника ин­формации.

Аудиовизуальный – основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.

Аудитория – 1) помещение для чтения лекций; 2) слушатели лекции, доклада и пр.; группа читателей, слушателей и зрителей, принимающая информацию от одного источника.

Аудитория массовая(mass audience) – потребители информации, распространяемой средствами массовой коммуникации.

Барьеры коммуникации – помехи, мешающие осуществлению кон­тактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей.

Брейнсторминг – «мозговая атака» – методика стимуляции творческой активности и продуктивности.

Брифинг (briefing от brief – краткий) – специально подготовленная встреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов (парламент, правительство и др.), а также о текущих событиях, затрагивающих интересы органов власти и населения.

Вербальный– устный, словесный термин, используемый для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования им. В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное общение (напр., жестовое).

Вербальное коммуникативное поведение – это реализация совокупности правил, норм, закономерностей речевого общения, связанных с тематикой и спецификой осуществления речевого общения, обусловленного его целью, условиями и адресатом.

Взаимная интерпретация – лабораторный метод осуществления коммуникации с целью активизации коллективного мышления или выработки коллективного решения. Коммуникатор просит проинтерпретировать (истолковать, объяснить) одного из коммуникантов высказывание другого, который после чего комментирует данную интерпретацию.

Видеоконференция (videoconference) – в отличие от интерактивного телевидения видеоконференция имеет возможность трансляции образов и звуков одновременно в обоих направлениях, что дает возможность с помощью экрана соединять участников коммуникативного процесса по подобию зала конференции.

Виртуальный – способный к действиям, возможный; не существующий непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии известных условий.

Глобальная коммуникация – коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру. В качестве одной из систем глобальной коммуникации выступает Internet.

Голосовые качества– совокупность свойств, характеризующих человеческий голос: сила звука, полетность, гибкость, подвижность (высотно-тональный уровень голоса), диапазон, тембр (окраска звука), выносливость.

Дебаты –прения, обсуждение вопросов (напр., парламентские дебаты).

Деятельность речевая – совокупность психофизиологических работ человеческого организма, обеспечивающее построение речевых высказываний.

Диалог – форма речи, характеризующаяся сменой высказываний двух или нескольких говорящих или обменом репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания).

Дикция – это произношение, манера выговаривать слова. Хорошая дикция (ясность и четкость произношения) – одна из важнейших сторон культуры речи.

Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса на собрании или в печати (напр., дискуссия по проблемам воспитания).

Дискутировать (дискуссировать) – вести дискуссию, участвовать в дискуссии, обсуждать что-либо, спорить. Дискутировать что-либо, дискутировать о чем-либо.

Диспут – публичный спор на научные, литературные или другие общественно важные темы (напр., литературный диспут, научный диспут при защите диссертации).

Дистанционные коммуникации – обмен информацией, осуществляемый на расстоянии с помощью технических средств.

«Золотое правило» – правило христианской морали: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой (Евангелие).

Идиома –укоренившийся своеобразный оборот речи, свойственный какому-либо языку и непереводимый дословно на другой язык.

Имидж – целенаправленно создаваемый образ, образ кого/чего-либо (напр., имидж политической партии; имидж государственного деятеля).

Интонация – изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений; интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания и детализирует внутри них смысловые отношения, участвует в выражении эмоций.

Коммуникабельность (communicability) – общительность, психологическая совместимость; способность, предрасположенность к общению, коммуникации, к установлению связей.

Коммуникант – любая из сторон процесса коммуникации, участник коммуникации.

Коммуникативный(коммуникационный) процесс – процесс взаимодействия в пределах и посредством коммуникативной системы между различными субъектами коммуникации, при котором осуществлялся обмен информацией.

Коммуникативная личность – личность, имеющая совокупность индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации и адекватно воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами.

Коммуникативная сфера – социально-обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями – необходимостью сообщить или получить какую-либо информацию. Она интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией. Коммуникативная сфера по своей природе тесно связана с общественными связями и отношениями.

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия. По типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникация; по средствам – речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия); вещественно-знаковая (продукты производства изобразительного искусства и т.д.).

Коммуникация непосредственная – коммуникация, осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление).

Коммуникация опосредованная – коммуникация, осуществляемая через посредника. Коммуникация при этом осуществляется как посредством физических лиц – посредников, так и различных средств коммуникации, включая технические (средства массовой информации и рекламы, такие технические средства, как рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера).

Коммуникация учебная– взаимодействие с целью получения знаний, навыков и умений, осуществляемое в большинстве своем через систему образования.

Коммуникативная компетенция – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия; способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми; готовность личности к общению с целью развития соответствующих ценностей, установок и адекватных умений.

Коммуникативные качества речи – системно взаимосвязанные свойства речи, создаваемые взаимодействием единиц всех уровней и выявляемые на основе внутренних и внешних связей речи с неречевыми структурами.

Коммуникативное поведение – совокупность правил и традиций вербального и невербального общения, сложившихся в том или ином социуме, реализуемых в процессе коммуникации.

Коммуникативные умения– адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, адресатом общения.

Клише – речевой стереотип, существующий в языке оборот, используемый в качестве стандарта (шаблона, штампа), который легко воспроизводится в определенных условиях для решения задач коммуникации.

Кодификация литературной нормы – систематизация, закрепление в виде сводов правил, законов в грамматиках и словарях особенностей функционирования языковых единиц.

Культура речи– 1) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о ее совершенстве; 2) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения; 3) раздел науки о языке.

Культура речевого общения – совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.

Культура чувств – степень позволяющей адекватно реагировать на жизненные впечатления; степень эмоциональной грамотности человека.

Культура языка – потенциальные возможности языковой системы (структурные элементы языка: фонемы, морфемы, лексемы, фразеологические единицы, синтаксические конструкции), реализуемые в процессе функционирование в целях общения.

Лексика – совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка, словарный состав языка.

Манипулирование – сложное, запутанное действие; ловкая проделка, подтасовка; система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуждение.

Манипуляция – 1. Сложный прием, действие над чем-н. при работе руками, ручным способом (книж.). 2. перен. Проделка, махинация (неодобр.)

Массмедиа(mass media) – то же самое, что и средства массовой информации.

Метонимия –оборот речи (троп), замена одного слова другим на основании смежности двух понятий («лес поет» вместо «птицы поют в лесу»).

Мимика – выразительные движения лица, отображающие чувства, отношения человека.

Моветон – дурной тон, невоспитанность, манеры и поступки, не принятые в обществе.

Модуляция(музыка и риторика) – переход из одной тональности в другую, перемена строя.

Мозговой штурм(мозговая атака) – лабораторный метод использования эффекта коммуникации, осуществляемой с целью выработки решений, в котором поочередно идет очень быстрый поток высказываний без интервала между коммуникантами. После каждого круга высказываний ведущим или кем-либо из участников коммуникативного процесса выделяются главные элементы и формулируются задачи в зависимости от полученных результатов.

Монолог– это форма развернутого речевого высказывания, представляющая собой речь, обращенную к самому себе или другим, в отличие от диалога не рассчитанную речевую реакцию другого лица.

Мультимедиа (multimedia) – 1. Множество информационных средств, используемых в кино, спектаклях, на лекциях и пр. 2. Сложные полифункциональные системы сбора, обработки, передачи и преобразования информации из одних форм в другие, включая компьютеры с программными средствами и сети для распространения информации.

Невербальные коммуникативные средства – в качестве таких средств человек использовал и продолжает использовать языки флажков, дыма и др.; вышивку, орнаменты, фольклорные образы, использующие символы и знаки. В межличностном общении в качестве невербальных коммуникативных средств используются поза, жесты, мимика и пр.

Общение – взаимодействие людей, состоящее в обмене информации познавательного или аффективно-оценочного характера.

Он-лайн(on-line) – оперативный интерактивный режим компьютерных связей.

Оппонент – противник в споре; лицо, которому поручена публичная оценка диссертации, доклада.

Перцепция – восприятие, представление, отражение.

Полилог – дискуссия, беседа трех или более участников.

Правильность речи – коммуникативное качество речи, выявляющееся при соотнесении речи с языком (как материалом, из которого речь «сделана»). Правильной следует признать речь, структура которой не противоречит системе данного языка, литературно-языковой норме.

Презентация(presentation) – показ новых книг, газет, журналов, фильмов, телепрограмм публике, совершаемый часто с рекламно-коммерческими целями.

Прения –обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам (напр., открыть прения по докладу; жаркие прения; участвовать в прениях).

Проксемика (proxemics) научное направление, изучающее различия в привычках и ощущениях людей, связанные с межличностным расстоянием в рамках одной культуры, а также при взаимодействии различных культур.

Резюме – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог речи, доклада и т.п.

Рейтинг – показатель популярности какого-либо лица, а также фильма, представления, периодического издания; степень такой популярности (напр., рейтинг газеты).

Респондент (respondent) – лицо, отвечающее на задаваемые вопросы.

Реципиент – в системе коммуникации сторона, принимающая сообщение и реагирующая на него.

Речь – последовательность знаковых единиц общения в их конкретном применении. Речь есть реализация языка (системы языка), который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Под речью часто понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и результат этого процесса (устные или письменные речевые высказывания, произведения).

Речевой акт – целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.

Речевая деятельность – это совокупность психо-физиологических работ человеческого организма, обеспечивающих построение речевых высказываний.

Речевая ошибка – нарушение норм языка в речи. Речевая ошибка есть результат «сбоев» функционирования языковых элементов при реализации парадигматических и синтагматических отношений языковой системы.

Речеведческие понятия – понятия, обслуживающие область методической науки – развития речи. К этим понятиям могут быть, в частности, отнесены: текст, связная речь, речевая деятельность, коммуникативные качества речи, речевая ошибка и т.п.

Речевой этикет – национально-специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и приписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником.

Речевые коммуникативные умения – такое практическое овладение языковыми средствами, которое позволяет организовать речевое высказывание, оптимально решающее коммуникативную задачу, и прогнозировать его воздействие.

Силлогизм – умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).

Синекдоха –вид метонимии, стилистический оборот, состоящий в употреблении большего вместо меньшего, полного вместо части, общего вместо частности («защита требует оправдания подсудимого»).

Сленг – в английском языке слова или выражения, употребляемые людьми определенных профессий или классовых прослоек, например, художников, моряков и т.д. Первичное значение – жаргон (преступников, профессиональных нищих).

Смысл текста– конкретная информация, выраженная речью, и с ее помощью сформированная в сознании человека.

Спор – процесс обсуждения разногласий, когда каждая из сторон отстаивает свою точку зрения, аргументирует ее и критикует аргументы оппонента.

Тактика – совокупность приемов и способов ведения общественной и политической борьбы; линия поведения, образ действия кого-либо.

Тактичный – обладающий тактом, то есть умение вести себя деликатно по отношению к кому/чему-либо (напр., тактичный человек, тактичная критика).

Тезис– положение, истинность которого должна быть доказана.

Текст – устное или письменное словесное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.

Точность речи – коммуникативное качество речи, рассматриваемое с точки зрения ее функциональной характеристики, выявляющееся при соотнесении речи с действительностью и мышлением. Точной следует признать речь, структура которой при функционировании обнаруживает адекватное соотнесение слов и их сцеплений различной комбинационной сложности с объективной действительностью, а также непротиворечивое отражение в речевой организации отношения сознания к объектам реального мира.

Фигура – неожиданный оборот речи, усиливающий ее эмоциональную, выразительную сторону.

Физиогномика – учение о якобы однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологически6е характеристики этого типа.

Цель коммуникации(коммуникативная цель) – планируемый результат, ориентиры, на достижение которых направлена коммуникативная деятельность.

Электронная почта (electronic mail) – передача информации методами электронно-компьютерной связи.


Приложение № 4.

Психология цвета и его значение в коммуникации

 

На протяжении всей истории развития общества люди использовали цвет в качестве опознавательного знака, отличительной черты. Цветовосприятие вырабатывалось у человека в течение продолжительного времени, помогая ему выживать в сложных условиях, защищаться от врагов и добывать пищу. Позже люди стали использовать цвет для взаимодействия, общения, определения статуса человека (геральдика, интерьер, одежда и др.), а также в эстетических целях.

Кроме того, по мнению психологов, цвет оказывает влияние на самочувствие и поведение человека (вызывает чувство уверенности, безопасности, тревоги). Нужно помнить, что у одного и того же человека отношение к цвету может оставаться устойчивым на протяжении долгого времени или меняться в течение дня. Это во многом зависит от его индивидуальных особенностей, настроения, эмоционального состояния. Обычно люди предпочитают определенные цвета и оттенки, чтобыиспытывать ощущение комфорта, уверенности и безопасности. Выбор цвета – это очень точная характеристика человека. По мнению Купера М., Мэтьюза А., существует три цветовых типа личности: цветовые лидеры, цветовые скромники, цветовые нейтралы.

Цветовые лидеры

С психологической точки зрения цветовые лидеры самоуверенны, активны, склонны к авантюрам и не боятся рисковать, их привлекает новизна, они сразу же включают новые цвета в свое окружение.

Эта категория людей делится на две возрастные группы:

– подростки и молодежь до 30 лет (гордятся своим умением идти в ногу с модой);

– люди в возрасте от 45 лет до 65 лет (происходит переоценка ценностей, и они стремятся снова вспомнить молодость).

Цветовые скромникиосторожно выбирают цвета,чтобы чувствовать себя в безопасности.Представители этого типа покупают изделия нового цвета только тогда, когда будут уверенны, что товары будут модны в следующем сезоне. Они осторожно интересуются новыми тенденциями и медленно идут на изменения, предпочитают более нежные оттенки нового цвета.

Цветовые нейтралы чувствуют себя комфортно лишь в одежде своих излюбленных цветов. Они не склонны к переменам, придерживаются выбранного стиля.К такому типу людей относятся больше мужчины, причем старшего возраста.

Видение цвета – это одна из особенностей восприятия человека: глаз по-разному ощущает потоки света с разными физическими характеристиками. Благодаря зрительным ощущениям человек определяет величины предметов, их пропорции, конструкции, объем, пространственное расположение. Специфика цвета заключается в том, что он может увеличивать или уменьшать предметы. Различают действительную и видимую окраску предмета.Действительной окраской называют цветовой оттенок какой-либо фигуры, пространства, плоскости, а видимой окраской – зрительное восприятие цвета в специфических условиях, в зависимости от удаленности предмета, освещения, фона и других факторов.

Действие цветов обусловливается как их непосредственным физиологическим влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывает тот или иной цвет на основе всей предшествующей практики человека» (Кузин В. С. Психология // Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. Б. Ф. Ломова. – М.: Высш. школа, 1982. – С. 99). Влияние через ассоциации не осознается человеком, оно накапливается в процессе приобретения жизненного опыта.

Цвет активизирует деятельность людей, усиливает воздействие на собеседника, помогает людям общаться друг с другом, оказывая значительное влияние на поведение людей, на принятие ими решений. Это надо учитывать и использовать при оформлении интерьера жилого помещения, рабочего кабинета и комнаты отдыха, при подборе одежды и проч.

Применение цвета является функциональным:

– он содействует максимальному усвоению информации;

– стимулирует эмоции и ассоциации;

– усиливает аргументацию и призыв к действию;

– отделяет основное содержание от второстепенного.

Рассмотрим специфику некоторых цветов, которые активно используются человеком в процессе его жизнедеятельности и коммуникации.

Белый цвет – это классический выбор на все времена, он ассоциируется с чистотой, непорочностью, новизной, покоем, невинностью.

Голубой цветочень распространен в природе, считается холодным, имеет много оттенков. Ассоциируется с надежностью, постоянством, задумчивостью, верностью. Вызывает ощущение благополучия и комфорта, оказывает успокаивающее воздействие.

Желтый цвет очень распространен в природе, активно привлекает внимание, поэтому его часто используют для окраски транспорта (школьные автобусы, такси) и предупреждающих надписей. Этот цвет всегда сигнализирует о чем-то новом, необычном, интересном; ассоциируется с радостью, весельем, гостеприимством, щедростью и комфортом. Сочетание желтого и черного цветов часто используют для предупреждения опасности (знак радиации).Однако если желтый цвет используется в избытке, то он быстро утомляет. В некоторых ситуациях его ассоциируют с трусостью, а также неразборчивостью (желтая пресса). Оттенки желтого цвета (кремовый, бежевый) безопасны в любом количестве.

Зеленый цвет имеет много оттенков: если преобладает желтый – он возбуждает, если синий – успокаивает. Различные оттенки вызывают у человека широкий спектр ощущений: нейтральные и темные оттенки – цвет еловой хвои, лесной чащи, что связано с долговечностью, надежностью, прочностью. Малахитовый и изумрудный – с роскошью, нежно-зеленый успокаивает, желто-зеленый обычно вызывает ощущение оптимизма, обновления, благополучия.Но этот цвет может вызвать негативную реакцию (если слишком много желтого цвета) и ассоциироваться с болезнью, завистью, тоской.

Коричневый цвет считается сильным и энергичным, внушает уверенность, воспринимается как более неформальный, чем черный.

Красный цвет вызывает наиболее сильную физиологическую реакцию (учащение сердцебиения), притягивает внимание и управляет ситуацией, вызывая сильные эмоции (связывают с любовью, страстью, яростью).Цвет ассоциируется с праздником и весельем (праздничные и выходные дни в календаре отмечают красным цветом).

Оранжевый цвет относится к теплым цветам, очень яркий, поэтому в небольшом количестве он вызывает состояние веселья, радости. Пастельный оранжевый цвет (близкий к персиковому) обычно связывают со свежестью, здоровьем. Более темные оттенки (терракотовые) воспринимаются как цвет загара. Оранжевый цвет используют для привлечения внимания, для создания нестандартной и творческой атмосферы.

Розовый цвет является фактически оттенком красного (смесь с белым цветом). Его воспринимают как романтический, нежный, мягкий, женственный, чувственный. Этот цвет может быть теплым и возбуждающим.

Серый цвет – классически нейтральный, хороший цвет для фона; отражает все цвета, и в нем не доминирует ни один из них.Для «утепления» цвета используют желтый или красный; для «охлаждения» добавляют зеленый или синий цвета. Темно-серый цвет обязательно присутствует в одежде бизнесменов. Серебряный, металлический серый цвет ассоциируется с богатством.

Синий цвет ассоциируется со спокойствием; темно-синий цвет считается солидным, авторитетным, поэтому деловые люди предпочитают костюмы этого цвета.


Фиолетовый цвет сочетает активность красного и элегантность синего цветов, поэтому фиолетовый и пурпурный цвета традиционно ассоциировались с царственностью.

Черный цвет традиционно связывают с изысканностью, элегантностью, сексуальностью. Этот цвет присутствует в гардеробе большинства современных женщин и мужчин (приемы, деловые встречи). Цвет очень практичный, сочетается с другими цветами, говорит осиле, власти, изысканном вкусе, успешности. Однако черный цвет связан и с негативным восприятием: цвет отверженности (черный список), изгнания (черная овца), незаконных действий (черный рынок).

Существуют традиционные цветовые контрасты, необходимые для оптимального воздействия на человека:

– между самими цветами (например, фиолетовый – зеленый – оранжевый, красный – синий – желтый);

– между холодными (светло-зеленым, синим, светло-фиолетовым) и теплыми (желтым, светло-оранжевым, оранжевым, красным) цветами;

– резкий контраст (например, красно-оранжевый со светло-зеленым);

– дополнительный контраст (например, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый, красный – зеленый);

– качественный контраст (например, противопоставление насыщенных цветов ненасыщенным, чистых – смешанным);

– количественный контраст (например, противопоставление больших плоскостей маленьким);

– одновременное использование различных контрастов.

Цветовое восприятие связано не только с физиологическими особенностями человека, но и с его генетической памятью. Поэтому в различных культурах цвет выполняет определенные роли и функции и вызывает разнообразные ассоциации у людей. Это нужно учитывать при организации межкультурной коммуникации.

Приведем примеры. В США красный цвет связывают с любовью, белый – с чистотой, спокойствием; черный цвет рассматривается как символ сложных и чрезвычайных ситуаций; зеленый – символ надежды, желтый – процветания, голубой – верности. В Европе черный цвет – это символ печали. Чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Например, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный – честность, а белый – подлость и лживость (у всех отрицательных героев в народных исторических драмах белые маски). В Японии черный цвет – символ радости. В Индии красные одеяния женщина надевает в первое время замужества, так как этот цвет символизирует любовь. Считается, что в этой стране возникло цветовое сочетание, которое используется во многих национальных флагах – белый, красный, синий.


В России традиционно черный цвет связывают с печалью, смирением, отрешением от мирской суеты. Белый – это символ душевной и телесной чистоты.

Кроме того, существуют цвета, которые наиболее популярны в той или иной стране. В Австрии активно используется зеленый цвет, в Голландии – голубой и оранжевый, в Ирландии популярен зеленый, в Болгарии – коричневый и темно-зеленый цвета. В Египте – голубой и зеленый, в Сирии – индиго, красный, зеленый. В Пакистане популярен изумрудно-зеленый, в Ираке – светло-красный, серый и синий, в Мексике – белый, зеленый, красный.

В России особенно любимым является красный цвет, который считается символом парадности, торжественности, красоты. Это цвет русского фольклора, который активно используется в оформлении костюма, дома и др. В России также популярен синий цвет и его оттенки (голубой, лазоревый).

Для успешной коммуникации важно знать, что существуют цвета и их сочетания, которые не следует применять, общаясь с представителями различных стран, например: в Бразилии – фиолетовый с желтым (символ болезни), в Перу – фиолетовый, в Китае – сочетание белого, голубого и черного (цвета траура) и др.


Приложение № 5.

Мудрость мысли

Роль учителя в жизни общества.

Кто желает, чтобы народ был счастлив и воспитывался успешно, тот должен признать первым и неизбежным условием достижения этой цели –воспитание и образование учителей, а также такое их положение, которое соответствовало бы их важной обязанности… Хотите вы позаботиться о своих детях, позаботьтесь о процветании тех, кому вверено их воспитание. А. Дистервег.

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. В. А. Сухомлинский.

Ученый – тот, кто много знает из книг; образованный – тот, кто усвоил все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни. Л. Н. Толстой.

Профессиональная деятельность и личность учителя

В педагогике, возведенной в степень искусства, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму, но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны. Н. И. Пирогов.

Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, – а без этих качеств труд педагога превращается в муку. В. А. Сухомлинский.

Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. В. А. Сухомлинский.

Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. К. Д. Ушинский.

Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела. Л. Н. Толстой.

В наших руках величайшая из всех ценностей мира – Человек. Мы творим человека как скульптор творит свое изваяние из бесформенного куска мрамора: где-то в глубине этой мертвой глыбы лежат прекрасные черты, которые надо добыть, очистить от всего лишнего… Только тот, кто верит в Человека, может стать настоящим мастером. В. А. Сухомлинский.

Педагогическое искусство ситуативно. Нужна высокая культура, добрая мудрость и гражданская заинтересованность, чтобы сделать свое мастерство нравственным. Ю. Азаров.

Заботиться о развитии своей педагогической индивидуальности – значит искать неисчерпаемые возможности обогащения применяемых средств воспитания. Ю. Азаров.

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд. В. А. Сухомлинский.

Не может быть установлено никаких абсолютных правильных педагогических мер и систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным. А. С. Макаренко.

Со мною работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом. Я сам учился у более старых педагогов, и у меня многие учились. А. С. Макаренко.

Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер К. Д. Ушинский.

Тысяча учителей – тысяча методов. Китайская пословица.

Обучение и воспитание.

Чтобы обучать другого требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. М. Монтень.

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием. А. Дистервег.

Уча других, мы учимся сами. Сенека.

Велик тот учитель, кто исполняет на деле, чему учит. Катон Старший.

Все, что достигнуть тренировкой, нажимом, насилием – непрочно, неверно и ненадежно. Я. Корчак.

Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя. Л. Н. Толстой.

Воспитывать – значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам. А. Моруа.

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Д. Локк

Секрет успешного воспитания – в уважении к воспитываемому.

Р. Эммерсон.

Воспитание строится по Закону Неповторимости: каждый человек может быть Образ-ован только один раз. Детство не дается повторно, чтобы можно было начать все с нуля, избрать другую идею Образ-ования в противовес той, которая не оправдала надежды. Идти путем проб и ошибок, с целью поиска лучших педагогических достижений согласно тем, что если будут допущены ошибки, то их уже не стереть с помощью других проб. Упущение в развитии ребенка какой-либо «мелочи» может завершиться печально и даже трагично. Искажение пути раскрытия Образа отдаляет ребенка от своего назначение в жизни. Ш. А. Амонашвили.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Я. А. Коменский.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. Я. А. Коменский.

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, – мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим. Лукиан.

Коммуникативная компетентность педагога.

Чтобы остаться в профессионально-педагогической деятельности надолго или на всю жизнь, необходимо к началу самостоятельной работы иметь на достаточно высоком уровне развитые коммуникативные, организаторские умения и ответственное отношение к делу. Н. В. Кузьмина.

Когда не знаешь слов, то нечем познавать людей. Конфуций.

Язык почти никогда не погрешает, если предварительно не погрешают помыслы. М. Сервантес.

Идеи не существуют в отрыве от языка. К. Маркс.

Язык – наш способ оперировать понятиями, взятыми из действительности, он наше оружие, наш коллективный опыт, но он же ограничивает и заменяет восприятие. В. Б. Шкловский.

Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т.е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединиться. И. Кант.

Человеческая сущность (человек существует) налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между я и ты. Л. Фейербах.

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Б. Шоу.

Культура речи и речевая норма. Техника речи.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. К. Г. Паустовский.

В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. А. П. Чехов.

Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится В. Г. Белинский.

Этика речевой коммуникации.

Мы порицаем всякий обман, всякое нарушение слова, потому что считаем, что свобода и широта общения между людьми находятся в полной зависимости от верности обещаниям. Д. Юм.

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.

Человек – это узел связи... единственная и настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. А. С. Экзюпери.

Добрые нравы имеют большое значение, чем хорошие законы. Тацит.

В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы. С. Френе.

Никто не признается в своем невежестве, кроме того, кто, слушая другого, перебивает его и сам начинает речь. Если мудрецу среди невоспитанных людей не удается сказать слова, не удивляйся: звук лютни не слышен среди грохота барабанов. Саади.

Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность. Ж. Гюйо.

Особенности публичного выступления.

Искусство классного рассказа встречается в преподавании не часто не потому, что это был редкий дар, а потому что и даровитому человеку надо немало потрудиться, чтобы выработать в себе способности вполне педагогического рассказа. К. Д. Ушинский.

…какое у нас с вами в руках бесценное богатство – живое…слово, какими громадными возможностями – психологическими, художественными, информативными – обладает современная публичная речь, какая это вообще замечательная штука – выступление… И. А. Шведов.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель.

Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает – другим людям. В. Г. Короленко.

Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царит… ханжество слова или пошлое краснобайство ревности, и в новейшее время – ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. А. П. Чехов.

Вы не можете убежать от слабости. Однажды вы должны либо победить ее, либо погибнуть: и если так, то почему бы не сейчас и не здесь. Р. Л. Стивенсон.

Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой. Сенека.

Уверенность в себе – основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать. Ф. Шиллер.

Наилучший оратор – это тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить – обязанность оратора, поставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю. Марк Тулий Цицерон.

Поэтами рождаются, а ораторами становятся. Марк Тулий Цицерон.

Диалогическая речь. Построение диалога.

Живя с людьми, не забывай о том, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми. Л. Н. Толстой.

Слово – дело великое. Великое по тому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить вражде и ненависти. Л. Н. Толстой.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. И. Лафатер.

Хочешь получить умный ответ – спрашивай умно. И. Гете.

Умение правильно задать вопрос есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. И. Кант.

Вербальные и невербальные средства общения.

Когда речь состоит из жарких движений, живых восклицаний и разнообразных изменений голоса, то воображение имеет более работы и страсти трогаются сильнее. Хью Блэр (шотландский писатель и критик).

Молчание – святая святых мудрости, оно хранит не только тайны, но и недостатки. К. Захарие.

В тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах. Жан Лабрюйер.

Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон.

Одна из величайших драгоценностей мира – настоящая естественная улыбка. Она обычно возникает постепенно, освещая все лицо, и длится не долго, но вполне достаточно, чтобы быть ясно увиденной. Исчезает она с таинственной медлительностью, как будто бы тает. Сравнить ее можно только с улыбкой любящей матери или радующихся друг другу детей. Такие улыбки бывают чаще всего у людей с открытым добрым характером. Э. Берн.

Сильнейший тот, кто улыбается. Японская пословица.

Лицо есть зеркало души. На нем изображаются все чувствования: любовь, ненависть, радость, печаль, гнев, угрозы, ласки; на нем мы читаем мысли оратора прежде, чем он говорить начинает. Я. В. Толмачев (теоретик ораторского искусства XIX века).

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно:

Никто не живет и не смотрит в окно. Н. Заболоцкий.

Выразительный взгляд, кстати сделанное телодвижение стоят иногда гораздо более всех речей. Габриэль Анри Гайар (французский историк).

…А чего только мы не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем, просим, отказываемся, восхищаемся, раскаиваемся, пугаемся, приказываем, подбадриваем, поощряем, обвиняем, прощаем, презираем, рукоплещем, благословляем, унижаем, превозносим, чествуем, радуемся, сочувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем. Столько же самых различных вещей, как и с помощью языка! Кивком головы мы соглашаемся, отказываем, приветствуем, чествуем, почитаем, спрашиваем, выпроваживаем, потешаемся, ласкаем, покоряемся, грозим, уверяем, осведомляем. А чего только не выражаем мы с помощью бровей или с помощью плеч! Нет движения, которое не говорило бы и притом на языке, понятном всем без всякого обучения ему, но общепризнанном языке. Мишень Монтень.

И хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-нибудь своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными статуями… Леонардо да Винчи.

Ни один смертный не способен скрыть секрета. Если губы его молчат, то проговариваются его пальцы. Зигмунд Фрейд.

Что же касается упражнений для развития голоса, дыхания, телодвижений и, наконец, языка, то для них нужны не столько правила науки, сколько труд. Здесь необходимо с большой строгостью отбирать себе образцы для подражания; причем присматриваться мы должны не только к ораторам, но и к актерам, чтобы наша неумелость не вылилась в какую-нибудь безобразную и вредную привычку. Цицерон.

Слушание как вид речевой деятельности.

Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать. К. Мерли..чь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо. Плутарх.

Основы полемического мастерства.

Самые лучшие доказательства иногда столь силы не имеют, чтобы упрямого приклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось. М. В. Ломоносов.

Мастерство убеждающего и внушающего воздействия в общении.

Человек вполне может быть твердо убежден сам и в то же время не располагать никакими доводами, убедительными для других. Впечатление, которое вы храните о личности того или иного человека, очень трудно поддается определению. Каждый человек узнает своих знакомых, но весьма редко кто бывает способен логически объяснить, каким образом он их узнает. Э. По.

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. И. Г. Песталоцци.

Для того, чтобы общение с людьми не было состраданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним. Л. Н. Толстой.

Чтобы познать человека – нужно его полюбить. Л. Фейербах.

Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще. Э. Фромм.

Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не по тому, что у вас в душе происходит, а по тому, что видит вас, слушает вас. А. С. Макаренко.

Свобода означает ответственность. Б. Шоу.

Человек – это существо, сам способ бытия которого – это все еще не принятое решение о том, кем оно хочет быть и стать. М. Шелер.

В нашей жизни не столько важно положение, в каком мы находимся, сколько направление, в каком мы движемся. О. Холмз.

У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности. Э. Фромм.

Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем. М. Б. Мольер.

Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности. Марк Аврелий.


Приложение № 6.

Практические советы (правила)

по организации успешной коммуникации

 

(Использованы материалы из книги Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров /Пер. с нем. М., 1996).

1. Создайте грамотную, понятную и негромоздкую конструкцию предложения. Длинные предложения затрудняют понимание, так как сложны и грамматически не ясны. Для их понимания партнеру нужны сосредоточенность и внимание.

2. Используйте краткие предложения (8–15 слов), в которых сформулирована законченная мысль. Союзы (и, так как, что, но, потому что и др.) старайтесь не употреблять. Короткие предложения всегда точны и наглядны.

3. Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.

4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

5. Расширяйте свой активный словарь. Качество и количество словаря усиливают влияние высказывания. Пассивный словарь (слова, которые способна фиксировать память) в зависимости от уровня образования состоит из 30-50 тысяч слов. Активный словарь (слова, которыми пользуются при спонтанной речи) состоит из 3-12 тысяч слов.

6. Чаще используйте в речи глаголы, а не существительные. Глаголы придают высказыванию наглядность, а в существительных большей частью заложено абстрактное смысловое значение. Обходитесь по возможности без прилагательных – они могут быть восприняты с отличной от вас экспрессивной окраской.

7. Используйте активную, а не пассивную форму глагола. В активной форме глагол становится более живым. Например: «Я пригласил его», а не «Он был мною приглашен» Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между партнерами и несет минимальную эмоциональную нагрузку.

8. Не используйте безличные формулировки. Дистанционно и безлично действуют формулировки типа «Согласно этому можно понять, что…», также как и приводимые большие числа. Сослагательное наклонение («Я бы сказал…», «Я должен был…») не выражает решительного поступка, а скорее создает дистанцию между участниками общения.

9. Серьезная проблема возникает, когда партнер не до конца понимает или иначе истолковывает смысл слова или высказывания, который вы в них вкладываете. Значение сказанного слова собеседник либо расширяет, либо сужает. Чем абстрактнее понятие, тем многозначнее его можно интерпретировать. Поэтому целесообразно уже в самом начале разговора разъяснить понятие, сообщив партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.

 

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Деловое общение»

1. Роль этики в деловом взаимодействии.

2. Исторические предпосылки становления этики делового общения.

3. Требования к культуре деловой речи.

4. Общие этические принципы делового общения.

5. Служебный этикет как унифицированная форма общения.

6. Психологические аспекты делового общения.

7. Невербальные средства общения.

8. Культура делового общения по телефону.

9. Коммуникативные барьеры общения

10. Культура и техника речи в презентации делового партнера.

11. Имидж делового человека.

12. Имидж фирмы, ее составляющие.

13. Порядок рассылки приглашений и ответа на них.

14. Общие требования к деловой беседе и ее структура.

15. Методика подготовки и проведения деловых бесед.

16. Деловое совещание как один из видов делового общения.

17. Виды деловых совещаний и их характеристика.

18. Переговоры как форма деловой коммуникации, этапы подготовки.

19. Структура переговоров и основные требования к руководителю в ходе их проведения.

20. Стратегия и тактика проведения переговоров

21. Национальные стили ведения переговоров.

22. Правила ведения телефонных переговоров и их записи.

23. Классификация деловой корреспонденции и общие требования к деловым письмам.

24. Типы конфликтной личности и пути разрешения конфликта с ней.

25. Типология конфликтов и причины их возникновения. Структура конфликта.

26. Стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.

27. Речевые тактики и их использование в деловом общении.

28. Виды деловых приемов, этика поведения.

29. Этические нормы при вручении подарков.

30. Особенности делового этикета за рубежом.

 

 
 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.