Здавалка
Главная | Обратная связь

Ведение деловой полемики



При обсуждении и решении тех или иных проблем в деловом общении возникает необходимость защиты своих интересов в острой полемике. Знание законов полемического мастерства позволяет не только отстаивать свою точку зрения, но и убеждать оппонентов в ее целесообразности.

Что такое спор? В современной научной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. В русском языке имеются и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. В научных исследованиях эти слова нередко служат наименованиями отдельных разновидностей спора.

Например, Дискуссией (от лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) Называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Слово «диспут» (от лат. Disputar – рассуждать, Disputatio –прение) означает публичный спор на научную и общественную тему.

Другой характер носит Полемика (от древнегреч. Polemikos – воинственный, враждебный). Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей, речей.

Успех полемики во многом зависит от умения ее участников правильно оперировать понятиями и терминами.

Существует множество разновидностей и оттенков манеры спорить.

Одни, например, держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу. Другие, наоборот, вступив в спор, чувствуют себя как на войне, применяют непозволительные приемы и уловки.

Основные правила ведения полемики

· Обсуждать можно только тот вопрос, в котором хорошо разбираются обе стороны. Бесполезно спорить о слишком близком и слишком далеком.

· Точно придерживайтесь обсуждаемого вопроса, не уходите от предмета обсуждения.

· Ведите спор вокруг главного, не разменивайтесь на частности.

· Не допускайте приемы психологического давления: переход «на личности», обвинение партнера в недостойных мотивах ведения спора и др.

· Занимайте определенную позицию.

· Проявляйте принципиальность, но не упрямство.

· Соблюдайте этику ведения полемики: спокойствие, выдержку, доброжелательность.

· Чтобы легче добиться успеха в споре, опытные полемисты используют определенную тактику и применяют специальные приемы.

· Тактика ведения полемики

Можно рекомендовать следующую такую тактику ведения полемики:

Аргументы располагают в следующем порядке: сильные — в начале аргументации, а самый сильный — в конце ее.

В споре для убеждения сильным аргументом является тот, который кажется наиболее убедительным партнеру, так как затрагивает его чувства, его интересы.

В споре ради истины — это неопровержимый логический аргумент. Разоблачение возможных доводов оппонента, предвосхищение аргументов. Это позволяет разоружить противника еще до нападения. Такой прием использовал в споре с митрополитом А.И. Введенским нарком просвещения атеист А.В. Луначарский: «Мой оппонент в своей речи почти наверное будет говорить весьма высокие слова о том, какая прекрасная вещь бессмертие... Но, чем эти уверения сильнее, тем сильнее в них сила обмана, которая заставляет полагаться и уповать на нереальное, несуществующее — на древнюю, но хрупкую сказку». Естественно, развенчание доводов оппонента должно быть весьма убедительным, иначе можно себе лишь навредить.

Отсрочка ответа на каверзный вопрос, ответ в подходящий момент.

При выступлении в качестве оппонента, если трудно возразить на довод, применяют «оттягивание возражения» или «ответ издалека» — рассуждения по поводу услышанного, для того чтобы собраться с мыслями и подготовиться к возражению. Иногда с этой целью партнеру задают вопросы как бы для уточнения довода.

В споре для победы полезно эффективное опровержение второстепенных аргументов (возможно, партнер решит, что больше спорить не о чем, это его смутит, и он поспешит признать свою неправоту).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.