Мониторинг образовательного процесса в соответствии с ФГОС. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался экологами и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время он получил более широкий смысл. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Сегодня термин «мониторинг» активно используется многими науками, в том числе педагогикой и психологией. А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико – прогностическое отслеживание образовательного процесса. Также мониторинг допустимо рассматривать как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. С методологической точки зрения мониторинг следует рассматривать как универсальный тип деятельности, индифферентный к предметному содержанию. Мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления, с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Понятие мониторинга близко к общенаучным педагогическим и психологическим понятиям обратной связи, рефлексии, контроля, аттестации, однако данные процессы являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, можно выделить следующие аспекты мониторинга, которые отличают его от других похожих процессов: 1. непрерывность (постоянный сбор данных;) 2. диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса); 3. информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); 4. научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров); 5. обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс). В качестве объектов мониторинга в системе высшего профессионального образования могут выступать: · профессионально-образовательный процесс; · академическая успеваемость обучаемых; · учебная и учебно-профессиональная деятельность; · развитие личности обучаемых; · становление учебной группы; · профессиональная деятельность преподавателя; · профессиональное развитие преподавателя; · становление педагогического коллектива. Высокую значимость для системы высшего образования приобретает мониторинг, объектами которого является развитие личности обучаемых, а также развитие их учебной и учебно-профессиональной деятельности. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых отслеживаются параметры деятельности, причем основное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т.е. особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям), поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению со сведениями о результатах. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз психического состояния студента в процессе профессионального становления. Главным моментом мониторинга является диагностика профессионального развития обучаемых и внесение коррективов в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основные задачи: 1. отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового материала; 2. создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом; 3. получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности; 4. индивидуализация педагогом своей деятельности; 5. обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе. Решение этих задач на основе традиционной оценки образовательного процесса, базирующейся на определении показателей сформированности знаний, умений и навыков, а в отдельных случаях – на диагностике психического развития, затруднено. Конечно, по результатам многолетних оценок информация такого рода имеется и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в технологии обучения. Но оперативное отслеживание и корректировка образовательного процесса возможны на основе мониторинга. Способы можно разделить на две группы: способы сбора информации, регистрации состояния текущих процессов; способы учета полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса. Сбор информации осуществляется с учетом структуры профессионально-образовательного процесса: 1. учебно-познавательной и профессионально ориентированной мотивации; 2. обобщенных способов выполнения учебных и профессиональных действий при решении учебных задач (обобщенные способы учебных действий, обобщенные способы профессиональных действий, способы узкопрофессиональных действий, способы самоконтроля); 3. оценки уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых (познавательные способности, учебно-профессиональные способности, профессиональные способности (ключевые квалификации), специальные (квалификационные) способности, учебно-профессиональная самостоятельность). Мониторинг мотивации учения может быть достаточно успешно осуществлен с помощью метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профессии, оценивая их достижения, педагог делает заключение об уровне выраженности у обучаемых позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик на диагностику мотивов учения. При отслеживании процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий педагог оценивает уровень их выраженности, систематически анализируя организацию учебного (рабочего) места, планирование выполнения учебно-профессиональных заданий, методику работы с учебно-технологической документацией, соблюдение правил техники безопасности при работе. Для отслеживания уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач. За основу проектирования мониторинга профессионального развития личности можно взять четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности: 1. профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы) 2. профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения, навыки, квалификация); 3. профессионально важные качества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.); 4. профессионально значимые психофизиологические свойства (энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и т.д.) Мониторинг является эффективной технологией, обусловливающей профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов. Виды мониторинга Мониторинг можно условно разделить на два вида.
В зависимости от целей осуществления мониторинга будет меняться набор используемых видов мониторинга. Так, мониторинг контроля знаний выпускников основной школы предполагает итоговый мониторинг, мониторинг только по одному из классов параллели — сочетание итогового мониторинга с локальным, мониторинг контроля и оценивания знаний определенных субъектов — итогового мониторинга с выборочным и т. д. 4. Структура и результаты мониторинга (Диагностики) В структуру мониторинга входят: Основные задачи мониторинга детского развития и уровня достижения детьми планируемых результатов: 1. Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. 2. Определить степень освоения ребенком образовательной Программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Диагностический материал, характеризующий реальное состояние образовательной системы в ДОУ. МДОУ «Детский сад № 19» является дошкольным учреждением комбинированного вида. В ДОУ функционирует шесть возрастных групп: две группы для детей ясельного возраста, три группы для дошкольников и один класс для шестилеток.
Структура профессионально-педагогической квалификации разнообразна: 1 педагог имеет высшую квалификацию., 6 педагогов – 1 квалификационную категорию, 4 педагога – 2 квалификационную категорию, 6 педагогов (молодых специалистов) не аттестованы. Работа в учреждении строится на диагностической основе. В процессе диагностики выявляются проблемы, на основе которых коллективом формируются задачи работы. Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Взаимодействие ДОУ с родителями - достаточно сложный процесс. Поэтому перед нашим коллективом стоит ряд проблем, касающийся вовлечения родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Чтобы найти ключ к решению данной проблемы, педагогами проводится анкетирование родителей и диагностика семей. Анализ изучения социально-экономического положения семей показал, что 70% детей воспитываются в полных семьях, 25% - в неполных семьях с матерью, а также есть 4 неполных семьи с отцом (3%), и в 3-х семьях детей воспитывают бабушки (2%). Материальное положение 54% семей хорошее, 35% семей удовлетворительное и в 11% семей неудовлетворительное. Анализ социальных характеристик позволяет сделать вывод, что преобладающий возраст родителей от 26 до 30 лет. Основная масса родителей имеют средне-профессиональное образование. Преобладающие профессии родителей: работники сферы обслуживания, служащие, частные предприниматели, военнослужащие, работники образования и медицинские работники. Анализируя принадлежность к той или иной национальности, основной контингент родителей – русские (92%), татары (4%), украинцы (2%) и по 1 представителю узбеков, азербайджанцев, цыган. В ДОУ отрабатывается механизм организации образовательных услуг для детей не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Выявляются семьи, проводится диагностика детей и организуется группа кратковременного пребывания детей. Поэтому статус ДОУ среди населения нашего микрорайона высок. 5. Выбрать критерии оценки и показатели художественно - творческого развития детей (любая группа) Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. «План кружковой работы по тестопластике в подготовительной группе.» Задачи: 1. овладение элементарными навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике. 2. формирование творческой активности, художественного вкуса; 3. развитие мелкой моторики; 4. формирование чувства цвета; 5. воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание; 6. воспитание организованности, аккуратности. 7. Умения начатое дело доводить до конца. 8. Формировать зрительное и мускульное восприятие формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами 9. аккуратно пользоваться материалом, умение оценивать работу товарища. 10. интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности 11. формирование у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа. 12. формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время. Список детей: 1--------------- 2--------------- Диагностика детей на начало учебного года. Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 6-7 лет. Мною предложены следующие критерии и показатели. Критерии 1. Содержание изображения. 2. Передача формы: форма передана точно: есть незначительные искажения; искажения значительные, форма не удалась. 3. Строение предмета: части расположены верно; есть незначительные искажения; пропорции предмета переданы не верно. 4. Передача пропорций предмета в изделии: пропорции предмета соблюдаются; есть незначительные искажения; пропорции предмета переданы не верно. 5. Композиция. В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б»: а) расположение фигур: по всей доске; не продумана, носит случайный характер; б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет: соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов; есть незначительные искажения; пропорциональность разных предметов передана не верно. 6. Передача движения: движение передано достаточно четко; движение передано неопределенно, неумело; изображение статичное. Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия. 7. Цвет. (лепка из теста) В этом критерии выделяются две группы показателей: первая - «а» - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - «б» - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом: а) цветовое решение изображения: передан реальный цвет предметов; есть отступление от реальной окраски; цвет предметов передан не верно; Анализ процесса деятельности. 1. Характер лепки. В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей: а) характер лепки: по частям из целого куска комбинированным способам б) технические приемы. 2. Регуляция деятельности. В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности: а) отношение к оценке взрослого: адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности; эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается; безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется); б) оценка ребенком, созданного им изображения: адекватна; неадекватна (завышенная, заниженная); отсутствует; в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится: к предложенному заданию; к процессу деятельности; к продукту собственной деятельности. 6. Уровень самостоятельности: выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко; необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается. 7. Творчество: самостоятельность замысла оригинальность изображения; стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме. По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий -- 1 балл. Например, критерий «передача формы»: форма передана точно - 3 балла; есть незначительные искажения - 2 балла; искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.
Список литературы 1. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.— М.: Просвещение, 2006. – 115 с. 2. Богатеева 3. А. Занятия аппликацией в детском саду.— М.: Просвещение, 2004. – 136 с. 3. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей – М: Наука, 1991 – 44 с. 4. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2008.— 256 с. 5. Зельцфман Б., Учись! Твори. Развивайся. Ч.2. Рига: «Эксперимент», 1997 – 34 с.
10. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 5 (9).
13. Шухардина, С.Б. Формирование технологических умений у детей дошкольного возраста: автореф. Дисс…кандидат. Пед. Наук. / С.Б. Шухардина. – Екатеринбург., 2003. – 22 с. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|