Здавалка
Главная | Обратная связь

Мониторинг образовательного процесса в соответствии с ФГОС.



Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался экологами и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время он получил более широкий смысл. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Сегодня термин «мониторинг» активно используется многими науками, в том числе педагогикой и психологией. А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико – прогностическое отслеживание образовательного процесса. Также мониторинг допустимо рассматривать как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. С методологической точки зрения мониторинг следует рассматривать как универсальный тип деятельности, индифферентный к предметному содержанию. Мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления, с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие мониторинга близко к общенаучным педагогическим и психологическим понятиям обратной связи, рефлексии, контроля, аттестации, однако данные процессы являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

Во-вторых, можно выделить следующие аспекты мониторинга, которые отличают его от других похожих процессов:

1. непрерывность (постоянный сбор данных;)

2. диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3. информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);

4. научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);

5. обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

В качестве объектов мониторинга в системе высшего профессионального образования могут выступать:

· профессионально-образовательный процесс;

· академическая успеваемость обучаемых;

· учебная и учебно-профессиональная деятельность;

· развитие личности обучаемых;

· становление учебной группы;

· профессиональная деятельность преподавателя;

· профессиональное развитие преподавателя;

· становление педагогического коллектива.

Высокую значимость для системы высшего образования приобретает мониторинг, объектами которого является развитие личности обучаемых, а также развитие их учебной и учебно-профессиональной деятельности.

Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых отслеживаются параметры деятельности, причем основное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т.е. особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям), поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению со сведениями о результатах. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз психического состояния студента в процессе профессионального становления.

Главным моментом мониторинга является диагностика профессионального развития обучаемых и внесение коррективов в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования.

Основные задачи:

1. отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового материала;

2. создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом;

3. получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;

4. индивидуализация педагогом своей деятельности;

5. обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.

Решение этих задач на основе традиционной оценки образовательного процесса, базирующейся на определении показателей сформированности знаний, умений и навыков, а в отдельных случаях – на диагностике психического развития, затруднено. Конечно, по результатам многолетних оценок информация такого рода имеется и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в технологии обучения. Но оперативное отслеживание и корректировка образовательного процесса возможны на основе мониторинга.

Способы можно разделить на две группы: способы сбора информации, регистрации состояния текущих процессов; способы учета полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса.

Сбор информации осуществляется с учетом структуры профессионально-образовательного процесса:

1. учебно-познавательной и профессионально ориентированной мотивации;

2. обобщенных способов выполнения учебных и профессиональных действий при решении учебных задач (обобщенные способы учебных действий, обобщенные способы профессиональных действий, способы узкопрофессиональных действий, способы самоконтроля);

3. оценки уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых (познавательные способности, учебно-профессиональные способности, профессиональные способности (ключевые квалификации), специальные (квалификационные) способности, учебно-профессиональная самостоятельность).

Мониторинг мотивации учения может быть достаточно успешно осуществлен с помощью метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профессии, оценивая их достижения, педагог делает заключение об уровне выраженности у обучаемых позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик на диагностику мотивов учения.

При отслеживании процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий педагог оценивает уровень их выраженности, систематически анализируя организацию учебного (рабочего) места, планирование выполнения учебно-профессиональных заданий, методику работы с учебно-технологической документацией, соблюдение правил техники безопасности при работе.

Для отслеживания уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.

За основу проектирования мониторинга профессионального развития личности можно взять четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности:

1. профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы)

2. профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения, навыки, квалификация);

3. профессионально важные качества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.);

4. профессионально значимые психофизиологические свойства (энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и т.д.)

Мониторинг является эффективной технологией, обусловливающей профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов.

Виды мониторинга

Мониторинг можно условно разделить на два вида.
Первый - это статистический мониторинг.Он базируется на данных статистической отчетности, прежде всего, на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации.
Второй — нестатистический или так называемый «мягкий» мониторинг,который базируется на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях и соответственно частных (уникальных) шкалах измерения данных показателей, с самостоятельно заданными периодами измерения и т.п.
Известный педагог А.С. Белкин указывает на виды образовательного мониторинга: мониторинг дидактический - слежение за различными сторонами учебно-воспитательного процесса; учитывается система связей отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса; мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях: учитель - учитель; учитель - учащиеся; учитель - семья. Мониторинг социально-психологический - слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений за характером психологической атмосферы коллектива групп.
Рассмотрим типологию школьного мониторинга, предложенную А.Н. Майоровым.

Основание классификации Виды
По масштабу целей образования Стратегический
Тактический
Оперативный
По этапам учения Входной
Промежуточный (текущий, тематический, сквозной)
Итоговый
По временной зависимости Ретроспективный
Предупредительный или опережающий
Текущий
По частоте процедур Разовый
Периодический
Систематический
По охвату объекта наблюдения Локальный
Выборочный
Сплошной
По формам организации Индивидуальный
Групповой
Фронтальный
По формам объект-cубъектных отношений Внешний
Взаимоконтроль
Самоанализ
По используемому инструментарию Стандартизованный
Нестандартизованный
Матричный и др.

В зависимости от целей осуществления мониторинга будет меняться набор используемых видов мониторинга. Так, мониторинг контроля знаний выпускников основной школы предполагает итоговый мониторинг, мониторинг только по одному из классов параллели — сочетание итогового мониторинга с локальным, мониторинг контроля и оценивания знаний определенных субъектов — итогового мониторинга с выборочным и т. д.
Мониторинг может классифицироваться по достаточно большому количеству оснований. В зависимости от них А.Н. Майоров предлагает следующие виды мониторинга:
Динамический - в качестве основания для экспертизы выступают данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. Это самый простой способ, который служит аналогом экспериментального плана временных серий и может быть использован для локального мониторинга.
Конкурентный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем. В данном случае мониторинг становится аналогом плана, с множественными сериями испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большой системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и то же время, что позволяет сделать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого, такой подход дает возможность оценить знания учащихся.
Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Такой случай носит специфический для мониторинга характер и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня. Данный подход дает возможность учесть большинство причин смещений оценок.
Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы.
Информационный - структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.
Базовый (фоновый) - выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется постоянный контроль с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют. Для реализации этого вида мониторинга могут быть использованы любые из трех возможных оснований для сравнения. Выбор того или иного варианта будет определяться целями мониторинга и ресурсными возможностями исполнителей.
Проблемный - выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и актуальны с точки зрения управления. Его цель - выявление и оценка новых быстрорастущих опасностей, часть из которых носит глобальный характер.

4. Структура и результаты мониторинга (Диагностики)

В структуру мониторинга входят:
1. Теоретическое изучение основ управления качеством образования;
2. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения соответствия ее стандартам;
3. Определение сроков, участников, ответственных по подготовке и сдаче данных о качестве образования.
4. Сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных.
5. Принятие управленческих решений и оценка результатов их реализации.

Основные задачи мониторинга детского развития и уровня достижения детьми планируемых результатов:

1. Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

2. Определить степень освоения ребенком образовательной Программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Диагностический материал, характеризующий реальное состояние образовательной системы в ДОУ. МДОУ «Детский сад № 19» является дошкольным учреждением комбинированного вида. В ДОУ функционирует шесть возрастных групп: две группы для детей ясельного возраста, три группы для дошкольников и один класс для шестилеток.

Наполняемость групп детьми:
1. от 1,5 до 2 лет – 21 ребенок
2. от 2 до 3 лет – 25 детей
3. от 3 до 6 лет (санаторная группа) – 16 детей
4. от 4 до 5 лет – 25 детей
5. от 5 до 6 лет – 22 ребенка
6. от 6 до 7 лет – 19 детей
Всего по учреждению 128 детей.
В ДОУ работают 17 педагогов:
· воспитатели (10 человек);
· специалисты (5 человек)
музыкальный руководитель – 2
физ.инструктор – 1
специалист ИЗО – 1
логопед – 1
· старший воспитатель – 1
· заведующий – 1.
Из них 5 человек со стажем работы более 20 лет, что составляет 29%;
7 человек со стажем работы от 10 до 20 лет (41%);
1 педагог со стажем работы от 5 до 10 лет (6%);
3 педагога – от года до 5 лет (18%), до года – 1 педагог (6%).

Структура профессионально-педагогической квалификации разнообразна: 1 педагог имеет высшую квалификацию., 6 педагогов – 1 квалификационную категорию, 4 педагога – 2 квалификационную категорию, 6 педагогов (молодых специалистов) не аттестованы. Работа в учреждении строится на диагностической основе. В процессе диагностики выявляются проблемы, на основе которых коллективом формируются задачи работы. Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Взаимодействие ДОУ с родителями - достаточно сложный процесс. Поэтому перед нашим коллективом стоит ряд проблем, касающийся вовлечения родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Чтобы найти ключ к решению данной проблемы, педагогами проводится анкетирование родителей и диагностика семей. Анализ изучения социально-экономического положения семей показал, что 70% детей воспитываются в полных семьях, 25% - в неполных семьях с матерью, а также есть 4 неполных семьи с отцом (3%), и в 3-х семьях детей воспитывают бабушки (2%). Материальное положение 54% семей хорошее, 35% семей удовлетворительное и в 11% семей неудовлетворительное. Анализ социальных характеристик позволяет сделать вывод, что преобладающий возраст родителей от 26 до 30 лет. Основная масса родителей имеют средне-профессиональное образование. Преобладающие профессии родителей: работники сферы обслуживания, служащие, частные предприниматели, военнослужащие, работники образования и медицинские работники. Анализируя принадлежность к той или иной национальности, основной контингент родителей – русские (92%), татары (4%), украинцы (2%) и по 1 представителю узбеков, азербайджанцев, цыган. В ДОУ отрабатывается механизм организации образовательных услуг для детей не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Выявляются семьи, проводится диагностика детей и организуется группа кратковременного пребывания детей. Поэтому статус ДОУ среди населения нашего микрорайона высок.

5. Выбрать критерии оценки и показатели художественно - творческого развития детей (любая группа)

Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.
Творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.
Особый интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования Е.Е. Кравцовой, посвященные развитию воображения в единстве с развитием личности в игре и других видах деятельности; О.М. Дьяченко, посвященные воображению как одной из универсальных творческих способностей. Он позволяет глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству им. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. С пониманием сущности детского творчества осложняются неоднозначным определением в науке сущности творчества вообще и детского творчества в частности. Сторонники признания объективной новизны продуктов деятельности творчества выделяют показатели, характерные для продуктивной деятельности, в первую очередь, оригинальность, новизну. Учебные, признающие проявление творчества в процессуальной стороне деятельности, фиксируют внимание на творческих способах действия, умения видеть проблему, поиск вариативных решений, гибкость, самостоятельность, оригинальность и т. д. Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей, способы творческих действий, качество детской продукции. Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей.1. Развитие творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.2. Увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.4.Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания. 5. Изменение мотивов деятельности, доставляющий детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения). 6. Возникновение потребности в творчестве. Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий. 1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов. Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).2.Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания. Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности. 3. Нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий. 4. Быстрота реакций, находчивость в действиях.
Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость. Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности. 1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно - выразительных средств для воплощения образа. 2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения. 3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям. Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творчества, учитывать сенситивные периоды его развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.

«План кружковой работы по тестопластике в подготовительной группе.»

Задачи:

1. овладение элементарными навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.

2. формирование творческой активности, художественного вкуса;

3. развитие мелкой моторики;

4. формирование чувства цвета;

5. воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

6. воспитание организованности, аккуратности.

7. Умения начатое дело доводить до конца.

8. Формировать зрительное и мускульное восприятие формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами

9. аккуратно пользоваться материалом, умение оценивать работу товарища.

10. интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности

11. формирование у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.

12. формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.

Список детей:

1---------------

2---------------

Диагностика детей на начало учебного года.

Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 6-7 лет.

Мною предложены следующие критерии и показатели.

Критерии

1. Содержание изображения.

2. Передача формы:

форма передана точно:

есть незначительные искажения;

искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

части расположены верно;

есть незначительные искажения;

пропорции предмета переданы не верно.

4. Передача пропорций предмета в изделии:

пропорции предмета соблюдаются;

есть незначительные искажения;

пропорции предмета переданы не верно.

5. Композиция. В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б»:

а) расположение фигур:

по всей доске;

не продумана, носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:

соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;

есть незначительные искажения;

пропорциональность разных предметов передана не верно.

6. Передача движения:

движение передано достаточно четко;

движение передано неопределенно, неумело;

изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.

7. Цвет. (лепка из теста) В этом критерии выделяются две группы показателей: первая - «а» - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - «б» - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения:

передан реальный цвет предметов;

есть отступление от реальной окраски;

цвет предметов передан не верно;

Анализ процесса деятельности.

1. Характер лепки. В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер лепки:

по частям

из целого куска

комбинированным способам

б) технические приемы.

2. Регуляция деятельности. В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;

эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается;

безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком, созданного им изображения:

адекватна;

неадекватна (завышенная, заниженная);

отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

к предложенному заданию;

к процессу деятельности;

к продукту собственной деятельности.

6. Уровень самостоятельности:

выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.

7. Творчество:

самостоятельность замысла

оригинальность изображения;

стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий -- 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

форма передана точно - 3 балла;

есть незначительные искажения - 2 балла;

искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.

 

 

Список литературы

1. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.— М.: Просвещение, 2006. – 115 с.

2. Богатеева 3. А. Занятия аппликацией в детском саду.— М.: Просвещение, 2004. – 136 с.

3. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей – М: Наука, 1991 – 44 с.

4. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2008.— 256 с.

5. Зельцфман Б., Учись! Твори. Развивайся. Ч.2. Рига: «Эксперимент», 1997 – 34 с.

  1. Иванов И.А. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М: Педагогика, 1989 – 185 с.
  2. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – М, 1985. – 192 с.
  3. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества, 1994 – 76 с.
  4. Ковалев А.Г. Психология личности. – М: Просвещение, 1970 – 234 – 237 с.

10. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 5 (9).

  1. Маруннковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. – М: Пресс, 1997.
  2. Шадринов В.Д., Дружинин В.Н. Психология общих способностей – спб Питер Ком, 1999.

13. Шухардина, С.Б. Формирование технологических умений у детей дошкольного возраста: автореф. Дисс…кандидат. Пед. Наук. / С.Б. Шухардина. – Екатеринбург., 2003. – 22 с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.