Здавалка
Главная | Обратная связь

Откуда лидеры черпают свое видение?



Важной задачей лидера является выработать самое великое видение, которое только возможно. Но каковы его источники.

«Потому, что она есть» или возможность

В 1924 г. Джордж Мэллори решил покорить Эверст. Когда его спросили, почему он решил взойти на эту до сих пор не покоренную вершину, он ответил: «Просто потому, что она есть». К сожалению, Мэллори и его друг погибли при осуществлении задуманного.

Многие, формулируя свое видение, руководствуются подобным представлением. Единственное видение, которое они могут предложить, это то, что они видят перед собой. Они считают, что лучше постоянно двигаться вперед, чем спокойно стоять. Поэтому, когда они сталкиваются с каким-то вызовом, они тут же его принимают. Христиане часто называют это «открытой дверью». Поскольку появляется возможность, они начинают думать, что это воля Божья, чтобы они шли вперед. К сожалению, многие погибают на склоне горы, так и не достигнув цели. Не нужно думать, что каждая «открытая дверь» – это призыв от Бога.

Копирование успеха

Некоторые лидеры заимствуют свое видение. Например, они обращаются к прошлому. Они делают что-то определенным образом, поскольку они так всегда это делали и имели успех. Но иногда успех становиться серьезным врагом лидера. Макс Дюпри предостерегал: «Успех может затмить разум быстрее, чем предубеждение». Многие организации зациклены на чем-то не потому, что это по-прежнему эффективно, а потому, что это было эффективно вчера. В этом проклятие успеха, вчерашнего успеха.

Христианам следует помнить, что в Священном Писании Бог редко дважды действует одним и тем же способом. Всякий раз Божьи деяния уникальны. Они не могут быть сведены к какой-то формуле. И все это потому, что в большей степени Бог заинтересован в послушном отклике людей на Свою волю, чем в средствах ее передачи.

Равно лишенным силы может быть и заимствование методов других. Так, например, когда какая-то церковь внедряет новый подход к привлечению неверующих, пасторы других церквей тут же его подхватывают и побуждают своих членов церкви следовать ему. Сегодня, когда люди ищут легких ответов и быстрых решений, подобного рода практика очень распространена. Это удобно. Не нужно думать (ничто не причиняет людям такой боли, как необходимость думать), не нужно углублять свои отношения с Богом. Все, что нужно церкви, думают некоторые лидеры, это хороший семинар или книга. И вместо того, чтобы культивировать отношения с Главой Церкви, эти лидеры массу времени проводят в изучение стратегий и методик различных людей.

Тщеславие

Тщеславие – источник видения, которое движет многими лидерами. Некоторые лидеры ставят перед своими организациями такие цели, достижение которых способствует их личному прославлению и успеху. Естественно, подобного рода эгоцентрическое лидерство маскирует себя, скрываясь за заявлениями о верности организации и благочестивыми словами о царстве Божьем. Печально наблюдать, когда людей призывают к жертвам, а они обнаруживают, что эти жертвы всего лишь содействуют карьерному росту их руководителя.

Потребность, нужда

Основанное на потребностях видение формируется в ходе анализа целевой группы, направленного на выявление ее нужд и желаний. Сегодня как никогда подход, ориентированный на потребности, популярен в христианской среде. Его преимущества очевидны. Церкви, которые держат руку на пульсе, будут более позитивно восприниматься теми, нужды кого они затрагивают.

Но этот подход не безопасен. Даже в сфере бизнеса и торговли наиболее успешные компании далеко не всегда идут на поводу у рынка. Напротив, многие фирмы и их руководители сами влияют на рынок. Ориентация на нужды делает организацию всего лишь одной из многих других подобных ей. Передовые компании смотрят в будущее, предвидят возможные потребности или сами вызывают чувство нужды и благодаря этому становятся лидерами в своей области.

Религиозные организации должны быть осторожны, чтобы не оказалось, что все их служение направлено на удовлетворение нужд, высказанных людьми. К чувствам людей, общины нужно быть чутким, но нужды, высказанные ими, – это не то же самое, что и Божье призвание. Более того, нужно понимать, что люди, не рожденные свыше, не могут до конца осознать свои собственные духовные потребности. Нехристиане могут распознать симптомы зла в обществе, но они не имеют верного представления об их корне. Таким образом, ориентированный на нужды подход не только позволяет не возрожденным людям определять, что церковь должна делать, но и искушает церковь сосредоточиться на симптомах, вместо корня.

То, что Бог избрал эту церковь, вовсе не значит, что она должна удовлетворить все нужды своих членов и соседей. Бог избирает церковь для определенной цели и наделяет ее всем необходимым для достижения этой цели (1 Кор. 12:12–31). Поэтому церковь должна сформулировать свое видение, опираясь не на мнения людей, а на волю Божью. История из Ин. 12 показывает, что отношения с Иисусом важнее удовлетворения физических нужд людей. Иисус никогда не основывал свое служение на том, чего хотели люди, а только на том, чего желал Его Отец (Мк. 1:23–29; Лк. 19:1–10; Ин. 5:17, 19–20).

Даже светские авторы, пишущие о лидерстве подчеркивают, что прибыль – не единственный определяющий фактор. Это, скорее, средство, нежели цель.

Доступные ресурсы

Иногда доступность ресурсов определяет видение. Например, община узнает о том, что деноминация, к которой она принадлежит, подготовила видеокассету с записью программы евангельского характера. Община решает, что это хорошая возможность и принимает решение закупить эти кассеты. В последующие четыре воскресенья на богослужении членов церкви призывают пойти от дома к дому, чтобы эти кассеты раздать.

Однако этот подход нередко приводит к тому, что не ресурсы начинают служить церкви, а церковь – ресурсам. Поэтому мудрые лидеры не позволят доступным ресурсам определять направление, в котором будет двигаться их организация. Часто за этими ресурсами тянется целый караван. Более того, подобного рода «дары» могут противоречить корпоративным ценностям общины. Ресурсы должны следовать за видением, а не определять его. Нужно сначала сформулировать видение, а затем искать необходимые для его осуществления ресурсы. Только глупые лидеры берут за исходную точку ресурсы и пытаются под него подогнать видение.

Личность лидера

Многие считают, что быть имеющим видение лидером значит самостоятельно сформулировать видение для своей организации. Целый ряд известных авторов поддерживает это мнение. Однако эта миссия требует огромных усилий. Чтобы сформулировать видение для целой организации лидеру необходимо иметь большой опыт, много путешествовать, читать, быть знакомым с разными культурами и т.д. и т.п. Но и это еще не все. Когда видение сформулировано, лидеру необходимо убедить людей принять его, т.е. продать свое видение. Ради этого лидеры нередко жертвуют своей репутацией и доверием. Чтобы впечатлить людей, они предлагают объединиться в достижении того, что кажется практически недосягаемым. Они говорят: «Мы должны ставить высокие цели, мы должны мечтать, ведь мы служим великому Богу».

Но Ис. 55:8–9 предостерегает нас. Даже самые великие цели, сформулированные людьми ничто в сравнении с Божьим замыслом. Серьезная опасность кроется в мысли, что человеческими измышлениями может быть построено Царство Божье. Божьи пути отличны от наших. У Него другие приоритеты, другие ценности. Многие из принципов, распространенных в нашем мире, Иисус охарактеризовал как противоречащие Божьим.

Бог может больше, чем мы только можем помыслить. Еф. 3:20. Могут ли в таком случае религиозные лидеры впечатлить Бога грандиозностью своего видения? Нет. Духовные лидеры, которые развивают свое собственное видение, независимо от того, насколько оно масштабно, вместо того, чтобы стремиться понять Божью волю, предлагают людям свои собственные измышления, а не Божий план. Яркий пример – Лк. 9:51–56. Завершение этой истории в Деян. 8:14–17.

Божье откровение

Предыдущие шесть источников видения имеют одну общую черту – они порождены мирским мышлением. Мир живет видением. Но Божий народ живет откровением. Поэтому более верно читать Прит. 29:18: «Без откровения свыше народ необуздан» (как в Синодальном). Видение – это то, что люди создают, откровение – это то, что люди получают. Люди могут представить видение, но они не могут открыть Божьей воли. Бог открывает ее. И хотя в дальнейшем в книге и будет использоваться термин «видение», его значение отлично от общеизвестного. Он будет обозначать не сформулированную лидером цель, мечту, а то, что Бог открыл и что Он обещал сделать в будущем. Видение, которое направляет духовных лидеров должно своим источником иметь Бога. Мудрые лидеры осознают, что жизнь настолько сложна, что понять ее без Бога невозможно.

Лидеры должны понимать, как Христос, что их задача – искать воли Божьей и согласовывать свою жизнь с ней. Слишком часто христианские лидеры действуют с ложным чувством уверенности, что они ищут Божьей воли. Как следствие, они не посвящают достаточно времени тому, чтобы ясно услышать голос Божий. Вместо этого они совершают поспешные поверхностные молитвы и начинают осуществлять свои планы. Они находят несколько подкрепляющих их мысль текстов Писания и приступают к формулированию целей, ошибочно считая, что раз они включили в этот процесс молитву и Писание, то их план будет «Божьим». Просьба о том, чтобы Бог благословил чьи-то цели и мечтания не является гарантией того, что эти планы и мечтания от Бога. Как часто бывает, что христианские лидеры заявляют о том, что их видение от Бога, а на самом деле это просто наиболее желаемый ими образ будущего. Роль духовного лидера – не мечтать о том, что будет достойно Божьего внимания, а быть в авангарде в понимании Божьего откровения.

Когда Бог открывал Свой замысел, Он очень часто делал это в форме обещания, которое сопровождалось яркими образами. Когда Бог говорил, Его народ ясно понимал, что Он намерен совершить, и мог описать грядущие Божьи деяния в ярких символах. См., например, изложение Божьего намерения и образы, которые для этого используются в истории Авраама (Быт. 12:1–3; 13:16; 15:5; 22:17). Бог нередко представляет свои обещания в образах, которые пленяют воображение людей.

Когда мы читаем в Писании о Божьих обещаниях, мы можем заметить две важные особенности.

(1) Достичь исполнения Божьих обетований без Него невозможно.

(2) Божьи обещания абсолютны. Они не открыты для дискуссии или корректировки.

Невозможность исполнения Божьего обетования без Его вмешательства видна в истории с рождением Исаака (Быт. 17:17; 18:12). Абсолютный характер Божьего обетования открывается, например, в Быт. 16, 17. Бог не пошел ни на какие корректировки, предложенные Авраамом.

Духовные лидеры должны противостоять искушению предложить свое решение там, где Бог обещал совершить чудо. Попытка ускорить или несколько изменить процесс осуществления Божьего плана являются признаками незрелого духовного лидерства. Задача лидера – передать людям Божье обетование, а не творить видение, а потом убеждать людей «купить» его.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.