Здавалка
Главная | Обратная связь

НЕСКОЛЬКО РАЗ В ДЕНЬ БЕСЕДУЙТЕ САМИ С СОБОЙ ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ



Недавно от торговца автомобилями я услышал об интересной методике, придуманной им самим. Надеюсь, она поможет и вам.

— Каждый день у меня уходит не меньше двух часов на телефонные звонки потенциальным покупателям, — рассказывал торговец. — Я звоню им, чтобы пригласить на демонстрацию автомобиля. Три года назад, когда я только начинал, эта часть моей работы казалась мне самой трудной. Я ужасно робел, волновался и все время думал, что мой голос звучит робко и неуверенно. Естественно, это чувствовали и мои собеседники на другом конце провода. Они говорили: «Спасибо, мне не нужен автомобиль», — и вешали трубку. Каждый понедельник менеджер нашего отдела проводит рабочее собрание всех сотрудников. После этих собраний я всегда чувствовал вдохновение. И вот я заметил, что по понедельникам мне удается пригласить больше клиентов на пробную поездку, чем в другие дни. Беда в том, что уже на следующий день от этого вдохновения почти ничего не оставалось. И тут я подумал: если наш менеджер может вдохновлять меня, то почему я не могу делать то же самое? Перед тем как начать обзванивать клиентов, я решил побеседовать с самим собой. Никому ничего не говоря, я пошел на площадку, где стояли новые машины, сел в одну из них и начал говорить сам с собой. «Я отличный работник,— говорил я себе, — и я стану лучшим продавцом автомобилей. Я продаю прекрасные машины и заключаю выгодные контракты. Я звоню людям, которым очень нужна новая машина, я предлагаю им именно то, что им нужно, и они купят машину у нас». С самого начала такая «автоподзарядка» оказалась очень эффективной. После нее я чувствовал себя так бодро и уверенно, что совсем не дрожал перед потенциальными клиентами. Наоборот, я даже хотел сделать как можно больше звонков. Теперь я по-прежнему использую этот метод, хотя уже не хожу на площадку, чтобы сесть в новую машину. Прежде чем позвонить клиенту, я напоминаю себе, что я — замечательный продавец, что я добиваюсь отличных результатов. Так и происходит на самом деле.

Как вам нравится идея, о которой вы только что узнали? Правда, неплохо? Чтобы подняться на вершину мастерства, прежде всего нужно почувствовать, что вы уже стоите на вершине. Побеседуйте с собой, вдохновите себя, и вы ощутите прилив сил и почувствуете себя значительным.

В одном из своих тренингов я попросил всех участников подготовить десятиминутное выступление в роли лидера. У одного из участников это получилось хуже всего. Его колени тряслись, руки дрожали, он постоянно забывал, что хотел сказать. Промучившись пять-шесть минут, он замолчал и сел, безнадежно махнув рукой.

По окончании занятия я попросил его прийти на следующий день на 15 минут раньше. Он согласился.

Утром следующего дня, пока не пришли остальные участники тренинга, мы начали обсуждать вчерашний случай. Я попросил собеседника максимально точно вспомнить, о чем он думал за пять минут до своего выступления.

— У меня в голове был только страх, — ответил он. — Я чувствовал, что буду выглядеть круглым идиотом. Плюхнусь в лужу перед всеми. Кто я такой, чтобы говорить от имени лидера? Я пытался сосредоточиться на том, что скажу, но все слова вылетели у меня из головы. Я думал об одном: «Сейчас опозорюсь».

— Вот вам и ответ на вашу проблему, — сказал я. — Еще не начав говорить, вы сами себя, если так можно выразиться, избили до полусмерти. Вы настроились на провал. Стоит ли удивляться, что речь не получилась? Вместо вдохновения вы внушили себе страх. До начала занятия остается четыре минуты. Я попрошу вас в течение нескольких минут побеседовать с самим собой, вдохновить себя. Идите в пустую аудиторию и там скажите сами себе: «Я произнесу отличную речь. Я скажу то, что хочу сказать, скажу то, что нужно услышать слушателям». Повторяйте

эти слова энергично, с абсолютной убежденностью. А затем вернитесь и повторите выступление.

Если бы вы только могли услышать эту речь и почувствовать разницу! Короткая, энергичная, убедительная беседа с самим собой сотворила настоящее чудо.

Вывод: вдохновляйте себя, хвалите себя и ни в коем случае не представляйте себя ничтожеством.

Вы представляете собой то, что думаете о себе. Чаще думайте о себе хорошее и станете значительнее.

 

Придумайте собственную рекламу для «продажи себя себе». Один из самых популярных продуктов в Америке — «Кока-кола». Каждый день вы постоянно слышите или видите это название. Производители этого напитка не зря постоянно напоминают вам о нем: как только они перестанут это делать, вы вполне можете через какое-то время остыть, а затем полностью охладеть к «Кока-коле», перестать покупать ее.

Но компания «Кока-кола» этого не допустит. Она постоянно напоминает, напоминает и напоминает вам о своих напитках.

Каждый день мы с вами видим полуживых людей, переставших продавать себя себе. Они равнодушны к своему главному продукту — себе. Им все равно. «Я — никто», — без конца твердят они. Они ощущают себя ничтожными и на самом деле становятся такими.

Этим людям нужно начать рекламировать себя самим себе, чтобы осознать, что они — личности высшего класса. Им нужна искренняя, неподдельная вера в себя.

Вот какой рекламный ролик придумал для себя Том Стейли. Он повторяет его минимум трижды в день. Текст своей личной рекламы он постоянно носит с собой в бумажнике:

«Том Стейли, познакомься с Томом Стейли — влиятельным и солидным человеком. Том, ты мыслишь большими масштабами. У тебя огромные способности делать первоклассную работу. Делай свою работу первоклассно.

Том, ты веришь в счастье, прогресс и процветание.

Говори только о счастье,

говори только о прогрессе,

говори только о процветании.

Том, ты полон энергии. Ты полон энергии и силы.

Пусти свою энергию в дело, и ничто тебя не остановит.

Том, ты энтузиаст, проявляй энтузиазм, делай все с воодушевлением.

Том, ты отлично выглядишь и отлично себя чувствуешь. Оставайся таким.

Том Стейли, ты был прекрасным человеком вчера, а сегодня ты станешь еще лучше. Иди вперед, Том. Иди вперед».

 

Том уверяет, что эта самореклама помогла ему стать более динамичным.

— Пока я не начал продавать себя себе, — говорит Том, — мне казалось, что я по сравнению с другими — полное ничтожество. Теперь я понял, что нужно для успеха. Я настроен только на победу.

Как создать свой собственный рекламный ролик? Вначале вам нужно выявить свои преимущества, свои сильные стороны. Не стесняйтесь при этом, не умаляйте своих достоинств.

Затем изложите их своими словами на бумаге в виде обращения к самому себе, как это сделал Том Стейли. Прочитайте то, что вы написали. Обращайтесь напрямую к себе, не думайте в это время ни о ком, кроме себя самого.

Затем начинайте свою рекламную кампанию. Уединившись, читайте свой рекламный ролик вслух, с выражением, минимум один раз в день, лучше всего перед высоким зеркалом, чтобы вы отражались в нем во весь рост. Повторяйте свой рекламный ролик с полным убеждением, энергично, чтобы кровь в ваших венах потекла быстрее. Кроме того, читайте этот же текст про себя несколько раз в день. Перечитывайте его, прежде чем взяться за дело, требующее определенной смелости. Читайте его каждый раз, когда вас что-то угнетает. Постоянно носите его при себе и перечитывайте.

Да, и еще один момент. Очень многие (если не большинство), прочитав эти строки, начинают хихикать, отказываясь верить, что успех — дитя мышления. Пожалуйста, не смейтесь! Так может подумать заурядность, а вы — незаурядный человек. Если вы сомневаетесь в эффективности методики «продай себя себе», то спросите самого преуспевающего из ваших знакомых, что он скажет на этот счет. А затем начните рекламировать себя себе.

Усовершенствуйте свое мышление - мыслите как значительная личность

Совершенствуя свое мышление, вы совершенствуете свои поступки и продвигаетесь к успеху. Проверьте себя: мыслите ли вы как значительная личность? Насколько солидно ваше мышление?

Ситуация Спросите себя  
1. Когда я беспокоюсь Стал бы влиятельный человек беспокоиться из-за этого? Стал бы самый преуспевающий из моих знакомых волноваться из-за этого?  
2. Идея Что сделал бы влиятельный человек, если бы ему пришла в голову эта идея?  
3. Мой внешний вид Выгляжу ли я, как человек с максимальным самоуважением?  
4. Моя речь Говорю ли я, как преуспевающий человек?  
5. Что я читаю Стал бы влиятельный человек читать это?
6. Беседы Стали бы преуспевающие, влиятельные люди обсуждать эту тему?
7. Когда я сержусь Рассердился бы солидный человек из-за этого?
8. Мои анекдоты Стал бы солидный человек рассказывать такие анекдоты?
9. Моя работа Как влиятельный человек описывает свою работу, рассказывая о ней другим?
       

В вашем сознании должен навсегда закрепиться вопрос: «Стал бы так поступать солидный, влиятельный, преуспевающий человек?» Задавайте его себе и отвечайте на него, и вы станете более влиятельным и значительным.

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

1. Выглядите солидно: это поможет вам мыслить солидно. Ваш внешний вид много говорит о вас вам самим. Убедитесь, что он придает вам уверенность и повышает настроение. Ваш внешний вид много говорит о вас другим. Убедитесь, что он говорит: «Вот солидный, значительный человек, умный, интеллигентный, преуспевающий, надежный».

2. Считайте свою работу важной и значительной. При этом ваш разум будет давать необходимые инструкции, что вам нужно сделать, чтобы работать еще лучше. Считайте свою работу важной, и тогда ваши подчиненные тоже будут считать свою работу важной.

3. Чтобы обрести вдохновение, рекламируйте себя себе несколько раз в день. Придумайте свой индивидуальный рекламный ролик «продай себя себе». При каждой возможности напоминайте себе, что вы — замечательный человек и первоклассный работник.

4. Во всех жизненных ситуациях задавайте себе вопрос: «Стал бы так поступать солидный, влиятельный, преуспевающий человек?» Отвечайте честно и действуйте в соответствии с этими ответами.

 

7
СОЗДАЙТЕ СВОЕ ОКРУЖЕНИЕ: ВЫБИРАЙТЕ ЛУЧШЕЕ

Удивительный это механизм — разум! Работая определенным образом, он продвигает вас вперед, к выдающимся успехам. Но тот же самый разум, если настроить его по-другому, станет причиной полной неудачи. Что же регулирует наш разум, настраивая его на тот или иной режим работы?

Миллионы людей сидят на диете, считая калории. Ученые доказали, что состояние тела зависит от состава пищи, и поэтому мы тратим миллионы долларов на витамины и прочие пищевые добавки. Физическая выносливость, устойчивость к заболеваниям, вес тела, даже продолжительность жизни тесно связаны с тем, что мы едим. Тело представляет собой то, чем оно питается.

Этот же принцип верен и для разума: наш разум представляет собой то, чем он питается. Конечно, пища для ума не расфасована в пакеты и не продается в магазине, как пища для тела. Пища для ума — это ваше окружение, бесконечное количество всевозможных факторов, влияющих на ваше сознание и подсознание. От того, чем питается наш разум, зависят наши привычки, психологические установки, особенности личности. Каждый из нас унаследовал от предков определенные качества и развивает их на протяжении жизни, но то, в какой степени мы реализуем данное нам от природы и как мы используем наши природные задатки, зависит от того, чем питается наш разум.

Вы пытались когда-нибудь представить, каким бы вы были, если бы родились в какой-либо другой стране? Какую бы вы тогда предпочитали еду, какую носили бы одежду, как проводили бы свободное время, где работали бы и чем занимались, к какой религии принадлежали бы?

Разумеется, на эти вопросы нельзя найти однозначного ответа, но можно с большой вероятностью утверждать, что в другой стране вы бы выросли во многом другим человеком и вели бы иной образ жизни, потому что на вас воздействовала бы совсем иная среда. Вы — продукт своего окружения, своей среды.

Отметьте этот момент: окружение формирует нас, формирует наше мышление. Попробуйте назвать хоть одну из своих привычек, не усвоенную вами от кого-то. Особенности нашего поведения — манера ходить, говорить, держать чашку, кашлять, — наши предпочтения в музыке, литературе, одежде и остальном в значительной степени позаимствованы из нашего окружения. И что гораздо важнее, наше окружение формирует масштаб нашего мышления и целей, наши психологические установки и ожидания, всю нашу личность.

Длительное, тесное общение с пессимистами заставляет и нас самих мыслить негативно; тесное общение с ограниченными, недалекими людьми развивает в нас мелочность.

И наоборот, общение с людьми, ставящими великие цели, повышает уровень нашего мышления, а общение с целеустремленными людьми делает нас целеустремленнее.

Специалисты утверждают, что тот человек, кем вы являетесь сейчас, — ваши личностные особенности, требования, стремления, ваш теперешний статус и образ жизни — все это в основном результат вашего психологического окружения. То, кем вы будете через год, пять, десять или двадцать лет, почти полностью зависит от вашего будущего окружения.

С течением времени мы обязательно изменимся. Это не секрет. Но то, каким образам мы изменимся, будет зависеть от окружения, от той пищи, которую будет получать наш разум. Давайте посмотрим, что можно сделать, для того чтобы наше будущее окружение принесло нам удовлетворенность и процветание.

Первый шаг: подготовьтесь к успеху. Главное препятствие, лежащее на пути к большому успеху — это убеждение, что большая цель недостижима. Эта психологическая установка, направляющая наше мышление на уровень посредственности, появляется в результате действия многих и многих сил, подавляющих и угнетающих наше мышление.

Откуда берутся подавляющие силы? Чтобы это понять, давайте вернемся в детство. Все мы, будучи детьми, ставим великие цели. В совсем юном возрасте каждый из нас мечтает сделать великое открытие, занять высокий пост, стать знаменитым и богатым, — одним словом, стать лучшим, стать первым. В своем благословенном неведении мы уверены, что нам открыты все пути.

Но что же происходит потом? Еще задолго до достижения возраста, когда мы можем начать продвижение к своей великой цели, на нас начинают губительно воздействовать угнетающие силы. Со всех сторон мы слышим: «Мечтать вредно», «Мечтать глупо». Мы узнаем, что наши идеи «наивны, непрактичны, недостижимы, глупы», что «без денег никуда не продвинешься», что «нужны важные знакомства», что «все решает удача», что вы «слишком молоды» (или «уже стары»).

Нас без конца бомбардируют словами, весь смысл которых можно свести к одной фразе: «Ничего у тебя не выйдет, нечего и пытаться». Настоящая массированная пропаганда! Людей, подвергнувшихся такой обработке, можно разделить на три группы.

Первая группа: те, кто сдался окончательно. К этой группе принадлежит большинство людей. В глубине души они твердо убеждены, что у них нет необходимых способностей, что настоящий успех и значительные достижения — не для них, а для других, везучих и удачливых. Таких людей очень легко определить — они могут целыми часами убеждать себя и других, что они счастливы в своем теперешнем положении.

Недавно я познакомился с таким человеком. Очень долго этот тридцатидвухлетний мужчина рассказывал мне, почему ему нравится его работа. В действительности же этот человек сам себя запер на комфортном и стабильном, но посредственном уровне. Все его рассуждения были всего лишь способом обмануть себя, и он прекрасно осознавал это. На самом же деле он хотел бы работать на более ответственной работе, предоставляющей возможность роста и развития. Но «множество угнетающих факторов» убедили его, что он не годится для настоящих дел.

Люди, относящиеся к этой группе, представляют такой же крайний случай, как и те, кто в поисках лучшей доли без конца и без определенной цели меняет работу. Привязываться к стабильности, а точнее, рутине, очень часто похожей на незасыпанную могилу, ничуть не лучше, чем бесцельно бродить по жизни в надежде, что в один прекрасный день на вас с неба свалится несказанная удача.

Вторая группа: те, кто сдался отчасти. Эта группа намного меньше, чем первая. Сюда входят люди, начавшие взрослую жизнь с большой надеждой на успех. Эти люди готовятся, работают, планируют, но лет через десять решают, что все, хватит, дальше лезть не стоит. «Мой заработок выше среднего уровня и жизненный уровень выше среднего, так зачем нам еще что-то?»

У этих людей развиваются опасения и страхи: страх неудачи, страх социального неодобрения, страх лишиться комфорта и стабильности, лишиться того, что имеют. В глубине души люди этой группы осознают, что сдались, и поэтому чувствуют себя неудовлетворенными. В эту группу попадает множество талантливых, умных, образованных людей, решивших передвигаться по жизни ползком только потому, что им не хватает смелости встать и побежать.

Третья группа: те, кто не сдается никогда. Она составляет около двух-трех процентов от общего количества населения. Эти люди не позволяют, чтобы пессимизм диктовал им свои условия. Они не думают, что можно сдаться угнетающим «сложившимся обстоятельствам». Успех для них так же естественен, как дыхание. Люди этой группы более счастливы, потому что достигают наивысших результатов.

У них высокие заработки, они занимают руководящие посты или становятся наилучшими специалистами в своих отраслях. Жизнь кажется этим людям достойной того, чтобы жить. Каждый новый день, каждая новая встреча для них — радостное приключение, делающее жизнь еще полнее.

Давайте будем честны сами с собой: всем нам хотелось бы попасть в третью группу, войти в число людей, чей успех растет день ото дня, в число людей, замышляющих великие планы и творящих великие дела.

Чтобы на самом деле войти в эту группу — и остаться в ней — мы обязаны побороть угнетающие факторы нашего окружения. Чтобы понять, как члены первой и второй групп будут, сами того не желая, тянуть вас назад, рассмотрим следующий пример.

Представьте, что вы сказали своим «средним» друзьям, что собираетесь в будущем стать вице-президентом своей фирмы. Что будет? Они решат, что вы шутите и начнут говорить: «Что ты несешь! Ты что, не знаешь, что нужно для того, чтобы стать вице-президентом?» Не исключено, что они начнут за вашей спиной поговаривать, что у вас «поехала крыша».

А если вы на полном серьезе скажете то же самое президенту своей фирмы? Очевидно, что он не будет смеяться. Он внимательно посмотрит на вас и задумается, насколько серьезны ваши намерения. Но, повторяю, смеяться он не будет.

Не будет, потому что значительные люди не смеются над значительными идеями.

Еще один пример. Скажите «среднему» человеку, что вы планируете купить дом стоимостью 50.000 долларов, и он начнет смеяться над вами, думая, что это невозможно. Но поделитесь своим планом с человеком, уже живущим в таком доме, и он не удивится.

Он не будет считать это невозможным просто потому, что уже достиг этого.

Помните: те, кто скажет вам, что то или иное невозможно и недостижияю, — почти всегда неудачники, в лучшем случае - люди, находящиеся на «среднем» уровне. Мнение этих людей может подействовать на вас, как отрава.

Научитесь защищаться от людей, стремящихся убедить вас, что ничего не выйдет. Принимайте негативный совет лишь как дополнительный стимул доказать, что у вас все получится.

Будьте очень, очень осторожны. Не позволяйте негативно мыслящим людям — негативистам — разрушить ваши планы. Негативисты подстерегают вас всюду. Эти люди, кажется, испытывают удовольствие, когда становятся у других на пути, не давая им прогрессировать.

В университете я дружил с В.В. Он был замечательным другом, всегда готовым подкинуть денег, если я был на мели, всегда готовым помочь. Но, несмотря на все его положительные качества, мой приятель был одним из самых убежденных пессимистов. Он видел жизнь вообще и свое будущее в частности исключительно в мрачных тонах. В.В. был классическим, стопроцентным негативистом.

В то время я с энтузиазмом выискивал в газетах все статьи одной популярной журналистки, делающей особый акцент на оптимизме, надежде, позитивном подходе. Но мой приятель В.В., едва лишь речь заходила об этой журналистке и ее статьях, начинал говорить:

— Ай, ну тебя. Почитал бы ты лучше, что пишут на первой странице. Вот где можно научиться жизни! А твоя журналистка только вешает лапшу на уши. Ее писанина — для слабаков.

Говоря о будущем, В.В. всегда излагал свою философию примерно так:

— Дэйв, в наши дни можно раздобыть денег лишь тремя путями: во-первых, удачно жениться, во-вторых, иметь возможность воровать, не нарушая закон, а в-третьих, водить знакомства с нужными людьми, у которых есть «лапа» наверху.

Свои рассуждения он всегда подкреплял примерами, почерпнутыми с первых страниц газет, где печатались самые скандальные новости. Он говорил о профсоюзном лидере, запустившем руку в профсоюзную кассу и скрывшемся; о женитьбе сборщика фруктов на дочери миллионера; что же касается «нужных» знакомств, то у него был знакомый, у которого был знакомый, а тот был знаком с «большой шишкой».

В.В. был на несколько лет старше меня и учился отлично. Я смотрел на него, как младший брат на старшего. Теперь я понимаю, какой опасности я подвергался: я чуть было не позволил негативисту разрушить свои базовые убеждения относительно того, как достичь успеха, чуть было сам не стал негативистом.

К счастью, однажды после особо долгой и напряженной дискуссии с В.В. я понял, что слушаю голос неудачника. Мне показалось, что В.В. убеждает не столько меня, сколько себя. С той поры я смотрел на него как на объект наблюдения, что-то вроде подопытного кролика. Я пытался понять, почему он думает так, а не иначе и куда такое мышление может его завести. Я превратил общение с приятелем-негативистом в эксперимент.

После окончания университета мы не виделись одиннадцать лет. Несколько месяцев назад я встретил нашего общего друга, и он рассказал, что стало с нашим приятелем. В.В. работал чертежником в Вашингтоне и сидел на низкой зарплате. Я спросил, изменился ли он.

— Ничуть, — услышал я в ответ. — Он стал еще зануднее, чем был. Пессимист из пессимистов. У него жена и четверо детей, и все они живут на одну его зарплату, еле сводят концы с концами. У него мозгов на пятерых, только он не знает, что с этими мозгами делать.

Негативисты подстерегают вас повсюду. Некоторые из них, как мой приятель, в чью ловушку я чуть было не попал, желают вам только добра. Но есть и другие — завистники, которые не продвигаются сами и не дают продвигаться другим. Чувствуя себя негодными, они будут ставить вам подножки, чтобы и вы тоже оставались в «середнячках». Будьте очень осторожны, изучайте негативистов, не давайте им разрушить ваши планы продвижения к успеху! Недавно один молодой человек, сотрудник офиса, рассказал о своем решении ездить на работу в другой машине. (Компания, где работет этот служащий, развозит своих сотрудников на работу и с работы на служебных автомобилях.) Вот, послушайте:

— Вместе со мной ездил коллега, который только и делал, что критиковал и нашу фирму, и ее начальство. Какое бы решение начальство ни приняло — все плохо, так он считал. Послушать его, так и фирма наша никуда не годится, и все начальство сверху донизу тоже никуда не годится, и продукция наша никуда не годится. Все, абсолютно все, по его мнению, было не так. Каждое утро после этих разговоров я приезжал на работу нервным и измотанным. Вечером, выслушав очередную порцию жалоб на протяжении 45 минут, пока мы ехали, я приходил домой в плохом настроении. В конце концов я не выдержал и решил ездить в другой машине. Теперь совсем другое дело, со мной ездят люди, умеющие видеть любую проблему со всех сторон.

Что сделал мой собеседник? Изменил свое окружение. Разумно, не правда ли?

Имейте в виду: о вас судят по вашему окружению. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». В одном офисе, в одном цехе работают разные люди. Одни из них настроены позитивно, другие — негативно. Одни работают, потому что «вынуждены», другие — чтобы совершенствоваться и реализовать себя. Одни фыркают от любого распоряжения начальства, другие осознают, что, для того чтобы в будущем стать хорошим начальником, необходимо вначале стать хорошим исполнителем.

Наше мышление непосредственно определяется нашим ближайшим окружением. Известно, что «рыбак рыбака видит издалека».

Убедитесь, что находитесь среди людей, мыслящих правильно.

Среди людей, окружающих вас на работе, вас будет подстерегать множество ловушек. В каждом коллективе обязательно найдется хотя бы один сотрудник, втайне неуверенный в собственных силах, который будет всячески мешать вам расти. Очень часто над целеустремленным человеком смеются и даже объявляют ему войну лишь за то, что он работает лучше и эффективнее других. Давайте смотреть правде в глаза. Всегда найдутся завистники, желающие обломать вам крылья.

Часто такое наблюдается в заводских цехах по отношению к передовикам, желающим ускорить работу. Такое не редкость в армии, когда банда негативистов издевается над молодым солдатом, мечтающим стать офицером. Но такое может случиться и в бизнесе, когда человек не продвигается сам и тормозит рост остальных. В университетах отличников часто именуют «зубрилами», «заучками», «ботаниками» и всячески изводят их. Иногда даже (к сожалению, слишком часто) такие однокурсники доводят талантливого студента до мысли, что быть слишком умным глупо.

Если в вашем окружении есть негативисты, не обращайте на них внимания! Очень часто замечания, поступающие от них в ваш адрес, не относятся лично к вам, как это может показаться, а являются отражением чувства неудачи и разочарования того, кто их высказывает.

Не позволяйте негативно мыслящим людям столкнуть вас на их собственный уровень. Слушайте лишь тех, кто мыслит прогрессивно. Растите вместе с ними.

Достичь прогресса очень просто: нужно всего лишь прогрессивно мыслить!

Хочу предупредить: не каждого советчика следует слушать. В каждой или почти каждой организации вы найдете добровольных советчиков, «знающих все входы и выходы» и желающих проинформировать вас. Однажды я случайно услышал, как такой советчик рассказывал новичку о своем коллективе:

— Самое лучшее — стоять в стороне и никуда не соваться. Чем ближе тебя узнают, тем больше работы на тебя навалят. Особенно старайся держаться подальше от господина 3. (руководителя отдела). Если он подумает, что тебе нечем заняться, он загрузит тебя по самое горло...

Советчиком был человек, проработавший в фирме уже 30 лет, но по-прежнему остававшийся рядовым сотрудником. Ничего себе консультант для талантливого молодого человека, планирующего продвигаться вперед!

Спрашивайте совета у знающих людей. Это должно стать вашим правилом. Почему-то принято считать, что к преуспевающим людям не пробиться. Правда как раз и заключается в том, что это неправда. Люди, действительно достигшие успеха, как правило, не заносчивы и готовы помочь. Так как они по-настоящему заинтересованы в продуктивной работе своей фирмы, в ее успехе, то им далеко не все равно, на кого оставить работу, когда они уйдут на пенсию. Чаще всего высокомерными и недоступными бывают не по-настоящему преуспевающие люди, а обычные карьеристы, претендующие на значительность.

Вот что говорит по этому поводу одна руководительница, зарабатывающая 40 долларов в час:

— У меня очень много работы, но на двери моего кабинета вы никогда не увидите таблички с надписью «Прошу не беспокоить». Давать консультации — одна из моих основных обязанностей. У нас разработана стандартизованная система обучения и тренингов для персонала, но я всегда готова дать личные консультации, или «репетиторство», как я говорю. Люди приходят ко мне с просьбой помочь решить проблему, касающуюся всей компании или лично их. Больше всего я люблю помогать людям, проявляющим интерес и желание больше узнать о своей работе, о том, как она связана с работой других сотрудников. Но, конечно, я не могу навязывать советы и помощь тем, кто их не ищет.

Помните: спрашивать совета у неудачника — все равно, что обращаться к знахарке по поводу лечения рака!

 

Многие руководители не примут человека на ключевую должность, не побеседовав предварительно с его женой (мужем). Мой знакомый, руководитель торговой фирмы, объясняет это так:

— Мне нужно быть уверенным, что у кандидата — надежный тыл, что в его семье не будут против частых командировок, свободного графика работы и других неудобств, с которыми связана работа торговца, что семья будет поддерживать его в неизбежные периоды трудностей.

Руководители теперь понимают, что происходящее с человеком в период с 18.00 до 9.00 прямым образом влияет на деятельность этого же человека в период с 9.00 до 18.00. Почти всегда человек, у которого семейная жизнь удалась, работает производительнее и успешнее, чем тот, у кого дома тоскливо и уныло.

Перед нами два сотрудника, назовем их Джон и Милтон. Посмотрим, как они проводят выходные и как работают.

Вот как обычно проводит выходные Джон. В один из вечеров он и его жена приглашают друзей и проводят вечер в тщательно подобранной компании интересных собеседников или же проводят время вне дома — в кино, на каком-нибудь культурном мероприятии или в гостях. В субботу утром Джон работает с группой бойскаутов, а после обеда он занят домашними делами.

Каждое воскресенье вся семья куда-нибудь отправляется: в парк, в музей, а один раз они даже поднялись на гору. Время от времени они выезжают на природу. В ближайшее время Джон собирается купить участок земли за городом для дачи. Воскресный вечер Джон проводит дома, в спокойной обстановке, читает книгу или смотрит телевизор.

Выходные дни у Джона проходят спланированно, весело, разнообразно, места для тоски не остается.

Совсем не так у Милтона. Он не планирует свои выходные. В пятницу вечером он устало спрашивает у жены: «Может, пойдем куда-нибудь?» На этом все и кончается, все планы, не родившись, умирают. Милтон редко принимает гостей и редко ходит в гости. В субботу утром он спит до полудня, а остаток дня возится по дому. Субботний вечер Милтон и его жена проводят в кино или у телевизора («А чем еще можно заняться?»), на следующий день опять валяются в постели до полудня, а затем едут в гости к Биллу и Мэри или же Билл и Мэри приезжают к ним (Билл и Мэри — единственная пара, с которой Милтон и его жена общаются регулярно).

Так проходят суббота и воскресенье. Воскресным вечером супруги, за два дня ничегонеделания изрядно надоевшие друг другу, начинают ругаться. Эта психологическая война продолжается несколько часов, хотя до скандалов с битьем посуды дело не доходит.

Выходные у Милтона тоскливые, скучные, унылые. Он месяцами не видит настоящей радости.

Как вы думаете, какое влияние окажет на наших героев такая манера проводить выходные? Конечно, за период в одну-две недели особой разницы заметить не удастся, но через несколько месяцев, а тем более лет, разница будет огромной. В понедельник утром Джон приходит на работу посвежевший, отдохнувший, полный новых идей. Он как спортсмен, которого кормят отборными бифштексами.

Милтон находится в состоянии постоянного психологического голодания. Его мышление вялое, как у спортсмена, которого кормят конфетами и пивом.

Сегодня Джон и Милтон на одном уровне, но постепенно разрыв между ними будет все время увеличиваться. Джон будет уходить вперед, Милтон — отставать.

Случайные наблюдатели скажут: «Джон толковее Милтона». Но мы-то знаем: различие в результативности их работы в значительной степени стало итогом разной «психологической диеты».

Любой фермер скажет, что для хорошего урожая необходимо удобрить землю. Для лучшей работы мышления, как и для земли, необходима подкормка.

Недавно мы с женой и еще пять супружеских пар провели чудесный вечер в гостях у директора универмага. Мы уходили последними, поэтому у меня появилась возможность задать хозяину, с которым мы были хорошо знакомы, один вопрос, не дававший мне покоя весь вечер.

— Вечер прошел чудесно, — сказал я, — но я слегка удивлен. Я рассчитывал встретить здесь в основном ваших коллег, но здесь были люди, работающие в совершенно разных областях — писатель, врач, инженер, бухгалтер и учительница.

Мой знакомый улыбнулся и сказал:

— Да, мы часто приглашаем коллег, но нам с Хелен всегда очень интересно пообщаться с людьми, занятыми чем-то другим. Если бы мы общались лишь с теми, у кого одни со мной интересы, мы варились бы в собственном соку. К тому же, люди — это мой бизнес. В наш магазин ежедневно заходят тысячи людей, занятых самыми разными делами. Чем больше я узнаю о том, как живут люди разных профессий, каковы их интересы, мнения, мысли, тем лучше я понимаю, какой товар им предложить, как лучше организовать их обслуживание.

Вот несколько несложных рекомендаций по организации своего окружения:

1. Общайтесь с людьми разных интересов. Ограничивая крут общения одной маленькой группой, вы начинаете вариться в собственном соку, ваша жизнь становится скучной и унылой. Помните, что программа достижения успеха требует, чтобы вы научились понимать людей. Пытаться узнать все о людях, вращаясь в узком кругу, — все равно что пытаться изучить математику, ограничившись одним школьным учебником. Находите новых друзей, вступайте в новые организации, расширяйте свой крут общения. Помимо всего прочего, разнообразие общения, как и любое другое разнообразие, делает жизнь ярче, а кругозор — шире. Разнообразие — хорошая диета для ума. 2. Пусть среди ваших друзей будут люди, чьи взгляды отличаются от ваших. В наши дни у узко мыслящего человека нет большого будущего; оно за людьми, умеющими смотреть на проблему с разных сторон. Если вы принадлежите к определенной политической партии, пусть среди ваших знакомых будут члены других партий. Общайтесь с людьми разных религиозных убеждений. Общайтесь с людьми, чьи взгляды противоположны вашим. Но во всех случаях будьте уверены, что это люди, имеющие реальный потенциал.

3. Дружите с людьми, умеющими подняться над мелочами. Подумайте, много ли вам даст общение с людьми, которых больше интересует размер вашей жилплощади, ваша бытовая техника, вещи, которые у вас есть или которых у вас нет, чем ваши идеи. Охраняйте свое психологическое окружение от негативистов: дружите с людьми, мыслящими позитивно, желающими увидеть вас преуспевающими. Находите друзей, готовых поддержать и подбодрить вас в реализации планов. Если среди ваших ближайших друзей будут люди, погрязшие в мелочах, вы сами постепенно начнете увязать в мелочах.

Мы все буквально помешаны на страхе перед отравой — я имею в виду отраву для тела. Любой владелец ресторана больше всего боится пищевых отравлений. Не дай Бог, если что-то подобное произойдет в его заведении! Общество создало множество различных законов, призванных уберечь людей от всевозможных вредных веществ, попадающих в атмосферу, землю или воду, в продукты питания. Мы ставим (во всяком случае, обязаны так делать) флаконы с ядовитыми или вредными веществами на верхтою полку, подальше от детей. Мы бережем свое тело от вредных веществ — и правильно делаем.

Но есть и другая отрава, действующая не так очевидно. Это отрава для мыслей, в просторечии именуемая «сплетнями». В отличие от вредных веществ, отрава для мыслей действует так тонко, что жертва до поры до времени ничего не замечает.

Этот яд отравляет самого «отравителя» и его собеседников, сужая масштаб мышления, сосредотачивая внимание на мелочах. Сплетни, основанные на искажении фактов, искажают наше представление о людях и создают чувство вины, проявляющееся при встрече с тем, о ком мы сплетничали. Сплетня — это стиль мышления, неверный на все 100 процентов.

Вопреки бытующим предубеждениям, распространение сплетен не является исключительной «привилегией» женского пола. Мужчины живут в такой же отравленной атмосфере. Ежедневно в тысячах офисов заводятся разговоры о том, что «У шефа семейные и финансовые проблемы», «Билл плетет интриги, чтобы продвинуться по службе», «Питу повысили оклад не просто так» или «Этого парня взяли на работу по знакомству». То там, то здесь слышится: «Слушай, что я только что узнал... да, а почему же тогда... ну, это неудивительно... он ему сказал... в общем, ты понимаешь, это только между нами...»

Значительную часть нашего психологического окружения составляют разговоры. Среди них есть весьма полезные, повышающие нашу уверенность, дающие прилив сил, как прогулка на свежем воздухе под теплым весенним солнышком. После таких бесед мы готовы к новым победам.

Но есть и другие разговоры, участвовать в которых — все равно что попасть в смог или радиоактивное облако. После такой беседы человек начинает задыхаться и болеть, он не способен на победу.

Сплетник, отравленный собственными сплетнями, впадает в эйфорию, как это бывает при отравлении веселящим газом или наркотиками. Он начинает испытывать удовлетворение от распространения негативной информации, не осознавая, что в глазах людей, достигших успеха, он становится все более неприятным и не заслуживающим доверия.

Именно такая отрава проникла как-то в мою беседу с друзьями, когда мы говорили о Бенджамине Франклине. Один из собеседников, назовем его «господин Плохевич», вдруг начал вспоминать не очень приятные факты из личной жизни Франклина. Очень может быть, что Франклин на самом деле не был ангелом и вполне мог попасть на страницы скандальных журналов, если бы такие журналы существовали в восемнадцатом столетии. Но все дело в том, что личная жизнь Франклина вообще не была предметом нашей беседы! В этот момент я был очень рад, что мы не говорили о ком-нибудь из людей, знакомых нам лично.

ГОВОРИТЬ О ЛЮДЯХ?
ДА, НО ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ

Давайте уясним сразу: далеко не всякий разговор — сплетня. Нам необходимы не только серьезные беседы, но и непринужденная болтовня. Предлагаю тест, с помощью которого вы можете определить, склонны ли вы к распространению сплетен:

1. Распространяю ли я слухи о других людях?

2. Всегда ли я нахожу, что хорошего сказать о том или ином человеке?

3. Люблю ли я слушать скандальные истории?

4. Сужу ли я о людях только на основании подтвержденных фактов?

5. Нравится ли мне, когда мне передают слухи о ком-то?

6. Начинаю ли я разговор со слов «только не говори никому» ?

7. Храню ли я в тайне конфиденциальную информацию?

8. Не бывает ли мне стыдно за то, что я говорю о других?

Если вы возьмете топор и порубите соседскую мебель на щепки, ваша собственная мебель не станет от этого лучше. Точно так же вы сами ни на йоту не станете лучше, в разговоре изрубив кого-нибудь на куски.

Выбирайте лучшее — вот замечательное правило, относящееся ко всему, что окружает вас, в том числе к одежде и услугам, которыми вы пользуетесь. Однажды во время тренинга, чтобы доказать истинность этого правила (признаваемую далеко не всеми), я попросил участников привести какой-нибудь случай из своей жизни, когда они сэкономили цент и потеряли доллар. Вот несколько примеров.

— Я купил очень дешевый костюм, невероятно дешевый, и он оказался настоящей тряпкой!

— Мне нужно было отремонтировать машину, заменить коробку передач. В гараже за работу просили на 25 долларов меньше, чем в фирменной мастерской. Я не наездил и двух тысяч километров, как коробка передач «полетела» опять.

— Чтобы сэкономить, я на протяжении многих месяцев обедал в дешевой столовой, из тех, к которым подходит название «забегаловка». Помещение грязное, еда отвратительная, обслуживание не лучше, посетители помятые, как бомжи. И вот однажды мой друг буквально силой затащил меня в один из лучших ресторанов города, где он обычно обедал. Он заказал комплексный обед, я тоже. В результате я был в восторге: великолепная еда, чудесное обслуживание, уютный интерьер, приятная атмосфера, и стоило все это лишь чуть дороже, чем обед в дешевой грязной столовке.

Я слышал рассказы, касающиеся самых различных сторон жизни. Кто-то пригласил «дешевого» бухгалтера и получил проблемы с налоговой инспекцией. Кто-то пошел к «дешевому» доктору, а позже узнал, что тот поставил ошибочный диагноз. Кто-то себе в убыток «сэкономил» на ремонте квартиры, проживании в гостинице, самых различных товарах и услугах. Как в пословице: дорого, да мило, дешево, да гнило.

Очень часто мне приходится слышать: «Да, но я не могу позволить себе только лучшее». На это можно ответить лишь одно: вы не можете позволить себе пользоваться ничем другим. В перспективе это обойдется вам дешевле, чем жизнь «второго сорта». Лучше меньше, да лучше. Несколько высококачественных вещей гораздо лучше, чем куча барахла. Лучше иметь одну пару по-настоящему хорошей обуви, чем три пары обуви неопределенного качества.

Помните, что люди, зачастую бессознательно, оценивают друг друга по качеству. Научитесь инстинктивно определять качество и выбирать качественное, это всегда окупается и нередко даже стоит дешевле, чем второсортное.

РЕЗЮМЕ:
ПУСТЬ ВАШЕ ОКРУЖЕНИЕ ВЕДЕТ ВАС К УСПЕХУ

1. Обращайте внимание на ваше окружение. Как пища для тела создает тело, так пища для разума создает разум.

2. Заставьте свое окружение работать на вас, а не против вас. Не позволяйте негативно мыслящим людям,

живущим по принципу «ничего не выйдет — лучше не пытайся», настроить вас на поражение.

3. Не давайте завистникам, желающим подставить вам подножку, возможности лишний раз порадоваться вашим неудачам.

4. Ищите совета только у людей, достигших успеха. Не рискуйте своим будущим, слушая добровольных советчиков-неудачников.

5. Живите насыщенной жизнью. Общайтесь с новыми людьми, обсуждайте новые для вас темы, дающие вам стимул мыслить по-новому.

6. Очистите свое окружение от сплетен, отравляющих разум. Говоря о людях, говорите только хорошее.

7. Всегда выбирайте лучшее. Вы не можете позволить себе жизнь «второго сорта».

 

8
ВАШИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ — ВАШИ СОЮЗНИКИ

Можете ли вы читать мысли? Это легче, чем вам кажется. Не задумываясь об этом, вы каждый день читаете мысли других, а они читают ваши.

Как это происходит? Совершенно автоматически, путем оценки отношений.

Помните некогда знаменитую песню Бинга Кросби «Не нужно знать язык, чтобы признаться в любви»? В этих простых словах вместилась целая книга по прикладной психологии.

Любой, кто хоть раз в жизни был влюблен, скажет то же самое.

Чтобы сказать: «Вы мне нравитесь», «Я вас презираю», «Вы — значительная персона», «Вы — ничтожество», «Я завидую вам», — не нужны слова. Не произнеся ни единого слова, можно сказать: «Я люблю свою работу», «Мне надоело», «Я хочу есть». Очень, очень многое можно сказать, не произнеся ни звука.

В наших действиях проявляется наше мышление. Психологические установки — зеркало нашего разума; они отражают стиль мышления.

Наблюдая за человеком, сидящим за рабочим столом, за его позой и жестами, вы без труда определите его отношение к тому, что он делает в данный момент. Вы можете прочитать мысли продавцов, студентов, мысли собственного мужа или жены, и не только можете — вы читаете мысли.

Знаменитые актеры, по большому счету, вовсе не актеры. Играя роль, они теряют свою идентичность и превращаются в своих героев, начинают думать и чувствовать так, как они. А иначе они не играли бы роль, а просто притворялись, и никто бы им не верил.

Наши психологические установки не только видны на глаз, но и слышны. Вы набираете номер, на другом конце провода отвечает секретарша: «Приемная господина Шумейкера, добрый день». В этих пяти словах она не только называет место, куда вы попали, но и говорит, например, вот что: «Вы мне нравитесь. Я рада, что вы позвонили. Вы очень важны для меня. Я люблю свою работу».

Но в этих же самых пяти словах может быть совсем иной скрытый смысл: «Вы мне надоели. Звонят и звонят без перерыва. Эта работа меня достала. Не люблю людей, которые мне надоедают». Отношение проявляется в интонациях и тембре голоса человека, которого мы не видим.

И вот почему. Человеческий язык, напоминающий современные языки хотя бы отдаленно, если иметь в виду всю историю биологического вида homo sapiens — изобретение совсем новое. Настолько новое, что можно сказать: «Язык появился сегодня утром», — и это не будет большой ошибкой. На протяжении миллионов лет наши предки обходились нечленораздельными стонами, воплями, криками, ворчанием. Все это время они общались друг с другом при помощи мимики, жестов и звуков, а вовсе не слов. До сих пор мы сообщаем друг другу о наших чувствах и ощущениях точно так же, как наши далекие предки. Именно так, с помощью непосредственного телесного контакта, мимики, жестов и звуков мы разговариваем с новорожденными. Младенцы, еще не умеющие говорить, прекрасно отличают истинное чувство от притворства.

Один из непререкаемых американских авторитетов в области проблемы лидерства, профессор Эрвин Шелл, сказал:

— Очевидно, что для успеха необходимо нечто большее, чем просто способности и компетенция. Необходим некий связующий фактор, некий, скажем так, катализатор, название которого можно выразить в одном слове — установка. Если установка верна, то наши способности реализуются с максимальной эффективностью, что неизбежно дает хорошие результаты.

При прочих равных условиях установка является решающим фактором. Если психологические установки верны, студенты получают отличные оценки, у продавцов нет отбоя от покупателей, а супруги живут счастливо. Верные психологические установки позволяют вам выходить победителем из любой ситуации и развивать лидерские качества.

Вот три основные установки, которые вам нужно выработать:

1. Я заинтересован.

2. Вы важны и значительны.

3. Сервис прежде всего.

Рассмотрим их подробнее.

Много лет назад, студентом-второкурсником, я слушал курс истории Америки. До сих пор помню эти лекции, и не потому, что они стали для меня откровением в области отечественной истории, а потому, что именно там я впервые постиг один из базовых принципов успеха: чтобы заинтересовать других, будь увлечен сам.

Лекции по истории Америки проходили в большой, просторной аудитории в виде амфитеатра. Лектор, мужчина средних лет, судя по всему, прекрасно знал свой предмет, но, если бы вы только знали, какая это была тоска! Он просто перечислял один исторический факт за другим. До сих пор удивляюсь, как можно было читать такой интересный предмет, как история Америки, так занудно. Но нашему лектору это удалось.

Чем занимались студенты на этих лекциях, вы наверняка уже догадались: кто болтал, кто читал, кто дремал. На «Камчатке» несли вахту два ассистента, следившие за дисциплиной: успокаивали болтунов, будили уснувших. Время от времени профессор останавливался и, грозя аудитории пальцем, провозглашал: «Предупреждаю: вы должны слушать. Прекратите болтовню!» Естественно, эти угрозы абсолютно не действовали на студентов, многие из которых совсем недавно делали мировую и отечественную историю сами, рискуя жизнью на фронтах второй мировой войны.

Я сидел, наблюдал за этим отвратительным фарсом и мучился над вопросом: «Ну почему он такой занудный? Почему его никто не хочет слушать?»

И наконец до меня дошло: студенты не проявляли к лекциям никакого интереса потому, что никакого интереса к ним не проявлял сам профессор! Весь его вид свидетельствовал о том, как глубоко «достали» его все эти лекции, как ему надоела история Америки.

Чтобы заинтересовать других, чтобы зарядить их энтузиазмом, надо в первую очередь самому быть энтузиастом.

На протяжении многих лет мне доводилось проверять действенность этого принципа в сотнях различных ситуаций, и всегда он оказывался верным. Никогда равнодушный человек не может увлечь других, а энтузиаст очень скоро заражает энтузиазмом окружающих.

Увлеченному продавцу не нужно беспокоиться, что его покупатели равнодушны. Увлеченной учительнице не нужно волноваться, что ее ученики плохо ведут себя на уроках. У увлеченного пастора никогда не будет причины огорчаться, что во время его проповеди прихожане дремлют.

С увлечением — на 1100 процентов лучше. Два года назад в фирме моего знакомого проходил сбор пожертвований в пользу Красного Креста. Тогда удалось собрать 94 доллара 35 центов. В этом году те же служащие, получающие примерно такую же зарплату, что и два года назад, пожертвовали 1100 долларов, то есть на 1100 процентов больше.

Два года назад пожертвования собирал совершенно равнодушный человек. От него можно было услышать, например, вот что: «Я думаю, Красный Крест — это достойная организация. Нет, прямого контакта с ними у меня нет. Это очень большая организация, в нее поступают огромные денежные суммы от богатых людей, так что, я думаю, ваши пожертвования не сыграют большой роли. Если захотите внести деньги, свяжитесь со мной». Разумеется, эти слова никого не вдохновили.

В этом году сбор пожертвований проводил другой человек, и все было совсем иначе. Он с увлечением рассказывал о том, как Красный Крест приходит на помощь пострадавшим от бедствий. Он доказывал, что деятельность Красного Креста зависит от каждого из нас. Он предлагал служащим, определяя размер пожертвования, подумать о том, какую сумму он дал бы своему соседу, если бы того постигло несчастье. Обратите внимание: он ничего не просил. Он не говорил: «Я рассчитываю, что каждый из вас внесет столько-то долларов». Все, что он делал, — проявлял энтузиазм, рассказывая о важности такой организации, как Красный Крест, о ее действиях во благо человечества.

Вспомните о какой-нибудь известной вам общественной организации, деятельность которой затухает. Скорее всего, все, что необходимо для возвращения ее к жизни, — это энтузиазм.

Результаты находятся в прямой зависимости от энтузиазма. А энтузиазм означает: «Это великолепно! Это здорово!»

Предлагаю вам методику для развития энтузиазма.

1. Глубже изучите предмет. Для начала подумайте о чем-нибудь, к чему вы не проявляете интереса (это может быть, например, игра в карты, определенный музыкальный стиль или вид спорта). Задайте себе вопрос: «Много ли я знаю об этом?» С вероятностью сто к одному ответ будет отрицательным.

Признаюсь, что я сам на протяжении многих лет не проявлял абсолютно никакого интереса к современному искусству. Картины художников-авангардистов казались мне бессмысленным нагромождением линий и геометрических фигур. Так было, до тех пор пока мой друг, большой любитель и знаток авангардного искусства, не начал рассказывать мне о своем увлечении. Чем больше я узнавал, тем лучше становилось мое мнение.

На этом примере я хотел показать действие одного из ключевых принципов увлеченности: глубже изучайте предмет, к которому вы относитесь без энтузиазма.

Уверен, что большинство читателей не проявляют особого интереса к шмелям. Но начните читать о них, узнайте, чем полезны эти насекомые, где они проводят зиму, как размножаются, как живут, в каком родстве находятся с пчелами, — прочитайте все, что сможете найти о шмелях, и очень скоро вы почувствуете, как равнодушие сменяется интересом.

На тренингах, чтобы продемонстрировать участникам методику «глубокого погружения», я завожу разговор о теплицах. Как бы случайно я спрашиваю: «Кто из вас интересуется производством и продажей теплиц?» Обычно таких не находится. Тогда я начинаю рассказывать о теплицах. Я напоминаю, что уровень жизни американцев быстро растет и люди начинают все больше и больше интересоваться вещами, без которых раньше могли обойтись. Домохозяйки с удовольствием будут разводить орхидеи и выращивать апельсиновые деревца. Уже десятки тысяч семей могут позволить себе собственный плавательный бассейн, а теплицу, относительно недорогую, могут позволить себе миллионы.

Я говорю, что тот, кому удастся продать теплицу стоимостью 600 долларов всего лишь одной семье из пятидесяти, может заработать 600.000.000 долларов на производстве теплиц, а также около 250.000.000 на поставке саженцев и семян.

Группа, десять минут назад абсолютно равнодушная к теплицам, увлекается настолько, что ее с трудом удается переключить на обсуждение другой проблемы!

Технику «глубокого погружения» можно применять и для изменения отношения к людям. Узнайте о человеке как можно больше: о его семье, образовании, убеждениях, идеях и целях, и вы почувствуете, что испытываете все больший интерес к этому человеку. Со временем вы наверняка обнаружите какие-нибудь общие интересы, и в конце концов поймете, что в том, кого вы раньше не замечали, скрывается интересная личность.

Эта же техника пригодна и для развития интереса к новым местам. Несколько лет назад мои молодые знакомые решили переселиться из Детройта в маленький городок в центральной Флориде. Они продали свои дома, свернули бизнес, распрощались с друзьями и уехали.

Через шесть недель они вернулись в Детройт.

— Дело не в том, — сказали они, — что в провинции нет работы. Просто мы не смогли жить в маленьком городе. Все наши друзья живут в Детройте. Пришлось вернуться.

Позже, из разговоров, я узнал, почему им на самом деле не понравилось новое место. За недолгое время пребывания там они лишь поверхностно ознакомились с городом, с его историей, людьми, планами на будущее. Во Флориду переехали лишь их тела, а души остались в Детройте.

Мне доводилось десятки раз беседовать с людьми различных специальностей, у которых возникали проблемы на работе из-за того, что фирма, где они работали, переезжала в другой город, а они не хотели переезжать. «Не представляю, как я могу переехать в Чикаго (Сан-Франциско, Нью-Йорк, Атланту или Майами)», — говорят они.

Но существует простой метод, при помощи которого можно загореться энтузиазмом по отношению к новому месту. Это все то же «глубокое погружение». Узнайте о новом месте все, что сможете. Постоянно общайтесь с местными жителями. С самого первого дня заставьте себя думать и чувствовать так, как будто вы жили здесь всегда. Проделав все описанное в этих строках, вы почувствуете, что ваше отношение к новому месту изменилось.

Миллионы американцев вкладывают деньги в ценные Ьумаги, но пока что гораздо больше тех, кто этим не интересуется. Эти люди не знакомы с рынком ценных бумаг, с его деятельностью, с ежедневной романтикой американского бизнеса.

Чтобы обрести энтузиазм, о чем бы ни шла речь, -погружайтесь в предмет глубже. Каждый раз, когда вам предстоит сделать что-нибудь, чего вы не хотите делать, когда вы чувствуете, что теряете интерес, применяйте этот принцип. Погружайтесь глубже: интерес и увлеченность лежат глубоко.

2. Больше жизни! Увлеченность (или же ее отсутствие) проявляется абсолютно во всем. Даже в рукопожатии.

Пожимайте протянутую руку энергично, чтобы этот жест вежливости говорил: «Я рад познакомиться с вами», «Мне очень приятно вновь видеть вас». Уж лучше никакого рукопожатия вообще, чем вялое, «мышиное» рукопожатие, после которого собеседник начинает думать: «Этот парень скорее мертв, чем жив». Попробуйте найти по-настоящему преуспевающего в своей области человека с вялым, робким рукопожатием. Вам придется искать очень, очень долго.

Как вы улыбаетесь? Лицо должно светиться улыбкой. Никому не понравится улыбка искусственная, «резиновая», «приклеенная». Улыбаясь, улыбайтесь. Не думайте о том, что ваши зубы не идеальны. Глядя на улыбающегося человека, люди видят не зубы, а симпатичную, увлеченную личность. Видят человека, который им нравится.

Как вы говорите «спасибо»? Произнести слова благодарности равнодушно, автоматически, пробормотать их себе под нос — все равно, что не поблагодарить вообще. Это не благодарность, а междометие, ничего не говорящее и ни к чему не приводящее. Ваше «спасибо» должно звучать как «огромное вам спасибо».

Как вы говорите? Джеймс Бендер, признанный авторитет в области ораторского искусства, автор замечательной книги «Как говорить хорошо» (Нью-Йорк, 1949) писал: «Ваше "Доброе утро!" на самом деле доброе? Ваше "Поздравляю!" действительно поздравляет? Ваше "Как дела?" действительно звучит заинтересованно? Приобретите привычку окрашивать обычные слова искренними чувствами, и вы заметите, как растет ваша способность привлекать и удерживать интерес к вам».

Люди тянутся к тем, кто верит в свои слова. Поэтому говорите энергично и живо. Перед кем бы вы ни держали речь, даже если это ваши дети или члены садоводческого товарищества, ваши слова должны излучать энтузиазм. Церковная проповедь, сказанная с энтузиазмом, помнится месяцы и даже годы. Проповедь, произнесенная равнодушным тоном, забывается раньше, чем проходят 167 часов, отделяющих одну воскресную службу от другой.

Добавив жизни в свою речь, вы и сами автоматически становитесь энергичнее. Проверьте это на практике: прямо сейчас жизнерадостно и энергично скажите: «Сегодня я чувствую себя просто отлично!» Ну как, вы на самом деле почувствовали себя лучше, чем минуту назад, ведь правда?

Больше жизни! Пусть ваши слова и действия говорят окружающим: «Этот человек полон энергии. Он знает, что говорит. Он движется вперед».

3. Несите хорошие новости. Сколько раз каждому из нас приходилось слышать и видеть: кто-то вбегает в комнату со словами: «Слушайте, у меня есть отличная новость!» — и в тот же миг все головы автоматически поворачиваются к нему. Хорошая новость означает стопроцентное внимание. Но это еще не все: хорошая новость радует людей, вдохновляет и даже улучшает пищеварение!

К сожалению, по радио и телевидению мы гораздо чаще слышим плохие новости, чем хорошие. Но еще никому не удалось найти нового друга, заработать деньги, вообще добиться чего бы то ни было с помощью плохих новостей.

Сообщайте хорошие новости членам вашей семьи. Рассказывайте им о том, что хорошего случилось с вами за день. Вспоминайте приятное, а о неприятностях забудьте. Рассказы о неприятностях не приносят ничего, кроме вреда. Слушая их, ваши родные начинают волноваться и нервничать. Не лучше ли каждый день приносить домой немного солнца?

Вы обращали внимание, как редко дети жалуются на погоду? Они абсолютно спокойно переносят жару, до тех пор пока взрослые не научат их жаловаться на высокую температуру. Выработайте у себя привычку положительно отзываться о любой погоде. Если будете жаловаться, вы почувствуете себя еще хуже и заразите этим ощущением других.

Сообщайте хорошие новости о своем самочувствии. Просто говорите при каждой возможности: «Я чувствую себя отлично», — и вы действительно почувствуете себя лучше. Станете жаловаться, говорить: «Я чувствую себя ужасно, просто ужасно», — и действительно почувствуете себя неважно. Наше самочувствие в значительной степени зависит от нашего отношения, от наших мыслей о самочувствии. Не забывайте, что все хотят находиться в среде энергичных, увлеченных, положительно настроенных людей. Очень неуютно быть среди полуживых, постоянно жалующихся на все зануд.

Находите хорошие новости для своих сослуживцев и подчиненных. При каждой возможности вдохновляйте их, делайте им искренние комплименты. Рассказывайте им об интересных нововведениях в работе предприятия, выслушивайте их проблемы, старайтесь помочь, хвалите за работу. Внушайте людям надежду. Пусть они знают, что вы верите в них, в их успех. Успокаивайте тех, кто волнуется и беспокоится.

Каждый раз, побеседовав с кем-нибудь, спрашивайте себя: «После разговора со мной чувствует ли этот человек себя лучше, чем до разговора?» Применяйте этот маленький, но эффективный тест в общении с подчиненными, сослуживцами, членами семьи, клиентами и даже со случайными знакомыми.

У меня есть знакомый торговец — настоящий мастер сообщать хорошие новости. Он обзванивает своих клиентов каждый месяц, и каждый раз находит для них что-нибудь хорошее. Одному он передает привет от друга, которого недавно встретил. Другому может сказать: «За этот месяц родилось больше 350 тысяч детей, а это значит, что у нас будет больше работы и наши дела пойдут еще лучше».

Как мы обычно представляем себе президента банка? Чаще всего — как сдержанного, неэмоционального человека, не способного на выражение чувств. Но я знаю одного президента банка, чаще всего отвечающего на телефонный звонок так: «Доброе утро! Наш мир так прекрасен!» Вам кажется, что такой ответ не к лицу банкиру? Позвольте сказать, кто этот банкир. Не кто иной, как Миллс Лейн, президент банка «Citizens and Southern Bank», крупнейшего на юго-востоке США.

Хорошие новости приносят великолепные результаты.

Недавно я был у президента одной компании. На его столе, лицом к посетителю, стояла табличка с надписью: «Скажите мне или ДОБРОЕ СЛОВО, или никакого». Я выразил свое восхищение, сказав, что этот лозунг — прекрасный способ вдохновить людей быть оптимистами. Мой собеседник улыбнулся и сказал: «Действует очень эффективно, но то, что написано с моей стороны, еще важнее». Он перевернул табличку. Там было: «Скажи им или ДОБРОЕ СЛОВО, или никакого».

Сообщая хорошие новости, вы становитесь энергичнее, чувствуете себя лучше. Это же происходит и с теми, кому вы сообщаете хорошие новости.

СОЗДАЙТЕ УСТАНОВКУ
«ВЫ ВАЖНЫ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫ»

Этого хочет каждый человек вне зависимости от того, где он проживает — в Индии или Индианаполисе, вне зависимости от того, профессор он или неуч, цивилизованный или нецивилизованный, молодой или старый, — чувствовать себя важным и значительным.

Помните: каждый, да, каждый из нас, — ваш сосед, вы, ваша жена (муж), ваш начальник — хочет осознавать, что он «кое-что значит». Это желание естественно. Это самое

мощное и непреодолимое из всех желаний небиологической природы.

Специалисты по рекламе хорошо знают, что люди стремятся к престижу, признанию, уважению. Поэтому в рекламе звучат слова: «Для экономных и бережливых хозяев», «Люди с безупречным вкусом выбирают...», «Вы достойны наилучшего», «Для женщин, вызывающих зависть у женщин и восхищение у мужчин». Все эти фразы можно свести к одной: «Купив этот продукт, вы войдете в привилегированный класс».

Удовлетворяя это естественное стремление людей быть значительными, вы продвигаетесь к успеху. Это один из основных инструментов в вашей мастерской успеха. И тем не менее (советую перечитать это предложение еще раз) этим инструментом, абсолютно бесплатным и приносящим огромные результаты, мало кто пользуется.

Здесь необходимо дать дополнительное пояснение. С философской точки зрения, наша религия, наше законодательство, вся наша культура основаны на вере в важность и значительность каждого человека. Представьте, что вы — пилот одноместного самолета, потерпевшего аварию в горах. Как только о катастрофе станет известно, начнется крупномасштабная кампания по вашему розыску. Никто не будет спрашивать, важная ли вы персона. На поиски будут отправлены вертолеты, самолеты, отряды спасателей. Вас будут искать, до тех пор пока не найдут либо пока не исчезнет последняя надежда на то, что вы живы.

На ваше спасение будут затрачены тысячи долларов, несмотря на то что спасателям ничего не известно о вас, кроме того, что вы — человек.

Если ребенок заблудится в лесу или свалится в колодец, никто не задумается, родился ли он в «важной» семье. Будет сделано все, чтобы спасти ребенка, потому что каждый ребенок важен и ценен.

Человек — биологическая редкость. Это совсем не дикая мысль: из общего числа живых существ на планете только один из десяти миллионов — представитель вида homo sapiens. Каждый человек — биологическая уникальность. В порядке вещей, созданном Богом, он важен и значителен.

 

Теперь перейдем от философии к практике. Большинство







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.