Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные конвенции МОТ



№ 29 Конвенция о принудительно или обязательном труде, 1930 года. Требует запрещения принудительного или обязательного труда во всех формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежаще образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах, таких как военные действия, при пожаре, землетрясениях ...

№ 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 года. Устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание и вступление в организацию по своему выбору без получения предварительного разрешения и устанавливает ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства органов государственной власти.

№ 98 Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 года.Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействия коллективным переговорам.

№ 100 Конвенция о равном вознаграждении, 1951 года. Призывает устанавливать равную оплату для мужчин и женщин за труд равной ценности.

№ 105 Конвенция о Упразднение принудительного труда, 1957 года. Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации.

№ 111 Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 года. Призывает к проведению нац. политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, нац. или соц. происхождению, на содействие Равенству возможностей и обращения.

№ 138 Конвенция о минимально возрасте для приема на работу, 1973 года. Имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу НЕ должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

№ 182 Конвенция определяет термин «наихудшие формы детского труда». Требует, чтоб государства, ратифицирующие ее немедленно принимавшим эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренения наихудших форм детского труда.


 

11 Закони та підзаконні нормативно-правові акти як джерела трудового нрава

Существенное значение в регулировании отношений в сфере трудового права имеют подзаконные нормативно - правовые акты . Подзаконные акты - это собирательное понятие, охватывающее самые правовые предписания (от актов Президента Украины к актам локального (местного) значения) . Сосредоточим внимание на актах Президента , Кабинета Министров , ведомственных актах , актах местных администраций и органов местного самоуправления .

 

Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения , которые являются обязательными к выполнению на всей территории страны .

Президентские указы являются источниками трудового права . Они выдаются на выполнение Конституции и законов Украины , являются обязательными на всей территории Украины и рассчитаны на неоднократное применение . В частности , Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 введено в действие Положение о Национальной службе посредничества и примирения , а от 6 апреля 2011 - Положение о Министерстве социальной политики Украины .

Особое место среди источников трудового права принадлежит постановлениям Верховной Рады Украины . Однако источником права является только постановления парламента , имеющие нормативный характер. Например , Положение о консультанте депутатской группы ( фракции) Верховной Рады Украины и Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины утверждены постановлениями Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 Нормативное содержание имеет также Дисциплинарный устав прокуратуры Украины , утвержденный постановлением Верховной Рады Украины от 6 ноября 1991 Однако подавляющее большинство постановлений имеют индивидуальный характер и посвящены решению организационных и кадровых вопросов.

Следующую ступеньку в иерархии источников трудового права занимают постановления Кабинета Министров Украины .

Кабинет Министров Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины , актов Президента Украины издает обязательные к исполнению акты - постановления и распоряжения . Акты Правительства нормативного характера издаются в форме постановлений , а акты по организационно-распорядительным и другим текущим вопросам - в форме распоряжений .

Постановлениями Правительства утверждаются уставы , положения, правила , инструкции и другие акты . Устав , положение - это свод правовых норм, определяет организацию и деятельность отдельных органов исполнительной власти , предприятий , учреждений , организаций общегосударственного подчинения , их служащих и других лиц в определенных сферах социально - экономической деятельности , например , Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта , утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 26 января 1993 , Положение о дисциплине работников горных предприятий , утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 13 марта 2002 , Устав о дисциплине работников специальных ( военизированных ) аварийно - спасательных служб , утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октябрь 2000 и др. . Правила - это нормативный акт процедурного характера, конкретизирует нормы права более общего характера с целью регулирования поведения субъектов правоотношений в определенных отраслях. Инструкция - нормативный документ , которым разъясняется порядок применения закона или иного правового акта по большей юридической силой , создается механизм их реализации .

 

Значительное количество источников трудового права представлена ​​нормативными актами центральных органов исполнительной власти , к которым относятся министерства , государственные комитеты , а также центральные ведомства - главные управления , национальные агентства , комиссии и т.д. , непосредственно подчиненные Кабинету Министров Украины . Властные полномочия этих органов осуществляются в основном единолично его руководителем - министром , председателем , который персонально несет всю полноту ответственности за результаты работы органа .

 

По юридической силе нормативные акты ведомств могут быть двух видов: общеобязательные и обязательны в рамках системы соответствующего центрального органа исполнительной власти . Общеобязательными есть решения, которые распространяются на все центральные и местные органы исполнительной власти , органы местного самоуправления , общественные организации , предприятия независимо от формы собственности , а также граждан . Возможность же принятия их ведомством должна быть предусмотрена законодательством , т.е. законом , указом Президента , постановлением Кабинета Министров . Так , 23 марта 2001 Министерство труда и социальной политики Украины во исполнение п. 2 постановления Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2001 г. "Об утверждении Перечня производств , цехов , профессий и должностей с вредными условиями труда , работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели "утвердило Порядок применения этого Перечня .

 

Особое место в системе источников трудового права занимают нормативные акты Верховной Рады Украины и Совета министров Автономной Республики Крым . Согласно Конституции Автономной Республики Крым Верховная Рада Автономной Республики Крым принимает Конституцию , которая утверждается Верховной Радой Украины , и другие нормативно - правовые акты в форме решений и постановлений. Решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым может осуществляться нормативное регулирование относительно собственных для Автономной Республики Крым вопросов , в частности социальной защиты .

 

Следующую ступеньку в системе источников трудового права Украины занимают акты глав местных государственных администраций . Местная администрация : а ) обеспечивает реализацию государственных гарантий в сфере труда , в том числе на право своевременного получения вознаграждения за труд б ) разрабатывает и организует выполнение перспективных и текущих территориальных программ занятости и принимает меры по социальной защищенности различных групп населения от безработицы в) обеспечивает проведение по закону оплачиваемых общественных работ для лиц , зарегистрированных как безработные г ) обеспечивает социальную защиту работающих , занятых на работах с вредными условиями труда на предприятиях , в учреждениях и организациях всех форм собственности , качественное проведение аттестации рабочих мест г ) участвует в ведении коллективных переговоров и заключении территориальных тарифных соглашений , решении коллективных трудовых споров (конфликтов ) .

 

Нормы трудового права содержатся и в нормативных решениях органов местного самоуправления , принимаемые коллегиально ( на пленарных заседаниях советов ) открытым или тайным голосованием и распространяются на соответствующую подведомственную территорию. Исключительно на пленарных заседаниях сельского , поселкового , городского совета решаются вопросы утверждение программ социально - экономического и культурного развития соответствующих административно - территориальных единиц , целевых программ по другим вопросам местного самоуправления.


 

12 Акти соціального діалогу як джерела трудового права

Акты:

- Ген. соглашение

- Отраслевые отношения

- национальные

- территориальные

- локальные

Социальный диалог - процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятия согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социальной и экономической политики, регулирования трудовых, социальных, экономических отношений.

 

Законодательство Украины о социальном диалоге базируется на Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и состоит из законов Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" ( 1045-14 ), "Об организациях работодателей" ( 2436-14 ), " О коллективных договорах и соглашениях "( 3356-12 ), "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) "( 137/98-ВР ), этого Закона, трудового законодательства, других нормативно-правовых актов.
Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено ВРУ, установлены иные нормы, чем те, что предусмотрены законодательством Украины о социальном диалоге, применяются нормы международного договора.

 

13 Єдність і диференціація правового регулювання праці

В системе источников трудового права это является проявлением единства и дифференциации правового регламентирования трудовых отношений. Правовая регламентация труда характеризуется неразрывной связью двух ее сторон - дифференциации и единства. Первая создает условия для дифференциации правового регулирования труда, а вторая способствует единству правового регулирования трудовых отношений. Такая связь не только предусматривает взаимное противопоставление, но и требует обеспечения единства посредством дифференциации, а дифференциации - с помощью единства.

Единство свидетельствует о внутреннем неразрывную связь всей совокупности норм, упорядочивающих отношения в сфере труда. Показателем единства является прежде КЗоТ Украины - единственный кодифицированный акт, в ст. 1 закрепляет цели и задачи трудового законодательства и распространяется на всю территорию Украины и на всех работников независимо от того, где они работают. В этой статье указано, что КЗоТ Украины регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства, повышению на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества, в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека.

Однако единство основных принципов правового регулирования отношений в области труда и общих норм права в целом не исключает дифференциации по различиями и многообразием средств правовой регламентации трудовых отношений некоторых категорий работников. Напротив, законодатель в первый добавляет во-вторых, чтобы у всех граждан были равные возможности в реализации их трудовых прав, поскольку на производстве заняты различные категории работников. Дифференциация правового регламентирования труда объективно обусловлена ​​развитием ее общественной организации, распределением в ней работ с различной степенью механизации, наличием вредных и опасных условий труда, а также вовлечением в производство работников, нуждающихся в особой защите от его вредных факторов (женщин, несовершеннолетних, инвалидов и др.)., и общей тенденцией усиления гуманизации труда.

Именно с помощью использования в совокупности единства и дифференциации как методов правовой регламентации труда возможно достижение оптимального сочетания применения общих правовых норм со специальными правовыми нормами, а следовательно, более действенного и результативного использования каждого из этих видов правовых норм при правовому регулированию трудовых отношений на основании сочетания актов как централизованного, так и локального характера.

 

 


 

14 Поняття і класифікація суб‘єктів трудового права.

субъекты трудового права - это физические лица или организации, которые в соответствии с законом наделены способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя субъективные права и нести юридические обязанности.

В зависимости от количественного состава участников общественных связей субъектов трудового права можно подразделить на индивидуальные и не индивидуальные.

Индивидуальные субъекты трудового права - это трудящиеся, работники и физические лица, которые нанимают работников на работу. Основное, что характеризует индивидуального субъекта трудового права - это то, что им может выступать только человек.

Не индивидуальные субъекты трудового права - это юридические лица (предприятия, их объединения, учреждения, организации) и организации, не имеющие статуса юридического лица (трудовой коллектив, комиссия по трудовым спорам и др.). Среди названных не индивидуальный субъектов трудового права в трудовом законодательстве чаще всего встречаются такие термины как "предприятие", "учреждение", "организация". Под термином "предприятие" понимаются заводы, фабрики, мастерские и другие предприятия, которые создают материальные ценности, средства производства, предоставляющих услуги. Термины "учреждение" и "организация" очень похожи по содержанию, поскольку обозначают то, что организовано, основано или создан. Однако, эти сроки несколько отличные. Так, в организации обычно относят органы, осуществляющие непроизводственную деятельность в сфере науки, культуры, а в учреждения - такие органы, основу деятельности которых составляют планово-регулирующие и хозяйственно - распорядительные функции в пределах определенной отрасли народного хозяйства (управление, отделы, конторы и т.п. ). Для правового регулирования трудовых отношений названы сроки имеют чисто условный характер.

Не индивидуальные субъекты трудового права характеризуются следующими признаками:

• устойчивое объединение отдельных индивидов;

• четкая цель создания - удовлетворение объединенными усилиями личных интересов, которые не противоречат интересам общества и государства (например, цель создания предприятия получение прибыли, часть которого трансформируется в заработную плату работников);

• организационное единство, что дает основания рассматривать совокупность индивидов как единое целое, как социальный институт;

• признание этого объединения государством.

Таким образом, индивидуальный субъект трудового права - это устойчивое объединение людей, связанных единой целью, для достижения которой они действуют, как организационно оформленное целое, признается государством. Так, например, согласно ст. 252-1 КЗоТ трудовой коллектив предприятия образуют все граждане, которые своим трудом участвуют в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием. Полномочия трудового коллектива определяется законодательством.

Не индивидуальные субъекты трудового права наделяются определенным правовым статусом. Правовой статус субъекта трудового права - это совокупность его прав и обязанностей. Они определяются правоспособностью субъекта, возникает вместе с дееспособностью. Правоспособность и дееспособность не индивидуального субъекта трудового права определяется его уставом, положением или другим государственным актом, на основании которого он осуществляет свою деятельность. Поскольку объем и характер правоспособности индивидуального субъекта ограничивается целями, которые поставлены перед ним уставом или положением, его правоспособность называется целевой. Так, ч. 1 ст. 14 Закона Украины от 15 сентября 1999 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" устанавливает правило, что профсоюзы действуют в соответствии с законодательством и своими уставами. А ч. 3 этой статьи определяет обязательные положения, которые должен содержать устав (положение) профсоюза. Аналогичные нормы относительно объединений профсоюзов содержит ст. 15 указанного Закона. Следует также отметить, что не индивидуальные субъекты трудового права имеют различный правовой статус, который обусловливается прежде всего их местом в системе социальных связей, которые регулируются нормами трудового права. Так, например, статус, порядок формирования, полномочия и порядок деятельности комиссии по трудовым спорам определяется гл. XV КЗоТ.


 

15 Трудова правосуб’єктність працівників: виникнення, зміст, випадки обмеження

В отличие от гражданского права трудовая правоспособность и дееспособность возникают одновременно.Трудовая правосубъектность (правоспособность и дееспособность) работников возникает по общему правилу с 16 лет. С согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие 15 лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся с 14 лет в порядке, предусмотренном ст. 188 КЗоТ Украины. Кроме возрастного критерия, трудовую правосубъектность характеризует и волевой критерий. Не являются субъектами трудового права лица, признанные судом недееспособными.

Следует учесть, что в отдельных случаях законодательство о труде устанавливает предельный возраст для выполнения некоторых видов работ. Например, ст. 23 Закона Украины «О государственной службе» установлен предельный возраст пребывания на государственной службе - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (эти ограничения не распространяются на лиц, избранных на выборные должности).

Вместе с тем способность выполнять определенную работу может быть в некоторых случаях ограничена не только возрастом, но и состоянию здоровья, статью. Так, в ст. 9 Основ законодательства Украины о здравоохранении, принятых Верховной Радой Украины 19 ноября 1992, установлены ограничения прав граждан, связанные с состоянием их здоровья. В ч. 1 предусмотрено, что на основаниях и в порядке, предусмотренных законами Украины, граждане могут быть признаны временно или постоянно непригодными по состоянию здоровья к профессиональной или другой деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а также с выполнением определенных функций. В ст. 190 КЗоТ содержится норма о запрете привлечения лиц моложе 18 лет, в тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, а также подземных работ.Фактическая способность выполнять определенную работу или заниматься определенной трудовой деятельностью может ограничиваться судом. В частности, в случае совершения гражданином определенного преступления суд может лишить его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако это может быть лишь частичное и временное ограничение трудовой правосубъектности.Полное избавление трудовой правосубъектности не допускается. Кроме того, владелец предприятия вправе вводить ограничения относительно занятия должностей, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью, для близких родственников или свойственников (ст. 25-1 КЗоТ).

Определенные ограничения предусмотрены законодательством о труде, которые направлены на охрану здоровья работника на производстве. Согласно ч. 5 ст. 24 КЗоТ запрещается заключение трудового договора с гражданином, которому предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья. Для определенных категорий работников собственник обязан создать льготный режим труда. В частности, особый характер имеет трудовая правосубъектность инвалидов. Согласно КЗоТ в случаях, предусмотренных законодательством, на собственника возлагается обязанность создать льготные условия труда таким работникам, установить сокращенный или неполное рабочее время, организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство и т.п..

Поскольку в Конституции Украины не закреплена обязанность работать и право на получение гарантированной работы, а Конституцией и Законом Украины «О занятости населения» предусмотрено, что принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины, то трудовая правосубъектность трудоспособного гражданина может быть им и не реализована. В дальнейшем это может отразиться определенным образом на уровне его пенсионного обеспечения.

Объем трудовой правосубъектности составляют трудовые права и обязанности работника. Важнейшие трудовые права работника названы в ст. 43-46 Конституции Украины, ст. 23, 24 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и некоторых других международно-правовых актах. Основные трудовые права работников закреплены также в ст. 2 КЗоТ:право на труд, на отдых, на здоровые и безопасные условия труда, на объединение в профессиональные союзы и на решение коллективных трудовых споров (конфликтов) в установленном законом порядке, на участие в управлении предприятием, учреждением, организацией, на материальное обеспечение в порядке социального страхования в старости, а также в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, на материальную помощь в случае безработицы, на право обращения в суд для разрешения трудовых споров независимо от характера выполняемой работы или занимаемой должности, кроме случаев, предусмотренных законодательством , и другие права, установленные законодательством.

Государство обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Согласно ст. 139 КЗоТ работники обязаны работать честно и добросовестно, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа, соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, требования нормативных актов об охране труда, бережно относиться к имуществу собственника, с которым заключен трудовой договор.


 

16 Трудова правосуб’єктність роботодавця: зміст та ознаки

Правосубъектность- возможность иметь и своими собственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и нести юридические обязанности, предусмотренные нормами данной отрасли права.Иначе ее называют праводееспособность, поскольку ее составляющими являются правоспособность (пассивная правосубъектность, возможность иметь права и обязанности) и дееспособность (активная правосубъектность, возможность приобретать и реализовывать права и обязанности своими собственными действиями).

Трудовая правосубъектность работодателя- организационно и экономически обеспечена общественно-правовое свойство, которая заключается в предоставлении государством лицу (юридическому или физическому) исходных прав и обязанностей, при наличии которых указанное лицо может применять наемный труд.

Предлагается следующая классификация прав и обязанностей работодателя:

1. Неимущественные:

организационные.К ним относятся право работодателя заключать трудовые договоры с работниками, право требовать от работника соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, обязанность обеспечить необходимые условия труда, обязанность работодателя вести переговоры о заключении коллективного трудового договора с работниками и т.п.;

дисциплинарные.В эту группу можно включить право работодателя применять к работнику меры дисциплинарного воздействия в пределах, установленных законодательством, обязанность обеспечить трудовую и производственную дисциплину;

процессуально-трудовые, а именно - обязанность работодателя выполнять решения комиссий по трудовым спорам и право обратиться в суд для решения трудового спора;

нормотворческие.Например, право участвовать в нормотворчестве локальных актов совместно с представительными органами работников в установленном порядке;

2. Имущественные:

- Обязанности по выплате заработной платы, а также денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты;

- Право на возмещение материального ущерба, причиненного имуществу работодателя;

- Обязанность возместить работнику моральный и материальный ущерб в установленном порядке.

Признаками трудовой правосубъектности работодателя являются:

• право самостоятельно осуществлять прием на работу;

• наличие обособленного фонда заработной платы;

• отдельный расчетный счет;

• самостоятельный баланс.


 

17 Державні гарантії у сфері зайнятості населення

http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5067-17/print1362076447954615

Закон Украины «о занятости населения»

государственное регулирование занятости - формирование и реализация государственной политики в сфере занятости населения с целью создания условий для обеспечения полной и продуктивной свободно избранной занятости и социальной защиты в случае наступления безработицы

Гарантии делятся на общие и дополнительные. Общие: всех категорий работников. Дополнительные: спец. субъекты, которые не могут конкурировать на равне.

Статья 5. Гарантии в сфере занятости населения

1. Государство гарантирует в сфере занятости:

1) свободное избрание места применения труда и вида деятельности, свободный выбор или изменение профессии;

2) получение заработной платы (вознаграждения) в соответствии с законодательством;

3) проф. ориентацию с целью самоопределения и реализации способности лица к труду;

4) проф. обучение в соответствии со способностями и с учетом потребностей рынка труда;

5) подтверждение результатов неформального проф. обучения лиц по рабочим профессиям;

6) бесплатное содействие в трудоустройстве, выборе подходящей работы и получении информации о ситуации на рынке труда и перспективы его развития;

7) социальная защита в случае наступления безработицы;

8) защита от дискриминации в сфере занятости, необоснованного отказа в найме на работу и незаконного увольнения;

9) дополнительное содействие в трудоустройстве отдельных категорий граждан.

Статья 6. Право лица на выбор места, вида деятельности и рода занятий

1. Каждый имеет право на свободный выбор места, вида деятельности и рода занятий, которое обеспечивается государством путем создания правовых, организационных и экономических условий для такого выбора.

2. Реализация права на выбор места, вида деятельности и рода занятий осуществляется путем самостоятельного обеспечения лицом своей занятости или обращение с целью трудоустройства к работодателю или при содействии центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, или предприятия, кот. предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве.

Статья 7. Право человека на профессиональную ориентацию

1. Каждый имеет право на профессиональную ориентацию, которое обеспечивается путем предоставления комплекса профориентационных услуг по выбору или смене профессии, вида деятельности и других профориентационных услуг.

2. Лица имеют право на бесплатные услуги по профессиональной ориентации с целью избрания или изменения вида деятельности, места работы, режима труда.

Статья 8. Право лица на профессиональное обучение

1. Каждый имеет право на профессиональное обучение, которое реализуется путем первичной профессиональной подготовки, переподготовки, специализации и повышения квалификации, стажировки в проф.-технических, высших учебных заведениях и заведениях последипломного образования, непосредственно на рабочих местах на производстве или в сфере услуг с целью получения лицом соот. квалификации или приведения ее уровня в соответствие с требованиями современного производства и сферы услуг.

Статья 9. Право человека на социальную защиту в случае наступления безработицы

1. Каждый имеет право на социальную защиту в случае наступления безработицы, реализуется путем:

1) участия в общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы, которое предусматривает материальное обеспечение на случай безработицы;

2) предоставление бесплатных социальных услуг, в частности, информационно-консультационных и профориентационных, проф. подготовки, переподготовки, повышения квалиф. с учетом спроса на рынке труда, содействие в трудоустройстве, в частности, путем фин. поддержки самозанятости и реализации предприним. инициативы в соотв. с законод.;

3) предоставление особых гарантий работникам, которые потеряли работу в связи с изменениями в организации производства и труда;

4) предоставление дополнительной гарантии занятости отдельным категориям населения, которые не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Статья 10. Право лица на трудовую деятельность за границей

1. Граждане Украины имеют право заниматься трудовой деятельностью за рубежом, если такая деятельность не запрещена законодательством Украины и государства пребывания.

2. Права граждан Украины, которые работают за рубежом, защищаются законодательством Украины и государства пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Статья 11. Право человека на защиту от проявлений дискриминации в сфере занятости населения

1. Государство гарантирует лицу право на защиту от любых проявлений дискриминации в сфере занятости населения по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, членства в профессиональных союзах или других объединениях граждан, пола, возраста, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам.

2. Не считается дискриминацией осуществление мероприятий по дополнительному содействие в трудоустройстве отдельных категорий граждан.

3. Запрещается в объявлениях (рекламе) о вакансиях указывать ограничения по возрасту кандидатов, предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола, предъявлять требования, предпочитающих одной из статей, а также требовать от лиц , которые трудоустраиваются, предоставления сведений о личной жизни.

Ограничения по содержанию объявлений (рекламы) о вакансиях (прием и работу) и ответственность за нарушение установленного порядка их распространения устанавливаются Законом Украины "О рекламе" .

Статья 14. Категории граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству

1. К категориям граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, относятся:

1) один из родителей или лицо, которое их заменяет и:

имеет на иждивении детей в возрасте до шести лет;

воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;

удерживает без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и / или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности);

2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу;

3) лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения;

4) молодежь, кот. закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, проф.-технических и высших учебных заведениях, освободилась из срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения учебы или службы) и впервые принимается на работу;

5) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соотв. со ст. 26 Закона Украины "Об общеобязательном гос. пенсионном страховании" осталось 10 и менее лет;

6) инвалиды, которые не достигли пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";

7) лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу.

2. Для трудоустройства указанных в части первой настоящей статьи граждан (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, установленного статьей 26Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" , норматив трудоустройства на работу которых устанавливается согласно Закону Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине " ) предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников более 20 человек устанавливается квота в размере 5 процентов среднесписочной численности штатных работников за предшествующий календарный год.

3. Работодатели самостоятельно рассчитывают квоту, указанную в части второй настоящей статьи, с учетом численности граждан, на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и принадлежат к таким, которые неконкурентоспособны на рынке труда (кроме инвалидов), и обеспечивают их трудоустройства самостоятельно. Работодатели могут обратиться за содействием для трудоустройства данной категории граждан в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции.

Обязательным условием соблюдения работодателями квоты считается трудоустройство таких граждан в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи, о чем работодатели информируют каждый центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в установленном им порядке .


 

18 Заходи (меры) щодо сприяння зайнятості населення

http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5067-17/print1362076447954615

ваучер - документ установленного образца, дает лицу в соответствии с настоящим Законом право на переподготовку, подготовку на следующем образовательно-квалификационном уровне, специализацию, повышение квалификации в учебных заведениях или у работодателя

 

Статья 24. Меры по содействию занятости населения

1. Меры по содействию занятости населения направляются на:

1) обеспечение соответствия уровня профессиональной квалификации трудоспособных лиц потребностям рынка труда;

2) создание условий для активного поиска работы безработными;

3) повышение конкурентоспособности лиц на рынке труда.

2. К мерам по содействию занятости населения относятся:

1) профессиональная ориентация и профессиональное обучение;

2) стимулирование деятельности работодателей, направленной на создание новых рабочих мест и трудоустройства безработных;

3) создание условий для самозанятости населения и поддержка предпринимательской инициативы;

4) содействие обеспечению молодежи первым рабочим местом и внедрение стимулов для стажировки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физических лиц, применяющих наемный труд, учащейся молодежи;

5) содействие занятости инвалидов;

6) обеспечение участия безработных в общественных работах и ​​других работах временного характера.

3. Работодателю, который в течение 12 календарных месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно осуществлял им выплату заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных плат за каждое лицо, в течение следующих 12 календарных месяцев при условии сохранения уровня заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных плат за каждое такое лицо ежемесячно за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Украины, компенсируются фактические расходы в размере 50 процентов суммы начисленного единого взноса за соответствующее лицо за месяц, за который он оплачен , в порядке , определенном КМУ.

В случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию.

Порядок предоставления работодателю права на уменьшение размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и зачисления стажа лицам, трудоустроенным согласно этой части, утверждается Кабинетом Министров Украины.

 

Профессиональная ориентация населения - комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения и реализацию способности к труду лица, выявление его способностей, интересов, возможностей и других факторов, влияющих на выбор или изменение профессии и вида трудовой деятельности.

Профессиональное обучение - приобретение и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков лицом в соответствии с ее призвание и способностей, обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификации для профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда.


 

19 Правовий статус безробітного

Вспомогательные виды (материальное обеспечение):

- По безработице ЗУ Об общеобязательном государственном социальном страховании безработицы

- По частичной безработице

- На погребение

Социальные услуги (не связаны с деньгами):

- консультации

- Бесплатный поиск работ

- Направление на профессиональное обучение

1) безработица - социально-экономическое явление, при котором часть людей не имеет возможности реализовать свое право на труд и получение заработной платы (вознаграждения) в качестве источника существования;

2) безработный - лицо в возрасте от 15 до 70 лет, которая из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов как источника существования, готова и способна приступить к работе;

Статус безработного может получить:

1) лицо трудоспособного возраста до назначения пенсии (в том числе на льготных условиях или за выслугу лет), которая из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов, готова и способна приступить к работе;

2) инвалид, не достигший установленного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" пенсионного возраста и получает пенсию по инвалидности или социальную помощь в соответствии с законами Украины "О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам" и " О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам " ;

3) лицо, младшая 16-летнего возраста, которая работала и была уволена в связи с изменениями в организации производства и труда, в частности прекращением или перепрофилированием предприятий, учреждений и организаций, сокращением численности (штата) работников.

2. Статус безработного предоставляется указанным в части первой настоящей статьи лицам по их личному заявлению в случае отсутствия подходящей работы с первого дня регистрации в территориальных органах центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, независимо от зарегистрированного места жительства или места пребывания.

Порядок регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, которые ищут работу , и безработных в территориальных органах центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 44. Права и обязанности зарегистрированных безработных

1. Зарегистрированные безработные имеют право на:

1) бесплатное получение от территориальных органов центр. органа исполн. власти, реализующего гос. политику в сфере занятости населенияничего и трудовой миграции:

услуг по поиску подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе на общественные и другие работы временного характера;

консультационных, информационных и профориентационных услуг с целью избрания или изменения вида деятельности (профессии);

информации о своих правах и обязанностях в качестве безработного;

сведений о себе, содержащихся в Единой информационно-аналитической системе;

2) материальное обеспечение на случай безработицы и социальные услуги в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" и настоящим Законом;

3) сохранение права на выплату пособия по безработице на период участия в общественных и других работах временного характера (продолжительностью до 180 дней, в частности в случае замещения временно отсутствующего работника) в размерах, установленных до заключения ими срочного трудового договора на участие в таких работах;

4) обжалование, в том числе в суд, действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их должностных лиц, которые привели к нарушению прав по занятости лица.

2. Зарегистрированные безработные обязаны:

1) самостоятельно или при содействии территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, осуществлять активный поиск работы, который заключается в принятии целенаправленных мер к трудоустройству, в частности принятия участия в конкурсных отборах работодателей;

2) посещать территориальный орган центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в котором он зарегистрирован как безработный в определенное и согласованное с ним время, но не реже чем один раз в тридцать календарных дней;

3) соблюдать письменных индивидуальных рекомендаций по содействию трудоустройству, в том числе участвовать в мероприятиях, связанных с содействием обеспечению занятости населения;

4) информировать территориальный орган центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, в течение трех рабочих дней об обстоятельствах прекращения регистрации, определенные в части первой статьи 45 настоящего Закона.

3. Ответственность за достоверность представленных в территориальный орган центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, данных и документов, на основании которых принимается решение о регистрации безработного и назначения материального обеспечения, предоставления социальных услуг, возлагается на зарегистрированного безработного.

 

Статья 47. Помощь по частичной безработице

1. Помощь по частичной безработице предоставляется территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, застрахованным лицам в случае потери ими части заработной платы вследствие вынужденного сокращения предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) производства продукции без прекращения трудовых отношений в случае, когда:

остановки (сокращение) производства на предприятии или в цехе, участке с замкнутым циклом производства (структурное подразделение предприятия, в котором осуществляются все этапы технологического процесса по производству определенного вида продукции в рамках такого подразделения), имеющий неотвратимый и временный характер, длится не менее трех месяцев и не превышает шести месяцев, не зависит от работников и работодателя, охватило не менее 20 процентов численности работников предприятия или цеха, участка, в которых сокращение рабочего времени составляет 30 и более процентов в месяц;

остановки (сокращение) производства и продолжительности рабочего времени работников является вынужденным, поскольку исчерпаны все возможные меры его предупреждения, что подтверждается согласованным решением работодателя и выборным органом профсоюзной организации, с которой заключен коллективный договор, по результатам консультаций между ними.


 

20 Поняття трудового договору, його відмінність від суміжних цивільно-правових договорів, пов’язаних з працею (підряду, доручення та ін.).

Трудовой договор - это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

В отличие от трудового договора гражданско-правовой договор является соглашением двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Разграничение трудовых и гражданско-правовых договоров, основанных на трудовой деятельности людей, приобретает на практике большое значение, поскольку смешение этих понятий может привести неправильное применение законодательства. Трудовой и гражданско-правовой договоры по-разному заключаются, изменяются, разрываются и создают отличные друг от друга правовые последствия. В случае возникновения конфликта между сторонами заключенного договора, необходимо четко определиться, какой вид договора между ними был заключен, поскольку законодательство о труде распространяется только на лиц, заключивших трудовой, а не гражданско-правовой договор. При выполнении гражданско-правовых договоров также не действуют гарантии, установленные законодательством о труде Украины.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию второй стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную рaботу. Договoр подряда может заключаться на изготовление, обработку, переработку, ремонт вещи или на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (ст. 837 ГК Украины).

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Сделка, совершенная поверенным, создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности доверителя.

Договором поручения может устанавливаться исключительное право поверенного на совершение от имени и за счет доверителя всех или части юридических действий, предусмотренных договором. В договоре могут устанавливаться срок действия такого поручения и (или) территория, в пределах которой действует исключительное право поверенного (ст. 1000 ГК).

По договору подряда на проведение проектных и изыскательских работ подрядчик обязуется разработать по заданию заказчика проектную или другую техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их (ст. 887 ГК).

По авторскому договору о передаче исключительного права на использование произведения автор (или другое лицо, имеющее исключительное авторское право) передает право использовать произведение определенным способом и в установленных пределах только одному лицу, которому эти права передаются, и предоставляет этому лицу право разрешать или запрещать подобное использование произведения другим лицам. При этом за лицом, передающим исключительное право на использование произведения, остается право на использование этого произведения только в части прав, которые не передаются.


 

21 Сторони трудового договору

В трудовом договоре действуют две стороны , которые имеют соответствующие права и обязательства друг относительно друга (работодатель и работник) этот перечень является исчерпывающим. На стороне работодателя стороной выступает собственник или уполномоченный им орган или физическое лицо (ст. 21 КЗоТ). Все другие субъекты имеют право вмешиваться во взаимоотношения двух указанных сторон лишь в случаях и порядке , строго регламентированных законодательством Украины .

По общему правилу , работником не может быть лицо моложе 16 лет. С согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие 15 лет. Кроме того, с согласия этих же лиц, для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста. Законодательство устанавливает общие и специальные требования (соответственно в КЗоТ Украины и специальных нормативно-правовых актах) к лицу, которое желает заключить трудовой договор (наличие гражданства, определенного образования, стажа работы, состояния здоровья и т.д.). Во работодателем понимается собственник предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности или уполномоченный им орган или физическое лицо, которые согласно законодательству используют наемный труд.

В соответствии со ст . 188 КЗоТ Украины как исключение с согласия одного из родителей или лица , его заменяющего , могут приниматься на работу лица, достигшие пятнадцати лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ , профессионально - технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкого труда , не причиняющего вреда здоровью и не нарушает процесс обучения , в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

Национальным законодательством может допускаться прием на работу по найму или на другую работу лиц в возрасте от 13 до 15 лет для легкой работы , которая : а ) не является вредной для их здоровья или развития б ) не препятствует посещению школы , их участию в утвержденных компетентными органами программах профессиональной ориентации или подготовки или их возможностям воспользоваться полученным обучением

Работодателем - стороной трудового договора может быть как юридическое , так и физическое лицо . Физические лица - работодатели делятся на : 1 ) физических лиц- субъектов предпринимательской деятельности без создания юридического лица с правом найма работников и 2 ) физических лиц, использующих наемный труд, связанный с предоставлением личных услуг ( повара , няни , водители и др. ) . Право физического лица - субъекта предпринимательской деятельности быть работодателем подтверждает и ст. 128 ГК Украины , согл. кот. гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность с привлечением или без привлечения наемного труда. Юридическое лицо может быть работодателем независимо от организационно - правовой формы , формы собственности , отраслевой принадлежности , подчинения и других признаков.


 

22 Зміст і форма трудового договору

Содержаниетрудового договора составляет совокупность условий, определяющих взаимные права и обязанности работника и работодателя. Условия труда устанавливаются не только трудовым договором, но и зак-ом и локальными нормат. актами. Поэтому с началом работы по заключенному ТД обязательными для выполнения сторонами явл. такие установлены в нормативных актах условия, как режим работы, требования по охране труда, системы оплаты труда и др.

В общем виде содержание трудового договора представлен в ст. 21 КЗоТ, которая предусматривает обязанность работника выполнять работу, предусмотренную договором, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, и обязанность работодателя выплачивать заработную плату и обеспечить условия труда, необходимые для выполнения данной работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон

Преимущественно права и обязанности сторон устан-ся по взаимному согласию работника работодателя. Различают и такие условия ТД, определенные законодательством. Это, как правило, гарантии, предусматривающие минимальный размер заработной платы, минимальную продолжительность отпуска и т.д., их еще называют нормативными условиями.

Основную часть трудового договора составляют договорные (согласительные) условия. Основным требованием, которое выдвигается с договорными условиями, является правило ст. 9 КЗоТ: условия трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с теми, что уже установленные действующим законодательством.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.