Здавалка
Главная | Обратная связь

Часть 5 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА



РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Глава 14. ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГА....................... 187

Глава 15. СТИЛЬ ВЕДЕНИЯ И ПОЗИЦИИ ВЕДУЩЕГО НА

РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ТРЕНИНГА.................................................. 189

Глава 16. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГА................................................... 193

Формирование группы............................................................................ 193

Формы организации тренинговых занятий....................................... 194

Требования к помещению...................................................................... 194

Предпосылки эффективности тренинга............................................. 195

Обеспечение устойчивости изменений.............................................. 195

Обеспечение переноса тренингового опыта в профессиональную
среду...................................................................................................... 196

Глава 17. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИНГА... 198

Проведение тренинга в закрытых учебных учреждениях............ 198

Процедура знакомства участников.................................................... 199

Особенности работы с принудительно образованной группой.. 199

Формирование правил работы группы.............................................. 200

Работа с ожиданиями............................................................................. 202

Использование видеосъемки................................................................. 203

Информирование в тренинге................................................................. 203

Использование упражнений................................................................. 204

Проведение дискуссии............................................................................ 205

Проведение мозгового штурма............................................................ 206

Использование метода «разыгрывания ролей»............................... 208

Завершение занятий................................................................................ 209

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 211

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................... 213

Приложения

Приложение 1. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ТРЕНИНГА

ЛИДЕРСТВА.............................................................................................. 221

Приложение 2. СИТУАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА

ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА............................................................ 226

Приложение 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ

КАЧЕСТВ КОМАНДИРОВ КУРСАНТСКИХ ГРУПП................... 234

Приложение 4. МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА СТИЛЯ

РУКОВОДСТВА»..................................................................................... 240


ВВЕДЕНИЕ

Из года в год сохраняется стойкий практический интерес к иссле­дованию феномена лидерства в системе организационных отноше­ний и проблеме развития лидерских качеств. Во многом он связан с необходимостью постоянно повышать эффективность деятельно­сти руководителей — прежде всего за счет дополнения их формаль­ных властных полномочий неформальными, а именно лидерскими. В настоящее время уже общепринятым становится представление о том, что успешное выполнение руководителем управленческих функций зависит от того, в какой мере он владеет методами и на­выками лидерства. В конечном итоге исполнителем любой профес­сиональной роли является «личность», и в деятельности любого руководителя присутствует психологическое, в том числе лидерское начало, которое «преломляет» все инструкции и алгоритмы взаи­модействия с подчиненными.

Как проявляется организационное лидерство руководителя? Какими качествами необходимо обладать руководителю, для того чтобы стать лидером для своих подчиненных? Можно ли развить лидерский потенциал? Эти и подобные им вопросы уже давно при­влекают внимание исследователей.

В данной монографии описаны результаты изучения проблемы развития лидерских качеств командиров курсантских групп высших образовательных учреждений МВД России.

Обучение в высших образовательных учреждениях МВД России существенно отличается от обучения в гражданских вузах и имеет свою специфику. При зачислении в образовательное учреждение МВД России курсанты принимаются и на службу в органы внут­ренних дел, им присваивается звание «рядовой милиции», они при-


Введение__________________________________________________ 9

нимают присягу и на протяжении всего обучения совмещают учеб­ную и служебную деятельности. Курсанты не только учатся, но и регулярно несут патрульно-постовую и караульную службу, также службу в суточном наряде и т. п. Их деятельность подчинена требо­ваниям устава и субординационных отношений.

Важно отметить, что вузы МВД России являются закрытыми образовательными учреждениями с контрольно-пропускным режи­мом. Проживание курсантов в казарме с ограниченной свободой выхода за пределы института приводит к более выраженному внут-ригрупповому взаимодействию в учебных взводах.

В каждой учебной группе из числа курсантов назначаются ко­мандиры, которым присваивается сержантское звание. Сержанты являются важным управленческим звеном курсантских групп и относятся к категории младшего начальствующего состава, поэто­му в органах внутренних дел, как и в вооруженных силах, за ними укоренилось название «младшие командиры» (далее — МК). В их задачи входит управление учебной группой, обеспечение соблюде­ния распорядка дня, распределение нарядов, контроль над осуще­ствлением курсантами служебной деятельности и т. п. Практика показывает, что особенности руководящей деятельности МК во многом определяют успешность совместной жизнедеятельности, психологический климат и характер межличностных взаимоотно­шений в учебно-строевых подразделениях.

Младшие командиры учебных групп назначаются в первые не­дели обучения и обычно мало отличаются от остальных курсантов: они имеют равные возраст, образование, социальный статус, опыт и подготовку в плане работы с людьми и управления коллективом. Это создает дополнительные трудности для их профессионального становления в должности командира в условиях неразвитого, толь­ко сформированного коллектива.

В ситуации равного социального статуса и опыта курсантов, на­значенных на должности МК, и других членов группы, успешность руководящей деятельности младших командиров напрямую зависит от наличия основы, обеспечивающей для них правомочность отда­чи приказов. Этой основой является их личный авторитет и лидер­ский статус в группе. Практика показывает, что сержанты, которые являются лидерами в своих подразделениях, более успешны в осу­ществлении управленческих функций. Это связано с тем, что их


10 Тренинг лидерства

должностные полномочия дополняются неформальным авторитетом в группе. В этом случае они способны влиять на процессы самоор­ганизации коллектива, сближать личностные и групповые интересы курсантов, а также более полно отражать интересы и потребности коллектива во внешних инстанциях. Наличие у младших команди­ров лидерских качеств положительно влияет на сплоченность кур­сантских коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между курсантами, степень согласован­ности формальных и неформальных структур в группе, а также соз­дает возможности разрешения и предупреждения межличностных конфликтов в коллективе. В то же время непринятие курсантами сержантов в качестве лидеров отрицательно сказывается на состоя­нии психологического климата в учебных подразделениях.

В связи с этим существует необходимость разработки эмпири­ческих методов и критериев диагностики лидерского потенциала кандидатов на должности младших командиров курсантских групп и разработки целевой программы психологического сопровождения позитивного становления лидерства МК, включающей направлен­ное развитие их лидерских качеств и обеспечение принятия сержан­тов в качестве лидеров другими курсантами.

В монографии подробно рассматриваются научные разработки в области организационного лидерства, а также результаты нашей исследовательской работы. Значительная часть настоящего издания посвящена выявлению профессионально значимых лидерских ка­честв лидеров учебных групп, а также изучению предпосылок и возможностей их развития в процессе психологического тренинга.


Часть 1

ИССЛЕДОВАНИЕ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.