Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛИДЕРСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ



И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ

? Общие представления о лидерстве

? Развитие теории лидерства в зару­
бежной психологии

? Исследования лидерства в отечест­
венной психологии


Глава 1

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИДЕРСТВЕ

Лидерство — наиболее изученный и наименее понятный конструкт в социальной психологии.

В. Гриффин

Лидерство как социальное явление сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Везде, где собирается груп­па, состоящая более чем из двух человек, может возникнуть ситуа­ция лидирования одного и следования за ним других. Лидер оказы­вает значительное влияние на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение после­дователей. В связи с этим лидеры и сам феномен лидерства тради­ционно привлекают внимание исследователей. В разные историче­ские эпохи предпринимались попытки как изучения лидерских качеств на основе описания личностей великих людей, так и созда­ния рекомендаций в стиле трактатов «Искусство войны» Сунь-цзы или «Государь» Макиавелли.

Возможности научного исследования лидерства появились в XX веке с появлением таких наук, как психология и социология, с развитием психодиагностических средств. Однако несмотря на то, что обширные исследования активно проводились на протяжении всего XX столетия, до настоящего времени среди исследователей нет согласия в определении природы и сущности лидерства. Зача­стую изучение лидерских качеств осуществлялось в условиях, когда даже само понятие «лидерство» не было в достаточной степени определено. Поскольку в качестве объекта наблюдения каждый раз


14 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

выступали различные аспекты лидерства, появилось множество фрагментарных теорий, описывающих разные стороны этого соци­ального явления.

Р. Стогдилл в своей книге «Справочник по лидерству»1 (1974) сгруппировал основные представления о лидерстве в соответствии с одиннадцатью ключевыми идеями, отражающими различные под­ходы к пониманию и исследованию этого феномена на протяжении XX века. В сокращенном виде эта классификация выглядит следую­щим образом.

1. Лидерство как центр групповых интересов и процессов.В этой
концепции лидер рассматривается как духовно-эмоциональный
центр группы, определяющий ее структуру, атмосферу, идеологию
и групповые процессы. Подобное представление о лидерстве заклю­
чено в наиболее ранних определениях С. Кули, Е. Мамфорда, Л. Бер­
нарда и других авторов. В частности, С. Кули2 представлял лидера
как ядро групповой идеи, а Л. Бернард3 — как центр, на который
направлены потребности, энергия, желания и внимание последова­
телей, преобразующиеся в нем в желаемом для них направлении.

2. Лидерство как проявление личностных черт.Основной идеей
данного подхода является убеждение, что лидер обладает определен­
ными качествами, отличающими его от других и позволяющими ему
успешно добиваться и удерживать лидерские позиции. Так, В. Бин-
гэм4 представлял лидера как индивида, вобравшего в себя наиболь­
шее количество желаемых личностных качеств. О. Тид5 рассматривал
лидерство как комбинацию таких характеристик индивида, которые
подталкивают других к выполнению поставленной задачи.

3. Лидерство как искусство достижения согласия. Вданной кон­
цепции под лидерством понимается способность лидера организо­
вать людей на эффективное сотрудничество. Здесь акцент делается
на присущее эффективному лидеру умение улаживать конфликты
и добиваться согласия со стороны ведомых. В частности, Б. Мур6
определял лидерство как возможность индивида влиять на после-

1 Stogdill R. Handbook of Leadership. Asurvey of theory and research. N.Y., 1974.

2 Cooky C. Human Nature and Social Order. N.Y., 1902.

3 BernardL. Leadership and Propaganda //An Introduction to Sociology. N.Y., 1927.

4 Bingham W. Leadership//The Psychological Foundation ofManagement. N.Y., 1927.

5 Tead 0. The Technique of Creative Leadership // Human Nature and Management.
N.Y., 1929.

6 Moore B. The May Conference on Leadership // Personal Journal. 1927. № 6.


Глава 1. Общие представления о лидерстве 15

дователей и достигать повиновения, лояльности, уважения и со­трудничества с их стороны. Схожие определения лидерства встре­чаются у Ф. Филипса, У. Бенниса, Ф. Оллпорта и др.

4. Лидерство как действие и поведение. Вэтом случае акцент де­
лается на поведенческих аспектах лидерства, в том числе действиях,
предпринимаемых лидером для управления и координации работы
группы. Так, Дж. Хемфилл1 предлагал понимать под лидерством
поведение индивида, направленное на управление деятельностью
группы.

5. Лидерство как инструмент достижения цели и результата. Вэтих
определениях лидерство напрямую связывается с деятельностью,
направленной на достижение определенных результатов. Согласно
Р. Кеттелу2, лидерство может быть определено на основе эффектив­
ного влияния индивида на действия последователей по достижению
общей цели группы. К. Дэвис3 представлял лидерство как челове­
ческий (субъективный) фактор, который сплачивает группу и мо­
тивирует ее на достижение определенного результата. Таким обра­
зом, в этом подходе признается инструментальная ценность лидера
как средства интеграции членов группы и формирования согласо­
ванности их действий для получения желаемого результата.

6. Лидерство как результат группового взаимодействия. Вэтом
случае лидерство понимается как эффект и результат группового
взаимодействия, в процессе которого люди добровольно объединя­
ются вокруг более успешного человека, чувствуя в нем личную за­
интересованность и признавая, что он является важным носителем
целей, программ и методов действия, а также ценностей и норм
группы. Необходимым условием эффективного лидерства здесь
является осознание и поддержка лидера со стороны членов группы.
По мнению П. Друкера4, в результате завоевания лидером доверия
у других членов группы они становятся его последователями, а успех
его лидерства определяется готовностью последователей идти за
ним. По утверждению С. Браун5, не может быть лидера без после-

1 Nemphill J. The Leader and His Group // Journal of Educational Research. 1949.

2 Cattel R. New Concepts for Measuring Leadership in Terms of Group Syntality //
Human Relations. 1951. № 4.

3 Davis K. Human Relations at Work. N.Y., 1962.

4 Drucker P. Thomas Watson's Principles of Modern Management // Esquire 100.1983.

5 Browne C. The Study of Executive Leadership in Business II // Journal of Applied
Psychology. 1950. № 1.


16 Част» 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

дователей, поэтому процесс лидерства невозможно отделить от по­требностей и целей последователей.

7. Лидерство как умение убеждать.Здесь подчеркивается различие
между лидерством и управлением. Если последнее, с точки зрения
сторонников этого подхода, является искусством принуждения и
использования силы для того, чтобы заставить людей следовать в
определенном направлении, то лидер управляет с помощью убеж­
дения и поощрения. Например, С. Шенк1 подчеркивал, что суть
лидерства состоит в управлении людьми с помощью силы убежде­
ния и побуждения, а не с помощью принуждения. Важно отметить,
что управление с помощью убеждения, поощрения и побуждения
к действию более характерно для многих политических и общест­
венных, чаще всего неформальных организаций, поэтому опреде­
ление лидерства как формы убеждения более свойственно авторам,
изучающим политическое лидерство и общественные движения.

8. Лидерство как осуществление влияния.В данной концепции
лидерство рассматривается как процесс влияния на деятельность
группы в целом и отдельных последователей в частности. Согласно
этой концепции, лидеры в процессе взаимодействия оказывают
влияние на свое близкое окружение, группу, организацию, соци­
альные институты или на общество в целом (если речь идет о поли­
тическом лидерстве). Так, по определению Р. Стогдилла2, лидерст­
во — это процесс оказания влияния на деятельность группы для
достижения общей цели. Согласно Ф. Хейману3, лидерство являет­
ся процессом прямого взаимодействия, в результате которого ин­
дивид влияет на поведение других, побуждая их к достижению оп­
ределенного результата. Ограничение данного подхода к пониманию
лидерства заключается в том, что в нем не учитывается факт взаим­
ности процесса влияния. Не только лидер влияет на последователей,
но и сам он испытывает на себе влияние последователей. Каждый
раз, в зависимости от встреченного сопротивления, в той или иной
степени меняется сам лидер.

9. Лидерство как властные отношения.Лидеры в своих действиях
используют власть, в связи с чем некоторые авторы рассматривают
лидерские отношения прежде всего как властные отношения. По

1 SchenkC. Leadership // Infantry Journal. 1928.

2 Stogdill R. Leadership, Membership and Organization//Psychological Bulletin. 1950.

3 Haiman F. Group Leadership and Democratic Action. Boston, 1951.


Глава 1. Общие представления о лидерстве 17

их мнению, основная задача лидера состоит в том, чтобы заставить других подчиниться и действовать в желаемом для него или орга­низации направлении. Так, Ж. Блондель1 определяет лидерство (в первую очередь политическое) как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидами, с тем чтобы побудить членов нации к действию. При этом лидер, являясь инициатором взаимодействия, стимулирует последователей и устанавливает над ними контроль, изменяя при этом их первоначальные намерения. Такого рода оп­ределения, на наш взгляд, в большей степени применимы к поли­тическому и организационному лидерству.

10. Лидерство как результат ролевой дифференциации.Согласно
этой концепции, все члены общества, а также группы и обществен­
ные организации занимают определенное место в системе социаль­
ной иерархии, и каждый участник взаимоотношений лидерства-
подчинения играет определенную роль. Соответственно, лидерство
может рассматриваться как ролевая дифференциация, в основе ко­
торой лежит процесс взаимодействия и взаимовлияния. Так, М. Ше­
риф и К. Шериф2 понимали лидерство, закрепившееся за одним из
членов группы, как особую роль внутри системы взаимоотношений,
которая определяется взаимными ожиданиями лидера и последо­
вателей и к которой предъявляются большие требования и большие
обязанности, чем к другим ролям.

11. Лидерство как инициация и конструирование структуры группы.
Здесь лидерство рассматривается как процесс, порождающий и
поддерживающий ролевую структуру группы. Можно сказать, что
лидер стремится изменить поведение последователей и развить их
потребности таким образом, чтобы сконструировать определенную
структуру группы, легитимирующую его лидерский статус. По убе­
ждению сторонников этой концепции, процессы лидерства особен­
но важны на этапах становления новых коллективов, структура
которых еще не устойчива3.

Спустя некоторое время Е. В. Кудряшова4, проанализировав современную литературу, расширила классификацию Р. Стогдилла,

1 BlondeU. Political Leadership. Towards a General Analysis. London, 1987.

2 SherifM., SherifC. An Outline of Social Psychology. N.Y., 1956.

3 ЗубА. Т. Лидерство в менеджменте. М.: Воскресенье, ЗАО «Принт-Ателье», 1999.
С. 8-9.

4 Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дис­
сертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1996. С. 80—83.


18 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

выделив ряд дополнительных моделей лидерства. Наиболее значи­мыми в контексте рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, яв­ляются две из них.

12. Лидерство как видение перспективы.Многие современные ис­
следователи считают, что главное отличие лидера от последователей
состоит в том, что он обладает видением перспективы, благодаря чему
развивает и определяет деятельность своей группы. Еще в 1929 году
У. Коули' отмечал, что лидер обязательно должен иметь перспектив­
ную программу действий, в соответствии с которой он вместе с груп­
пой будет двигаться к намеченной цели. Последователи ориентиру­
ются в своих действиях на лидера только тогда, когда он устремлен в
будущее, видит перспективу, знает, куда идти, имеет заманчивые для
последователей планы и знание, как их реализовать.

13. Лидерство как следование особым ценностям.Приверженность
лидера особым, наиболее притягательным для последователей цен­
ностям является основой его авторитета, то есть является важным
определяющим лидерство фактором. Как отмечает Е. В. Кудряшо-
ва, для успешного руководства лидеру недостаточно принять цен­
ности группы и стать их носителем. Он (особенно если это органи­
зационный или политический лидер) должен придерживаться того,
что в современном американском мире получило название «politi­
cally correct» (буквально — «правильное, политически корректное
поведение»)2.

Ценностный подход к лидерству стал наиболее популярен в по­следние десятилетия и лег в основу ценностных теорий, некоторые из которых будут рассмотрены нами позднее.

Вышеприведенная классификация показывает, насколько ши­роки и разнообразны представления исследователей о сущности и природе лидерства. До настоящего времени авторам не удалось най­ти однозначного определения феномена лидерства, удовлетворяю­щего всех исследователей. Каждая из представленных выше моделей приоткрывает лишь одну из граней природы этого феномена. Как отмечает Е. В. Кудряшова, хронологически появление определенных представлений совпадает с развитием тех или иных теорий лидер-

1 Cowlew W. Three Distinction in Study of Leadership // Journal of Abnormal and Social
Psychology. 1929. № 3.

2 Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дис­
сертация на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1996. С. 84.


Глава 1. Общие представления о лидерстве 19

ства. Так, вначале объектом изучения была личность лидера как центра групповых процессов и как обладателя определенных лич­ностных черт. Затем, когда изучался поведенческий аспект лидер­ства, многие авторы определяли его как искусство достижения согласия в отношении целей и способов решения задач или как действие и поведение. Наконец, на третьем этапе, ориентированном на развитие теорий, изучающих контекст лидерства, наиболее по­пулярными были определения, связанные с умением убеждать, инициированием структуры, с дифференциацией ролей1.

Анализ вышеописанных представлений о лидерстве позволяет выделить ряд наиболее важных сущностных характеристик этого феномена. Их учет необходим при разработке тренинга лидерства.

1. Лидертот, кто имеет последователей.Это первое, что можно
утверждать с уверенностью. Именно наличие последователей отли­
чает лидеров от не-лидеров. За лидером следуют преданные ему
люди. У не-лидеров таковых нет. Никто не становится лидером до
тех пор, пока не обретает последователей.

2. Лидерстворезультат взаимодействия.Этот тезис является
производным от первого. Если лидерам необходимы последовате­
ли, значит, лидерство не сводится только к проблеме личности
лидера, а скорее является продуктом отношений между лидером и
последователями. В конечном итоге другие люди замечают в пер­
вую очередь действия и поступки лидера и на этой основе форми­
руют свое восприятие его черт. Исходя из этого, важная задача
лидеров состоит в построении прочных рабочих отношений с дру­
гими людьми.

3. Лидерство основано на авторитете.Авторитет имеет психоло­
гическую природу и формируется на основе общей заинтересован­
ности последователей в руководителе и их убежденности в его осо­
бых (как минимум, необходимых для них) способностях. Обладание
авторитетом дает лидеру право на принятие решений в условиях
совместной деятельности. В этом значении понятие «авторитет»
напрямую связано с лидерством, но не обязательно с формальным
руководством. Авторитетом может обладать индивид, не наделенный
должностными полномочиями, но обладающий высокой степенью
референтности для окружающих.

Там же. С. 85.


20 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

4. Лидерство формируется в процессе дискретных событий — актов
лидерства.
Обычно лидерство рассматривается как длительный про­
цесс, в ходе которого лидеры руководят, последователи идут за ними,
а весь процесс продолжается до тех пор, пока лидер жив или пред­
почитает осуществлять руководство. Однако в действительности
процесс лидерства складывается из актов лидерства, то есть событий,
имеющих начало и конец. По мнению У. Бланка, сферы взаимодей­
ствия лидера и последователей возникают, достигают зрелости и
завершаются. Эти сферы оживают всякий раз, когда встречаются
лидер и последователь, тем самым они происходят как дискретные
взаимодействия. Если лидер совершает множественные акты-со­
бытия лидерства, то его положение может казаться стабильным.
Однако у большей части событий, подтверждающих факт лидерст­
ва, короткий срок действия. Эти события представляют собой крат­
кие взаимодействия лидера и последователей в особых обстоятель­
ствах1.

5. Лидерство основано на неформальном влиянии.Лидер влияет
на последователей, но его ресурс влияния имеет выраженный не­
формальный компонент. Он не может быть основан на долженст­
вовании, необходимости соблюдения подчиненными уставов и
должностных инструкций. Нельзя заставить других следовать за
лидером. Это возможно в случае руководства, но не лидерства. В от­
личие от руководства, лидер не приказывает, а предлагает.

6. Лидерство — продукт восприятия и сознания.Лидерство не
является наблюдаемым качеством. Оно когнитивно «конструиру­
ется» по мере того, как определенные поступки ассоциируются с
представлением о лидерском поведении. Из этого следует вывод,
что для успешности становления в качестве лидера в конкретной
социальной группе необходимо изучать качества, которые члены
этой группы воспринимают как лидерские, и факторы, рассматри­
ваемые ими, когда они приписывают определенные результаты
лидерству.

Выделенные общие характеристики лидерства не являются все­объемлющими и лишь проясняют его социально-психологическую сущность. Однако они имеют немаловажное значение в контексте

1 БойеттД. Г. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управ­ления / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Олимп-Бизнес, 2004. С. 22-23.


Глава 1. Общие представления о лидерстве 21

рассмотрения проблемы образования в группе этого феномена и развития лидерских качеств руководителя.

Для формирования более полного представления об особенно­стях и проявлениях лидерства необходимо подробное изучение ре­зультатов исследований этого явления в зарубежной и отечественной социальных науках.


Глава 2

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В зарубежной психологии на протяжении всего XX века теория лидерства развивалась по нескольким направлениям, в результате чего был накоплен богатый теоретический и эмпирический мате­риал. Следует отметить, что специфика большинства англоязычных исследований заключается в частичном совмещении в слове «lead­ership» эквивалентов понятий русского языка «лидерство» и «руко­водство». Соответственно, большинство зарубежных исследований проводились в рамках организационного и политического лидер­ства. Ряд авторов предпринимали попытки разделения этих поня­тий, используя слово «headship» (в переводе на русский — «главен­ство») в противовес «leadership» для отделения административного влияния от собственно лидерского, однако в значительной части западных теорий лидерства все же сложно разделить «лидера» (в со­циально-психологическом смысле) и «руководителя».

Поскольку нас интересуют прежде всего проблемы развития ли­дерских качеств, сосредоточимся на исследованиях, описывающих процессы становления лидерства в различных условиях групповой ипрофессиональной деятельности, особенности взаимодействия лидера и последователей, а также лидерские качества, мировоззрение и мотивы лидера, возможности развития лидерского потенциала.

Одни из самых ранних теорий лидерства появились в первой половине XX века в рамках персоналистического подхода.Они были ориентированы на исследование лидерских качеств (черт). «Теория черт» была развитием концепции «Великого человека», утверждаю­щей, что выдающиеся люди лидируют благодаря тому, что от рож-


Глава 2. Разбитие теории лидерства в зарубежной психологии 23

дения наделены чертами, отличающими их от других индивидов. К основателям концепции «Великого человека» можно отнести английского психолога и антрополога Ф. Гальтона (Голтона), объ­ясняющего феномен лидерства на основе наследственных факторов. Его работа «Наследственность таланта, ее законы и последствия», опубликованная в 1869 году, стимулировала ряд исследователей выдвинуть предположение, что все эффективные лидеры являются обладателями общего для них набора качеств (черт), позволяющих им занимать лидирующие позиции. Этой концепции в различной степени придерживались О. Тид (Tead, 1929), Э. Вигэм (Wiggam, 1931), Дж. Доуд (Dowd, 1936), Ф. Вудс (Woods, 1936), Э. Боргатта (Borgatta, 1954) и др. Развернутые в первой половине XX века обширные исследования приводили к выявлению различных ли­дерских качеств, список которых постоянно разрастался.

В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор 124 исследований, направ­ленных на изучение личностных черт лидеров, и отметил, что ис­следования дают противоречивые результаты. Оказалось, что в раз­ных ситуациях проявлялись лидеры, обнаруживающие различные, порой противоположные лидерские качества. На основе проведен­ного анализа Р. Стогдилл сделал вывод о том, что «человек не ста­новится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств»1.

Таким образом, попытка выделить универсальные лидерские качества, позволяющие лидеру быть успешным во всех ситуациях внутригруппового взаимодействия и различных условиях профес­сиональной деятельности, не удалась. Выделенные качества эффек­тивных лидеров определяли их успешность в основном только в контексте осуществляемой ими деятельности. В результате во второй половине XX века отметился заметный спад интереса к эмпириче­скому выделению универсальных лидерских качеств.

При подходе к исследованию лидерства только с точки зрения теории черт остаются неучтенными многие аспекты, прежде всего деятельность, осуществляемая группой, особенности взаимоотно­шений лидера и последователей, характер профессионального взаи­модействия, условия среды, в которых осуществляется лидерство и др. В то же время не вызывает сомнений, что лидер все же должен

1 Stogdill R. Personal Factors associated with Leadership: A Survey of Literature // Journal of Psychology. 1948. Vol. 25. P. 35-71.


24 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

обладать определенными чертами, отличающими его от других чле­нов группы. Поэтому попытки предложить классификацию, соста­вить каталоги и модели лидерских черт применительно к специфи­ке группы и деятельности продолжают оставаться актуальными.

Интересную модификацию «теории черт» можно найти в кон­цепции А. Менегетти. По его мнению, человек получает определен­ные задатки лидера от рождения, но это не означает, что он обяза­тельно реализует себя как лидер. Чтобы стать лидером, надо достичь соответствующего уровня культуры, образования, жизненного опы­та и профессионализма1. По сути, А. Менегетти указывал на то, что каждый человек, пусть и в различной степени, обладает лидерскими задатками, однако не каждому удается их развить. Отметим, что в этой концепции задатки следует так же рассматривать примени­тельно к определенным ситуациям лидерства.

Исходя из этого, можно предположить, что подбор кандидатов на роли организационных лидеров в юношеской среде необходимо осуществлять, опираясь не столько на актуальные, то есть развитые качества, сколько на потенциальные способности и склонность к лидерству. На целесообразность данного подхода могут указывать наблюдения, сделанные С. Клубеком и Б. Бассом в ходе своих ис­следований. Они пришли к выводу, что людей, от природы не склон­ных к лидерству, а они всегда есть в группе, вряд ли можно сделать лидерами. Можно лишь попытаться изменить некоторые особен­ности их характера посредством психотерапии2.

Сторонники ситуационного подходаотмечают важность обстоя­тельств, в которых проявляется лидерство, и относительность ли­дерских черт. Так, Дж. Хемфилл утверждал, что каждый новый си­туативный контекст требует от лидера проявления определенного набора качеств, причем часто качества, эффективные в одной си­туации, могут быть нейтральными в другой и, более того, могут помешать решению проблемы в иных обстоятельствах3.

По утверждению Ф. Фидлера, «деятельность лидера так же зави­сит от организации, как она зависит и от его личных качеств. Просто бессмысленно говорить об эффективном лидере или неэффективном

1 Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, 2000.

2 Klubeck С, Bass В. Differential Effects of Training of Persons of Different Leadership
Status // Human Relations. 1954. № 7.

3 HemphillJ. The Leader and His Group //Journal of Educational Research. 1949.


Глава 2. Развитие теории лидерства в зарубежной психологии 25

лидере, мы можем говорить только о лидере, который имеет тенден­цию быть эффективным в одной ситуации или неэффективным в другой»1. Автор разработал «вероятностную модель эффективного лидерства», предполагающую, что эффективность лидера проявля­ется нестабильно и зависит от того, соответствует ли его стиль ру­ководства группой ситуации, в которой он действует, или нет.

Таким образом, сторонники ситуационного подхода отмечают, что качественно разные обстоятельства могут «потребовать» каче­ственно различающихся лидеров. В определенных ситуациях груп­повой жизни выделяются именно те члены группы, которые обла­дают наиболее востребованными в данных условиях качествами — они и становятся лидерами. Соответственно, для выявления лидерских качеств организационных лидеров необходимо изучать особенности их профессиональной деятельности, а также субъективные пред­ставления членов группы о наиболее востребованных лидерских качествах в ситуации групповой жизнедеятельности.

В контексте рассматриваемой нами проблемы значимыми явля­ются также модели и теории, касающиеся лидерского поведения и взаимодействия. Ранние исследования в рамках поведенческого под­ходаопирались на бихевиористские основы, соответственно, объ­ектом исследования являлось наблюдаемое поведение, а в качестве центрального понятия выступал «стиль лидерства». К. Левин одним из первых занялся разработкой этого понятия, его по праву считают первопроходцем в изучении стилей лидерства. Значимые исследо­вания данной проблемы были проведены также Р. Лайкертом, Дж. Мак Грегор Бернсом, П. Херси и К. X. Бланшаром, Р. Танне-баумом и В. Шмидтом, В. Врумом, Ф. Йеттоном и др.

В более поздних исследованиях внимание стало уделяться не столько стилю поведения лидера, сколько характеру взаимодействия между лидерами и последователями. Как отмечает Уоррен Бланк, «не сильный разум делает лидера, а последовавшие за ним люди»2. Согласно его взглядам, лидерство не столько личностный или си­туационный, сколько межличностный феномен, оно является про­дуктом отношений между лидером и последователями. Поэтому

1 Fiedler F. E., Potter Е. H. Dynamics of Leadership effectiveness // Small group and
social interaction. V. I. London, 1983.

2 Blank W. The Nine Natural Laws of Leadership. New York: AMACOM, 1995.


26 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

важная задача лидера состоит в построении прочных рабочих отно­шений с другими людьми-последователями.

В 1955 году Р. Стогдилл и С. Шартл предложили рассматривать лидерство не просто как характеристику отдельно взятого индиви­да, а как результат взаимодействия между личностями, входящими в состав данной группы1. В данном подходе лидерство рассматри­валось с точки зрения статуса, взаимодействия и поведения инди­видов в контексте взаимоотношений с другими членами группы.

Позже К. Джиб выделил четыре основных положения общей теории взаимодействия2:

1. Внутригрупповое взаимодействие членов группы направлено
на достижение общих целей группы, в то же время достижение
общих целей группы для каждого индивида является опосре­
дованным достижением его личных целей.

2. Ролевая дифференциация в группе, включающая лидерство
отдельных ее членов, является неотъемлемой частью продви­
жения группы к осуществлению общих и, следовательно, ин­
дивидуальных целей.

3. Понятие «лидерство» включает в себя взаимодействие и вза­
имную оценку членами группы друг друга, результатом кото­
рой становится возвышение одного индивида над другими.

4. Одной из важных сторон межличностных отношений являет­
ся единство физических и эмоциональных восприятий. Каж­
дый индивид оценивается другими в соответствии с его спо­
собностями удовлетворить потребности группы, а также по
совокупности его личностных качеств.

В 1959 году Р. Стогдилл особо подчеркнул важность элемента ожидания во взаимодействии между лидером и последователями. Он отметил, что в процессе взаимодействия людей при решении общей групповой задачи каждый из них ожидает от других опреде­ленных действий и поступков3. Можно сказать, что если подобного ожидания в групповой деятельности у какого-то конкретного чело­века нет, то его деятельность будет носить скорее индивидуальный

1 Stogdill R. M., Shartle С. L. Methods in the Study of Administrative Leadership. Colombus, 1955.

1 Gibb С An Interactional View of The Emergence of Leadership // Australian Journal of Psychology. 1958. №10.

3 StogdillR. M. Individual Behavior and Group Achievement. N.Y., 1959.


Глава 2. Развитие теории лидерства в зарубежной психологии 27

характер. Он не будет «чувствовать» и замечать, что делают другие, соответственно, в некоторых случаях может выполнять работу враз­рез с общегрупповыми интересами. В разработке теории «взаимо­действия» большую роль сыграли Дж. Хемфилл, К. Джиб, Р. Сто-гдилл, С. Шартл, С. Эванс и др.

Вызывают интерес исследования лидерства в русле трансактногоподхода, который основывается на атрибутивном анализе и концен­трирует внимание на восприятии последователями поведения и действий лидера, мотивов, которыми он руководствуется, а также на ожиданиях от этих действий. Одной из наиболее ранних научных работ, в которой использовался атрибутивный анализ намерений членов группы посредством оценки межличностного восприятия, было исследование Ф. Хейдера. Автор положил в основу анализа действий лидера и восприятия его поведения последователями по­нятия «могу» и «хочу» (или «сделаю»). Так, он исходил из того, что если лидер воспринимается как человек, способный достичь благо­приятного результата, но не делающий этого из-за очевидного безво­лия или нежелания, то он имеет больше шансов потерять последо­вателей по сравнению с лидером, неспособным достичь желаемого, но предпринимающим явные усилия для достижения цели1.

Точка зрения Ф. Хейдера созвучна основным положениям мо­дели «кредита доверия» Е. Холландера. Согласно последней, спо­собность лидера влиять на членов группы во многом определяется тем, насколько последователи осознают его компетентность в зна­чимых ситуациях и в какой мере его поведение соответствует суще­ствующим в группе нормам. Е. Холландер ввел понятие «кредит доверия» («idiosyncrasy credit»), то есть права лидера на нестандарт­ность поведения. Величина кредита доверия может определяться социальным статусом лидера, его компетентностью, степенью со­ответствия его поведения принятым в данной группе (обществе) моральным ценностям и т. п. Можно сказать, что величина кредита доверия пропорциональна ожиданиям последователей относитель­но результативности действий лидера.

Согласно Е. Холландеру, становление лидера можно представить следующим образом. На начальном этапе немаловажное значение при восприятии человека имеют внешние факторы. По мере раз­вития взаимодействия решающей становится оценка характера

HeiderF. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y., 1958.


28 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

индивида, его личностных черт. В результате совместной деятель­ности происходит определенное накопление позитивных впечат­лений по отношению к индивиду, имеющему наибольшее количе­ство «заслуг» перед группой. В итоге он получает от группы кредит доверия на нестандартное поведение, избегая каких-либо санкций в случае отклонения от принятых правил. Индивид, имеющий наи­больший кредит доверия, становится лидером. Он получает право на принятие решений, а в некоторых группах — и на управление, а также определенную свободу. Кредит доверия пополняется при правильных (успешных) действиях лидера или растрачивается — при ошибочных. Причинами растраты кредита могут быть бездей­ствие (инертность), работа «на себя», некомпетентность в каком-либо важном вопросе и другие негативно воспринимаемые группой факторы. При полной растрате полученного от группы кредита доверия лидер перестает быть лидером и теряет своих последова­телей1.

Теория «кредита доверия» помогает понять процесс периодиче­ского смещения лидеров в группе при изменении задач, которые она решает, или значительном преобразовании ситуации, в которой она находится. По словам Е. Холландера, тот, кто полностью соот­ветствует ожиданиям группы сегодня, может стать лидером завтра; и наоборот, лидер, который обманывает эти ожидания сегодня, завтра может потерять уважение своих последователей и будет сме­щен одним из них.

Рассмотрение особенностей взаимного восприятия лидера и по­следователей, а также взаимосвязи между поступками и анализа их причин положено в основу атрибутивных теорий лидерства. Так, еще в 1953 году Т. Парсонс отметил, что, взаимодействуя, лидер и его последователи являются объектами оценки друг друга, причем сам процесс оценки когнитивен и несет в себе определенную эмо­циональную нагрузку2. Таким образом, феномен лидерства во мно­гом строится на оценочных взаимоотношениях, состоящих из вос­приятия деловых качеств лидера и его привлекательности для последователей.

1 Hollander E. P. Conformity, Status and Idiosyncrasy Credit // Psychological Review.
1958.

2 Parsons T. The Superego and the Theory of Social System // Working Papers in the
Theory of Action. Glencoe, 1953.


Глава 2. Развитие теории лидерства в зарубежной психологии 29

Атрибутивная концепция подчеркивает важность и необходи­мость наличия у лидера представлений о том, как его воспринима­ют последователи, каковы их ожидания в его адрес. Знание данных аспектов оказывает влияние на его собственное ощущение свободы действий, поскольку особенности восприятия его последователями определяют то, каким образом они отреагируют на его действия, поддержат или подвергнут критике его решения и поступки, пойдут ли за ним. Таким образом, согласно атрибутивной теории лидерст­ва, с одной стороны, лидер доминирует, притягивая последователей, с другой — его поведение определяется ожиданиями последовате­лей, подталкивающих его к определенным действиям.

Интересный способ приложения атрибутивного подхода к изу­чению лидерства отражен в работах Дж. Пфеффера и Б. Калдера. По мнению Дж. Пфеффера1, лидерство является обыденным кон­структом, который широко распространен и часто употребляется в процессе взаимодействия двух и более людей. В соответствии с этим, для него наибольший интерес состоял в том, чтобы определить, когда и при каких обстоятельствах люди приписывают этот конст­рукт поведению других. Схожее понимание лидерства было пред­ложено Б. Калдером2, согласно которому лидерство — это «ярлык», «наклеиваемый» на поведение других людей (и на собственное). В данном случае особое значение приобретает общераспространен­ная вера, что качество, определяемое как лидерство, производит определенное поведение. Эта вера преобразуется в ожидание того, что образец лидерского поведения будет. Необходимо упомянуть также мотивационно-ценностный подход,ориентированный на изу­чение мировоззрения, ценностей, мотивов лидера и его последова­телей, а также исследование моделей и принципов взаимодействия между ними. Представители мотивационных теорий, среди которых выделяются А. Маслоу, Т. Митчелл, Р. Хауз, С. Эванс и др., обраща­ли внимание на то, что эффективность лидера во многом зависит от его способности воздействовать на мотивацию последователей. Начало мотивационным концепциям лидерства положили теории гуманистического направления, утверждающего, что человеческое существо по своей природе — сложный мотивированный организм.

1 PfefferJ. The ambiguity of leadership // Academy of Management J. 1977. №2.

2 Colder B. An attribution theory of leadership // Staw В. М., Salancik Q. R. (eds.) New
directions in organizational behaviour. Chicago, 1977.


30 Часть 1. Исследование лидерства в зарубежной и отечественной психологии

А так как любой коллектив состоит из людей, то он, в принципе, всегда управляем. Поэтому лидер должен лишь так преобразовать коллектив (или организацию, которую возглавляет), чтобы, с одной стороны, индивиду была обеспечена свобода реализации его собст­венных целей и удовлетворения потребностей, а с другой — он был готов внести вклад в осуществление целей организации.

В отличие от мотивационных теорий, ценностные теории полу­чили свое развитие сравнительно недавно (конец 1980-х — 1990-е го­ды). Во многом они являются продолжением, но отчасти и своеоб­разным противопоставлением мотивационным теориям. Изучение лидерства с точки зрения проблем ценностей, этики и морали ста­ло предметом в большей степени философского анализа. В развитие ценностных теорий лидерства внесли существенный вклад К. Ходж-кинсон, Г. Фейрхольм, С. и Т. Кучмарски и др.

В рамках настоящего издания особого внимания заслуживает ценностная теория лидерства, разработанная Сьюзан и Томасом Кучмарски. Ее основу составляют два базовых положения. Соглас­но первому, лидер оказывает огромное влияние на развитие ценно­стей и норм отдельных членов и организации в целом. Второе за­ключается в том, что лидерству, основанному на ценностях, можно и должно обучаться в процессе деятельности'.

Развивая свою теорию лидерства, авторы выделили следующие десять показателей ценностного лидерства в организации2:

? создание межличностных взаимоотношений;

? знание личных целей каждого субъекта лидерского про­
цесса;

О формирование чувства членства в группе и принадлежности к социуму;

? разрешение межсубъектных конфликтов;

? обучение лидерскому поведению других индивидов;

П создание возможностей для реализации способностей после­дователей; О формирование команды (единомышленников);

□ диалогичность, взаимодействие с обратной связью;

1 Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дис.
докт. филос. наук. М., 1996. С. 293.

2 Федорова М. Ю. Лидерство как объект социологического исследования. Дис.
канд. социол. наук. М., 1997. С. 53.


Глава 2. Разбитие теории лидерства & зарубежной психологии 31

П соединение внутренней культуры с внешним представлением; □ демонстрация увлеченности и поддержка разнообразия.

По сути, лидерство предстает в данной теории непрекращаю­щимся динамическим процессом, проявляющимся во взаимоотно­шениях «лидер—последователи», а роль лидера — в интериоризации вышеназванных ценностных принципов, обучении им последова­телей и обучении вместе с ними.


Глава 3

ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.