ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА
В психологическом тренинге наглядно проявляются внутригруп-повые социально-психологические феномены, особенности взаимоотношений между членами коллектива, а также способности людей действовать определенным образом в моделируемых ситуациях. Это позволяет использовать отдельные модули психологического тренинга в диагностических целях, что является хорошим дополнением классической (опросниковой) психодиагностики. Ситуационная диагностика основана на предоставлении испытуемому возможности проявить свои качества и способности в реальных действиях, соответствующих требованиям профессии или должности. Нередко она предоставляет более достоверную информацию по сравнению с данными, полученными с помощью метода опроса, зачастую подверженными сильному искажающему влиянию неадекватного представления человека о себе. Идея диагностической ценности практического действия не нова и активно применяется в США как ситуационное тестирование. В различных ассессмент-центрах, впервые созданных в Германии в годы Первой мировой войны и в дальнейшем широко распространившихся в других странах, задачи отбора персонала организаций, подбора кандидатов на повышение, а также более детального ознакомления самих претендентов с требованиями деятельности в данной должности решаются преимущественно методами группового моделирования профессиональных ситуаций. Ведущее положение в решении этих задач занимают методы моделирования профессиональной среды, осуществляемые в группах. Объективность оценки повышается за счет привлечения к оценочным процедурам групп экспертов1. 1 Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности. Дис. докт. псих. наук. СПб., 1998. С. 204-206. 70 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств В психологическом обеспечении профессиональной деятельности психологический тренинг и его отдельные модули могут использоваться в следующих целях: 1. Диагностика лидерских, управленческих, коммуникативных 2. Диагностика социально-психологических характеристик кол - 3. Диагностика уровня развития профессионально значимых Грамотное использование тренинга или его элементов при отборе и оценке профессионально-психологических качеств кандидатов на определенную должность предполагает наличие нормативных представлений об особенностях, необходимых данному специалисту для эффективной работы, возможностей и средств моделирования среды, отражающей специфику профессиональной деятельности, а также процедур фиксирования результатов деятельности кандидатов в моделируемых ситуациях. Для диагностики социально-психологического климата и взаимоотношений в коллективе обычно используются ролевые и деловые игры, групповые дискуссии и упражнения, способствующие проявлению социальных связей и взаимоотношений между членами коллектива. При этом важным условием успешности проведения тренинговых диагностических процедур и достоверности полученных с их помощью результатов является участие всех членов коллектива, в том числе руководителя. Диагностика уровня развития профессионально значимых качеств, социальных и профессиональных установок специалистов обычно осуществляется в процессе ролевых и деловых игр, а также в ходе выполнения ими специальных профессионально ориентированных психогимнастических упражнений. В этом случае, как и при отборе, необходима точность моделирования профессиональной ситуации и отработанность процедуры фиксирования результатов деятельности. Описание использования ролевой игры в целях диагностики лидерского потенциала приведено в Приложении 2. Глава 7. Современные возможности психологического тренинга 71 Следует особо отметить важный аспект использования тренинга в целях диагностики. Участники тренинга должны предупреждаться о его диагностических целях и о степени конфиденциальности результатов диагностики. В ином случае будут нарушены важные этические принципы психологического тренинга, необходимые для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|