ОБУЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА
Базовой целью обучения традиционно считают формирование знаний, умений и навыков, осуществляющееся в процессе реального практического действия. Практическую деятельность в моделируемых ситуациях называют тренировкой (англ. training). Некоторые формы психологического тренинга (в частности, социально-психологический тренинг) относят к методам активного социально-психологического обучения. Наиболее ценным в тренинговой работе является не столько когнитивный компонент, сколько опыт, который является важным и необходимым для формирования умений и образования навыков. Как отмечает С. И. Макшанов, именно возможность работы непосредственно с опытом позволяет использовать психологический тренинг в качестве важного элемента профессиональной подготовки. Тренинг помогает «преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обучения, и может выступать в качестве мостика между, безусловно, необходимыми, но тем не менее "перцептивно пустыми" теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой с другой»1. В традиционных формах профессиональной подготовки вначале специалист получает информацию, и только через неопределенное время — возможность ее использования. Только тогда происходит реальная оценка субъектом применимости полученного знания и закрепление того, что еще от них осталось. В тренинге, напротив, создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и актуальной деятельности. ' Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. СПб.: Образование, 1997. С. 8. 72 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств Обучающий тренинг обращается не столько к личности участников, сколько к поведению через систему умений и навыков. Значительная часть времени в нем отводится ознакомлению участников с психологическими знаниями, на основе которых вырабатываются необходимые умения и навыки. На наш взгляд, обучающие возможности психологического тренинга в полной мере могут использоваться в тренинге лидерства. Освоение участниками тренинга различных психотехник позволяет повысить их профессиональную компетентность и оптимизировать стиль управленческого взаимодействия с окружающими. В подобном тренинге обучение осуществляется в двух основных направлениях, предполагающих как освоение общих эффективных приемов и техник социального взаимодействия, так и специальных знаний и профессиональных способов управленческого взаимодействия. В первом случае работа направлена на обогащение багажа знаний, умений и навыков участников в области лидерства и конструктивного общения с окружающими. Речь идет об изучении моделей и теорий лидерства, совершенствовании перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон общения и т. п. Второе направление работы подразумевает овладение участниками тренинга приемами управленческого взаимодействия с другими людьми. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|