РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА
В психологическом тренинге могут решаться не только обучающие, но и развивающие задачи. В моделируемых ситуациях психологического тренинга реальные действия участников доступны для использования в целях развития как отдельных профессиональных и личностных качеств, так и личности в целом. Развитие неразрывно связано с обучением, вместе с тем эти два процесса могут соотноситься по-разному. По словам Л. С. Выготского, «обучение может не только идти вслед за развитием, не только в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования... В одних случаях в процессе обучения могут преображаться только эмпирические знания Глава 7. Современные возможности психологического тренинга 73 и отдельные навыки, а в других возможно, что "обучали на пфенниг, а развили на марку"»1. По нашему мнению, существует важное различие в технологии проведения обучающего и развивающего тренингов. Развитие эмоционально-волевой устойчивости сотрудников и обучение методам саморегуляции — это не одно и то же. Обучающий тренинг, как уже было отмечено, обращен в первую очередь к поведению через систему умений и навыков. Развивающий тренинг в большей степени обращается к личности человека. Работа в нем строится через осознание участниками себя, своих возможностей и ограничений и направлена на последующее увеличение этих возможностей и уменьшение ограничений. В обучающем тренинге в меньшей степени происходит отвлечение ведущего на процессы групповой динамики, а также ситуационно-диагностические и рефлексивные процедуры, что дает возможность сокращения его продолжительности. Нередко встречаются однодневные обучающие тренинги. В развивающем тренинге более активно используются процедуры, направленные на получение участниками обратной связи и формирование у них адекватного самовосприятия, на выявление их способностей и возможностей в области развиваемых навыков, формирование положительной мотивации к дальнейшему развитию. И лишь на основе подобных процедур выстраиваются обучающие модули. При этом суть развивающего тренинга состоит не просто в приспособлении содержания обучения к наличным возможностям, а напротив, в предоставлении вниманию участников такого содержания, которое потребовало бы от них проявления новых способностей. Развивающие возможности психологического тренинга используются в личностном модуле тренинга лидерства в целях развития лидерской Я-концепции участников, включающей в себя систему их представлений о себе и собственной роли в окружающем мире, и лидерского мировоззрения, строящегося на основе системы представлений лидера об окружающем мире, социально-психологических связях и закономерностях лидерского межличностного и управленческого взаимодействия и т. п. 1 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: АПН, 1956. С. 256-257. 74 Часть 3. Модель тренинга разбития лидерских качеств ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ (КОРПОРАТИВНЫЕ) ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА В последнее время активно развивается применение тренинга в социально-психологической работе с профессиональными коллективами. Речь идет прежде всего о различных корпоративных тренингах, нацеленных преимущественно на совершенствование совместной жизнедеятельности профессиональных коллективов и получение организационного эффекта. Под последним понимается спектр прогрессивных сдвигов в функционировании служебного коллектива, повышающих эффективность его деятельности. Также организационные тренинги направлены на сплочение коллективов, гармонизацию межличностных и профессиональных отношений, оптимизацию социально-психологического климата, отработку взаимодействия в экстремальных ситуациях и др. Такого рода тренинг более, чем другие его разновидности, предполагает использование деловых и ролевых игр в самых разнообразных формах, а также процедуры с использованием групповых дискуссий. Ролевые игры и дискуссии способствуют проявлению взаимоотношений между членами коллектива и позволяют проводить коррекционную работу. Получение организационного эффекта обычно возможно при использовании обучающего тренинга. Повышение социальной компетентности, расширение и совершенствование социально-поведенческого репертуара специалистов являются хорошей предпосылкой для роста успешности их взаимодействия в коллективе. Поэтому некоторые модификации тренингов профессионального общения и взаимодействия, работы с персоналом, принятия решений и т. п., в случае их ориентации не столько на индивидуальное совершенствование, сколько на повышение эффективности групповых действий и деятельности, могут применяться как организационные1. В этой категории можно особо выделить тренинг командообра-зования. Развитие корпоративности и приверженности сотрудников общегрупповым и организационным целям, формирование навыков 1 Никандров В. В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга. СПб.: Речь, 2003. С. 56. Глава 7. Современные возможности психологического тренинга 75 работы сотрудников в команде являются важным условием обеспечения эффективности функционирования любой организации. Вышеупомянутые возможности использования тренинга открывают путь непосредственной работы с таким групповым феноменом, как лидерство. В процессе организационного тренинга может иметь место не только освоение руководителями лидерских моделей поведения и взаимодействия с подчиненными, но и обеспечение возможности их принятия (признания) сотрудниками в качестве лидеров. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|