Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА



В психологическом тренинге могут решаться не только обучаю­щие, но и развивающие задачи. В моделируемых ситуациях психо­логического тренинга реальные действия участников доступны для использования в целях развития как отдельных профессиональных и личностных качеств, так и личности в целом.

Развитие неразрывно связано с обучением, вместе с тем эти два процесса могут соотноситься по-разному. По словам Л. С. Выгот­ского, «обучение может не только идти вслед за развитием, не толь­ко в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования... В одних случаях в про­цессе обучения могут преображаться только эмпирические знания


Глава 7. Современные возможности психологического тренинга 73

и отдельные навыки, а в других возможно, что "обучали на пфенниг, а развили на марку"»1.

По нашему мнению, существует важное различие в технологии проведения обучающего и развивающего тренингов. Развитие эмо­ционально-волевой устойчивости сотрудников и обучение методам саморегуляции — это не одно и то же. Обучающий тренинг, как уже было отмечено, обращен в первую очередь к поведению через сис­тему умений и навыков. Развивающий тренинг в большей степени обращается к личности человека. Работа в нем строится через осоз­нание участниками себя, своих возможностей и ограничений и на­правлена на последующее увеличение этих возможностей и умень­шение ограничений.

В обучающем тренинге в меньшей степени происходит отвлечение ведущего на процессы групповой динамики, а также ситуационно-диагностические и рефлексивные процедуры, что дает возможность сокращения его продолжительности. Нередко встречаются одно­дневные обучающие тренинги. В развивающем тренинге более ак­тивно используются процедуры, направленные на получение уча­стниками обратной связи и формирование у них адекватного самовосприятия, на выявление их способностей и возможностей в области развиваемых навыков, формирование положительной мо­тивации к дальнейшему развитию. И лишь на основе подобных процедур выстраиваются обучающие модули. При этом суть разви­вающего тренинга состоит не просто в приспособлении содержания обучения к наличным возможностям, а напротив, в предоставлении вниманию участников такого содержания, которое потребовало бы от них проявления новых способностей.

Развивающие возможности психологического тренинга исполь­зуются в личностном модуле тренинга лидерства в целях развития лидерской Я-концепции участников, включающей в себя систему их представлений о себе и собственной роли в окружающем мире, и лидерского мировоззрения, строящегося на основе системы пред­ставлений лидера об окружающем мире, социально-психологиче­ских связях и закономерностях лидерского межличностного и управ­ленческого взаимодействия и т. п.

1 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: АПН, 1956.

С. 256-257.


74 Часть 3. Модель тренинга разбития лидерских качеств

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ (КОРПОРАТИВНЫЕ) ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА

В последнее время активно развивается применение тренинга в социально-психологической работе с профессиональными коллек­тивами. Речь идет прежде всего о различных корпоративных тре­нингах, нацеленных преимущественно на совершенствование со­вместной жизнедеятельности профессиональных коллективов и получение организационного эффекта. Под последним понимает­ся спектр прогрессивных сдвигов в функционировании служебно­го коллектива, повышающих эффективность его деятельности. Также организационные тренинги направлены на сплочение кол­лективов, гармонизацию межличностных и профессиональных от­ношений, оптимизацию социально-психологического климата, отработку взаимодействия в экстремальных ситуациях и др.

Такого рода тренинг более, чем другие его разновидности, пред­полагает использование деловых и ролевых игр в самых разнооб­разных формах, а также процедуры с использованием групповых дискуссий. Ролевые игры и дискуссии способствуют проявлению взаимоотношений между членами коллектива и позволяют прово­дить коррекционную работу.

Получение организационного эффекта обычно возможно при использовании обучающего тренинга. Повышение социальной ком­петентности, расширение и совершенствование социально-пове­денческого репертуара специалистов являются хорошей предпо­сылкой для роста успешности их взаимодействия в коллективе. Поэтому некоторые модификации тренингов профессионального общения и взаимодействия, работы с персоналом, принятия реше­ний и т. п., в случае их ориентации не столько на индивидуальное совершенствование, сколько на повышение эффективности груп­повых действий и деятельности, могут применяться как организа­ционные1.

В этой категории можно особо выделить тренинг командообра-зования. Развитие корпоративности и приверженности сотрудников общегрупповым и организационным целям, формирование навыков

1 Никандров В. В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга. СПб.: Речь, 2003. С. 56.


Глава 7. Современные возможности психологического тренинга 75

работы сотрудников в команде являются важным условием обеспе­чения эффективности функционирования любой организации.

Вышеупомянутые возможности использования тренинга откры­вают путь непосредственной работы с таким групповым феноменом, как лидерство. В процессе организационного тренинга может иметь место не только освоение руководителями лидерских моделей по­ведения и взаимодействия с подчиненными, но и обеспечение воз­можности их принятия (признания) сотрудниками в качестве ли­деров.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.