Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ, ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ И ПСИХОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА



Отдельные задачи психологической коррекции, реабилитации и психотерапии также могут решаться с помощью тренинговой ра­боты.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функ­ционирования личности. В психологическом тренинге в процессе внутригруппового взаимодействия могут проявляться и корректиро­ваться неадаптивные личностные и социальные установки участ­ников. С этой целью используются различные психогимнастические упражнения, ориентированные на самопрезентацию участников и предоставление им активной обратной связи, групповые дискуссии и ролевые игры с последующей специально организованной реф­лексией происходящих событий, действий и поведения участни­ков.

Несмотря на то, что психотерапевтические и реабилитационные возможности тренинга в наименьшей степени востребованы в тре­нинге развития лидерских качеств командиров курсантских групп, мы все же отметим их для того, чтобы лучше сориентироваться в общих возможностях психологического тренинга.


76 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

Под психотерапией в классическом виде принято понимать ком­плексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмо­ции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. В отличие от меди­цинской модели психотерапии, направленной на ликвидацию сим­птомов и возвращение к норме индивидуального и социального функционирования личности, психологический тренинг ориенти­рован в первую очередь на оказание психологической помощи в разрешении внутриличностных проблем, оптимизации качества жизни и т. п. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения в тренинге различных оздоровительных процедур1.

Наиболее содержательно и процессуально проработанными в этой группе являются тренинги, основанные на таких методах групповой работы, как психодрама (Дж. Морено), группы встреч (К. Роджерс) и гештальттерапия (Ф. Перлз). Также сюда можно отнести серию телесно-ориентированных и арт-терапевтических тренингов.

Особо отметим реабилитационные возможности тренинга. Это направление в настоящее время хорошо разработано психологиче­скими службами силовых структур. Реабилитационный психологи­ческий тренинг является одним из важных элементов медико-пси­хологического комплекса мероприятий, имеющих своей целью восстановление и поддержание работоспособности сотрудников ОВД и МЧС. Выполнение оперативно-служебных и служебно-бое-вых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, у многих сотрудников может вызывать развитие состояний психи­ческой дезадаптации, приводить к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным изменениям личности, которые в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья, служебных и личных взаимоотношениях, сти­мулировать возникновение суицидальных тенденций. В реабили­тационном тренинге активно используются техники саморегуляции и медитации (двигательные, звуковые, образные), дыхательные уп­ражнения, психологический дебрифинг, телесно-ориентированные упражнения, игротерапия, ролевые игры и др.2

1 См. подробнее: Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психо­
техники: Учебное пособие. М.: Ось 89, 2000. С. 15-19.

2 Организация психологической реабилитации сотрудников ОВД: Методическое
пособие / Под общ. ред. М. И. Марьина. М.: ГУК МВД России, 2002.


Глава 7. Современные возможности психологического тренинга 11

Таким образом, описанные выше возможности психологическо­го тренинга позволяют отнести его к разряду сложной психотехно­логии индивидуальной и групповой работы, которую можно с ус­пехом использовать при решении задач развития лидерских

качеств.


Глава 8

МОДЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Тренинг развития лидерских качеств вбирает в себя опыт работы «Т-групп», «групп тренинга умений» и «групп встреч». Он включа­ет в себя систему последовательно выстроенных, но относительно самостоятельных занятий и социально-психологических мероприя­тий, объединенных в комплексную программу, в основу которой легли теоретические положения о разработке и проведении психо­логического тренинга.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.