Здавалка
Главная | Обратная связь

ВЕДЩАЯ ПАРАДИГМА ТРЕНИНГА



Тренинг разработан в рамках когнитивно-поведенческой моде­ли. В данной модели поведение человека рассматривается в нераз­рывной связи с его самовосприятием и интерпретацией своих дей­ствий. Человек не просто совершает поступки, он так или иначе объясняет себе их причины. Самовосприятие человека, его пред­ставление о том, как его воспринимают окружающие, а также осоз­нание им собственного опыта, имеющихся у него желаний и по-


80 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

требностей во многом определяют его поведение. В связи с этим в тренинге развития лидерских качеств большое внимание уделяется не только развитию лидерских способностей, но и формированию лидерской Я-концепции и лидерского мировоззрения участников. С этой целью в личностном и профессионально-управленческом модулях тренинга используются упражнения диагностической и саморефлексивной направленности в сочетании с многочисленны­ми процедурами информирования.

СТРУКТУРА ТРЕНИНГА

В соответствии с выделенными компонентами модели лидер­ских качеств комплексная программа тренинга состоит из трех последовательно выстроенных этапов-модулей: личностного, про­фессионально-управленческого и организационно-лидерского (см. табл. 2).

1. Личностный модуль направлен на формирование у участников
мотивации и стремления к лидерству, лидерского мировоззрения и
лидерской Я-концепции, повышение уровня моральной норматив­
ности и социализации, а также на развитие межличностной чувст­
вительности и коммуникативной компетентности, способности
учитывать в деятельности как интересы группы, так и отдельных ее
членов.

2. Профессионально-управленческий .модуль предназначен для фор­
мирования и развития компетентности участников в вопросах руко­
водства и профессионального взаимодействия, способности быстро
и правильно ориентироваться в ситуации и принимать соответст­
вующие управленческие решения, управлять мотивацией подчинен­
ных, направлять их на решение поставленных задач и т. п.

3. Организационно-лидерский модуль проводится с учебной груп­
пой и направлен на формирование в моделируемых ситуациях опы­
та управленческого взаимодействия организационных лидеров с
подчиненными и закрепление их лидерского образа в глазах одно-
группников.

Личностный и профессионально-управленческий модули тре­нинга реализуются в лабораторных малых группах (по 8—12 сержантов в каждой) и направлены на развитие качеств индивидуально-лично-


Структура тренинга развития лидерских качеств


Таблица 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы Участники, основное содержание работы и ее продолжительность
1-й этап ЛИЧНОСТНЫЙ МОДУЛЬ
Участники Организационные лидеры учебных групп
Основные цели и задачи • Освоение норм и правил работы тренинговой группы. • Актуализация стремления участников к личностному росту и самосовершенствованию. ■ Повышение уровня моральной нормативности и социализации. • Развитие мотивации и стремления к лидерству. • Формирование лидерской Я-концепции и лидерского мировоззрения
Продолжительность Четыре занятия по 3 часа
2-й этап ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
Участники Организационные лидеры учебных групп
Основные цели и задачи • Закрепление результатов предыдущего этапа. • Освоение приемов и стратагем лидерства. • Развитие качеств, повышающих успешность выполнения лидерских функций. ■ Отработка навыков эффективного управленческого взаимодействия в моделируемых тренинговых ситуациях профессиональной деятельности
Продолжительность Четыре занятия по 3 часа
3-й этап ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИДЕРСКИЙ МОДУЛЬ
Участники Учебная группа в целом
Основные цели и задачи • Формирование навыков лидерского взаимодействия организационных лидеров с под­чиненными в реальной учебной группе. • Закрепление лидерского образа сержантов-лидеров в восприятии подчиненных кур­сантов
  Продолжительность Два занятия по 3 часа

82 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

стного, организационно-управленческого и социально-психологи­ческого компонентов модели лидерских качеств.

Организационно-лидерский модуль тренинга проводится с естественными учебными группами в их полном составе и направ­лен на формирование навыков лидерского взаимодействия орга­низационных лидеров с реальными подчиненными и развитие перцептивно-лидерского компонента модели лидерских качеств (см. табл. 1)

Интервал времени между занятиями составляет 2-3 дня, а меж­ду основными модулями — 1—2 недели. В перерывах между основ­ными модулями комплексной программой тренинга лидерства пре­дусматривается организация занятий, основанных на принципах работы балинтовских групп и «групп встреч». Эти занятия направ­лены на закрепление результатов предыдущих этапов работы, обсуждение трудностей, возникающих в профессиональной дея­тельности младших командиров, и совместный поиск наиболее приемлемых путей их решения. Также в этот период полезно осу­ществлять индивидуально-личностное психологическое консуль­тирование участников тренинга в рамках сопровождения их про­фессиональной деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.