Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ



В тренинге задействованы следующие методы групповой работы и тренинговые процедуры:

1. Диагностические процедуры. Используются как средство полу­
чения участниками тренинга новой информации о себе, формиро­
вания более глубокого самопонимания и самораскрытия, а также
обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и
тренинга в целом.

2. Информирование (запланированное и ситуативно-обуслов­
ленное). Осуществляется ведущим для развития компетентности
участников в вопросах лидерства, руководства и управления, меж­
личностного взаимодействия и поведения в конфликтных ситуа­
циях, а также с целью формирования содержательного контекста


Глава 8. Модель и принципы тренинга развития лидерских качеств 83

и группе, подготовки участников к выполнению упражнений и процедур.

3. Психогимнастические упражнения. Включаются в программу
тренинга как в содержательных целях (развитие профессионально
значимых и лидерских качеств, отработка лидерского поведения в
моделируемых тренинговых ситуациях и т. п.), так и в целях созда­
ния оптимальной рабочей атмосферы (формирования внутригруп-
пового тренингового пространства, поддержания работоспособно­
сти участников, завершения занятия и т. п.).

4. Групповая дискуссия. Используется в целях обучения участни­
ков конструктивному анализу ситуаций, формирования навыков
убеждающего воздействия и управления процессами выработки
коллективного решения, развития умения слушать и воспринимать
аргументы оппонентов. Групповая дискуссия позволяет сопоставить
противоположные мнения, увидеть проблему с разных сторон,
уменьшить сопротивление в отношении новой информации, от­
личной от ожидаемой.

5. Метод разыгрывания ролей. Позволяет отрабатывать и закреп­
лять лидерские модели поведения в учебных ситуациях.

6. Метод анализа ситуаций. Используется в целях объективации
ситуации взаимодействия, стимулирования глубокого осознания
участниками собственных способов поведения, а также действий и
мотивов партнеров.

7. Сюжетно-ролевая игра. Предназначена для формирования
навыка управления групповыми процессами, отработки и закреп­
ления лидерского поведения в контексте внутригруппового взаи­
модействия.

8. Индивидуальная и групповая рефлексия. Проводится в конце
занятия и направлена на осмысление процессов, способов и резуль­
татов индивидуальной и совместной деятельности.

9. Ведение дневниковых записей. Используется для сохранения
информации, полученной в ходе тренинга (во время процедур ин­
формирования, выполнения саморефлексивных и иных упражне­
ний), а также фиксации результатов наблюдений в рамках внетре-
нинговых «домашних» заданий.


84 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ТРЕНИНГА

В программе тренинга представлены следующие содержательные блоки работы:

1. Блок формирования индивидуальной и групповой работоспособ­
ности.
Включаеткомплексупражнений и процедур, ориентированных
на формирование в группе эмоциональной сплоченности, доверия
и открытости между участниками, что обеспечивает возможность
дальнейшей успешной работы.

2. Информационный блок. Состоит из комплекса процедур инфор­
мирования, направленных на формирование когнитивной компе­
тентности участников тренинга в области лидерства и управленческой
деятельности, а также на приобретение актуальных знаний в облас­
ти профессионального и межличностного взаимодействия. Также
информационный блок включает предоставление обратной связи и
консультативной помощи участникам, испытывающим затруднения
в процессе практического применения полученных знаний.

3. Блок развития личностных и социальных качеств. Содержит
комплекс упражнений и процедур, ориентированных на фокуси­
ровку внимания участников на собственной личности, развитие их
самовосприятия, мотивации к лидерству, коммуникативных качеств,
межличностной чувствительности, а также чувствительности к груп­
повым процессам. Блок реализуется преимущественно в личностном
модуле тренинга.

4. Блок развития профессионально-управленческих качеств. Вклю­
чает комплекс упражнений и процедур, предназначенных для ос­
воения участниками эффективных в профессиональной деятельно­
сти принципов и моделей управленческого взаимодействия,
развития умений в области организации профессиональной жиз­
недеятельности учебных групп. Блок реализуется преимущественно
в профессионально-управленческом модуле тренинга.

5. Блок модификации и отработки лидерского поведения в модели­
руемых ситуациях.
Содержит комплекс упражнений и процедур,
использование которых направлено на овладение участниками ли­
дерскими моделями поведения. В этом блоке используются психо­
гимнастические упражнения, основанные на методах ролевых игр


Глава 8, Модель и принципы тренинга развития лидерских качеств 85

и организации групповой дискуссии. Разыгрывание ролевых ситуа­ций помогает участникам отработать навыки лидерского поведения в моделируемых ситуациях, требующих организации совместной деятельности, а также типичных проблемных ситуациях внутри-группового взаимодействия. Групповая дискуссия дает возможность исследовать процессы принятия группой решений и развить у уча­стников навыки убеждающего воздействия. Для отработки навыков ведения дискуссии в группе используются задания и упражнения, сводящиеся к необходимости выработать общее групповое решение. Блок реализуется в профессионально-управленческом и организа­ционно-лидерском модулях тренинга.

6. Блок формирования навыков лидерского взаимодействия органи­
зационных лидеров с подчиненными и закрепления ихлидерского образа
у подчиненных-последователей.
В этом блоке используются специа­
лизированные упражнения-задания, в основе выполнения которых
лежит необходимость координированного участия всех членов груп­
пы, что дает возможность лидерам проявить свои организационные
способности по управлению деятельностью учебной группы. Блок
реализуется в организационно-лидерском модуле тренинга с есте­
ственными учебными группами.

7. Блок завершения занятий и сопровождения в межмодульный и
посттренинговыи периоды направлен на сохранение полученных в
тренинге изменений, закрепление и перенос участниками в про­
фессиональную деятельность приобретенных ими навыков. Для
завершения тренинговых занятий используются упражнения и про­
цедуры, направленные на предоставление участникам возможности
оценить качество проделанной ими работы. Это позволяет связать
полученные участниками тренинга знания и опыт с ситуациями
реальной жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.