МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ
В тренинге задействованы следующие методы групповой работы и тренинговые процедуры:
1. Диагностические процедуры. Используются как средство полу
чения участниками тренинга новой информации о себе, формиро
вания более глубокого самопонимания и самораскрытия, а также
обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и
тренинга в целом.
2. Информирование (запланированное и ситуативно-обуслов
ленное). Осуществляется ведущим для развития компетентности
участников в вопросах лидерства, руководства и управления, меж
личностного взаимодействия и поведения в конфликтных ситуа
циях, а также с целью формирования содержательного контекста
Глава 8. Модель и принципы тренинга развития лидерских качеств 83
и группе, подготовки участников к выполнению упражнений и процедур.
3. Психогимнастические упражнения. Включаются в программу
тренинга как в содержательных целях (развитие профессионально
значимых и лидерских качеств, отработка лидерского поведения в
моделируемых тренинговых ситуациях и т. п.), так и в целях созда
ния оптимальной рабочей атмосферы (формирования внутригруп-
пового тренингового пространства, поддержания работоспособно
сти участников, завершения занятия и т. п.).
4. Групповая дискуссия. Используется в целях обучения участни
ков конструктивному анализу ситуаций, формирования навыков
убеждающего воздействия и управления процессами выработки
коллективного решения, развития умения слушать и воспринимать
аргументы оппонентов. Групповая дискуссия позволяет сопоставить
противоположные мнения, увидеть проблему с разных сторон,
уменьшить сопротивление в отношении новой информации, от
личной от ожидаемой.
5. Метод разыгрывания ролей. Позволяет отрабатывать и закреп
лять лидерские модели поведения в учебных ситуациях.
6. Метод анализа ситуаций. Используется в целях объективации
ситуации взаимодействия, стимулирования глубокого осознания
участниками собственных способов поведения, а также действий и
мотивов партнеров.
7. Сюжетно-ролевая игра. Предназначена для формирования
навыка управления групповыми процессами, отработки и закреп
ления лидерского поведения в контексте внутригруппового взаи
модействия.
8. Индивидуальная и групповая рефлексия. Проводится в конце
занятия и направлена на осмысление процессов, способов и резуль
татов индивидуальной и совместной деятельности.
9. Ведение дневниковых записей. Используется для сохранения
информации, полученной в ходе тренинга (во время процедур ин
формирования, выполнения саморефлексивных и иных упражне
ний), а также фиксации результатов наблюдений в рамках внетре-
нинговых «домашних» заданий.
84 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ТРЕНИНГА
В программе тренинга представлены следующие содержательные блоки работы:
1. Блок формирования индивидуальной и групповой работоспособ
ности. Включаеткомплексупражнений и процедур, ориентированных
на формирование в группе эмоциональной сплоченности, доверия
и открытости между участниками, что обеспечивает возможность
дальнейшей успешной работы.
2. Информационный блок. Состоит из комплекса процедур инфор
мирования, направленных на формирование когнитивной компе
тентности участников тренинга в области лидерства и управленческой
деятельности, а также на приобретение актуальных знаний в облас
ти профессионального и межличностного взаимодействия. Также
информационный блок включает предоставление обратной связи и
консультативной помощи участникам, испытывающим затруднения
в процессе практического применения полученных знаний.
3. Блок развития личностных и социальных качеств. Содержит
комплекс упражнений и процедур, ориентированных на фокуси
ровку внимания участников на собственной личности, развитие их
самовосприятия, мотивации к лидерству, коммуникативных качеств,
межличностной чувствительности, а также чувствительности к груп
повым процессам. Блок реализуется преимущественно в личностном
модуле тренинга.
4. Блок развития профессионально-управленческих качеств. Вклю
чает комплекс упражнений и процедур, предназначенных для ос
воения участниками эффективных в профессиональной деятельно
сти принципов и моделей управленческого взаимодействия,
развития умений в области организации профессиональной жиз
недеятельности учебных групп. Блок реализуется преимущественно
в профессионально-управленческом модуле тренинга.
5. Блок модификации и отработки лидерского поведения в модели
руемых ситуациях. Содержит комплекс упражнений и процедур,
использование которых направлено на овладение участниками ли
дерскими моделями поведения. В этом блоке используются психо
гимнастические упражнения, основанные на методах ролевых игр
Глава 8, Модель и принципы тренинга развития лидерских качеств 85
и организации групповой дискуссии. Разыгрывание ролевых ситуаций помогает участникам отработать навыки лидерского поведения в моделируемых ситуациях, требующих организации совместной деятельности, а также типичных проблемных ситуациях внутри-группового взаимодействия. Групповая дискуссия дает возможность исследовать процессы принятия группой решений и развить у участников навыки убеждающего воздействия. Для отработки навыков ведения дискуссии в группе используются задания и упражнения, сводящиеся к необходимости выработать общее групповое решение. Блок реализуется в профессионально-управленческом и организационно-лидерском модулях тренинга.
6. Блок формирования навыков лидерского взаимодействия органи
зационных лидеров с подчиненными и закрепления ихлидерского образа
у подчиненных-последователей. В этом блоке используются специа
лизированные упражнения-задания, в основе выполнения которых
лежит необходимость координированного участия всех членов груп
пы, что дает возможность лидерам проявить свои организационные
способности по управлению деятельностью учебной группы. Блок
реализуется в организационно-лидерском модуле тренинга с есте
ственными учебными группами.
7. Блок завершения занятий и сопровождения в межмодульный и
посттренинговыи периоды направлен на сохранение полученных в
тренинге изменений, закрепление и перенос участниками в про
фессиональную деятельность приобретенных ими навыков. Для
завершения тренинговых занятий используются упражнения и про
цедуры, направленные на предоставление участникам возможности
оценить качество проделанной ими работы. Это позволяет связать
полученные участниками тренинга знания и опыт с ситуациями
реальной жизни.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.