ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ТРЕНИНГА ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Тренинг разработан в соответствии с организационными, процессуальными и этическими принципами, а также принципами создания среды тренинга и поведения участников.
86 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств
Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга. К их числу относятся:
1. Принцип неизменного состава группы. Лабораторные тренин-
говые группы (первый и второй этапы тренинга) работают в
одном и том же составе от начала и до конца тренинга. Посто
янный состав группы способствует самораскрытию участни
ков, формированию в группе доверительных отношений,
ориентированных на взаимопомощь и взаимоподдержку, что
является условием продуктивной работы. На третьем этапе
(тренинг с учебной группой) необходимо присутствие всех
членов учебной группы.
2. Принцип свободной пространственной организации. В помеще
нии для занятия должна быть возможность расположения
участников в круге, а также их свободного передвижения и
объединения в микрогруппы. Естественно, что это требование
выполнимо лишь в том случае, когда стулья, столы и другая
мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещать
ся, а помещение должно быть достаточно просторным.
3. Принцип временной организации тренинга. Продолжительность
работы тренинговых групп должна быть определена как для
всей комплексной программы тренинга лидерства и отдельных
его модулей, так и для каждого отдельного занятия. При этом
расписание тренинга должно быть соотнесено с учебным про
цессом учебных групп.
В качестве важных процессуальных принципов тренинга лидерства выделяются следующие:
1. Принцип профессиональной специфики. В тренинге необходимо
учитывать специфику обучения курсантских групп.
2. Принцип преемственности. Все тренинговые модули, занятия,
а также действия и процедуры должны содержательно стыко
ваться друг с другом, а в общем, быть направлены на форми
рование лидерских качеств участников и их психологической
готовности к лидерству.
3. Принцип целенаправленного управления групповой динамикой.
Проявление в тренинговой группе лидеров неизбежно приво
дит к принятию остальными участниками функции последо
вателей или аутсайдеров, что противоречит общей цели тре-
Глава 8. Модель и принципы тренинга развития лидерских качеств 87
нинга лидерства. Поэтому, для того чтобы тренинг лидерства был эффективным для всех участников и каждый из них мог обрести опыт успешного лидерского поведения, необходимо направленное управление процессами групповой динамики на разных этапах работы. На первом и втором этапах тренинга процессы групповой динамики сдерживаются, «выравниваются» ведущим, а участники ориентируются на партнерские отношения «лидеров». На третьем этапе, напротив, процессы групповой динамики усиливаются (актуализируются), а основная роль ведущего заключается в выделении в группе лидерского статуса организационных лидеров и оказании им консультативной и эмоциональной поддержки.
Принципы создания среды тренинга имеют особое значение. Локальная и специфическая ситуация тренинга должна позволять реконструировать фрагменты социальной среды, в которой протекает профессиональная деятельность организационных лидеров и жизнедеятельность коллективов. Кроме того, тренинг должен иметь достаточную гибкость, для того чтобы включать в себя разнообразные методические средства и учитывать проявившиеся в тренинге актуальные ситуации участников. В качестве основных принципов создания среды тренинга выделяются:
1. Принцип реалистичности. Созданная тренинговая среда долж
на позволять в значимых деталях прорабатывать профессио
нальные и социальные ситуации профессиональной деятель
ности младших командиров.
2. Принцип психотехнической избыточности. Ведущий (а в неко
торых случаях и участники) должен иметь возможность выбо
ра оптимальных для группы вариантов предоставления
информации, тренинговых действий и процедур с учетом ско
рости продвижения участников, качества усвоения ими полу
ченной информации.
Принципы поведения участниковрегулируют и структурируют деятельность участников на тренинге. Наиболее важными среди них являются:
1. Принцип активности. Все участники тренинга должны быть в равной мере включены в активную работу. Результативность тренинга для участников во многом определяется степенью
88 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств
их личной включенности во все происходящие события и процедуры.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции. Втренинго-
вой группе создается креативная среда, стимулирующая уча
стников к самоанализу, исследованию особенностей и зако
номерностей межличностного общения, получению нового
опыта лидерского взаимодействия, поиску вариантов решения
проблем в моделируемых профессиональных ситуациях и др.
3. Принцип объективации поведения. Принцип подразумевает пе
ревод поведения участников тренинга с импульсного, неосоз
нанного уровня регуляции деятельности на осознанный. На
когнитивном уровне следование этому принципу в создании
и проведении тренинга позволяет каждому участнику научить
ся осознавать и отдавать себе отчет в том, с какой целью он
действует, адекватны ли используемые им средства достижения
особенностям ситуации и его личным возможностям. На про
цессуальном уровне это предоставляет возможность опреде
ления эффективных образцов поведения и деятельности,
выявления ограничений участников и предоставления им аде
кватной обратной связи.
4. Принцип партнерского общения. Принцип подразумевает ра
венство психологических позиций участников и действует на
первом и втором этапах тренинга.
Тренинг должен проводиться также с соблюдением этических принципов, среди которых наиболее важны следующие:
1. Принцип ненанесения ущерба. Все тренинговые действия и про
цедуры должны быть направлены на позитивные изменения
его участников. Соблюдение данного принципа предотвра
щает нанесение ущерба или вреда участникам со стороны ве
дущего или других участников тренинга.
2. Принцип конфиденциальности. Существуют ограничения на
разглашение информации о происходящем в тренинговой
группе за ее пределами. Персонифицированная информация
об участниках тренинга представляется третьим лицам только
по согласию самих участников. Недопустимо обсуждение с
третьими людьми личностных проблем участников, высве
тившихся в процессе тренинга или заявленных в его начале.
Часть 4
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.