Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ТРЕНИНГА ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ



Тренинг разработан в соответствии с организационными, про­цессуальными и этическими принципами, а также принципами создания среды тренинга и поведения участников.


86 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

Организационные принципы определяют особенности подго­товки и проведения тренинга. К их числу относятся:

1. Принцип неизменного состава группы. Лабораторные тренин-
говые группы (первый и второй этапы тренинга) работают в
одном и том же составе от начала и до конца тренинга. Посто­
янный состав группы способствует самораскрытию участни­
ков, формированию в группе доверительных отношений,
ориентированных на взаимопомощь и взаимоподдержку, что
является условием продуктивной работы. На третьем этапе
(тренинг с учебной группой) необходимо присутствие всех
членов учебной группы.

2. Принцип свободной пространственной организации. В помеще­
нии для занятия должна быть возможность расположения
участников в круге, а также их свободного передвижения и
объединения в микрогруппы. Естественно, что это требование
выполнимо лишь в том случае, когда стулья, столы и другая
мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещать­
ся, а помещение должно быть достаточно просторным.

3. Принцип временной организации тренинга. Продолжительность
работы тренинговых групп должна быть определена как для
всей комплексной программы тренинга лидерства и отдельных
его модулей, так и для каждого отдельного занятия. При этом
расписание тренинга должно быть соотнесено с учебным про­
цессом учебных групп.

В качестве важных процессуальных принципов тренинга лидер­ства выделяются следующие:

1. Принцип профессиональной специфики. В тренинге необходимо
учитывать специфику обучения курсантских групп.

2. Принцип преемственности. Все тренинговые модули, занятия,
а также действия и процедуры должны содержательно стыко­
ваться друг с другом, а в общем, быть направлены на форми­
рование лидерских качеств участников и их психологической
готовности к лидерству.

3. Принцип целенаправленного управления групповой динамикой.
Проявление в тренинговой группе лидеров неизбежно приво­
дит к принятию остальными участниками функции последо­
вателей или аутсайдеров, что противоречит общей цели тре-


Глава 8. Модель и принципы тренинга развития лидерских качеств 87

нинга лидерства. Поэтому, для того чтобы тренинг лидерства был эффективным для всех участников и каждый из них мог обрести опыт успешного лидерского поведения, необходимо направленное управление процессами групповой динамики на разных этапах работы. На первом и втором этапах тренин­га процессы групповой динамики сдерживаются, «выравни­ваются» ведущим, а участники ориентируются на партнерские отношения «лидеров». На третьем этапе, напротив, процессы групповой динамики усиливаются (актуализируются), а ос­новная роль ведущего заключается в выделении в группе ли­дерского статуса организационных лидеров и оказании им консультативной и эмоциональной поддержки.

Принципы создания среды тренинга имеют особое значение. Локальная и специфическая ситуация тренинга должна позволять реконструировать фрагменты социальной среды, в которой проте­кает профессиональная деятельность организационных лидеров и жизнедеятельность коллективов. Кроме того, тренинг должен иметь достаточную гибкость, для того чтобы включать в себя разнообраз­ные методические средства и учитывать проявившиеся в тренинге актуальные ситуации участников. В качестве основных принципов создания среды тренинга выделяются:

1. Принцип реалистичности. Созданная тренинговая среда долж­
на позволять в значимых деталях прорабатывать профессио­
нальные и социальные ситуации профессиональной деятель­
ности младших командиров.

2. Принцип психотехнической избыточности. Ведущий (а в неко­
торых случаях и участники) должен иметь возможность выбо­
ра оптимальных для группы вариантов предоставления
информации, тренинговых действий и процедур с учетом ско­
рости продвижения участников, качества усвоения ими полу­
ченной информации.

Принципы поведения участниковрегулируют и структурируют деятельность участников на тренинге. Наиболее важными среди них являются:

1. Принцип активности. Все участники тренинга должны быть в равной мере включены в активную работу. Результативность тренинга для участников во многом определяется степенью


88 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

их личной включенности во все происходящие события и про­цедуры.

2. Принцип исследовательской (творческой) позиции. Втренинго-
вой группе создается креативная среда, стимулирующая уча­
стников к самоанализу, исследованию особенностей и зако­
номерностей межличностного общения, получению нового
опыта лидерского взаимодействия, поиску вариантов решения
проблем в моделируемых профессиональных ситуациях и др.

3. Принцип объективации поведения. Принцип подразумевает пе­
ревод поведения участников тренинга с импульсного, неосоз­
нанного уровня регуляции деятельности на осознанный. На
когнитивном уровне следование этому принципу в создании
и проведении тренинга позволяет каждому участнику научить­
ся осознавать и отдавать себе отчет в том, с какой целью он
действует, адекватны ли используемые им средства достижения
особенностям ситуации и его личным возможностям. На про­
цессуальном уровне это предоставляет возможность опреде­
ления эффективных образцов поведения и деятельности,
выявления ограничений участников и предоставления им аде­
кватной обратной связи.

4. Принцип партнерского общения. Принцип подразумевает ра­
венство психологических позиций участников и действует на
первом и втором этапах тренинга.

Тренинг должен проводиться также с соблюдением этических принципов, среди которых наиболее важны следующие:

1. Принцип ненанесения ущерба. Все тренинговые действия и про­
цедуры должны быть направлены на позитивные изменения
его участников. Соблюдение данного принципа предотвра­
щает нанесение ущерба или вреда участникам со стороны ве­
дущего или других участников тренинга.

2. Принцип конфиденциальности. Существуют ограничения на
разглашение информации о происходящем в тренинговой
группе за ее пределами. Персонифицированная информация
об участниках тренинга представляется третьим лицам только
по согласию самих участников. Недопустимо обсуждение с
третьими людьми личностных проблем участников, высве­
тившихся в процессе тренинга или заявленных в его начале.


Часть 4

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.