МОДУЛЕЙ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ Личностный модуль Профессионально-управленческий модуль Организационно-лидерский модуль Примеры вспомогательных упражнений тренинга Истории и метафоры, используемые в тренинге Глава 9 ЛИЧНОСТНЫЙ МОДУЛЬ Личностный модуль открывает тренинг лидерства. Он служит своеобразным фундаментом для последующей работы. Основная цель личностного модуля состоит в формировании у участников лидерской Я-концепции и элементов лидерского мировоззрения. Лидерская Я-концепция включает в себя систему представлений лидера о себе и собственной роли в окружающем мире. Важным элементом Я-концепции лидера является самовосприятие. В самовосприятии аккумулируются мысли и чувства лидера по отношению к себе, они определяют уровень его притязаний, а также цели и поступки. При этом образ «Я» лидера содержит различные компоненты: психологическое «Я», социальное «Я», семейное «Я», физическое «Я» и др. В личностном модуле прорабатывается в первую очередь психологическое «Я». Оно включает в себя представления лидера о своем внутреннем мире, мечтах и стремлениях, иллюзиях и страхах, своей картине мира и т. п. Лидерское мировоззрение строится на системе представлений лидера об окружающем мире, социально-психологических связях, закономерностях межличностного и управленческого взаимодействия и т. п. На занятиях личностного модуля тренинга параллельно осуществляется работа по гармонизации личностных подструктур участников. Как отмечает Э. Е. Лукьянчиков, «на любой поступок человека одновременно воздействуют многие потребности и мотивы, между ними происходит борьба, которая в случае непримиримости в равносильных, но разнонаправленных мотивах отражает переживания человека в виде конфликтов. При этом личность, постоянно 92 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств сталкивающаяся с внутренними конфликтами, отличается качествами нерешительности и неустойчивости поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей. У нее зачастую отсутствуют как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристику качеств лидера»1. Поэтому одной из задач тренинга должно являться оказание каждому участнику помощи в разрешении его внутриличностных конфликтов и общей гармонизации личности. Эта работа имеет индивидуально-сопроводительный характер и осуществляется при актуализации соответствующих проявлений участников, а также в процессе их индивидуально-личностного консультирования в межтренинговые периоды. В процессе выполнения тренинговых заданий личностного модуля разрушаются привычные, часто неадекватные стереотипы самовосприятия участников, формируется адекватное оценивание ими своих возможностей, происходит расширение представлений о себе как командирах и лидерах, возникает конструктивное отношение к окружающим. В личностном модуле тренинга развиваются следующие элементы модели лидерских качеств: «лидерская Я-концепция»; «знание и чувствование себя»; «активная жизненная позиция и стремление к лидерству»; «видение перспективы»; «социальная чувствительность»; «ответственность». При этом основная задача в формировании лидерского мировоззрения и Я-концепции участников тренинга лидерства состоит в оказании им помощи в осмыслении собственного жизненного пути, своей миссии и предназначения, каким бы громким звучание используемых нами слов ни казалось. Несмотря на то, что практическая цель тренинга заключается в обеспечении становления командиров курсантских групп в качестве лидеров в учебных группах, работа в личностном модуле во многом ориентирована на долгосрочную перспективу. Необходимо понимать, что сформировать лидера на время невозможно. Поэтому главная цель тренинга ли-дерствадолжна выходить за его пределы. Только в этом случае можно рассчитывать на его успешность. В личностном модуле в большей степени, чем в остальных, задействованы процедуры информирования с использованием притч 1 Лукьянчиков Э. Е. Становление лидерских качеств в систе!ие высшего военно-профессионального образования. Дис. канд. пед. наук. Орел, 2003. С. 63-64. Глава 9. Личностный модуль 93 и различных иллюстраций. Для формирования общего представления о содержании работы в тренинге далее в сокращенной форме приведены некоторые их фрагменты. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|