Здавалка
Главная | Обратная связь

МОДУЛЕЙ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ



ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Личностный модуль

Профессионально-управленческий

модуль

Организационно-лидерский модуль

Примеры вспомогательных упраж­нений тренинга

Истории и метафоры, используемые в тренинге


Глава 9

ЛИЧНОСТНЫЙ МОДУЛЬ

Личностный модуль открывает тренинг лидерства. Он служит своеобразным фундаментом для последующей работы.

Основная цель личностного модуля состоит в формировании у участников лидерской Я-концепции и элементов лидерского ми­ровоззрения.

Лидерская Я-концепция включает в себя систему представлений лидера о себе и собственной роли в окружающем мире. Важным элементом Я-концепции лидера является самовосприятие. В само­восприятии аккумулируются мысли и чувства лидера по отношению к себе, они определяют уровень его притязаний, а также цели и поступки. При этом образ «Я» лидера содержит различные компо­ненты: психологическое «Я», социальное «Я», семейное «Я», физи­ческое «Я» и др. В личностном модуле прорабатывается в первую очередь психологическое «Я». Оно включает в себя представления лидера о своем внутреннем мире, мечтах и стремлениях, иллюзиях и страхах, своей картине мира и т. п.

Лидерское мировоззрение строится на системе представлений лидера об окружающем мире, социально-психологических связях, закономерностях межличностного и управленческого взаимодей­ствия и т. п.

На занятиях личностного модуля тренинга параллельно осуще­ствляется работа по гармонизации личностных подструктур участ­ников. Как отмечает Э. Е. Лукьянчиков, «на любой поступок чело­века одновременно воздействуют многие потребности и мотивы, между ними происходит борьба, которая в случае непримиримости в равносильных, но разнонаправленных мотивах отражает пережи­вания человека в виде конфликтов. При этом личность, постоянно


92 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

сталкивающаяся с внутренними конфликтами, отличается качест­вами нерешительности и неустойчивости поведения, неспособно­стью добиваться сознательно поставленных целей. У нее зачастую отсутствуют как раз те черты, которые как основополагающие вхо­дят в характеристику качеств лидера»1. Поэтому одной из задач тренинга должно являться оказание каждому участнику помощи в разрешении его внутриличностных конфликтов и общей гармони­зации личности. Эта работа имеет индивидуально-сопроводитель­ный характер и осуществляется при актуализации соответствующих проявлений участников, а также в процессе их индивидуально-лич­ностного консультирования в межтренинговые периоды.

В процессе выполнения тренинговых заданий личностного мо­дуля разрушаются привычные, часто неадекватные стереотипы са­мовосприятия участников, формируется адекватное оценивание ими своих возможностей, происходит расширение представлений о себе как командирах и лидерах, возникает конструктивное отно­шение к окружающим.

В личностном модуле тренинга развиваются следующие элемен­ты модели лидерских качеств: «лидерская Я-концепция»; «знание и чувствование себя»; «активная жизненная позиция и стремление к лидерству»; «видение перспективы»; «социальная чувствитель­ность»; «ответственность».

При этом основная задача в формировании лидерского миро­воззрения и Я-концепции участников тренинга лидерства состоит в оказании им помощи в осмыслении собственного жизненного пути, своей миссии и предназначения, каким бы громким звучание используемых нами слов ни казалось. Несмотря на то, что практи­ческая цель тренинга заключается в обеспечении становления ко­мандиров курсантских групп в качестве лидеров в учебных группах, работа в личностном модуле во многом ориентирована на долго­срочную перспективу. Необходимо понимать, что сформировать лидера на время невозможно. Поэтому главная цель тренинга ли-дерствадолжна выходить за его пределы. Только в этом случае мож­но рассчитывать на его успешность.

В личностном модуле в большей степени, чем в остальных, за­действованы процедуры информирования с использованием притч

1 Лукьянчиков Э. Е. Становление лидерских качеств в систе!ие высшего военно-профессионального образования. Дис. канд. пед. наук. Орел, 2003. С. 63-64.


Глава 9. Личностный модуль 93

и различных иллюстраций. Для формирования общего представле­ния о содержании работы в тренинге далее в сокращенной форме приведены некоторые их фрагменты.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.