МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ
Информирование является важной процедурой тренинга лидерства. Оно направлено на формирование у участников лидерского мировоззрения и построение адекватной Картины мира. Некоторые из фрагментов информирования во многом строятся в соответствии с представленными ниже материалами, однако большая часть из них раскрывается ведущим в процессе специально организованной дискуссии с участниками. Первое и второе рождение Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что еще слепить тебе ? — спросил Бог. — Слепи мне счастье!— попросил чело Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек гли- Своим первым рождением мы обязаны родителям, второе — мы даем себе сами. Лидерство является социальным феноменом. Но для того чтобы быть лидером для других, для начала необходимо стать лидером по отношению к самому себе. Могут ли быть лидерами люди, которые сами никуда не идут? В каждом человеке заложен огромный потенциал, но найти и реализовать его может только он сам. Все мы от рождения являемся лидерами, ведь из сотен миллионов сперматозоидов лишь он пришел первым к ждущей его яйцеклетке, в то время как остальные по пути заплутали, погибли. Так что каждый из вас — первый и Интернет-ресурс: http://www.pritchi.net 94 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств самый лучший! Это было всего лишь первое рождение, подобное вызреванию семечка, которому еще предстоит прорасти. Возможно, вы забыли об этом. С самого детства ребенок пытается быть кем-то. Он еще не знает, кто он, а жить без личности трудно. Ребенок подражает взрослым, для того чтобы научиться тому, что умеют они. Взрослые планируют и организуют жизнь ребенка, потому что он еще не умеет это делать самостоятельно. Взрослея, он обретает индивидуальность, начинает осознавать свое истинное «Я», берет на себя ответственность за собственную жизнь и начинает управлять ею. В этом проявляется его второе рождение. По крайней мере, так должно быть. Однако если вы внимательно посмотрите вокруг, то, к сожалению, обнаружите, что на самом деле мир полон взрослых и пожилых людей, так и не взявших на себя ответственность за свою жизнь. Это те люди, которые не свободны, «строят» собственную жизнь на основе услышанных по радио непрофессиональных гороскопов, советов знакомых и указаний близких. Это люди, так и не нашедшие внутренних точек опоры и вынужденные искать их вовне. Второе рождение — это обретение себя, пробуждение внутреннего чувствования себя, нахождение, осознание и принятие своего жизненного пути. Внутреннее чувствование себя включает осознание своего «Я», способность воспринимать внутренние сигналы, знать свои предпочтения, понимать, чего хочется в настоящий момент, а что нежелательно, что приятно, а что не очень. Без чувствования себя и без веры в себя мы остаемся без руководящей силы, когда стремимся достигнуть своих целей и реализовать свои стремления. Как отмечает Ф. Карделл, «жизнь без нашего управления подобна кораблю без штурвала или блужданию в огромном лесу без компаса и карты»1. Да и ни к чему они человеку, который сам не знает, куда он идет. Пробуждение этого чувствования будет одной из задач нашего тренинга. Карделл Ф. Д. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь, 2000. СП. Глава 9. Личностный модуль 95 Я-концепция лидера Все мы строим свою жизнь в соответствии с тем, как видим себя. У каждого человека имеется представление о своей внешности, о том, как он выглядит со стороны. Он не раз видел свое отражение в зеркале. Даже в давние времена, когда искусственных зеркал не было, люди искали свое отражение на поверхности воды. В этом отражении они получали и подтверждение собственного существования. Позже человек научился создавать зеркала и довел это умение до совершенства. Но даже смотрясь в очень качественное зеркало, человек может увидеть только отражение своей внешности. Свое психологическое отражение человек может увидеть только через других людей. Окружающие являются для нас чем-то вроде психологических зеркал. От других людей человек впервые узнает, кто он, и получает оценку того, какой он. Каждый новый акт общения и взаимодействия увеличивает социальный опыт человека и вносит коррективы в его представление о себе, делает его более многогранным. Адекватное представление о себе и своих возможностях необходимо любому человеку, но приобретает особую значимость для лидера. То, как человек воспринимает самого себя, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит, поступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни. Поэтому лидеру так важно сформировать и поддерживать адекватное представление о себе и своих настоящих возможностях. Даже если эти возможности пока не высоки, это то знание, на которое можно опереться в развитии способности быть лидером. Одной из задач нашего тренинга является расширение вашего представления о себе и своих возможностях. В этом вы можете помочь друг другу. Наблюдайте за другими участниками, в соответствующих процедурах говорите им, что вы заметили, и слушайте, что заметили в вас другие. Принятие себя со всеми своими достоинствами и «недостатками» является необходимым этапом на пути самосовершенствования. При этом слово «недостатки» не случайно приводится в кавычках. Недостатки человека нередко являются продолжением его достоинств. Иными словами, так называемые «недостатки» являются неправильной, неадекватной или недостаточной реализацией его 96 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств достоинств. В них часто заложен определенный ресурс, который можно развернуть и использовать в творческих и созидательных целях. Вы уникальны. Никто в мире не испытал вашей радости или боли. Ни у кого нет вашей уникальной коллекции сильных и слабых сторон. Никто не достигал ваших успехов и не ощущал ваших провалов. Вы — единственный в своем роде, и только вы можете видеть мир с ВАШЕЙ точки зрения. Никто другой не может стоять в точности на том же месте, на котором стоите вы. Только вы можете видеть жизнь оттуда, где вы находитесь. Поэтому бессмысленно ждать, когда КТО-ТО предпримет действие для того, чтобы сделать ВАШУ жизнь такой, какой ВЫ хотите. Жизнь не должна складываться по-вашему, но вы можете сделать так, чтобы по-вашему складывалась ВАША жизнь. Мир, в котором мы живем Причины всех своих успехов и неудач нам следует искать во внутреннем мире. Внешний мир только реагирует на те импульсы, которые мы ему посылаем. Лууле Виильма Мы очень много знаем о «внешнем» мире и часто с любопытством смотрим в него. Что-то нам в нем нравится, что-то порой и расстраивает. Но при этом мы редко задумываемся над тем, что все, что мы замечаем вокруг себя, во многом является отражением нашего внутреннего мира. Каждый человек живет в своем внутреннем мире — мире собственных представлений и интерпретаций. Различные факты и события, как и весь человеческий опыт, существуют для каждого человека прежде всего в его сознании. Единственная «реальность», известная любому человеку, — это только его личная, субъективная реальность. Поэтому можно с уверенностью сказать, что каждый человек живет в созданной им Модели мира и может Глава 9, Личностный модуль 97 воспринимать только собственное субъективное отражение «реального мира», а не сам мир. Реальный окружающий мир гораздо шире и богаче, чем наши представления о нем. Он уникальным образом отражается в сознании и мыслях каждого конкретного человека. К сожалению, сознание человека является кривым зеркалом и с искажениями отражает реальность. В течение жизни каждый человек обращает внимание только на те аспекты действительности, которые его интересуют, и игнорирует другие. Соответственно, и в представлениях различных людей об окружающем мире есть лишь то, на что они обратили когда-то свое внимание. Но даже и эту часть информации человек нередко склонен интерпретировать так, как нравится и представляется ему более выгодным. Итак, каждый человек живет в мире собственных представлений. И причины всех своих успехов и неудач каждому из нас следует искать во внутреннем мире. Внешний мир только реагирует на те импульсы, которые мы ему посылаем. Если вы искренне во что-то верите, значит, так оно и есть. По крайней мере, для вас. Поэтому следует очень тщательно выбирать то, во что вы предпочитаете верить. Психологическая Карта мира Мы живем в огромном мире. Для того чтобы лучше в нем ориентироваться, люди научились создавать его карты. Есть карты стран, городов, автомобильных дорог и множество других разновидностей. При этом все они избирательно заключают в себе информацию. На картах помечается только самое важное и необходимое и делается это с учетом тех целей, для которых они составляются. Соответствие карты и целей ее использования определяет ее точность, достоверность и полезность. Не имеет смысла пользоваться картой автомобильных дорог Франции, если вы находитесь в России. Но даже если вы будете идти по местности, руководствуясь правильно выбранной, но старой картой, вы можете не найти необходимого вам объекта, так как, возможно, он уже не существует. Или вы рискуете столкнуться с чем-то, чего нет на вашей кар- 98 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств те, потому что это «нечто» появилось после того, как она была составлена. Внутренний мир человека так же огромен, как и внешний мир. Социальную жизнь человека наполняет множество объектов, людей, вещей и событий, с которыми он сталкивался. И для того, чтобы хоть как-то в нем ориентироваться, каждый человек создает свои «Карты» этого мира. Человек вынужден упрощать реальный мир для того, чтобы его осмыслить. Начиная с первых дней жизни, осваивая окружающий мир и сталкиваясь с различными ситуациями,: человек отмечает их на своих «Картах мира». У него появляются «Карта семейных взаимоотношений», «Карта общения со сверстниками» и др. Они включают описание различных ситуаций, с которыми он сталкивался, и «тропинок» выхода из них. Тем самым формируется его собственное представление о мире, «Модель мира», в которой он и живет. Таким образом, можно сказать, что Территория — это реальный мир вокруг нас, а Карта (или Модель мира) — это представления человека об этом мире.Но никакая Карта не может всесторонне отразить Территорию, да и предназначение у нее другое. Какого рода Карты человек имеет, зависит от того, что он замечает и куда идет. Соответственно, и в личных Картах различных людей отображено только то, на что они обратили когда-то свое внимание. Нет одинаковых Карт, как нет и одинаковых людей. Но так как в нашей жизни много общего, то и представления различных людей о мире во многом схожи, что обусловливает возможность общения людей друг с другом и взаимопонимания. При этом реальный окружающий мир гораздо более изменчив и значительно богаче, чем наши представления о нем. Не имеет большого смысла делить Карты различных людей на хорошие и плохие. Однако важно понять, насколько эффективно они позволяют человеку понимать мир, реагировать и выживать в нем. В этом их предназначение. Все человеческое поведение, независимо от того, причудливо оно или нет в глазах окружающих, осмысленно, и ключ к его пониманию — Модель мира конкретного человека. Если посмотреть вокруг, почитать газету, посмотреть телевизор, то легко обнаружить, что нет недостатка в обедненных Моделях мира. Выбор существует в мире, но, к сожалению, он часто отсутствует в Модели мира отдельных людей. При этом пробле- Глава 9. Личностный модуль 99 мы у человека начинают появляться именно тогда, когда он забывает, что его представления о мире — это не более чем его Карта этого мира, а не сам мир. Но несмотря ни на что, Карта имеет одно значительное преимущество. Оно заключается в том, что если человека что-либо не устраивает в жизни, если он хочет произвести какие-либо изменения, ему не надо менять окружающий мир, достаточно для начала изменить свое представление о нем и о себе1. Человек осознает и чувственно переживает не реальный мир, а лишь его отражение в собственных ощущениях и представлениях, собственную когнитивную Карту этого мира. Не путайте эту Карту с самой Территорией. Ограничения Модели мира Представление о мире и своем месте в нем не появляется у человека с рождением, а формируется на протяжении всей жизни. При конструировании представления о мире используется только та информация, которую человек готов воспринять. Поэтому созданная им Модель мира во многом является продуктом его восприятия и отношения к собственному опыту. Так как восприятие человека ограничено, ограничена любая Модель мира. Любая Карта — это не Территория. Во-первых, восприятие человеком реальности ограничено чувствительностью его органов чувств, как возможности диктофона улавливать сигнал ограничены чувствительностью его микрофона. Мы не можем слышать инфразвук и ультразвук, видеть свет, находящийся в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне. Хотя это тоже элементы реальности, которые в той или иной степени могут различать иные живые существа. Ограниченность восприимчивости органов чувств можно условно назвать физиологическим фильтром, исключающим часть информации. 1 См. подробнее: Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. С. 100-109. 100 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств Лидеру необходимо осознавать, что реальная действительность гораздо шире той, которую может наблюдать человек. Во-вторых, человек исключает бблыную часть информации. Восприятие человека нельзя сравнить с видеокамерой, записывающей все, что попадает в ее объектив. Мы воспринимаем окружающий мир избирательно, упуская из виду часть информации. Например, сейчас вы можете выделять и слушать только мой голос и не замечать пения птиц за окном. Или наоборот. Выбирая что-то одно, мы вынуждены отказаться от чего-то другого. В этом особенность любого выбора. Способность исключать ненужную часть информации облегчает восприятие. Но, к сожалению, избирательность в отношении поступающих сведений нередко и ограничивает человека. Из бесконечного объема информации многие люди склонны воспринимать то, что подтверждает их предварительные представления, и не обращать внимания на факты, которые ставят эти представления под сомнение. Поэтому лидеру полезно осознавать, что он не может иметь исключительно правильное представление обо всем. Он, как и все люди, всегда что-то не видит, а что-то не слышит. Соответственно, ему необходимо быть открытым к любой внешней информации, лишь бы эта информация была правдивой. При этом важно помнить о том, что его последователям тоже свойственно иметь представление лишь о некоторой части действительности. В-третьих, человек склонен не только исключать ненужную часть информации, но и искажать оставшуюся (изменять, упрощать, подстраивать и т. п.). Искажению может подвергаться как восприятие внешней информации, так и видение собственного опыта. Данная способность отличает человека от животных. Она позволяет вспоминать прошлое, мечтать и планировать будущее. Но нередко человек воспринимает как реальность свои мысли, фантазии и предположения. Для лидера важно умение отделять реальную информацию о действительности от интерпретаций этой действительности. Ему необходимо исправлять полученную от других людей искаженную информацию, выделяя в ней достоверную часть, если она вообще имеется. И не заблуждаться в собственных интерпретациях. И, наконец, четвертое, человек способен обобщать. В процессе обобщения человек соотносит одно явление с группой подобных Глава 9. Личностный модуль 101 ему. При этом этому явлению приписываются свойства группы. Эта способность позволяет человеку систематизировать различные события, людей, ситуации и способы действия. Но в некоторых случаях она также может ограничивать его. Предположим, ребенок заходит на кухню, притрагивается к горячей плите и обжигается. Он может сделать различные выводы-обобщения, в том числе: □ никогда не следует прикасаться к горячей плите; П никогда не следует прикасаться к кухонным плитам вообще; □ никогда не следует заходить на кухню; О наконец, никогда не следует заходить в комнаты, в которых тепло и есть горячие предметы. В зависимости от того, какое именно обобщение сделает человек, он может или обезопасить себя, или ограничить свой будущий опыт и свои возможности. Итак, можно представить это так, что человек смотрит на мир через маленькое окошко, ограниченное физиологическими возможностями восприятия. И эту малую часть он воспринимает как действительность, не забывая при этом что-то исключить, оставшееся — исказить и с чем-то обобщить, приписав соответствующие свойства. Конечно же, каждый делает это по-своему. Перефразируя слова Дж. Бьюдженталя, можно сказать, что каждый человек является архитектором собственной действительности. Он постоянно переделывает реальность, более или менее приспосабливая ее к своим нуждам. Каждый человек уникален и имеет свои ценности, убеждения и представления. Каждый из вас по-своему воспринимает и осмысливает окружающий мир. При этом мир, в котором живет каждый из вас, это не более чем отражение реального мира в ваших представлениях. Реальный мир гораздо шире и богаче. Точно так же и ваше представление о себе и своих возможностях является лишь вашей интерпретацией своих возможностей, во многом не раскрытых. ' Важным качеством лидера является способность замечать за убеждениями и утверждениями человека ограничения его Модели мира и видеть искажения в поступающей от него информации. 102 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств Столкновение различных Моделей мира Нет одинаковых представлений о мире, как нет одинаковых людей. Но так как в нашей жизни много схожего, то и в представлениях различных людей о мире много похожих элементов, что позволяет людям понимать друг друга, иметь схожие интересы и увлечения. Различия же в представлениях разных людей нередко являются причиной непонимания и конфликта. Не изнуряйте себя попытками изменить Модель мира другого человека путем навязывания ему своей. Стремление поспорить и доказать истинность своей Модели мира является отражением собственной неуверенности в ней. Доказывающий всегда слаб. Доказывающий — проситель, ведь он просит, чтобы к его доказательствам отнеслись небезразлично. Имеющий свой путь, уверенный в себе человек не доказывает и не просит, а при необходимости — предлагает. Если для вас важен предмет разногласия, то попытайтесь понять Модель мира оппонента. Войдите в нее и произведите изменения изнутри. Все человеческое поведение, независимо оттого, насколько причудливым оно может показаться, становится осмысленным, когда вы понимаете порождающую такое поведение Модель мира этого человека. Если вы замечаете, что кто-то поступает неправильно, и вас это беспокоит, осуждать этого человека бессмысленно. Если бы вы прожили его жизнью с первых дней и до настоящего момента, то, возможно, вы поступали бы точно так же, а может, и еще хуже. В любой момент времени каждый человек делает выбор внутри тех границ, которые он сам выстроил для себя в течение жизни. Хотя он честно выбирает наилучший вариант действий и поступков из числа имеющихся у него. Если вы считаете, что человек поступает неправильно, то, если вы можете — помогите ему, а не осуждайте. Обогатите его внутренний мир, раздвиньте границы его представлений и предложите ему лучший образец действия в данной ситуации. И тогда возможно, что этот человек пойдет за вами, а при необходимости — уже сам поддержит вас. Если вы сталкиваетесь с непониманием и неожиданными событиями, то, возможно, это ваше ограничение. Любое столкновение Глава 9. Личностный модуль_______________________________________ 103 с неожиданностью, даже приятной, показывает вам, что ваша Модель мира не точно отражает действительность. Неожиданные события дают человеку неоценимую возможность расширить представления об окружающем мире и сделать их более адекватными. Людей можно разделить на два типа, в зависимости от того, как они реагируют на столкновение с неожиданностью. Одни люди стараются менять собственные представления, для того чтобы они соответствовали действительности. Другие стремятся «переделать» действительность, для того чтобы она соответствовала их представлениям. Замечая то, чего вы не ожидали, вносите изменения в ваши представления о действительности, делайте их более адекватными реальности. Прошлое, настоящее и будущее Прошлое — это то, что уже случилось. Это вся наша прожитая жизнь, серия проб и ошибок, побед и неудач. Это наш опыт. Настоящее — это то, где мы находимся сейчас. Будущее — это то, что будет после настоящего. То, куда мы идем в этой жизни. Исходная точка силы человека находится в настоящем моменте. Прошлого уже нет. А будущее еще не наступило. В каждый момент времени есть только настоящее, память о прошлом, представление и мечты о будущем. Однако для многих людей сегодня является не более чем то завтра, о котором они тревожились вчера. Воспоминания о прошлом и тревоги о будущем во многом лишают нас настоящего. Но именно в настоящем находится исходная точка силы человека. Настоящее — это миг, тончайшая мембрана, отделяющая вполне определенное прошлое от многообразного будущего. Только в настоящем человек может осознавать себя и быть собой, выбирать, о чем думать и во что верить, принимать решения и совершать поступки. Из настоящего человек может менять свое будущее. ] 04 Часть 4. Описание основных модулей тренинга разбития лидерских качеств Это не значит, что не нужно мечтать и планировать свое будущее. Мечта — это жизненный источник нашей жизни. Каждый раз, мечтая, человек мысленно переносится в возможное будущее и подготавливает его. Но мечта должна быть осуществимой. Только тогда она превращается во взгляд из будущего и позволяет увидеть путь в то завтра, в которое хочется идти. Каждый раз, совершая выбор, человек трансформирует многообразие будущего в единственный и уже необратимый акт настоящего. В то время когда человек стоит перед выбором, жизнь стремительным потоком продолжает нести его по течению. И чем более он будет медлить с решением вопроса о выборе, тем труднее и сложнее для него будет становиться последний. В какой-то момент уже и речи не будет о выборе. И не потому, что он уже сделан, а потому, что пропущен соответствующий момент для него. Иначе говоря, за человека выбрала сама жизнь. Поэтому для лидера важна способность принимать решение и совершать действие тогда, когда оно требуется. Тогда, когда для этого представляется соответствующий случай. Еще в XVII веке китайский ученый и философ Тан Чжэнь писал: «Случай может предоставляться нам раз в день, в месяц, в год, в десять лет или в сто лет. Вот почему нужно быть готовым не упустить его. Даже если этот случай откроется нам за едой, нужно тотчас бросить свои палочки и выбежать из-за стола. Ибо может статься, что, когда мы закончим трапезу, случай уже ускользнет от нас... Случай — это встреча человека с его судьбой, и мгновение, в которое решается, быть ли победе или поражению...»1 Наше будущее становится таким, каким мы его создаем в каждый момент времени в настоящем. Действовать можно только в настоящем. При этом действия неудачника обычно являются следствием его прошлого. А действия лидера ориентированы на будущее, направлены на «строительство» этого будущего. Старайтесь в жизни как можно чаще поступать не «потому что », а «для того чтобы >>. ' Малявин В. В. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. М.: Белые альвы, 2000. С. 14-15. Глава 9, Личностный модуль 105 Большая цель Ребенок заблудился в лесу. Он не знал, что делать и куда идти. И начал плакать. В этом плаче была сокрыта жалость к себе и горечь вопросов: почему это случилось именно со мной? Что теперь со мной будет? Но потом он взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и увидел дорогу — свой путь1. Где нам найти такое дерево, чтобы увидеть свой Путь и не плутать в жизни? Такое дерево есть. Это наша большая цель жизни, жизненное предназначение. Человек не может жить без цели: бесцельная жизнь опустошает человека, лишает смысла все происходящее с ним. А человек, не имеющий собственного пути, в народе называется беспутным. Поэтому люди обязательно стремятся найти цель жизни, ту или иную. Если человек не имеет собственных целей жизни, он живет для достижения целей других людей. Человек, имеющий Путь, берет на себя ответственность за свои неудачи: «Я сам заблудился». Даже если его завели в лес, привязали к дереву и оставили, он скажет: «Я сам допустил, чтобы меня завели в лес, привязали к дереву и оставили там. Моя ошибка. Мой опыт. Теперь нужно что-то делать, чтобы выкрутиться и из этой ситуации». Лидер — это тот, кто имеет свою большую цель жизни. Но она должна быть действительно большой и простираться через всю жизнь, выходя за ее пределы. Только тогда она может быть тем «большим деревом», помогающим обрести свой Путь и не разочароваться, вдруг достигнув этой цели. Маленькую цель можно достичь и при жизни. А что потом? Человек, достигнувший своей большой цели, своего Предназначения еще при жизни — теряет ее дальнейший смысл и обретает пустоту. Это не позволительно для лидера, ведь за ним идут преданные ему люди. Говорят, что в тот день, когда Александр стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал. 1 Тарасов В. К. Технология жизни: книга для героев. М.: Добрая книга, 2003. Текст изменен. 1 Об Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств Его военачальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не видели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: и когда жизнь подвергалась большой опасности, и когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадежности. Он был примером мужества. Что же теперь случилось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоеван? Они постучали, вошли и спросили: — Что случилось, почему ты плачешь? — Теперь, когда я победил, я понял, что я проиграл. Сейчас я нахожусь в том Александр Македонский умер в возрасте тридцати трех лет. Когда его несли к месту погребения, его руки свободно болтались по сторонам носилок. Таково было его завещание: он хотел, чтобы все видели, что он уходит с пустыми ру- Многие из людей имеют маленькие жизненные цели. И для того чтобы иметь смысл жизни, они ориентируются на тех, у кого цель больше и простирается дальше. Эти люди становятся для них лидерами. Только имеющий большую цель, свой Путь, может обрести последователей. Но его цель должна быть действительно значительной. Гораздо значительнее, чем просто завоевание мира. 1 Интернет-ресурс: http://www.pritchi.net. Глава 9. Личностный модуль 107 Управление собственной судьбой — Кто управляет вашей жизнью? — спросил Во- — Как кто? Я и управляю! — ответил Иван. — Для того чтобы управлять, надо как-нибудь М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Вот это «как-нибудь» и будет являться предметом рассмотрения нашего занятия. Любое достижение начинается с желания. Чтобы чего-либо достичь в жизни, для начала необходимо этого захотеть. Наибольшего успеха добиваются люди, одержимые сильными желаниями. Однако желание — это только лишь ресурс. Само по себе желание без организованного и направленного действия по его удовлетворению мало полезно. Важное качество лидера состоит в умении преобразовывать собственные желания в цели. Умение правильно, конструктивно формировать жизненные цели является эффективным инструментом в работе над собой. Желания и стремления, оформленные в жизненные цели, придают нашей жизни смысл и содержание. Однако постановка правильной цели — дело не такое уж простое, как может показаться. Для того чтобы вы могли однозначно понять, достигнута цель или нет, она должна отвечать следующим условиям: ? быть конкретной с четкими критериями ее достижения; ? сложность цели должна быть оптимальной — значительной, ? достижение цели должно зависеть от человека, которому она Цели бывают разные. Одни ограничиваются сегодняшним днем, на осуществление других необходимо затратить месяцы и годы. Поэтому важно определить временные рамки осуществления целей и соответственно их структурировать. 108 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств Для структурирования целей можно использовать следующую схему. 1. Цель-мечта. Ориентирована на то, чтобы осуществиться спус 2. Долговременная цель. Например, «Получить высшее образова 3. Промежуточная цель. Промежуточными является ряд обеспе 4. Краткосрочная цель. Это то, что вам нужно сделать, например, 5. Цели-задачи. Это то, что надо сделать сегодня или прямо сей По мере достижения различных рубежей необходимо пересматривать и корректировать более отдаленные цели. Тем более что с каждым новым днем вы будете изменяться и становиться более мудрым и опытным. Если, конечно, будете извлекать положительные уроки и из отрицательного результата. Опыт постановки и достижения жизненных целей является важным элементом формирования лидера. Достижение цели приносит позитивные эмоции, которые служат положительным подкреплением, закрепляющим конструктивную модель поведения. Поставив цель и достигнув ее, человек чувствует себя успешным. Каждый раз повторяя этот цикл, человек испытывает уверенность Глава 9. Личностный модуль в себе и закрепляет образ себя как успешного человека, что, в свою очередь, помогает ему ставить и достигать новые цели. Девиз лидера: «Сегодня — мечтаю. Завтра — планирую. А послезавтра — добиваюсь осуществления своих планов». ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ УПРАЖНЕНИЕ «КТО Я?» Упражнение выполняется после информирования по теме «Я-концепция лидера». Вступление Монаху приснился сон, что он князь. Когда он проснулся, то стал сомневаться, кто же он на самом деле: монах, которому приснилось, что он стал князем, или князь, которому сейчас снится, что он стал монахом. Человек действительно может подобным образом сомневаться, но только в том случае, если он забыл все, что с ним было до последнего сна. Если же он помнит и другие сны, в которых он не всегда был князем, но всегда просыпался монахом, то скорее всего он монах. Что касается князя, то если в своих снах он и был иногда монахом, то просыпался он всегда князем. В этом их различие1. Человек является тем, кем он себя воспринимает после пробуждения. И в жизни человек ведет себя в соответствии с этим представлением о себе. А другие замечают его по тому, как и куда он себя ведет. ОписаниеУчастникам предлагается написать в столбик 10 от- процедурыветов на вопрос «Кто Я?». Каждый ответ следует начинать с местоимения «я»: «Я —....». 1 Тарасов В. К. Технология жизни: книга для героев. М.: Добрая книга, 2003. Текст изменен. 110 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств После того как все запишут свои ответы, каждый участник по кругу должен озвучить их. Остальные могут при этом задавать вопросы, для того чтобы понять, что автор имел в виду. Пояснение Обычно, отвечая на вопрос «Кто Я?», участники пишут: Я — человек. Я — курсант. Я — командир. Я — друг. И т. д. Основная цель упражнения заключается в формировании и закреплении у участников лидерского самовосприятия. Поэтому ведущему следует отслеживать в ответах участников аспекты Я-концепции, мешающие формированию лидерской позиции (тихоня и т. п.), а также засоряющие их самовосприятие. Ведь каждый человек ведет себя в соответствии с тем, как он себя воспринимает. В подобном случае следует попросить участника описать ситуацию, в которой он ведет себя в соответствии сданным себе определением. Подобное обсуждение позволяет участникам пересмотреть или, как минимум, задуматься о собственном самовосприятии. После того как все участники зачитают свои ответы, ведущий предлагает тем из них, кто не отметил в своих ответах социальные позиции «Я — командир» и «Я — лидер», занести их в свой список и еще раз прочитать вслух для всех. Упражнение помогает раскрыть социальные установки участников и, при условии достаточной проработки и направленной помощи в самораскрытии, закладывает «первые камни» в фундамент лидерской Я-концепции. УПРАЖНЕНИЕ «КАКИМ МЕНЯ ВИДЯТ?» Упражнение направлено на организацию активной обратной связи от группы каждому участнику и является дополнением к предыдущему упражнению. Глава 9. Личностный модуль Вступление Князя играет его свита. По поведению свиты можно понять: нам сейчас предстоит встреча именно с князем. Перед нами не кто иной, а именно князь. И это убеждение останется, даже если он будет вести себя как монах. А если придворные не обращают никакого внимания на человека, мы понимаем, что никакой он не князь, даже если и считает себя таковым. Может быть, он просто больной человек. Лидера играют его последователи. Нет последователей — нет лидера. ОписаниеВыбирается доброволец, который выходит из ком- процедурынаты. Задача группы — коллегиально написать 10 ответов на вопрос: «Какой он?», наиболее точно отражающих те качества вышедшего человека, которые помогают ему в управленческой деятельности. В это время задача участника — подумать, как может охарактеризовать его эта группа. Как только ответы будут готовы, ведущий приглашает участника войти. Его просят назвать свои личные качества, являющиеся ответом на вопрос: «Какой я?», которые, как ему кажется, в нем видят окружающие. Важно угадать суть качества, а не конкретное написанное группой слово. При угадывании участником какого-либо качества группа сообщает ему об этом. Участник продолжает до тех пор, пока не «угадает» семь качеств из списка группы. После этого группа зачитывает ему оставшиеся (не угаданные) качества, при необходимости дает пояснения и дарит участнику листок на память. Далее за дверь выходит следующий участник. ПояснениеПри выполнении упражнения необходимо твердо придерживаться процедуры и не завершать ее до тех пор, пока участник не назовет указанное количество ответов группы. В случае затруднений участника члены группы могут ему помогать, предлагая вспомнить те или иные ситуации и определить, какие качества в тот момент проявились. 112 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств ОбсуждениеПо окончании выполнения упражнения всеми участниками можно предложить каждому зачитать вслух не угаданные им качества и сообщить свое отношение к ним. УПРАЖНЕНИЕ «Я ЗА ТЕБЯ ОТВЕЧАЮ» ОписаниеВызываются два добровольца, которые садятся ря- процедурыдом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Задание состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному участнику, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на этот вопрос ответил его напарник. Вопросы можно задавать любые, связанные с чем угодно. Задача молчащего напарника — слушать и мысленно отмечать, где отвечающий за него игрок попал в точку, а где ошибся. Ведущий заранее должен ввести ограничения, либо временные, либо на количество задаваемых вопросов. Ответив на первую серию вопросов, объединенные в пару участники меняются ролями. ОбсуждениеОбсуждение может проводиться в несколько этапов. На первом внимание уделяется впечатлениям молчащего члена пары. Он сообщает, каково было ему слушать, где были точные попадания в ответах, на какой вопрос он бы ответил иначе и как именно. Второй этап посвящен впечатлениям участника, взявшего на себя ответственность за первого. Он имеет возможность сообщить, легко ли было отвечать на вопросы и как он находил ответы. Третий этап связан с обсуждением ожиданий участников, которые задавали вопросы, а также тех, кто слушал ответы про себя. Ожидания участников, задающих вопросы, отражают процесс построения образа другого человека. А ожидания участников, слушающих ответы про себя, содержат их представления о том, как их воспринимают другие. Если эти ожидания не оправ- Глава 9. Личностный модуль дываются, то ответ является неожиданным, а образ неадекватным. ПояснениеВ конечном итоге участники получают конкретный чувственный опыт различения образа другого человека, построенного на собственной системе домыслов, ожиданий и обобщений, и реального впечатления от этого человека, формируемого «здесь и сейчас». Исправление искажений взаимовосприятия и самовосприятия позволит избежать искажений в общении. УПРАЖНЕНИЕ «ОПИСАНИЕ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ» Упражнение направлено на развитие способности различать сенсорно воспринимаемую информацию от чувственно переживаемой. Выполняется после информирования по теме «Ограничения Модели мира». ВступлениеКак мы уже отметили ранее, человек живет в мире собственных представлений и интерпретаций. При этом объяснение человеком причин и смысла происходящих событий во многом определяет отношение этого человека к данным событиям. И поскольку интерпретации нередко зависят от настроения человека, его личностных и социальных установок, организация собственных действий только на основании личных интерпретаций без проверки их адекватности иногда может иметь ошибочный результат. Без способности отделять то, что мы видим и слышим, от того, что мы думаем и чувствуем в отношении человека или события, нам очень трудно ориентироваться в действительности. Поэтому, чтобы не заблудиться в жизни, человеку необходимо умение отличать реальные события от собственных интерпретаций этих событий. ОписаниеУчастник становится на определенном месте (на- процедурыпример, в центре комнаты) и получает задание в течение двух-трех минут описывать происходящее в комнате, включая свои действия. Ведущий обращает вни- 114 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств мание участника на ошибки, если он вместо описания дает интерпретацию. Примерное описание успешного выполнения упражнения: «Я стою в комнате. Вокруг меня сидят люди. Я слышу звуки, доносящиеся с улицы, и т. д.». Если участник вместо последней фразы скажет, например: «Я слышу пение птиц, доносящееся с улицы», то ведущий поправляет, что «пение птиц» — это интерпретация, так как он не может видеть этих птиц, а слышит только звуки и интерпретирует их исходя из имеющегося у него опыта. Поэтому, согласно условиям задания, можно говорить только о «звуках, доносящихся с улицы и похожих на пение птиц». ПояснениеВажно донести до участников, что в жизни все люди обычно реагируют подобным образом, автоматически интерпретируя события. Способность человека соотносить полученную сенсорную информацию с элементами собственного опыта позволяет быстро ориентироваться в ситуации. Однако иногда эта способность может и ограничивать человека, приводя к ошибочным выводам. Лидеру необходимо научиться отличать реальное событие от собственных интерпретаций этого события, а также перед принятием важных решений и совершением значимых поступков «проверять те основания», на которых были сделаны определенные выводы. УПРАЖНЕНИЕ «Я- ХОЗЯИН» Упражнение основано на ситуации брошенного вызова, состя Хозяин тот, кто может разрешить войти, а может и не разрешить. Кто не нуждается в проводниках в «своем доме». Кто первым может расспрашивать гостя о его Глава 9. Личностный модуль делах. Кто имеет запасы еды и провизии. Кто имел отдых до встречи с гостем. Гость тот, кто должен просить разрешения войти. Кто плохо знает этот дом и нуждается в проводнике. Кто имеет только такие запасы, которые захватил с собой. Кто проделал большой путь и нуждается в отдыхе. Кто вынужден отвечать на расспросы хозяина, если не хочет с ним поссориться. Лидеру, выбирая время и место встречи, необходимо стремиться по возможности оказаться в роли хозяина. При этом позиция хозяина —- не столько внешняя, сколько внутренняя1. ОписаниеПервоначально ведущий предлагает группе ответить процедуры на вопросы и обсудить ответы. Он спрашивает: «Как мы узнаем хозяина? Какими качествами он обладает?», «Какие качества проявляются у не хозяина?» ПояснениеОбычно участники отвечают: «Хозяин — это силь- ный, уверенный в себе человек, независимый от внешних оценок и готовый оценивать сам»; «Это не тревожный, не суетливый человек, который чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может руководить другими» и т. п. Ведущий резюмирует сказанное участниками: «Итак, одна из главных черт хозяина — это уверенность в себе. Кто в себе уверен, встаньте! Поздравляю того, кто встал первым, а остальные пусть пока сядут. (Обращаясь к участнику.) Я верю, что ты — хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи что-то, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты». ПояснениеУ лидеров обычно это получается неплохо и прояв- ляется в виде спокойных распоряжений, например: «Андрей, закрой, пожалуйста, форточку», «Владимир, убери стул, он мешает» и т. п. Ведущий может прокомментировать сделанное, обратив внимание в первую очередь на успешные момен- 1 Тарасов В. К. Технология жизни: книга для героев. М.: Добрая книга, 2003. Текст изменен. 116 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств ты: «Хорошо! Но это было мое мнение, а теперь пусть тебе даст оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оценили!» ПояснениеОбычно это задание выполняется хуже. Часто уча- стник забывает, что он хозяин и неуверенно распоряжается предоставленной ему инициативой. В таком случае коротко обсудите это. В процессе обсуждения полезно обратить внимание на характеристики голоса, которым отдавались указания, а также сопровождающие позу и жесты. Ведущий: «Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь другого хозяина (например, "Хозяином будешь ты!")». ПояснениеНеобходимо, чтобы роль хозяина проиграли все участники. Для усложнения упражнения можно предложить всем членам группы оценивать участника, выполняющего роль хозяина. Свои ощущения они могут выражать жестом: поднятым вверх большим пальцем — если считают, что человек говорит действительно как хозяин, или опущенным вниз большим пальцем — если, по их мнению, участник отдает указания неубедительно. При этом можно предложить членам группы не выполнять неуверенные и неубедительные указания. В этом случае ведущему необходимо проявлять принципиальность и не принимать назначение другого хозяина, если оно неубедительно и не было одобрено группой. Основное содержание работы ведущего заключается в поддержке участников, испытывающих затруднения при выполнении упражнения. Необходимо помогать каждому участнику в выборе слов, которыми отдается указание, работать с характеристиками голоса, позой, сопровождающими высказывания жестами и т. п. В итоге каждый участник должен ощутить успех в роли хозяина. Глава 9. Личностный модуль УПРАЖНЕНИЕ «КАЧЕСТВА ЛИДЕРА» Упражнение направлено на формирование представлений уча процедурыНа первом этапе каждому участнику предлагается индивидуально составить список из семи наиболее важных качеств, которыми, по его мнению, необходимо обладать человеку, чтобы стать лидером. Время выполнения — 5 минут. Затем каждый участник зачитывает свой список группе. На втором этапе группе предлагается коллегиально, руководствуясь принципом достижения согласия, проанализировать все прозвучавшие качества и определить пять наиболее значимых качеств для лидера курсантской группы. Окончательный список качеств зачитывается ведущему и обосновывается участниками. На третьем этапе каждому участнику предлагается по пятибалльной шкале оценить степень развитости выделенных группой лидерских качеств лично у него. Результаты зачитываются группе. ПояснениеУпражнение подготавливает группу к информиро- ванию, в процессе которого ведущий кратко знакомит участников с основными идеями персоналистического, ситуационного и поведенческого подходов исследования лидерства (см. Главу 2), а также с различными моделями лидерских качеств организационного лидера (см. Главу 5). Ознакомление участников тренинга с качествами, необходимыми для успешного выполнения лидерских функций, повышает их мотивацию к саморазвитию этих качеств. УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» Упражнение выполняется после информирования по теме «Прошлое,настоящее ибудущее». 118 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств Вступление Жизнь человека метафорично можно представить в виде жизненного пути, по которому он идет. Сейчас вы находитесь в этой комнате, в этом институте. Помните ли вы, как здесь оказались? Помните ли вы свою жизнь? Из каких событий она состоит в вашей памяти? Можно утверждать, что каждое событие, которое вы помните (как и множество других, которые не всплывают в памяти), оказало то или иное влияние на вашу личность, ваше восприятие и отношение к жизни. То, кем вы сейчас являетесь, во многом предопределено той событийностью и теми людьми, с которыми каждый из вас встречался на своем жизненном пути, реагируя определенным образом. И ваше будущее во многом зависит от того, куда вы пойдете дальше, что и кого вы встретите на жизненном пути и как будете относиться к этим встречам. Человек существует до тех пор, пока он помнит свое прошлое, помнит себя, даже если это прошлое — последние пять минут его жизни. Но чем больше человек помнит свое прошлое, тем больше у него возможностей быть успешным создателем своего будущего. ОписаниеКаждому участнику предлагается ретроспективно процедурызаписать все значимые для него жизненные события, начиная с настоящего момента и до самых первых ранних дней. По окончании каждому предлагается про себя (то есть не вслух) прочитать свой список событий и выписать всех людей, с кем были связаны эти события. Посмотреть, все ли значимые люди (так или иначе оказавшие влияние на их жизнь) вошли в этот список. Если не все, то дополнить список новыми именами и соответствующими событиями. ПояснениеУпражнение выполняется каждым участником ин- дивидуально. Записи в группе не зачитываются — это личная жизнь каждого человека. Задача ведущего — обеспечить осознание и принятие участниками прошлого с позитивным настроем на будущее. Глава 9. Личностный модуль При необходимости следует обеспечить возможность проведения индивидуального психологического консультирования участников в межмодульный период. УПРАЖНЕНИЕ «МОЕ БУДУЩЕЕ» Упражнение является дополнением предыдущего инаправлено на прорисовку будущего. Выполняется после информирования по теме «Большая цель». ОписаниеКаждому участнику предлагается прописать свое процедурыбудущее, обозначив ожидаемые жизненные события, которые для него значимы, начиная с настоящего момента и до самых последних осознаваемых им дней жизни. Время на выполнение упражнения — 10—15 минут. По окончании этого времени ведущий предлагает каждому участнику мысленно перенестись на каждый отмеченный им этап жизни и ответить себе на вопрос «Все ли его устраивает в этом будущем?». При необходимости он может внести дополнения и изменения, на что дается еще 5—10 минут. По окончании каждому участнику (по кругу) предлагается рассказать группе о своих жизненных целях и планах на будущее. Остальные участники могут задавать вопросы на понимание и прояснение. ПояснениеЗадача ведущего консультировать участников при возникновении у них вопросов. При необходимости ведущий может слегка проблематизировать жизненные цели участников вопросами, например: «Хорошо, представь, что ты уже этого достиг, что ты будешь делать дальше?»; «Как ты считаешь, ради этого стоит прожить жизнь?» и т. п. При этом вопросы должны задаваться ведущим в предельно доброжелательной форме. 120 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств' УПРАЖНЕНИЕ «ФОТОГРАФИЯ ДНЯ» Вступление Описание процедуры Упражнение является дополнением к предыдущему и направлено на развитие способности участников осознавать, планировать и контролировать свою жизнь и деятельность. Выполняется после информирования по теме «Управление собственной судьбой». Успешно прожить один день — с этого начинается искусство жить. Источник силы находится в настоящем моменте. Как мы уже говорили, только в настоящем человек может осознавать себя и быть собой, выбирать, во что верить и о чем думать, принимать решения и со-вершать поступки. Из настоящего человек может менять свое будущее. Сегодняшний день больше не повторится никогда. Поэтому самый главный ресурс человека — его время. Это единственное, что нам никогда и ни за какие деньги, ни при каких условиях не вернуть назад. Потерянный час (день, месяц) утрачен навсегда. А как у вас складываются отношения со временем? Умеете ли вы его ценить и насколько эффективно используете? Помните ли вы о том, чем занимались вчера, позавчера? А несколько дней назад? Давайте сейчас проанализируем один день из вашей жизни. Каждому участнику предлагается вспомнить с точностью до одного часа, что он делал, например, вчера или позавчера (по выбору ведущего), и заполнить бланк «Фотография дня», который используется специалистами для хронометрирования различных процессов. Время на заполнение бланка «Фотография дня» — 5— 10 минут. «Фотография дня»
Глава 9. Личностный модуль
Пояснение После заполнения таблицы участники по очереди зачитывают группе результаты работы. Затем каждому необходимо провести самостоятельный анализ дня, например, в следующем виде: «В течение дня я учусь... часов, работаю ... часов, принимаю пищу... времени, отдыхаю... часов. Я читаю... страниц, смотрю телевизор в течение ... часов, трачу на компьютер ... времени, нахожусь наедине с собой и размышляю ... часов. За один день я успеваю... часов пообщаться с друзьями, провести... деловых встреч. Кроме того, я прохожу ... км, еду в общественном транспорте ... минут и т. д.». Список показателей, используемых при анализе дня, может быть расширен, а при необходимости — размельчен. Полезно сделать несколько «снимков» различных дней (например, учебного и выходного дня). В процессе обсуждения ведущему следует обращать внимание участников на рациональность использования ими времени. Например, следует попросить уча- 122 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств стника, потратившего большое количество времени на общение, конкретизировать содержание этого общения, объяснить, что он получает от общения и т. п. При необходимости можно предложить группе поразмышлять, существуют ли альтернативные способы удовлетворения их потребностей. Полезно дать участникам «домашнее задание», попросив их к следующему занятию подготовить «фотографии» каждого прошедшего между занятиями дня (обычно речь идет о двух-трех днях). ПримечаниеТак как курсантская жизнедеятельность во многом жестко регламентирована, то ведущему необходимо предостеречь участников от формального выполнения ими упражнения, сводящегося к банальному переписыванию распорядка дня. Каждый человек индивидуален и люди проживают свои жизни по-разному, даже находясь рядом. В случае если кто-то из участников все же пошел по формальному пути, можно выйти на рассмотрение «фотографии дня» с позиции индивидуальной деятельности. Можно попросить участника «размельчить» события дня и описать, например, что делал именно он, находясь на конкретном занятии и т. п. Только при неформальном отношении к заданию участники могут извлечь из него пользу, научиться осознавать свою жизнь, планировать и контролировать свою деятельность. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|