Здавалка
Главная | Обратная связь

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ



Информирование является важной процедурой тренинга лидер­ства. Оно направлено на формирование у участников лидерского мировоззрения и построение адекватной Картины мира.

Некоторые из фрагментов информирования во многом строятся в соответствии с представленными ниже материалами, однако боль­шая часть из них раскрывается ведущим в процессе специально организованной дискуссии с участниками.

Первое и второе рождение

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что еще слепить тебе ? спросил Бог.

Слепи мне счастье!попросил чело­
век.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек гли-

Своим первым рождением мы обязаны родителям, второе — мы даем себе сами. Лидерство является социальным феноменом. Но для того чтобы быть лидером для других, для начала необходимо стать лидером по отношению к самому себе. Могут ли быть лиде­рами люди, которые сами никуда не идут?

В каждом человеке заложен огромный потенциал, но найти и реализовать его может только он сам. Все мы от рождения являем­ся лидерами, ведь из сотен миллионов сперматозоидов лишь он пришел первым к ждущей его яйцеклетке, в то время как остальные по пути заплутали, погибли. Так что каждый из вас — первый и

Интернет-ресурс: http://www.pritchi.net


94 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

самый лучший! Это было всего лишь первое рождение, подобное вызреванию семечка, которому еще предстоит прорасти. Возможно, вы забыли об этом.

С самого детства ребенок пытается быть кем-то. Он еще не зна­ет, кто он, а жить без личности трудно. Ребенок подражает взрослым, для того чтобы научиться тому, что умеют они. Взрослые планируют и организуют жизнь ребенка, потому что он еще не умеет это делать самостоятельно. Взрослея, он обретает индивидуальность, начина­ет осознавать свое истинное «Я», берет на себя ответственность за собственную жизнь и начинает управлять ею. В этом проявляется его второе рождение. По крайней мере, так должно быть.

Однако если вы внимательно посмотрите вокруг, то, к сожале­нию, обнаружите, что на самом деле мир полон взрослых и пожилых людей, так и не взявших на себя ответственность за свою жизнь. Это те люди, которые не свободны, «строят» собственную жизнь на основе услышанных по радио непрофессиональных гороскопов, советов знакомых и указаний близких. Это люди, так и не нашедшие внутренних точек опоры и вынужденные искать их вовне.

Второе рождение — это обретение себя, пробуждение внутрен­него чувствования себя, нахождение, осознание и принятие своего жизненного пути.

Внутреннее чувствование себя включает осознание своего «Я», способность воспринимать внутренние сигналы, знать свои пред­почтения, понимать, чего хочется в настоящий момент, а что неже­лательно, что приятно, а что не очень. Без чувствования себя и без веры в себя мы остаемся без руководящей силы, когда стремимся достигнуть своих целей и реализовать свои стремления. Как отме­чает Ф. Карделл, «жизнь без нашего управления подобна кораблю без штурвала или блужданию в огромном лесу без компаса и карты»1. Да и ни к чему они человеку, который сам не знает, куда он идет.

Пробуждение этого чувствования будет одной из задач нашего тренинга.

Карделл Ф. Д. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь, 2000. СП.


Глава 9. Личностный модуль 95

Я-концепция лидера

Все мы строим свою жизнь в соответствии с тем, как видим себя. У каждого человека имеется представление о своей внешности, о том, как он выглядит со стороны. Он не раз видел свое отражение в зеркале. Даже в давние времена, когда искусственных зеркал не было, люди искали свое отражение на поверхности воды. В этом отражении они получали и подтверждение собственного сущест­вования. Позже человек научился создавать зеркала и довел это умение до совершенства. Но даже смотрясь в очень качественное зеркало, человек может увидеть только отражение своей внешности. Свое психологическое отражение человек может увидеть только через других людей. Окружающие являются для нас чем-то вроде психологических зеркал. От других людей человек впервые узнает, кто он, и получает оценку того, какой он. Каждый новый акт об­щения и взаимодействия увеличивает социальный опыт человека и вносит коррективы в его представление о себе, делает его более многогранным.

Адекватное представление о себе и своих возможностях необхо­димо любому человеку, но приобретает особую значимость для ли­дера. То, как человек воспринимает самого себя, во многом опре­деляет те цели, которые он перед собой ставит, поступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни. Поэтому лидеру так важно сформировать и поддерживать адекватное представление о себе и своих настоящих возможностях. Даже если эти возможности пока не высоки, это то знание, на которое можно опереться в раз­витии способности быть лидером.

Одной из задач нашего тренинга является расширение вашего представления о себе и своих возможностях. В этом вы можете по­мочь друг другу. Наблюдайте за другими участниками, в соответст­вующих процедурах говорите им, что вы заметили, и слушайте, что заметили в вас другие.

Принятие себя со всеми своими достоинствами и «недостатками» является необходимым этапом на пути самосовершенствования. При этом слово «недостатки» не случайно приводится в кавычках. Недостатки человека нередко являются продолжением его досто­инств. Иными словами, так называемые «недостатки» являются неправильной, неадекватной или недостаточной реализацией его


96 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

достоинств. В них часто заложен определенный ресурс, который можно развернуть и использовать в творческих и созидательных целях.

Вы уникальны. Никто в мире не испытал вашей радости или боли. Ни у кого нет вашей уникальной коллекции сильных и слабых сторон. Никто не достигал ваших успехов и не ощущал ваших про­валов. Вы — единственный в своем роде, и только вы можете видеть мир с ВАШЕЙ точки зрения. Никто другой не может стоять в точ­ности на том же месте, на котором стоите вы. Только вы можете видеть жизнь оттуда, где вы находитесь. Поэтому бессмысленно ждать, когда КТО-ТО предпримет действие для того, чтобы сделать ВАШУ жизнь такой, какой ВЫ хотите.

Жизнь не должна складываться по-вашему, но вы можете сделать так, чтобы по-вашему складывалась ВАША жизнь.

Мир, в котором мы живем

Причины всех своих успехов и не­удач нам следует искать во внут­реннем мире. Внешний мир толь­ко реагирует на те импульсы, которые мы ему посылаем.

Лууле Виильма

Мы очень много знаем о «внешнем» мире и часто с любопытст­вом смотрим в него. Что-то нам в нем нравится, что-то порой и расстраивает. Но при этом мы редко задумываемся над тем, что все, что мы замечаем вокруг себя, во многом является отражением на­шего внутреннего мира. Каждый человек живет в своем внутреннем мире — мире собственных представлений и интерпретаций. Раз­личные факты и события, как и весь человеческий опыт, существу­ют для каждого человека прежде всего в его сознании. Единственная «реальность», известная любому человеку, — это только его личная, субъективная реальность. Поэтому можно с уверенностью сказать, что каждый человек живет в созданной им Модели мира и может


Глава 9, Личностный модуль 97

воспринимать только собственное субъективное отражение «реаль­ного мира», а не сам мир. Реальный окружающий мир гораздо шире и богаче, чем наши представления о нем. Он уникальным образом отражается в сознании и мыслях каждого конкретного человека.

К сожалению, сознание человека является кривым зеркалом и с искажениями отражает реальность. В течение жизни каждый чело­век обращает внимание только на те аспекты действительности, которые его интересуют, и игнорирует другие. Соответственно, и в представлениях различных людей об окружающем мире есть лишь то, на что они обратили когда-то свое внимание. Но даже и эту часть информации человек нередко склонен интерпретировать так, как нравится и представляется ему более выгодным.

Итак, каждый человек живет в мире собственных представлений. И причины всех своих успехов и неудач каждому из нас следует искать во внутреннем мире. Внешний мир только реагирует на те импульсы, которые мы ему посылаем.

Если вы искренне во что-то верите, значит, так оно и есть. По

крайней мере, для вас. Поэтому следует очень тщательно

выбирать то, во что вы предпочитаете верить.

Психологическая Карта мира

Мы живем в огромном мире. Для того чтобы лучше в нем ори­ентироваться, люди научились создавать его карты. Есть карты стран, городов, автомобильных дорог и множество других разно­видностей. При этом все они избирательно заключают в себе информацию. На картах помечается только самое важное и необ­ходимое и делается это с учетом тех целей, для которых они состав­ляются. Соответствие карты и целей ее использования определяет ее точность, достоверность и полезность. Не имеет смысла пользо­ваться картой автомобильных дорог Франции, если вы находитесь в России. Но даже если вы будете идти по местности, руководству­ясь правильно выбранной, но старой картой, вы можете не найти необходимого вам объекта, так как, возможно, он уже не сущест­вует. Или вы рискуете столкнуться с чем-то, чего нет на вашей кар-


98 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

те, потому что это «нечто» появилось после того, как она была со­ставлена.

Внутренний мир человека так же огромен, как и внешний мир. Социальную жизнь человека наполняет множество объектов, людей, вещей и событий, с которыми он сталкивался. И для того, чтобы хоть как-то в нем ориентироваться, каждый человек создает свои «Карты» этого мира. Человек вынужден упрощать реальный мир для того, чтобы его осмыслить. Начиная с первых дней жизни, ос­ваивая окружающий мир и сталкиваясь с различными ситуациями,: человек отмечает их на своих «Картах мира». У него появляются «Карта семейных взаимоотношений», «Карта общения со сверст­никами» и др. Они включают описание различных ситуаций, с ко­торыми он сталкивался, и «тропинок» выхода из них. Тем самым формируется его собственное представление о мире, «Модель мира», в которой он и живет.

Таким образом, можно сказать, что Территория — это реальный мир вокруг нас, а Карта (или Модель мира) — это представления че­ловека об этом мире.Но никакая Карта не может всесторонне отра­зить Территорию, да и предназначение у нее другое. Какого рода Карты человек имеет, зависит от того, что он замечает и куда идет. Соответственно, и в личных Картах различных людей отображено только то, на что они обратили когда-то свое внимание. Нет оди­наковых Карт, как нет и одинаковых людей. Но так как в нашей жизни много общего, то и представления различных людей о мире во многом схожи, что обусловливает возможность общения людей друг с другом и взаимопонимания. При этом реальный окружающий мир гораздо более изменчив и значительно богаче, чем наши пред­ставления о нем.

Не имеет большого смысла делить Карты различных людей на хорошие и плохие. Однако важно понять, насколько эффективно они позволяют человеку понимать мир, реагировать и выживать в нем. В этом их предназначение. Все человеческое поведение, неза­висимо от того, причудливо оно или нет в глазах окружающих, ос­мысленно, и ключ к его пониманию — Модель мира конкретного человека. Если посмотреть вокруг, почитать газету, посмотреть те­левизор, то легко обнаружить, что нет недостатка в обедненных Моделях мира. Выбор существует в мире, но, к сожалению, он час­то отсутствует в Модели мира отдельных людей. При этом пробле-


Глава 9. Личностный модуль 99

мы у человека начинают появляться именно тогда, когда он забы­вает, что его представления о мире — это не более чем его Карта этого мира, а не сам мир.

Но несмотря ни на что, Карта имеет одно значительное преиму­щество. Оно заключается в том, что если человека что-либо не уст­раивает в жизни, если он хочет произвести какие-либо изменения, ему не надо менять окружающий мир, достаточно для начала изме­нить свое представление о нем и о себе1.

Человек осознает и чувственно переживает не реальный мир,

а лишь его отражение в собственных ощущениях и

представлениях, собственную когнитивную Карту этого мира.

Не путайте эту Карту с самой Территорией.

Ограничения Модели мира

Представление о мире и своем месте в нем не появляется у че­ловека с рождением, а формируется на протяжении всей жизни. При конструировании представления о мире используется только та информация, которую человек готов воспринять. Поэтому соз­данная им Модель мира во многом является продуктом его воспри­ятия и отношения к собственному опыту. Так как восприятие чело­века ограничено, ограничена любая Модель мира. Любая Карта — это не Территория.

Во-первых, восприятие человеком реальности ограничено чув­ствительностью его органов чувств, как возможности диктофона улавливать сигнал ограничены чувствительностью его микрофона. Мы не можем слышать инфразвук и ультразвук, видеть свет, нахо­дящийся в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне. Хотя это тоже элементы реальности, которые в той или иной степени могут различать иные живые существа. Ограниченность восприимчивости органов чувств можно условно назвать физиологическим фильтром, исключающим часть информации.

1 См. подробнее: Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. С. 100-109.


100 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Лидеру необходимо осознавать, что реальная действительность гораздо шире той, которую может наблюдать человек.

Во-вторых, человек исключает бблыную часть информации. Вос­приятие человека нельзя сравнить с видеокамерой, записывающей все, что попадает в ее объектив. Мы воспринимаем окружающий мир избирательно, упуская из виду часть информации. Например, сейчас вы можете выделять и слушать только мой голос и не замечать пения птиц за окном. Или наоборот. Выбирая что-то одно, мы вы­нуждены отказаться от чего-то другого. В этом особенность любого выбора. Способность исключать ненужную часть информации об­легчает восприятие. Но, к сожалению, избирательность в отношении поступающих сведений нередко и ограничивает человека. Из бес­конечного объема информации многие люди склонны восприни­мать то, что подтверждает их предварительные представления, и не обращать внимания на факты, которые ставят эти представления под сомнение.

Поэтому лидеру полезно осознавать, что он не может иметь ис­ключительно правильное представление обо всем. Он, как и все люди, всегда что-то не видит, а что-то не слышит. Соответственно, ему необходимо быть открытым к любой внешней информации, лишь бы эта информация была правдивой. При этом важно помнить о том, что его последователям тоже свойственно иметь представле­ние лишь о некоторой части действительности.

В-третьих, человек склонен не только исключать ненужную часть информации, но и искажать оставшуюся (изменять, упрощать, подстраивать и т. п.). Искажению может подвергаться как воспри­ятие внешней информации, так и видение собственного опыта. Данная способность отличает человека от животных. Она позволя­ет вспоминать прошлое, мечтать и планировать будущее. Но неред­ко человек воспринимает как реальность свои мысли, фантазии и предположения.

Для лидера важно умение отделять реальную информацию о действительности от интерпретаций этой действительности. Ему необходимо исправлять полученную от других людей искаженную информацию, выделяя в ней достоверную часть, если она вообще имеется. И не заблуждаться в собственных интерпретациях.

И, наконец, четвертое, человек способен обобщать. В процессе обобщения человек соотносит одно явление с группой подобных


Глава 9. Личностный модуль 101

ему. При этом этому явлению приписываются свойства группы. Эта способность позволяет человеку систематизировать различные со­бытия, людей, ситуации и способы действия. Но в некоторых слу­чаях она также может ограничивать его.

Предположим, ребенок заходит на кухню, притрагивается к го­рячей плите и обжигается. Он может сделать различные выводы-обобщения, в том числе:

□ никогда не следует прикасаться к горячей плите;

П никогда не следует прикасаться к кухонным плитам вообще;

□ никогда не следует заходить на кухню;

О наконец, никогда не следует заходить в комнаты, в которых тепло и есть горячие предметы.

В зависимости от того, какое именно обобщение сделает человек, он может или обезопасить себя, или ограничить свой будущий опыт и свои возможности.

Итак, можно представить это так, что человек смотрит на мир через маленькое окошко, ограниченное физиологическими воз­можностями восприятия. И эту малую часть он воспринимает как действительность, не забывая при этом что-то исключить, остав­шееся — исказить и с чем-то обобщить, приписав соответствующие свойства. Конечно же, каждый делает это по-своему. Перефразируя слова Дж. Бьюдженталя, можно сказать, что каждый человек явля­ется архитектором собственной действительности. Он постоянно переделывает реальность, более или менее приспосабливая ее к своим нуждам.

Каждый человек уникален и имеет свои ценности, убеждения и представления. Каждый из вас по-своему воспринимает и осмысли­вает окружающий мир. При этом мир, в котором живет каждый из вас, это не более чем отражение реального мира в ваших представ­лениях. Реальный мир гораздо шире и богаче. Точно так же и ваше представление о себе и своих возможностях является лишь вашей интерпретацией своих возможностей, во многом не раскрытых.

' Важным качеством лидера является способность замечать за убеждениями и утверждениями человека ограничения его Модели мира и видеть искажения в поступающей от него информации.


102 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Столкновение различных Моделей мира

Нет одинаковых представлений о мире, как нет одинаковых лю­дей. Но так как в нашей жизни много схожего, то и в представле­ниях различных людей о мире много похожих элементов, что по­зволяет людям понимать друг друга, иметь схожие интересы и увлечения. Различия же в представлениях разных людей нередко являются причиной непонимания и конфликта.

Не изнуряйте себя попытками изменить Модель мира другого человека путем навязывания ему своей. Стремление поспорить и доказать истинность своей Модели мира является отражением соб­ственной неуверенности в ней.

Доказывающий всегда слаб. Доказывающий — проситель, ведь он просит, чтобы к его доказательствам отнеслись небезразлично.

Имеющий свой путь, уверенный в себе человек не доказывает и не просит, а при необходимости — предлагает.

Если для вас важен предмет разногласия, то попытайтесь понять Модель мира оппонента. Войдите в нее и произведите изменения изнутри. Все человеческое поведение, независимо оттого, насколь­ко причудливым оно может показаться, становится осмысленным, когда вы понимаете порождающую такое поведение Модель мира этого человека.

Если вы замечаете, что кто-то поступает неправильно, и вас это беспокоит, осуждать этого человека бессмысленно. Если бы вы про­жили его жизнью с первых дней и до настоящего момента, то, воз­можно, вы поступали бы точно так же, а может, и еще хуже.

В любой момент времени каждый человек делает выбор внутри тех границ, которые он сам выстроил для себя в течение жизни. Хотя он честно выбирает наилучший вариант действий и поступков из числа имеющихся у него.

Если вы считаете, что человек поступает неправильно, то, если вы можете — помогите ему, а не осуждайте. Обогатите его внутрен­ний мир, раздвиньте границы его представлений и предложите ему лучший образец действия в данной ситуации. И тогда возможно, что этот человек пойдет за вами, а при необходимости — уже сам поддержит вас.

Если вы сталкиваетесь с непониманием и неожиданными собы­тиями, то, возможно, это ваше ограничение. Любое столкновение


Глава 9. Личностный модуль_______________________________________ 103

с неожиданностью, даже приятной, показывает вам, что ваша Мо­дель мира не точно отражает действительность. Неожиданные со­бытия дают человеку неоценимую возможность расширить пред­ставления об окружающем мире и сделать их более адекватными.

Людей можно разделить на два типа, в зависимости от того, как они реагируют на столкновение с неожиданностью. Одни люди стараются менять собственные представления, для того чтобы они соответствовали действительности. Другие стремятся «переделать» действительность, для того чтобы она соответствовала их представ­лениям.

Замечая то, чего вы не ожидали, вносите изменения в ваши

представления о действительности, делайте их более

адекватными реальности.

Прошлое, настоящее и будущее

Прошлое — это то, что уже случилось. Это вся наша прожитая жизнь, серия проб и ошибок, побед и неудач. Это наш опыт.

Настоящее — это то, где мы находимся сейчас.

Будущее — это то, что будет после настоящего. То, куда мы идем в этой жизни.

Исходная точка силы человека находится в настоящем моменте. Прошлого уже нет. А будущее еще не наступило. В каждый момент времени есть только настоящее, память о прошлом, представление и мечты о будущем. Однако для многих людей сегодня является не более чем то завтра, о котором они тревожились вчера.

Воспоминания о прошлом и тревоги о будущем во многом ли­шают нас настоящего. Но именно в настоящем находится исходная точка силы человека. Настоящее — это миг, тончайшая мембрана, отделяющая вполне определенное прошлое от многообразного бу­дущего. Только в настоящем человек может осознавать себя и быть собой, выбирать, о чем думать и во что верить, принимать решения и совершать поступки. Из настоящего человек может менять свое будущее.


] 04 Часть 4. Описание основных модулей тренинга разбития лидерских качеств

Это не значит, что не нужно мечтать и планировать свое будущее. Мечта — это жизненный источник нашей жизни. Каждый раз, меч­тая, человек мысленно переносится в возможное будущее и подго­тавливает его. Но мечта должна быть осуществимой. Только тогда она превращается во взгляд из будущего и позволяет увидеть путь в то завтра, в которое хочется идти.

Каждый раз, совершая выбор, человек трансформирует много­образие будущего в единственный и уже необратимый акт настоя­щего. В то время когда человек стоит перед выбором, жизнь стре­мительным потоком продолжает нести его по течению. И чем более он будет медлить с решением вопроса о выборе, тем труднее и слож­нее для него будет становиться последний. В какой-то момент уже и речи не будет о выборе. И не потому, что он уже сделан, а потому, что пропущен соответствующий момент для него. Иначе говоря, за человека выбрала сама жизнь. Поэтому для лидера важна способ­ность принимать решение и совершать действие тогда, когда оно требуется. Тогда, когда для этого представляется соответствующий случай.

Еще в XVII веке китайский ученый и философ Тан Чжэнь писал: «Случай может предоставляться нам раз в день, в месяц, в год, в десять лет или в сто лет. Вот почему нужно быть готовым не упустить его. Даже если этот случай откроется нам за едой, нужно тотчас бросить свои палочки и выбежать из-за стола. Ибо может статься, что, когда мы закончим трапезу, случай уже ускользнет от нас... Случай — это встреча человека с его судьбой, и мгновение, в кото­рое решается, быть ли победе или поражению...»1

Наше будущее становится таким, каким мы его создаем в каждый момент времени в настоящем. Действовать можно только в настоя­щем. При этом действия неудачника обычно являются следствием его прошлого. А действия лидера ориентированы на будущее, на­правлены на «строительство» этого будущего.

Старайтесь в жизни как можно чаще поступать не «потому что », а «для того чтобы >>.

' Малявин В. В. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. М.: Белые альвы, 2000. С. 14-15.


Глава 9, Личностный модуль 105

Большая цель

Ребенок заблудился в лесу.

Он не знал, что делать и куда идти. И начал плакать. В этом плаче была сокрыта жалость к себе и горечь вопросов: почему это случилось именно со мной? Что теперь со мной будет?

Но потом он взял себя в руки, набрался храб­рости, забрался на большое дерево и увидел до­рогу — свой путь1.

Где нам найти такое дерево, чтобы увидеть свой Путь и не плутать в жизни? Такое дерево есть. Это наша большая цель жизни, жиз­ненное предназначение. Человек не может жить без цели: бесцель­ная жизнь опустошает человека, лишает смысла все происходящее с ним. А человек, не имеющий собственного пути, в народе назы­вается беспутным. Поэтому люди обязательно стремятся найти цель жизни, ту или иную. Если человек не имеет собственных целей жизни, он живет для достижения целей других людей.

Человек, имеющий Путь, берет на себя ответственность за свои неудачи: «Я сам заблудился». Даже если его завели в лес, привязали к дереву и оставили, он скажет: «Я сам допустил, чтобы меня завели в лес, привязали к дереву и оставили там. Моя ошибка. Мой опыт. Те­перь нужно что-то делать, чтобы выкрутиться и из этой ситуации».

Лидер — это тот, кто имеет свою большую цель жизни. Но она должна быть действительно большой и простираться через всю жизнь, выходя за ее пределы. Только тогда она может быть тем «боль­шим деревом», помогающим обрести свой Путь и не разочаровать­ся, вдруг достигнув этой цели.

Маленькую цель можно достичь и при жизни. А что потом? Че­ловек, достигнувший своей большой цели, своего Предназначения еще при жизни — теряет ее дальнейший смысл и обретает пустоту. Это не позволительно для лидера, ведь за ним идут преданные ему люди.

Говорят, что в тот день, когда Александр стал повелителем мира, он закрыл­ся в комнате и плакал.

1 Тарасов В. К. Технология жизни: книга для героев. М.: Добрая книга, 2003. Текст изменен.


1 Об Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Его военачальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не ви­дели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: и когда жизнь подвергалась большой опасности, и когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадежности. Он был примером мужества. Что же теперь случилось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоеван?

Они постучали, вошли и спросили:

— Что случилось, почему ты плачешь?
Он ответил:

— Теперь, когда я победил, я понял, что я проиграл. Сейчас я нахожусь в том
же месте, где и был, когда затеял это бессмысленное завоевание мира. Это
стало ясно мне только теперь, потому что раньше я был в пути, у меня была цель.
Сейчас мне некуда двигаться, некого завоевывать. Я чувствую внутри себя страш­
ную пустоту. Я проиграл.

Александр Македонский умер в возрасте тридцати трех лет. Когда его несли к месту погребения, его руки свободно болтались по сторонам носилок. Таково было его завещание: он хотел, чтобы все видели, что он уходит с пустыми ру-

Многие из людей имеют маленькие жизненные цели. И для того чтобы иметь смысл жизни, они ориентируются на тех, у кого цель больше и простирается дальше. Эти люди становятся для них лиде­рами.

Только имеющий большую цель, свой Путь, может обрести

последователей. Но его цель должна быть действительно

значительной. Гораздо значительнее, чем просто завоевание

мира.

1 Интернет-ресурс: http://www.pritchi.net.


Глава 9. Личностный модуль 107

Управление собственной судьбой

— Кто управляет вашей жизнью? — спросил Во-
ланд у Ивана Бездомного.

— Как кто? Я и управляю! — ответил Иван.
На что Воланд резонно заметил:

— Для того чтобы управлять, надо как-нибудь
иметь точный план на некоторый, хоть сколько-ни­
будь приличный срок. Хотя бы лет так на триста.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Вот это «как-нибудь» и будет являться предметом рассмотрения нашего занятия.

Любое достижение начинается с желания. Чтобы чего-либо дос­тичь в жизни, для начала необходимо этого захотеть. Наибольшего успеха добиваются люди, одержимые сильными желаниями.

Однако желание — это только лишь ресурс. Само по себе жела­ние без организованного и направленного действия по его удовле­творению мало полезно. Важное качество лидера состоит в умении преобразовывать собственные желания в цели. Умение правильно, конструктивно формировать жизненные цели является эффектив­ным инструментом в работе над собой. Желания и стремления, оформленные в жизненные цели, придают нашей жизни смысл и содержание.

Однако постановка правильной цели — дело не такое уж простое, как может показаться. Для того чтобы вы могли однозначно понять, достигнута цель или нет, она должна отвечать следующим условиям:

? быть конкретной с четкими критериями ее достижения;

? сложность цели должна быть оптимальной — значительной,
но выполнимой;

? достижение цели должно зависеть от человека, которому она
принадлежит — по крайней мере, вам необходимо четко от­
делять то, что зависит от вас, о того, что не находится в вашей
власти.

Цели бывают разные. Одни ограничиваются сегодняшним днем, на осуществление других необходимо затратить месяцы и годы. Поэтому важно определить временные рамки осуществления целей и соответственно их структурировать.


108 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Для структурирования целей можно использовать следующую схему.

1. Цель-мечта. Ориентирована на то, чтобы осуществиться спус­
тя десятилетия, цель на значительную часть жизни или всю
жизнь. Например: «Я хочу стать успешным и уважаемым че­
ловеком, обладающим всеми полезными вжизни знаниями и
умениями». Эту цель трудно четко сформулировать. Но лиде­
ру иметь ее на горизонте необходимо.

2. Долговременная цель. Например, «Получить высшее образова­
ние» или «Организовать фирму» и т. д. Этот уровень более
конкретен, но и здесь есть некоторая неопределенность, по­
скольку мы вынуждены планировать действия, о которых зна­
ем еще слишком мало.

3. Промежуточная цель. Промежуточными является ряд обеспе­
чивающих целей, не достигнув которых, невозможно прибли­
зиться к основной.

4. Краткосрочная цель. Это то, что вам нужно сделать, например,
в ближайший месяц или квартал. Этот уровень планирования
позволяет оценивать успешность продвижения к более круп­
ным целям.

5. Цели-задачи. Это то, что надо сделать сегодня или прямо сей­
час. Эти задачи можно записывать в еженедельник. Цели-за­
дачи помогают планировать день, неделю и превращают не
слишком интересное занятие в игру, в соревнование с самим
собой.

По мере достижения различных рубежей необходимо пересмат­ривать и корректировать более отдаленные цели. Тем более что с каждым новым днем вы будете изменяться и становиться более мудрым и опытным. Если, конечно, будете извлекать положитель­ные уроки и из отрицательного результата.

Опыт постановки и достижения жизненных целей является важ­ным элементом формирования лидера. Достижение цели приносит позитивные эмоции, которые служат положительным подкрепле­нием, закрепляющим конструктивную модель поведения.

Поставив цель и достигнув ее, человек чувствует себя успешным. Каждый раз повторяя этот цикл, человек испытывает уверенность


Глава 9. Личностный модуль



в себе и закрепляет образ себя как успешного человека, что, в свою очередь, помогает ему ставить и достигать новые цели.

Девиз лидера: «Сегодня — мечтаю. Завтра — планирую. А послезавтра — добиваюсь осуществления своих планов».

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ

УПРАЖНЕНИЕ «КТО Я?»

Упражнение выполняется после информирования по теме

«Я-концепция лидера».

Вступление Монаху приснился сон, что он князь. Когда он про­снулся, то стал сомневаться, кто же он на самом деле: монах, которому приснилось, что он стал князем, или князь, которому сейчас снится, что он стал монахом. Человек действительно может подобным образом сомневаться, но только в том случае, если он забыл все, что с ним было до последнего сна. Если же он помнит и другие сны, в которых он не всегда был князем, но всегда просыпался монахом, то скорее всего он монах.

Что касается князя, то если в своих снах он и был иногда монахом, то просыпался он всегда князем. В этом их различие1.

Человек является тем, кем он себя воспринимает после пробуждения. И в жизни человек ведет себя в соответствии с этим представлением о себе. А другие замечают его по тому, как и куда он себя ведет.

ОписаниеУчастникам предлагается написать в столбик 10 от-

процедурыветов на вопрос «Кто Я?». Каждый ответ следует начи­нать с местоимения «я»: «Я —....».

1 Тарасов В. К. Технология жизни: книга для героев. М.: Добрая книга, 2003. Текст изменен.


110 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

После того как все запишут свои ответы, каждый участник по кругу должен озвучить их. Остальные мо­гут при этом задавать вопросы, для того чтобы понять, что автор имел в виду.

Пояснение Обычно, отвечая на вопрос «Кто Я?», участники

пишут:

Я — человек.

Я — курсант.

Я — командир.

Я — друг. И т. д.

Основная цель упражнения заключается в формиро­вании и закреплении у участников лидерского самовос­приятия. Поэтому ведущему следует отслеживать в отве­тах участников аспекты Я-концепции, мешающие фор­мированию лидерской позиции (тихоня и т. п.), а также засоряющие их самовосприятие. Ведь каждый человек ведет себя в соответствии с тем, как он себя восприни­мает. В подобном случае следует попросить участника описать ситуацию, в которой он ведет себя в соответствии сданным себе определением. Подобное обсуждение по­зволяет участникам пересмотреть или, как минимум, задуматься о собственном самовосприятии.

После того как все участники зачитают свои ответы, ведущий предлагает тем из них, кто не отметил в своих ответах социальные позиции «Я — командир» и «Я — лидер», занести их в свой список и еще раз прочитать вслух для всех.

Упражнение помогает раскрыть социальные уста­новки участников и, при условии достаточной прора­ботки и направленной помощи в самораскрытии, за­кладывает «первые камни» в фундамент лидерской Я-концепции.

УПРАЖНЕНИЕ «КАКИМ МЕНЯ ВИДЯТ?»

Упражнение направлено на организацию активной обратной связи от группы каждому участнику и является дополнением к пре­дыдущему упражнению.


Глава 9. Личностный модуль



Вступление Князя играет его свита. По поведению свиты можно понять: нам сейчас предстоит встреча именно с князем. Перед нами не кто иной, а именно князь. И это убежде­ние останется, даже если он будет вести себя как монах.

А если придворные не обращают никакого внима­ния на человека, мы понимаем, что никакой он не князь, даже если и считает себя таковым. Может быть, он просто больной человек.

Лидера играют его последователи. Нет последова­телей — нет лидера.

ОписаниеВыбирается доброволец, который выходит из ком-

процедурынаты.

Задача группы — коллегиально написать 10 ответов на вопрос: «Какой он?», наиболее точно отражающих те качества вышедшего человека, которые помогают ему в управленческой деятельности.

В это время задача участника — подумать, как может охарактеризовать его эта группа. Как только ответы будут готовы, ведущий приглашает участника войти. Его просят назвать свои личные качества, являющиеся ответом на вопрос: «Какой я?», которые, как ему ка­жется, в нем видят окружающие.

Важно угадать суть качества, а не конкретное напи­санное группой слово. При угадывании участником какого-либо качества группа сообщает ему об этом. Участник продолжает до тех пор, пока не «угадает» семь качеств из списка группы. После этого группа зачиты­вает ему оставшиеся (не угаданные) качества, при не­обходимости дает пояснения и дарит участнику листок на память.

Далее за дверь выходит следующий участник.

ПояснениеПри выполнении упражнения необходимо твердо

придерживаться процедуры и не завершать ее до тех пор, пока участник не назовет указанное количество ответов группы. В случае затруднений участника члены группы могут ему помогать, предлагая вспомнить те или иные ситуации и определить, какие качества в тот момент проявились.


112 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

ОбсуждениеПо окончании выполнения упражнения всеми уча­стниками можно предложить каждому зачитать вслух не угаданные им качества и сообщить свое отношение к ним.

УПРАЖНЕНИЕ «Я ЗА ТЕБЯ ОТВЕЧАЮ»

ОписаниеВызываются два добровольца, которые садятся ря-

процедурыдом и договариваются, кто за кого сейчас будет отве­чать.

Задание состоит в том, что на вопросы группы, за­данные одному участнику, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на этот вопрос ответил его напарник.

Вопросы можно задавать любые, связанные с чем угодно. Задача молчащего напарника — слушать и мыс­ленно отмечать, где отвечающий за него игрок попал в точку, а где ошибся.

Ведущий заранее должен ввести ограничения, либо временные, либо на количество задаваемых вопросов. Ответив на первую серию вопросов, объединенные в пару участники меняются ролями.

ОбсуждениеОбсуждение может проводиться в несколько этапов. На первом внимание уделяется впечатлениям молча­щего члена пары. Он сообщает, каково было ему слу­шать, где были точные попадания в ответах, на какой вопрос он бы ответил иначе и как именно.

Второй этап посвящен впечатлениям участника, взявшего на себя ответственность за первого. Он име­ет возможность сообщить, легко ли было отвечать на вопросы и как он находил ответы.

Третий этап связан с обсуждением ожиданий участ­ников, которые задавали вопросы, а также тех, кто слу­шал ответы про себя. Ожидания участников, задающих вопросы, отражают процесс построения образа друго­го человека. А ожидания участников, слушающих от­веты про себя, содержат их представления о том, как их воспринимают другие. Если эти ожидания не оправ-


Глава 9. Личностный модуль



дываются, то ответ является неожиданным, а образ не­адекватным.

ПояснениеВ конечном итоге участники получают конкретный

чувственный опыт различения образа другого человека, построенного на собственной системе домыслов, ожи­даний и обобщений, и реального впечатления от этого человека, формируемого «здесь и сейчас». Исправление искажений взаимовосприятия и самовосприятия по­зволит избежать искажений в общении.

УПРАЖНЕНИЕ «ОПИСАНИЕ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»

Упражнение направлено на развитие способности различать сенсорно воспринимаемую информацию от чувственно переживае­мой. Выполняется после информирования по теме «Ограничения Модели мира».

ВступлениеКак мы уже отметили ранее, человек живет в мире

собственных представлений и интерпретаций. При этом объяснение человеком причин и смысла проис­ходящих событий во многом определяет отношение этого человека к данным событиям. И поскольку ин­терпретации нередко зависят от настроения человека, его личностных и социальных установок, организация собственных действий только на основании личных интерпретаций без проверки их адекватности иногда может иметь ошибочный результат.

Без способности отделять то, что мы видим и слы­шим, от того, что мы думаем и чувствуем в отношении человека или события, нам очень трудно ориентиро­ваться в действительности. Поэтому, чтобы не заблу­диться в жизни, человеку необходимо умение отличать реальные события от собственных интерпретаций этих событий.

ОписаниеУчастник становится на определенном месте (на-

процедурыпример, в центре комнаты) и получает задание в тече­ние двух-трех минут описывать происходящее в ком­нате, включая свои действия. Ведущий обращает вни-


114 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

мание участника на ошибки, если он вместо описания дает интерпретацию.

Примерное описание успешного выполнения уп­ражнения: «Я стою в комнате. Вокруг меня сидят люди. Я слышу звуки, доносящиеся с улицы, и т. д.».

Если участник вместо последней фразы скажет, на­пример: «Я слышу пение птиц, доносящееся с улицы», то ведущий поправляет, что «пение птиц» — это интер­претация, так как он не может видеть этих птиц, а слы­шит только звуки и интерпретирует их исходя из имею­щегося у него опыта. Поэтому, согласно условиям за­дания, можно говорить только о «звуках, доносящихся с улицы и похожих на пение птиц».

ПояснениеВажно донести до участников, что в жизни все люди

обычно реагируют подобным образом, автоматически интерпретируя события. Способность человека соот­носить полученную сенсорную информацию с элемен­тами собственного опыта позволяет быстро ориенти­роваться в ситуации. Однако иногда эта способность может и ограничивать человека, приводя к ошибочным выводам. Лидеру необходимо научиться отличать ре­альное событие от собственных интерпретаций этого события, а также перед принятием важных решений и совершением значимых поступков «проверять те ос­нования», на которых были сделаны определенные выводы.

УПРАЖНЕНИЕ «Я- ХОЗЯИН»

Упражнение основано на ситуации брошенного вызова, состя­
зания и направлено на развитие уверенности в себе в процессе внут-
ригруппового взаимодействия. Выполняется после информирова­
ния по теме «Столкновения различных Моделей мира».
ВступлениеКто хозяин, а кто гость?

Хозяин тот, кто может разрешить войти, а может и не разрешить. Кто не нуждается в проводниках в «сво­ем доме». Кто первым может расспрашивать гостя о его


Глава 9. Личностный модуль



делах. Кто имеет запасы еды и провизии. Кто имел от­дых до встречи с гостем.

Гость тот, кто должен просить разрешения войти. Кто плохо знает этот дом и нуждается в проводнике. Кто имеет только такие запасы, которые захватил с собой. Кто проделал большой путь и нуждается в от­дыхе. Кто вынужден отвечать на расспросы хозяина, если не хочет с ним поссориться.

Лидеру, выбирая время и место встречи, необходи­мо стремиться по возможности оказаться в роли хозяи­на. При этом позиция хозяина —- не столько внешняя, сколько внутренняя1.

ОписаниеПервоначально ведущий предлагает группе ответить

процедуры на вопросы и обсудить ответы. Он спрашивает: «Как мы узнаем хозяина? Какими качествами он обладает?», «Какие качества проявляются у не хозяина?»

ПояснениеОбычно участники отвечают: «Хозяин — это силь-

ный, уверенный в себе человек, независимый от внеш­них оценок и готовый оценивать сам»; «Это не тревож­ный, не суетливый человек, который чувствует себя раскрепощенным и спокойным, может руководить дру­гими» и т. п.

Ведущий резюмирует сказанное участниками: «Итак, одна из главных черт хозяина — это уверенность в себе. Кто в себе уверен, встаньте! Поздравляю того, кто встал первым, а остальные пусть пока сядут. (Обра­щаясь к участнику.) Я верю, что ты — хозяин, но дока­жи это другим. Сделай или скажи что-то, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты».

ПояснениеУ лидеров обычно это получается неплохо и прояв-

ляется в виде спокойных распоряжений, например: «Андрей, закрой, пожалуйста, форточку», «Владимир, убери стул, он мешает» и т. п.

Ведущий может прокомментировать сделанное, об­ратив внимание в первую очередь на успешные момен-

1 Тарасов В. К. Технология жизни: книга для героев. М.: Добрая книга, 2003. Текст изменен.


116 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

ты: «Хорошо! Но это было мое мнение, а теперь пусть тебе даст оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оце­нили!»

ПояснениеОбычно это задание выполняется хуже. Часто уча-

стник забывает, что он хозяин и неуверенно распоря­жается предоставленной ему инициативой. В таком случае коротко обсудите это. В процессе обсуждения полезно обратить внимание на характеристики голоса, которым отдавались указания, а также сопровождаю­щие позу и жесты.

Ведущий: «Теперь как хозяин передай свои полно­мочия: назначь другого хозяина (например, "Хозяином будешь ты!")».

ПояснениеНеобходимо, чтобы роль хозяина проиграли все

участники. Для усложнения упражнения можно пред­ложить всем членам группы оценивать участника, вы­полняющего роль хозяина. Свои ощущения они могут выражать жестом: поднятым вверх большим пальцем — если считают, что человек говорит действительно как хозяин, или опущенным вниз большим пальцем — если, по их мнению, участник отдает указания неубедитель­но. При этом можно предложить членам группы не выполнять неуверенные и неубедительные указания. В этом случае ведущему необходимо проявлять прин­ципиальность и не принимать назначение другого хо­зяина, если оно неубедительно и не было одобрено группой.

Основное содержание работы ведущего заключает­ся в поддержке участников, испытывающих затрудне­ния при выполнении упражнения. Необходимо помо­гать каждому участнику в выборе слов, которыми от­дается указание, работать с характеристиками голоса, позой, сопровождающими высказывания жестами и т. п. В итоге каждый участник должен ощутить успех в роли хозяина.


Глава 9. Личностный модуль



УПРАЖНЕНИЕ «КАЧЕСТВА ЛИДЕРА»

Упражнение направлено на формирование представлений уча­
стников о лидерских качествах.
ОписаниеУпражнение состоит из трех этапов.

процедурыНа первом этапе каждому участнику предлагается

индивидуально составить список из семи наиболее важ­ных качеств, которыми, по его мнению, необходимо обладать человеку, чтобы стать лидером. Время выпол­нения — 5 минут. Затем каждый участник зачитывает свой список группе.

На втором этапе группе предлагается коллегиально, руководствуясь принципом достижения согласия, про­анализировать все прозвучавшие качества и определить пять наиболее значимых качеств для лидера курсант­ской группы. Окончательный список качеств зачиты­вается ведущему и обосновывается участниками.

На третьем этапе каждому участнику предлагается по пятибалльной шкале оценить степень развитости выделенных группой лидерских качеств лично у него. Результаты зачитываются группе.

ПояснениеУпражнение подготавливает группу к информиро-

ванию, в процессе которого ведущий кратко знакомит участников с основными идеями персоналистического, ситуационного и поведенческого подходов исследова­ния лидерства (см. Главу 2), а также с различными мо­делями лидерских качеств организационного лидера (см. Главу 5).

Ознакомление участников тренинга с качествами, необходимыми для успешного выполнения лидерских функций, повышает их мотивацию к саморазвитию этих качеств.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ»

Упражнение выполняется после информирования по теме «Про­шлое,настоящее ибудущее».


118 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Вступление Жизнь человека метафорично можно представить в виде жизненного пути, по которому он идет. Сейчас вы находитесь в этой комнате, в этом институте. Пом­ните ли вы, как здесь оказались? Помните ли вы свою жизнь? Из каких событий она состоит в вашей памяти?

Можно утверждать, что каждое событие, которое вы помните (как и множество других, которые не всплы­вают в памяти), оказало то или иное влияние на вашу личность, ваше восприятие и отношение к жизни. То, кем вы сейчас являетесь, во многом предопределено той событийностью и теми людьми, с которыми каж­дый из вас встречался на своем жизненном пути, реа­гируя определенным образом.

И ваше будущее во многом зависит от того, куда вы пойдете дальше, что и кого вы встретите на жизненном пути и как будете относиться к этим встречам.

Человек существует до тех пор, пока он помнит свое прошлое, помнит себя, даже если это прошлое — по­следние пять минут его жизни. Но чем больше человек помнит свое прошлое, тем больше у него возможностей быть успешным создателем своего будущего.

ОписаниеКаждому участнику предлагается ретроспективно

процедурызаписать все значимые для него жизненные события, начиная с настоящего момента и до самых первых ран­них дней.

По окончании каждому предлагается про себя (то есть не вслух) прочитать свой список событий и выпи­сать всех людей, с кем были связаны эти события. По­смотреть, все ли значимые люди (так или иначе ока­завшие влияние на их жизнь) вошли в этот список. Если не все, то дополнить список новыми именами и соот­ветствующими событиями.

ПояснениеУпражнение выполняется каждым участником ин-

дивидуально. Записи в группе не зачитываются — это личная жизнь каждого человека. Задача ведущего — обеспечить осознание и принятие участниками про­шлого с позитивным настроем на будущее.


Глава 9. Личностный модуль



При необходимости следует обеспечить возмож­ность проведения индивидуального психологическо­го консультирования участников в межмодульный период.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЕ БУДУЩЕЕ»

Упражнение является дополнением предыдущего инаправлено на прорисовку будущего. Выполняется после информирования по теме «Большая цель».

ОписаниеКаждому участнику предлагается прописать свое

процедурыбудущее, обозначив ожидаемые жизненные события, которые для него значимы, начиная с настоящего мо­мента и до самых последних осознаваемых им дней жизни.

Время на выполнение упражнения — 10—15 минут. По окончании этого времени ведущий предлагает ка­ждому участнику мысленно перенестись на каждый отмеченный им этап жизни и ответить себе на вопрос «Все ли его устраивает в этом будущем?». При необхо­димости он может внести дополнения и изменения, на что дается еще 5—10 минут.

По окончании каждому участнику (по кругу) пред­лагается рассказать группе о своих жизненных целях и планах на будущее. Остальные участники могут зада­вать вопросы на понимание и прояснение.

ПояснениеЗадача ведущего консультировать участников при

возникновении у них вопросов. При необходимости ведущий может слегка проблематизировать жизненные цели участников вопросами, например: «Хорошо, пред­ставь, что ты уже этого достиг, что ты будешь делать дальше?»; «Как ты считаешь, ради этого стоит прожить жизнь?» и т. п. При этом вопросы должны задаваться ведущим в предельно доброжелательной форме.


120 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств'

УПРАЖНЕНИЕ «ФОТОГРАФИЯ ДНЯ»


Вступление

Описание процедуры


Упражнение является дополнением к предыдущему и направлено на развитие способности участников осознавать, планировать и контролировать свою жизнь и деятельность. Выполняется после информирования по теме «Управление собственной судьбой».

Успешно прожить один день — с этого начинается искусство жить. Источник силы находится в настоящем моменте. Как мы уже говорили, только в настоящем человек может осознавать себя и быть собой, выбирать, во что верить и о чем думать, принимать решения и со-вершать поступки. Из настоящего человек может менять свое будущее. Сегодняшний день больше не повторится никогда. Поэтому самый главный ресурс человека — его время. Это единственное, что нам никогда и ни за какие деньги, ни при каких условиях не вернуть назад. Поте­рянный час (день, месяц) утрачен навсегда.

А как у вас складываются отношения со временем? Умеете ли вы его ценить и насколько эффективно ис­пользуете? Помните ли вы о том, чем занимались вче­ра, позавчера? А несколько дней назад?

Давайте сейчас проанализируем один день из вашей жизни.

Каждому участнику предлагается вспомнить с точ­ностью до одного часа, что он делал, например, вчера или позавчера (по выбору ведущего), и заполнить бланк «Фотография дня», который используется специали­стами для хронометрирования различных процессов. Время на заполнение бланка «Фотография дня» — 5— 10 минут.


«Фотография дня»

 

Время Содержание деятельности
7.00 - 8.00  
8.00 - 9.00  
9.00 -10.00  

 
 

Глава 9. Личностный модуль

 

 
Время Содержание деятельности
10.00-11.00  
11.00-12.00  
12.00-13.00  
13.00-14.00  
14.00 -15.00  
15.00-16.00  
16.00 -17.00  
17.00-18.00  
18.00 -19.00  
19.00 - 20.00  
20.00 - 21.00  
21.00 - 22.00  
22.00 - 23.00  
23.00 - 24.00  

Пояснение


После заполнения таблицы участники по очереди зачитывают группе результаты работы.

Затем каждому необходимо провести самостоятель­ный анализ дня, например, в следующем виде: «В те­чение дня я учусь... часов, работаю ... часов, принимаю пищу... времени, отдыхаю... часов. Я читаю... страниц, смотрю телевизор в течение ... часов, трачу на компь­ютер ... времени, нахожусь наедине с собой и размыш­ляю ... часов. За один день я успеваю... часов пообщать­ся с друзьями, провести... деловых встреч. Кроме того, я прохожу ... км, еду в общественном транспорте ... минут и т. д.».

Список показателей, используемых при анализе дня, может быть расширен, а при необходимости — раз­мельчен.

Полезно сделать несколько «снимков» различных дней (например, учебного и выходного дня).

В процессе обсуждения ведущему следует обращать внимание участников на рациональность использова­ния ими времени. Например, следует попросить уча-


122 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

стника, потратившего большое количество времени на общение, конкретизировать содержание этого обще­ния, объяснить, что он получает от общения и т. п. При необходимости можно предложить группе поразмыш­лять, существуют ли альтернативные способы удовле­творения их потребностей.

Полезно дать участникам «домашнее задание», по­просив их к следующему занятию подготовить «фото­графии» каждого прошедшего между занятиями дня (обычно речь идет о двух-трех днях).

ПримечаниеТак как курсантская жизнедеятельность во многом жестко регламентирована, то ведущему необходимо предостеречь участников от формального выполнения ими упражнения, сводящегося к банальному перепи­сыванию распорядка дня. Каждый человек индивидуа­лен и люди проживают свои жизни по-разному, даже находясь рядом.

В случае если кто-то из участников все же пошел по формальному пути, можно выйти на рассмотрение «фо­тографии дня» с позиции индивидуальной деятельно­сти. Можно попросить участника «размельчить» собы­тия дня и описать, например, что делал именно он, находясь на конкретном занятии и т. п.

Только при неформальном отношении к заданию участники могут извлечь из него пользу, научиться осоз­навать свою жизнь, планировать и контролировать свою деятельность.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.