Здавалка
Главная | Обратная связь

Типичные проблемные ситуации взаимодействия младших командиров с курсантами, преподавателями и вышестоящим руководством



Ситуации, связанные с неумением сержантов выполнять основные управленческие функции

Неумение четко и убедительно отдавать приказы

Неумение контролировать свое эмоциональное состояние в конфликтных ситуациях

Неумение благодарить подчиненных за хорошо проделанную работу

Ситуации, связанные с взаимодействием с курсантами

Как себя вести, если:

Подчиненный курсант пререкается с сержантом, уклоняясь от выполнения указания

Подчиненный курсант старше по возрасту, считает себя более опытным и публично критикует стиль руководства сержанта

Подчиненный курсант является другом и ему трудно приказывать

Ситуации, связанные с общением и взаимодействием с курсовыми офицерами

Как поступить или как поговорить с командиром взвода, если он:

Привлекает сержанта к выполнению обязанностей, не предусмотренных должност­ной инструкцией и не соответствующих его статусу

Ставя профессиональную задачу перед сержантом, не объясняет, как правильно ее выполнить, а у сержанта нет четкого представления, что и как делать Отчитывает сержанта перед строем за недостатки групповой деятельности взвода


146 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Основная часть упражнения направлена на отработку моделей лидерского поведения в типичных проблемных ситуациях. В основ­ной части используется метод разыгрывания ролей, а также опыт работы балинтовских групп.

ОписаниеУчастникам объявляется, что им предстоит вырабо-

процедурытать стратегии эффективного поведения сержанта в типичных проблемных ситуациях и отработать умение их использовать в моделируемых условиях. Выбирает­ся первая ситуация, например: «Курсант пререкается с сержантом, уклоняясь от выполнения указания». Оп­ределяется тип указания.

Выбирается участник, который будет исполнять роль сержанта, и доброволец на роль строптивого кур­санта. (Роль строптивого курсанта может разыгрывать сам ведущий.)

Задача сержанта — добиться выполнения курсантом поставленной задачи всеми приемлемыми вербальны­ми средствами.

Задача строптивого курсанта — воздерживаться от выполнения предложенного сержантом поручения (ра­ционально возражать, приводить доводы, почему дан­ную задачу не следует выполнять сейчас и т. п.). В слу­чае если он решит, что в разыгрываемых условиях он готов выполнить поручение, то он объявляет об этом группе.

После первого проигрывания ситуации проводится обсуждение.

ОбсуждениеКаждому участнику, по кругу, предлагается выска­зать свое мнение о том, правильно ли вел себя сержант в моделируемой ситуации и как поступил бы лично он в подобных условиях на его месте.

По окончании участнику, разыгрывающему роль сержанта, предлагается или обосновать, почему его ва­риант является не худшим из числа вариантов предло­женных другими участниками (если он действительно так считает), или переиграть ситуацию, используя наи­более эффективную стратегию из предложенных.


Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 147

Пояснение Впроцессе обсуждения ведущему необходимо об-

ращать внимание участников, во-первых, на оценку адекватности выбранной сержантом стратегии убеж­дения (используемые им слова и аргументы), а во-вто­рых, на убедительности самого воздействия (интонации произнесения им слов, позы, используемые жесты и т. п.). При необходимости проводится краткое ин­формирование по актуализированным темам.

Все из предложенных участниками типичных про­блемных ситуаций разыгрываются на протяжении про­фессионально-управленческого модуля с максималь­ным включением в них всех членов тренинговой груп­пы. Для лучшего закрепления каждую ситуацию необ­ходимо разыграть в различных вариациях.

УПРАЖНЕНИЕ «РАЗРЕШЕНИЕ НА УВЕРЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

ОписаниеВедущий обращается к участникам:

процедуры«Для того чтобы руководить другими людьми, нуж-

ны два разрешения. Первое — официальное, оно исхо­дит от организации, которая назначает человека руко­водителем. Второе — неофициальное, внутреннее раз­решение. Достичь официального разрешения порой сложно, но все же намного легче, чем получить неофи­циальное, внутреннее разрешение от себя самого.

Нередко у руководителя может возникать чувство, что он не имеет права командовать другими людьми, потому что он не сможет это сделать уверенно и хоро­шо. Такая неуверенность в себе обязательно замечает­ся подчиненными и во многом закрывает для руково­дителя возможность стать лидером.

Последователям необходима уверенность в своем лидере, в том, что лидер знает, куда их вести. Только в этом случае они могут довериться и последовать за ним. Но для этого руководителю-лидеру первоначаль­но необходимо самому позволить себе управлять, сформировать внутреннюю уверенность в правомоч-


148 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

ности отдачи приказов и распоряжений, в правомоч­ности успеха. Именно этому посвящено это упраж­нение».

Далее следует медитативная часть.

Сядьте поудобнее и расслабьтесь. Вы можете сидеть с открытыми или закрытыми глазами. Представьте сле­дующую ситуацию: вы принимаете участие в программе интенсивной подготовки руководителей-лидеров. Она требует от вас значительных усилий, практически за­нимает все ваше время, и у вас уже есть успехи. Вы на­учились использовать свои сильные стороны, пробовали справляться со своими недостатками и даже извлекать из них выгоду.

Вообразите, что на данный момент самая важная часть программы завершилась. Вам предстоит принять участие в небольшой церемонии вручения документов, удостоверяющих, что вы владеете искусством управления. Подумайте, где и как должна проходить такая церемо­ния, кто примет в ней участие. Возможно, вы почув­ствуете нетерпеливое ожидание, любопытство, желание узнать, что из себя представляет документ об окончании и на что он дает право. Если вы готовы, вручите себе этот документ и внимательно его изучите. Как он выгля­дит? Какого он размера? Что указано в тексте докумен­та, как он звучит ? Дайте себе столько времени, сколько нужно, чтобы изучить текст...

Сохраните его в памяти, а теперь медленно возвращай­тесь обратно.

Далее каждому участнику предлагается написать
себе «личное разрешение на уверенное управление», в
котором необходимо в свободной форме отметить, на что
даются полномочия, определить границы управленче­
ской деятельности, что является основой такого разре­
шения и т. п. По окончании участники зачитывают
группе собственные личные разрешения, по окончании
прочтения каждого из них группа аплодирует.
ПояснениеНа основе сделанных «личных разрешений на уве-

ренное управление» полезно разработать персональные


Глава 10. Профессионально-управленческий модуль



сертификаты лидерства, в текстах которых обязательно отразить выделенные участниками фрагменты. Орга­низованное на последнем занятии официальное вру­чение этих сертификатов, с бурными аплодисментами и овациями участников, является хорошим действием, эмоционально завершающим профессионально-управ­ленческий модуль.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕПРАВА»

В основе упражнения лежит необходимость поиска общегруп­пового решения. Успешность его выполнения зависит от готовности участников оказывать друг другу взаимоподдержку.

Для проведения упражнения необходимо свободное простран­ство, перед его началом необходимо убрать мешающие столы и стулья.

Описание Участникам объявляется, что данное упражнение

процедуры является для них последним из числа тренировочных. Оно дает возможность подготовиться к упражнениям организационно-лидерского модуля тренинга, когда они будут руководить выполнением заданий группой. На полу мелом или с помощью клейкой ленты про­водится две линии на расстоянии 8 м друг от друга. Ведущий обращается к участникам: «Представьте, что путь вашей команде преградила река, условно обозначенная линиями на полу. Вам необходимо перебраться на противоположный берег реки. Ваша зада­ча — преодолеть преграду, соблюдая следующие правила:

• к началу выполнения упражнения все игроки
должны стоять за стартовой чертой, в конце — за
финишной;

• во время переправы все участники должны так
или иначе держаться друг за друга;

• во время переправы между обозначенными ли­
ниями общее количество одновременных касаний
пола всеми участниками не должно превышать
шести касаний;


150 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

нельзя применять никаких посторонних вспомо­
гательных средств;

• необходимо принимать во внимание безопас­
ность всех участников».

Пояснение Ведущий должен наблюдать за процедурой выра-

ботки участниками вариантов решения задачи. После того как он будет найден и группа перейдет к выпол­нению задания, необходимо обеспечить безопасность участников, при необходимости подстраховывая тех, кто может упасть.

Обсуждение После первого удачного выполнения упражнения ведущий предлагает группе вернуться в круг и обсудить особенности выбора эффективной стратегии выполне­ния задания. При этом полезно задать участникам во­просы о том, что помогало, а что мешало выработке стратегии и непосредственному выполнению зада­ния.

Далее задание усложняется: река расширяется до 9 метров, а количество касаний уменьшается до 5.

ПоясненияКак правило, такое изменение задачи требует кар-

динального пересмотра и самой стратегии ее решения. Однако участники нередко тратят значительное время на попытки адаптации первого, более легкого вариан­та выполнения упражнения к новым условиям.

После каждой неудачной попытки группе предла­гается вернуться в круг и обсудить правильность вы­бранной ими стратегии решения задачи и причины неудачи. В процессе обсуждения ведущему следует об­ращать внимание сержантов на необходимость конст­руктивности их взаимодействия при выработке реше­ния, эмоциональной сдержанности и доброжелатель­ности по отношению к товарищам и т. п., что подобает делать лидеру. Необходимо сформировать у младших командиров мотивирующую установку, побуждающую их к соблюдению в деятельности рассмотренных ранее правил управленческого взаимодействия лидера. При необходимости сержантам еще раз разъясняется, что в последующем (организационно-лидерском) модуле


Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 151

тренинга их основная задача будет заключаться в орга­низации группы на выполнение схожих заданий и ка­ждому из них необходимо будет продемонстрировать свою способность решения подобных организацион­ных задач.


Глава 11

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИДЕРСКИЙ МОДУЛЬ

Не сильный разум делает лидера, а последовавшие за ним люди.

У. Бланк

В качестве важного структурного элемента модели лидерских качеств нами был выделен перцептивно-лидерский уровень, вклю­чающий в себя качества, которыми группа наделяет лидера. К их числу мы отнесли восприятие индивида группой как лидера; при­знание его лидерского статуса и авторитета; наличие личных ожи­даний у членов группы от деятельности лидера; делегирование чле­нами группы части личной активности на лидера и т. п. Можно утверждать, что если группа не наделяет индивида этими качества-; ми, то лидером в этой группе он не является.

Организационно-лидерский модуль тренинга состоит из серии; специально подобранных заданий, успешность выполнения которых зависит от организованности группы и взаимоподдержки участни­ков, и направлен на решение трех важных практических задач: 1. Обеспечить организационным лидерам возможность проде­монстрировать группе в управляемых моделируемых ситуа­циях свои организационно-управленческие способности, прежде всего способности организовывать группу на реше­ние поставленных (моделируемых) задач, управлять совме­стной деятельностью всех ее членов, мотивировать товари­щей, контролировать результаты их совместной деятельности и т. п.


Глава 11. Организационно-лидерский модуль 153

2. Сформировать качества перцептивно-лидерского уровня мо­
дели лидерских качеств.

3. Закрепить лидерский образ сержантов-лидеров в восприятии
одногруппников.

Организационно-лидерский модуль тренинга проводится с учеб­ной группой в полном составе и состоит из двух взаимодополняю­щих занятий.

На первом занятии выполняются упражнения-задания, решение которых основано на необходимости выработки общегруппового решения и оказания участниками взаимоподдержки. Основная за­дача-вызов, которая объявляется группе: продемонстрируйте, на­сколько ваш взвод сплочен и способен совместно выполнять по­ставленные задачи.

В основе второго занятия лежит упражнение-испытание «Рас­тяжка». Участникам объявляется, что это упражнение является для группы зачетным и его выполняет каждая учебная группа. Если группа не справится с поставленной в упражнении задачей в уста­новленное время, то для нее будут организовываться дополнитель­ные занятия до тех пор, пока она не выполнит поставленную перед ней задачу.

Примечание. Специфика обучения в вузах МВД России и осо­бенности жизнедеятельности курсантских учебных групп позволя­ют ставить перед группой задачи в подобной форме, и учащиеся, как правило, откликаются на них с готовностью.

Основная позиция ведущего на всем протяжении организаци­онно-лидерского модуля заключается в организации взаимодейст­вия с учебной группой через лидеров, которым официально объяв­ляется моделируемая «служебная» задача, проверяется степень ее понимания, уточняются их намерения и т. п. Основная роль руко­водителя состоит в оказании лидерам соответствующей консульта­тивной и эмоциональной поддержки (см. рис. 2).

Организационно-лидерский модуль тренинга необходимо про­водить в просторном помещении, позволяющем участникам рас­полагаться большим кругом и свободно перемещаться по комнате в ходе выполнения упражнений. Также необходимо обеспечить сред­ства травмобезопасности участников, например спортивные маты.


154 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Рис. 2. Позиция ведущего в процессе реализации организационно-лидерского модуля тренинга

Ниже приведено описание упражнений в условиях проведения занятий организационно-лидерского модуля в спортивном зале. Форма одежды участников — спортивная.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.