Типичные проблемные ситуации взаимодействия младших командиров с курсантами, преподавателями и вышестоящим руководством
Ситуации, связанные с неумением сержантов выполнять основные управленческие функции Неумение четко и убедительно отдавать приказы Неумение контролировать свое эмоциональное состояние в конфликтных ситуациях Неумение благодарить подчиненных за хорошо проделанную работу Ситуации, связанные с взаимодействием с курсантами Как себя вести, если: Подчиненный курсант пререкается с сержантом, уклоняясь от выполнения указания Подчиненный курсант старше по возрасту, считает себя более опытным и публично критикует стиль руководства сержанта Подчиненный курсант является другом и ему трудно приказывать Ситуации, связанные с общением и взаимодействием с курсовыми офицерами Как поступить или как поговорить с командиром взвода, если он: Привлекает сержанта к выполнению обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией и не соответствующих его статусу Ставя профессиональную задачу перед сержантом, не объясняет, как правильно ее выполнить, а у сержанта нет четкого представления, что и как делать Отчитывает сержанта перед строем за недостатки групповой деятельности взвода 146 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств Основная часть упражнения направлена на отработку моделей лидерского поведения в типичных проблемных ситуациях. В основной части используется метод разыгрывания ролей, а также опыт работы балинтовских групп. ОписаниеУчастникам объявляется, что им предстоит вырабо- процедурытать стратегии эффективного поведения сержанта в типичных проблемных ситуациях и отработать умение их использовать в моделируемых условиях. Выбирается первая ситуация, например: «Курсант пререкается с сержантом, уклоняясь от выполнения указания». Определяется тип указания. Выбирается участник, который будет исполнять роль сержанта, и доброволец на роль строптивого курсанта. (Роль строптивого курсанта может разыгрывать сам ведущий.) Задача сержанта — добиться выполнения курсантом поставленной задачи всеми приемлемыми вербальными средствами. Задача строптивого курсанта — воздерживаться от выполнения предложенного сержантом поручения (рационально возражать, приводить доводы, почему данную задачу не следует выполнять сейчас и т. п.). В случае если он решит, что в разыгрываемых условиях он готов выполнить поручение, то он объявляет об этом группе. После первого проигрывания ситуации проводится обсуждение. ОбсуждениеКаждому участнику, по кругу, предлагается высказать свое мнение о том, правильно ли вел себя сержант в моделируемой ситуации и как поступил бы лично он в подобных условиях на его месте. По окончании участнику, разыгрывающему роль сержанта, предлагается или обосновать, почему его вариант является не худшим из числа вариантов предложенных другими участниками (если он действительно так считает), или переиграть ситуацию, используя наиболее эффективную стратегию из предложенных. Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 147 Пояснение Впроцессе обсуждения ведущему необходимо об- ращать внимание участников, во-первых, на оценку адекватности выбранной сержантом стратегии убеждения (используемые им слова и аргументы), а во-вторых, на убедительности самого воздействия (интонации произнесения им слов, позы, используемые жесты и т. п.). При необходимости проводится краткое информирование по актуализированным темам. Все из предложенных участниками типичных проблемных ситуаций разыгрываются на протяжении профессионально-управленческого модуля с максимальным включением в них всех членов тренинговой группы. Для лучшего закрепления каждую ситуацию необходимо разыграть в различных вариациях. УПРАЖНЕНИЕ «РАЗРЕШЕНИЕ НА УВЕРЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» ОписаниеВедущий обращается к участникам: процедуры«Для того чтобы руководить другими людьми, нуж- ны два разрешения. Первое — официальное, оно исходит от организации, которая назначает человека руководителем. Второе — неофициальное, внутреннее разрешение. Достичь официального разрешения порой сложно, но все же намного легче, чем получить неофициальное, внутреннее разрешение от себя самого. Нередко у руководителя может возникать чувство, что он не имеет права командовать другими людьми, потому что он не сможет это сделать уверенно и хорошо. Такая неуверенность в себе обязательно замечается подчиненными и во многом закрывает для руководителя возможность стать лидером. Последователям необходима уверенность в своем лидере, в том, что лидер знает, куда их вести. Только в этом случае они могут довериться и последовать за ним. Но для этого руководителю-лидеру первоначально необходимо самому позволить себе управлять, сформировать внутреннюю уверенность в правомоч- 148 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств ности отдачи приказов и распоряжений, в правомочности успеха. Именно этому посвящено это упражнение». Далее следует медитативная часть. Сядьте поудобнее и расслабьтесь. Вы можете сидеть с открытыми или закрытыми глазами. Представьте следующую ситуацию: вы принимаете участие в программе интенсивной подготовки руководителей-лидеров. Она требует от вас значительных усилий, практически занимает все ваше время, и у вас уже есть успехи. Вы научились использовать свои сильные стороны, пробовали справляться со своими недостатками и даже извлекать из них выгоду. Вообразите, что на данный момент самая важная часть программы завершилась. Вам предстоит принять участие в небольшой церемонии вручения документов, удостоверяющих, что вы владеете искусством управления. Подумайте, где и как должна проходить такая церемония, кто примет в ней участие. Возможно, вы почувствуете нетерпеливое ожидание, любопытство, желание узнать, что из себя представляет документ об окончании и на что он дает право. Если вы готовы, вручите себе этот документ и внимательно его изучите. Как он выглядит? Какого он размера? Что указано в тексте документа, как он звучит ? Дайте себе столько времени, сколько нужно, чтобы изучить текст... Сохраните его в памяти, а теперь медленно возвращайтесь обратно. Далее каждому участнику предлагается написать ренное управление» полезно разработать персональные Глава 10. Профессионально-управленческий модуль сертификаты лидерства, в текстах которых обязательно отразить выделенные участниками фрагменты. Организованное на последнем занятии официальное вручение этих сертификатов, с бурными аплодисментами и овациями участников, является хорошим действием, эмоционально завершающим профессионально-управленческий модуль. УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕПРАВА» В основе упражнения лежит необходимость поиска общегруппового решения. Успешность его выполнения зависит от готовности участников оказывать друг другу взаимоподдержку. Для проведения упражнения необходимо свободное пространство, перед его началом необходимо убрать мешающие столы и стулья. Описание Участникам объявляется, что данное упражнение процедуры является для них последним из числа тренировочных. Оно дает возможность подготовиться к упражнениям организационно-лидерского модуля тренинга, когда они будут руководить выполнением заданий группой. На полу мелом или с помощью клейкой ленты проводится две линии на расстоянии 8 м друг от друга. Ведущий обращается к участникам: «Представьте, что путь вашей команде преградила река, условно обозначенная линиями на полу. Вам необходимо перебраться на противоположный берег реки. Ваша задача — преодолеть преграду, соблюдая следующие правила: • к началу выполнения упражнения все игроки • во время переправы все участники должны так • во время переправы между обозначенными ли 150 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств • нельзя применять никаких посторонних вспомо • необходимо принимать во внимание безопас Пояснение Ведущий должен наблюдать за процедурой выра- ботки участниками вариантов решения задачи. После того как он будет найден и группа перейдет к выполнению задания, необходимо обеспечить безопасность участников, при необходимости подстраховывая тех, кто может упасть. Обсуждение После первого удачного выполнения упражнения ведущий предлагает группе вернуться в круг и обсудить особенности выбора эффективной стратегии выполнения задания. При этом полезно задать участникам вопросы о том, что помогало, а что мешало выработке стратегии и непосредственному выполнению задания. Далее задание усложняется: река расширяется до 9 метров, а количество касаний уменьшается до 5. ПоясненияКак правило, такое изменение задачи требует кар- динального пересмотра и самой стратегии ее решения. Однако участники нередко тратят значительное время на попытки адаптации первого, более легкого варианта выполнения упражнения к новым условиям. После каждой неудачной попытки группе предлагается вернуться в круг и обсудить правильность выбранной ими стратегии решения задачи и причины неудачи. В процессе обсуждения ведущему следует обращать внимание сержантов на необходимость конструктивности их взаимодействия при выработке решения, эмоциональной сдержанности и доброжелательности по отношению к товарищам и т. п., что подобает делать лидеру. Необходимо сформировать у младших командиров мотивирующую установку, побуждающую их к соблюдению в деятельности рассмотренных ранее правил управленческого взаимодействия лидера. При необходимости сержантам еще раз разъясняется, что в последующем (организационно-лидерском) модуле Глава 10. Профессионально-управленческий модуль 151 тренинга их основная задача будет заключаться в организации группы на выполнение схожих заданий и каждому из них необходимо будет продемонстрировать свою способность решения подобных организационных задач. Глава 11 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИДЕРСКИЙ МОДУЛЬ Не сильный разум делает лидера, а последовавшие за ним люди. У. Бланк В качестве важного структурного элемента модели лидерских качеств нами был выделен перцептивно-лидерский уровень, включающий в себя качества, которыми группа наделяет лидера. К их числу мы отнесли восприятие индивида группой как лидера; признание его лидерского статуса и авторитета; наличие личных ожиданий у членов группы от деятельности лидера; делегирование членами группы части личной активности на лидера и т. п. Можно утверждать, что если группа не наделяет индивида этими качества-; ми, то лидером в этой группе он не является. Организационно-лидерский модуль тренинга состоит из серии; специально подобранных заданий, успешность выполнения которых зависит от организованности группы и взаимоподдержки участников, и направлен на решение трех важных практических задач: 1. Обеспечить организационным лидерам возможность продемонстрировать группе в управляемых моделируемых ситуациях свои организационно-управленческие способности, прежде всего способности организовывать группу на решение поставленных (моделируемых) задач, управлять совместной деятельностью всех ее членов, мотивировать товарищей, контролировать результаты их совместной деятельности и т. п. Глава 11. Организационно-лидерский модуль 153 2. Сформировать качества перцептивно-лидерского уровня мо 3. Закрепить лидерский образ сержантов-лидеров в восприятии Организационно-лидерский модуль тренинга проводится с учебной группой в полном составе и состоит из двух взаимодополняющих занятий. На первом занятии выполняются упражнения-задания, решение которых основано на необходимости выработки общегруппового решения и оказания участниками взаимоподдержки. Основная задача-вызов, которая объявляется группе: продемонстрируйте, насколько ваш взвод сплочен и способен совместно выполнять поставленные задачи. В основе второго занятия лежит упражнение-испытание «Растяжка». Участникам объявляется, что это упражнение является для группы зачетным и его выполняет каждая учебная группа. Если группа не справится с поставленной в упражнении задачей в установленное время, то для нее будут организовываться дополнительные занятия до тех пор, пока она не выполнит поставленную перед ней задачу. Примечание. Специфика обучения в вузах МВД России и особенности жизнедеятельности курсантских учебных групп позволяют ставить перед группой задачи в подобной форме, и учащиеся, как правило, откликаются на них с готовностью. Основная позиция ведущего на всем протяжении организационно-лидерского модуля заключается в организации взаимодействия с учебной группой через лидеров, которым официально объявляется моделируемая «служебная» задача, проверяется степень ее понимания, уточняются их намерения и т. п. Основная роль руководителя состоит в оказании лидерам соответствующей консультативной и эмоциональной поддержки (см. рис. 2). Организационно-лидерский модуль тренинга необходимо проводить в просторном помещении, позволяющем участникам располагаться большим кругом и свободно перемещаться по комнате в ходе выполнения упражнений. Также необходимо обеспечить средства травмобезопасности участников, например спортивные маты.
Рис. 2. Позиция ведущего в процессе реализации организационно-лидерского модуля тренинга Ниже приведено описание упражнений в условиях проведения занятий организационно-лидерского модуля в спортивном зале. Форма одежды участников — спортивная. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|