Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ-ИСПЫТАНИЙ



УПРАЖНЕНИЕ «УЩЕЛЬЕ»

Для выполнения упражнения необходимы лавочки в количестве, позволяющем разместиться на них стоя всей группе, плюс 1—2 до­полнительные.

ОписаниеЛавочки располагаются в форме неправильной, но

процедурызамкнутой фигуры. Группа тесно (плечом к плечу) вы­страивается в шеренгу на выстроенных лавочках. Ведущий дает следующую инструкцию: «Ваша группа, выполняя спецоперацию в горах, оказалась на краю ущелья. С одной стороны — про­пасть, с другой — отвесная стена. Вы можете пройти вперед только по небольшому выступу вдоль этой сте-


Глава 11. Организационно-лидерский моду ль 155

ны. Лавочки, на которых вы сейчас стоите, выполняют роль этого выступа, а вы — роль стены. Задача для груп­пы пройти через ущелье. Для этого поочередно каждо­му, начиная с крайнего, необходимо пройти вдоль "ущелья" (вдоль своих товарищей). В случае если кто-то из участников не удержится и коснется пола, это будет означать, что он сорвался в пропасть, а группа не справилась с заданием. После этого группа возвраща­ется на исходную позицию и выполняет задание до успешного результата. Вопросы есть?»

ПояснениеУпражнение невозможно выполнить без поддержки

участниками друг друга. В процессе выполнения уп­ражнения между ними происходит тесный телесный контакт. Так как места на «выступе» очень мало, участ­ник не сможет пройти без поддержки товарищей, рядом с которыми он оказывается в тот или иной момент.

Обычно это выглядит следующим образом: участник, пробирающийся вдоль стены (вдоль своих товарищей), держится за товарищей как получится и, делая каждый последующий шаг, пытается выбирать место, куда ему поставить свою ногу (втискиваясь между ногами других участников или прямо наступая на их ступни). После того как первый человек прошел весь путь, он встает рядом с последним, продолжая стену, и движение на­чинает следующий участник. Поэтому лавочки жела­тельно расположить в форме замкнутой фигуры.

Как правило, в ряду находится несколько неустой­чивых лавочек, одна из которых при прохождении по ней участника начинает раскачиваться и участник «срывается в пропасть», потянув за собой одного-двух из поддерживающих его в этот момент товарищей. В этом случае упражнение считается невыполненным, и вся группа возвращается на исходную позицию.

Окончанием выполнения упражнения считается ус­пешное прохождение вдоль «ущелья» всех участников.

Необходимо обеспечить оптимальную сложность упражнения. Оно не должно быть для группы простым. Уровень сложности упражнения регулируется таким


156 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

образом, чтобы участникам пришлось потрудиться над выполнением поставленной перед ними задачи.

Для усложнения упражнения можно потребовать, чтобы участники выровнялись носками по краю лавоч­ки. Это существенно усложнит задачу проходящему: ему придется практически идти по ногам товарищей.

Также можно сделать разрыв между лавочками на ширину широкого шага. Тогда участникам по оконча­нии одной лавочки будет неудобно перешагивать на другую.

Еще один способ усложнения упражнения — раз­местить лавочки под острыми углами друг к другу, на­пример в форме остроугольника или звезды. При этом можно расставить группу так, что проходящий участ­ник, перешагивая на следующую лавочку, будет в одних случаях оказываться лицом к товарищам, а в других случаях проходить за их спинами.

УПРАЖНЕНИЕ «ТОПЬ»

ОписаниеНа полу мелом или с помощью клейкой ленты про-

процедурыводятся две линии на расстоянии 10 м друг от друга. Между ними равномерно раскладываются 6—8 листков бумаги размера А-4.

Ведущий дает следующую инструкцию: «Представьте, что путь вашей группе преградила непро­ходимая трясина, условно обозначенная линиями на полу. Вам необходимо перебраться на противоположный берег. Ваша задача — преодолеть преграду. Листами обо­значены устойчивые островки. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

• к началу выполнения упражнения все игроки
должны стоять за стартовой чертой, а в конце — за
финишной;

• в процессе преодоления препятствия наступать
можно только на островки, обозначенные листа­
ми бумаг;


Глава 11. Организационно-лидерский модуль



во время переправы все участники должны так
или иначе держаться друг за друга;

• в каждый момент времени на островке обязатель­
но должна стоять как минимум одна нога участ­
ника. Если окажется, что хоть секунду на остров­
ке никто не стоит, то островок тонет;

• если участник коснется болота вне островка (упа­
дет или заступит), то участник признается «затя­
нутым в трясину», а группа считается не справив­
шейся с упражнением и возвращается на исходную
позицию;

• перед началом выполнения упражнения вам вме­
сте с группой необходимо выработать вариант
решения задания».

ПояснениеОсновная роль ведущего на протяжении выполне-

ния упражнения заключается в оказании сержантам консультативной помощи в поиске решения постав­ленной задачи. Все взаимодействие с учебной группой ведущему необходимо осуществлять через младших командиров, подчеркивая этим их лидерскую позицию в группе.

После каждой неудачной попытки выполнения уп­ражнения ведущий предлагает сержантам рассадить группу в круг. Он помогает им организовать обсуждение причин неудачи и продумать новую стратегию решения задачи. В процессе обсуждения ведущему полезно обра­тить внимание группы на необходимость слаженных действий во время «переправы», четкого соблюдения выработанных инструкций и подаваемых сержантами команд, а также взаимоподдержки участников.

После удачной попытки выполнения упражнения ве­
дущий также предлагает сержантам рассадить группу в
круг, провести обсуждение и обменяться впечатлениями.
ПояснениеУпражнение можно усложнять расширением тря-

сины или уменьшением количества островков.

Для того чтобы придать упражнению большую эф­фективность, а также избежать оспаривания фактов отрыва ноги от островков, можно сделать следующее.


158 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

К листкам-островкам скрепкой прикрепляются резин­ки, вторые концы которых закрепляются в стороне. Листки укладываются на пол таким образом, чтобы резинки были слегка натянуты. На каждый из них пред­лагается встать по одному участнику. После этого объ­является о начале выполнения упражнения. В резуль­тате, если окажется, что на островке хоть одно мгнове­нье никто не стоит, то листик улетит и всем будет по­нятно, что этого островка у них больше нет. Хотя у группы все же остается шанс успешно выполнить уп­ражнение.

УПРАЖНЕНИЕ «РАСТЯЖКА»

ОписаниеНа высоте примерно 1,5 метра от пола натягивается

процедурыверевка, выполняющая роль «растяжки». Ведущий дает следующую инструкцию: «При выполнении спецоперации путь вашей груп­пе на горной тропе преградила растяжка. Внешние условия таковы, что вы не можете ее обезвредить, обойти или поднырнуть под ней. Вам необходимо ор­ганизовать группу, для того чтобы все участники пе­ребрались через веревку-растяжку, не используя под­ручные средства кроме одежды. Участникам нельзя поддерживать и подстраховывать друг друга под рас­тяжкой. В случае ее задевания любым участником группа считается погибшей и возвращается на исход­ную позицию. Упражнение считается выполненным только после того, как все участники переберутся че­рез растяжку».

Опасность! Входе выполнения упражнения возможны случаи

ушибов и растяжений. Поэтому ведущему необходимо позаботиться о мерах безопасности и организовать под­страховку участников. Под «растяжкой» необходимо положить маты.

ПоясненияОбычно выполнение упражнения строится следую-

щим образом. Находится пара участников, которые


Глава 11. Организационно-лидерский модуль 159

помогают другим перебраться через «растяжку», напри­мер, выполняя роль подставки типа гимнастического снаряда — козла. Преодолевшие препятствие участни­ки делают подобную конструкцию с обратной стороны «растяжки». Таким образом, остальным участникам остается только забираться на них и перешагивать пре­пятствие, что они делают с энтузиазмом.

Однако позже все начинают понимать, что слож­ность заключается в преодолении растяжки последним участником, так как его подсадить некому. Группа на­чинает придумывать различные способы его вытягива­ния, но, как правило, он задевает веревку, и вся группа считается подорвавшейся. Это первый и обычно не последний проигрыш группы. На практике группа «подрывается» на последнем этапе несколько раз, пре­жде чем ей удается придумать способ преодоления «рас­тяжки» последним участником.

В случае стабильной неуспешности группы ведуще­му необходимо предложить сержантам рассадить груп­пу в крут и провести обсуждение причин неудачи. При этом следует обратить внимание на то, какие подава­лись идеи, чем они понравились или не понравились. Необходимо предложить выработать дальнейшую стра­тегию действий. После этого можно продолжить вы­полнение упражнения.

Обычно группе удается выполнить упражнение и вытянуть последнего участника с использованием рем­ней и системы рычагов. В случае если группа не справ­ляется со своей задачей в отведенное для занятия время, необходимо назначить дополнительное занятие.

Основная позиция ведущего на протяжении выпол­нения упражнения по-прежнему заключается в оказа­нии лидерам консультативной помощи в поиске реше­ния поставленной задачи. Ведущий должен осуществ­лять взаимодействие с учебной группой через младших командиров, подчеркивая тем самым их лидерскую позицию в группе.


Глава 12

ПРИМЕРЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ТРЕНИНГА

В этом разделе приводится описание ряда вспомогательных уп­ражнений, обеспечивающих работу тренинговой группы. Некоторые из упражнений используются при актуализации в группе соответ­ствующих ситуаций.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЕ ИМЯ»

ОписаниеУпражнение выполняется в круге.

процедурыВедущий предлагает первому участнику, например

сидящему справа от него, встать со стула и назвать свое полное имя и фамилию, а также имя, которым он хотел бы, чтобы его называли в группе. Например: «Меня зовут Вячеслав Иванов. В группе прошу называть меня Слава» и т. п.

Далее выступающему необходимо сообщить что-нибудь о своем имени и фамилии. Так, он может отве­тить на следующие вопросы:

Что означает твоя фамилия?

Что означает твое имя?

Нравится ли тебе твое имя?

Знаешь ли ты, кто его для тебя выбрал?

Кто еще в твоей семье носил это имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя называли другим именем?


Глава 12. Примеры вспомогательных упражнений тренинга 161

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ. Закончив говорить, выступающий снова садится на свое место.

Если участник не знает, что означают его имя и фа­милия, то его дополняют участники, знающие ответы на эти вопросы.

Далее о своем имени рассказывает следующий по кругу участник.

ПояснениеДля того чтобы упражнение принесло свои плоды,

а участники смогли прояснить имеющиеся у них пред­ставления о значении и происхождении своих имен и фамилий, ведущему полезно подготовиться к занятию и запастись соответствующим описанием имен и фа­милий всех участников1. В этом случае ведущий может после выступления каждого участника дополнить его рассказ.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБМЕН МЕСТАМИ»

ОписаниеУпражнение выполняется в круге.

процедурыВедущий спрашивает у любого участника, посмот-

рев ему в глаза: «Можешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательно принима­ется.

Участник поднимается со своего места и идет на­встречу ведущему. Поравнявшись с участником, веду­щий протягивает ему руку и во время приветственного рукопожатия представляется и дает какой-нибудь крат­кий позитивный комментарий, например: «Меня зовут Сергей, мне нравится твоя улыбка».

Ведущий занимает освободившийся стул участника, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами по подобному сце­нарию, то есть с обязательным рукопожатием, пред­ставлением и позитивным комментарием.

1 Информацию о происхождении фамилии и значении имени можно узнать на сайтах: http://dag.com.ua/people/name.php; http://www.analizfamilii.ru.


162 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участ­ник хоть один раз не побывает ведущим.

УПРАЖНЕНИЕ-ШУТКА «ТЕСТ С ПОДТЕКСТОМ»

Упражнение полезно использовать после принятия правил ра­боты группы. Оно помогает «смягчить официальность» процедуры их введения.

Описание Участникам раздаются представленные ниже блан-

процедуры ки теста и объявляется: «Сейчас мы проверим, насколь­ко вы внимательны и готовы следовать инструкциям. Вам необходимо быстро выполнить маленький тест. В вашем распоряжении — всего три минуты».

ТЕСТ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

ФИО________________________________________ Дата

Инструкция: До того как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте и следуйте указаниям. Время на выполнение — три минуты.

1. Впишите в отведенном месте Вашу фамилию, имя и отчество и поставьте
сегодняшнюю дату.

2. Впишите номер Вашего контактного телефона. Если у Вас его нет, то напи­
шите номер 100.

3. Обведите этот номер.

4. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

5. Обведите этот знак треугольником.

6. Громко произнесите номер, который вы написали в пункте 2, так, чтобы
всем было слышно.

7. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4.

8. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой три ма­
ленькие дырочки.

9. Попробуйте посмотреть на мир сквозь эти дырочки.

 

10. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

11. Громко крикните: «Я почти закончил».

12. Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1
и 2.


Глава 12. Примеры вспомогательных упражнений тренинга



ПояснениеУпражнение поднимает настроение в группе и по-

могает акцентировать внимание ее членов на полезно­сти для них же самих следовать принятым в группе правилам, а также инструкциям ведущего.

Обычно, даже в случаях, когда участники правиль­но следовали инструкции и в группе ни разу не прозву­чало громкое «Я почти закончил!», у участников оста­ются приятные ощущения оттого, что их не удалось «так легко развести».

УПРАЖНЕНИЕ «ТЕМП»

Упражнение относится к серии динамических, и его полезно использовать как для тренировки внимания, так и для повышения групповой энергетики.

ОписаниеУчастники усаживаются на полу кругом и вытягива-

процедурыют вперед ноги, так чтобы их ступни образовывали вто­рой маленький круг в центре. Ведущий встает в середи­ну этого маленького круга и берет свернутую газету.

Задача ведущего громко и быстро произнести имя какого-либо участника и сразу же вслед за этим попы­таться хлопнуть по ногам того участника, чье имя было произнесено.

Задача названного участника — быстро отдернуть ноги и выкрикнуть следующее имя.

Если названный участник замешкался и его успели хлопнуть по ноге до того, как он выкрикнул имя дру­гого члена группы, он становится ведущим.

Ведущим становится и тот, кто отдернет ступни, даже если его имя не называлось, или выкрикнет имя, которого в группе нет.

ПояснениеПри использовании упражнения в целях повышения

энергетического тонуса участников ведущему необхо­димо обращать внимание на уровень энергии в группе, остановив упражнение на ее подъеме. При затягивании процедуры выполнения упражнения групповая энер­гетика спадает из-за утомления участников.


164 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

УПРАЖНЕНИЕ «ОПУСТИТЬ ЗАНАВЕС»

Упражнение, в первом варианте его выполнения, относится к разряду динамических: его можно применять в качестве дополни­тельного в первом или втором модулях тренинга.

Во втором варианте упражнение развивает коммуникативные способности и навыки взаимопонимания в ситуации искусствен­ного ограничения коммуникативных каналов: оно может исполь­зоваться с естественными учебными группами в третьем модуле тренинга.

Для его проведения необходим большой непрозрачный кусок
полотна, который будет выполнять роль занавеса.
ОписаниеВариант 1. Группа делится на две команды. Ведущий

процедурыдержит «занавес» вместе с одним из игроков. Команды располагаются по обе стороны занавеса. При этом важ­но проследить, чтобы никто из игроков не мог видеть противоположную сторону.

Каждая команда выбирает участника, который ста­новится лицом к занавесу, вплотную к нему. При этом называть имя выбранного члена группы нельзя.

Ведущий громко считает «Раз, два, три!» и роняет занавес на пол. Оба выбранных игрока, которые теперь оказываются нос к носу, пытаются как можно быстрее выкрикнуть имя противника. При этом сами команды не должны помогать им: это поединок «один на один».

Тот, кто первый назвал имя оппонента, забирает этого игрока в свою команду. Побеждает команда, со­бравшая всех игроков на своей стороне.

Вариант 2. Группа делится на две команды. В каждой команде выбирается по одному участнику. Они стано­вятся спиной к занавесу. Соответственно, когда занавес падает, они не могут видеть друг друга, но их задача, как и в первом варианте — назвать имя игрока у них за спиной.

Задача группы — всеми имеющимися невербальны­ми средствами дать понять своему товарищу, кто стоит у него за спиной.


Глава 12. Примеры вспомогательных упражнений тренинга



Первый из участников, который готов назвать имя оппонента, произносит его. В случае если имя угадано, оппонент переходит в их команду. Если участник на­зывает неправильное имя, то он сам уходит в команду соперников.

Побеждает команда, собравшая всех игроков на сво­ей стороне, или более многочисленная по окончании времени, отведенного на выполнение упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ «ЭХО»

Упражнение развивает умение действовать согласованно и может выполняться в качестве дополнительного в первом или втором мо­дулях тренинга.

Описание Группа делится на две команды. Члены команд вста-

процедуры ют, как при перетягивании каната. Расстояние между первыми игроками команд должно составлять прибли­зительно 1,5—2 м.

Задание состоит в том, чтобы передавать звук от игрока к игроку так, чтобы он становился все тише и тише и в конце концов смолкал (последний игрок про­износит его почти беззвучно). Для сравнения можно привести эхо, которое летает между склонами ущелья, пока не отзвучит.

«Толчок» эху поочередно дает каждая из команд. Первый игрок команды № 1 кричит или громко про­износит отдельное слово или короткое предложение. Первый игрок команды № 2 повторяет слово или предложение уже несколько тише, а затем звук идет от одного ее игрока к другому, постепенно затухая.

Когда эхо в команде № 2 отзвучало, ее первый игрок предлагает задание команде № 1. Таким образом, ко­манды меняются ролями.

В каждом новом раунде предложение должно исхо­дить от следующего игрока.


166 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

УПРАЖНЕНИЕ «СИНХРОННЫЙ ДИАЛОГ»


Описание процедуры Пояснение

Упражнение направлено на развитие чувствительности к парт­неру и формирование навыка совместной синхронной деятельности. Выполняется в лабораторных группах младших командиров.

Упражнение выполняется в парах. Задача участни­ков — одновременно произносить одинаковые слова.

Чтобы достичь такого результата, им придется на­строиться на одну волну, внимательно слушать друг друга, говорить совсем медленно, внимательно наблю­дать за мимикой партнера и стремиться к тому, чтобы преувеличить собственную артикуляцию губ и рта.

Ведущему лучше на собственном примере показать то, что требуется от членов группы. Для этого выбира­ется доброволец, который выходит на середину круга.

Посмотрите на игрока № 1 и скажите примерно сле­дующее: «Сейчас я начну говорить. Ты должен повто­рить все, что я скажу, слово в слово, абсолютно точно и по возможности одновременно со мной. Начинаем. Я буду теперь со-о-о-все-е-ем ме-е-е-дле-ен-но го-о-во-о-рить, по-о-о-ка-а-аты-ы-ы не-е-е смо-о-о-жеш-шь по-о-вто-о-о-ри-и-ить ка-а-а-ждо-о-о-о-е-е-е сло-о-о-во-о-о. По-о-о-нимае-е-ш-ш-шь?» Продолжайте в той же манере: «Я предлагаю тебе полностью скон­центрироваться на моей мимике, артикуляции и словах, чтобы все слышали, как мы одновременно произносим одни и те же слова. Наблюдай за моими губами, носом, глазами, чтобы слова произносились синхронно. Скон­центрируйся на выражении моего лица и не задумы­вайся над тем, что я хочу сказать».

После демонстрации участники делятся на пары и выполняют задание. Игроки могут говорить о чем угод­но, главное — синхронное произнесение слов. На вы­полнение задания в паре отводится 3—5 минут, после этого участники меняются ролями и парами.

Более сложный вариант — работа в тройках.


Глава 12. Примеры вспомогательных упражнений тренинга



УПРАЖНЕНИЕ «РАБОТА С АГРЕССИЕЙ»

Упражнение направлено на работу с агрессией и может выпол­няться как в плановом порядке, так и при проявлении в группе агрессии.

ОписаниеУчастники тренинга сидят в кругу. Участник, про-

процедурыявивший агрессию (или условно агрессивный), завя­зывает себе глаза, а его сосед указывает на кого-нибудь рукой, чтобы видели все, кроме «агрессивного». Веду­щий предлагает участнику с завязанными глазами: «Вымести свою злость на этом человеке» — и тот вы­сказывает все накопившееся в неизвестно чей адрес. Потом ему развязывают глаза и показывают, кого он столь нелестно охарактеризовал. Смущенный автор высказывания извиняется перед невинной жертвой вербальной агрессии, например, так: «Я вовсе не вас имел в виду, извините».

Усложненный вариант: Участнику, завязавшему себе глаза, его сосед предлагает хорошенько отругать одно­го участника от имени другого. Хулитель не знает ни имени того, кого придется ругать, ни того, от чьего име­ни это делается.

После развязывания глаз участник, от имени кото­рого все это говорилось (сам он не произнес ни слова), говорит участнику, который был обруган: «Извините, я был несдержан, вырвалось!» Как правило, после такой процедуры страсти стихают и нравы смягчаются.

Игру следует проводить по кругу. После двух-трех выступлений следует поинтересоваться, есть ли еще желающие ругаться и, если есть, предоставить им сло­во, предварительно завязав глаза. Затем игра останав­ливается. Можно прервать игру и после того, как кто-то из соседей укажет на игрока с завязанными глазами как на объект агрессии и автора выступления одновремен­но, то есть участник будет ругать сам себя от своего имени. Обычно всем становится смешно, когда кто-нибудь прохаживается в свой собственный адрес.


168 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

УПРАЖНЕНИЕ «МНОГОУГОЛЬНИК»

Упражнение направлено на формирование у участников навыка совместной деятельности в ситуации искусственного ограничения каналов восприятия. Оно может выполняться как в лабораторных группах младших командиров, так и на этапе проведения тренинга с естественными учебными группами.

Необходимо подготовить комнату, освободив место для выпол­нения упражнения. Потребуется длинная веревка, в расчете при­мерно 1,5 м на каждого участника.

ОписаниеКонцы веревки связываются узлом, и она кладется

процедурына пол в виде круга. Участникам предлагается встать с

внешней стороны этого круга, поднять с пола веревку

и закрыть глаза. (Возможен вариант с завязыванием

глаз заранее приготовленными повязками.)

Задача группы — складывать из веревки предлагае­мые ведущим геометрические фигуры. При этом необ­ходимо соблюдать следующие правила:

• веревку должны держать все участники;

• члены группы могут говорить друг с другом, но
никто не должен открывать глаза.

Ведущий дает первое задание, например: «Сделайте из веревки квадрат!»

Через некоторое время можно спросить, не созда­ется ли у игроков впечатления, что квадрат уже готов. Если группа ответит отрицательно, то пусть продолжа­ет работу, даже если квадрат уже получился. Если иг­роки ответили на вопрос утвердительно, то им предла­гается открыть глаза и оценить результат.

Когда участники рассмотрят получившийся квадрат, они могут в течение 5 минут обсудить стратегию вы­полнения следующих заданий.

После этого группе предлагается еще раз закрыть глаза и дается следующее задание. Им можно предло­жить создать равносторонний треугольник; сложить трапецию, звезду и т. п.

Обсуждение В процессе обсуждения полезно обратить внимание участников на следующие вопросы: возникали ли про-


Глава 12. Примеры вспомогательных упражнений тренинга 169

блемы взаимодействия с партнерами и если да, то когда и почему? Осталось ли у кого-нибудь чувство, что его не услышали или его идею не стали рассматривать? Почему так произошло? Кто взял на себя роль лидера? В чем это выразилось? Каков был стиль руководства?

УПРАЖНЕНИЕ «СЕКРЕТ ДЖОВАННИ»1

Упражнение демонстрирует участникам эффективность коопе­рации, помогает им осознать роль внутрикомандной дисциплины и важность умения слышать друг друга. Также оно дает возможность увидеть и оценить роль лидера в команде.

Описание Каждый член группы получает одну или несколько

процедуры карточек, на которых написано по одной фразе. Коли­чество получаемых участниками карточек зависит от количества людей в группе. При необходимости число карточек можно увеличить.

На карточках написаны следующие фразы: Джованни слушает только музыку в стиле кантри. У Джованни аллергия на кошек. Джованни лысый. У Джованни нет машины. Джованни не умеет готовить. Единственное украшение Джованни — перстень с печаткой.

Эгон Айгенсинн — тренер Джованни. Эгон Айгенсинн лежит в постели с гриппом. Лизы Лонгбайн сейчас нет в городе. Она снимает свой первый фильм «Охотник».

Гарри Питтбул совершенно невиновен.

Джованни очень тщеславный.

Тетя Роза — в Африке на сафари.

Джованни никогда не ест суп.

Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев.

1 Приводится в описании: БраткинА., Скоробогатова И. Юпродаваемыхтренин-гов. И.: Генезис, 2004.


170 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Белло любит играть под кроватью Джованни.

Белло не в воде.

Джованни любит животных.

У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет.

Эгон Айгенсинн часто ходит в оперу.

У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы.

Лиза Лонгбайн любит бриллианты.

Гарри Питтбул часто ходит на рыбалку.

Джованни приобрел государственные ценные бу­маги.

Далее ведущий зачитывает следующий текст:

«Джованни Великий — знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать вечером в показательном вы­ступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питтбулл. Джованни сказал: "Я не могу пойти туда, пока я не нашел это".

Ваша задача — раскрыть секрет Джованни. Сделать это можно, если свести всю имеющуюся на карточках инфор­мацию воедино. Вся работа выполняется устно. Показы­вать свою карточку другим запрещается. Никто не имеет права делать никаких записей. Задание будет считаться выполненным, если даны ответы на три вопроса:

Что потерял Джованни?

Кто это похитил?

Где это находится?

Каждый участник получает копию Приложения».

Приложение Что было потеряно? к упражнению• Маленький котенок

• Билет в оперу

• Парик

• Красный кабриолет

• Рецепт кекса

• Бриллиантовое кольцо

Ктоэто похитил?

• Белло, собака

• Эгон Айгенсинн, тренер Джованни


Глава 12, Примеры вспомогательных упражнений тренинга 171

Лиза Лонгбайн, его подруга

• Гарри Питтбул, его соперник

• Его любимая тетя Роза

Где это находится?

• В городском парке

• Под кроватью

• В стиральной машине

• На дереве

• В его купальном халате

Участники обсуждают задание и предлагают завер­шенные варианты ответов ведущему. Ведущий отвеча­ет только «да» или «нет».

При этом ведущему необходимо предостеречь уча­стников от простого перебора вариантов и при предъ­явлении ответа требовать его обоснование.

Правильный ответ: Утерян парик. Его похитила со­бака Белло. Парик находится под кроватью.

ПояснениеПравильный ответ сложно найти, если в группе не

проявится лидер, который возьмет на себя выполнение координационной функции. Соответственно, выпол­нение данного упражнения на третьем этапе тренинга дает возможность младшим командирам проявить ор­ганизационные способности: организовать обсуждение и управлять процессом поиска решения.

УПРАЖНЕНИЕ «ИГОЛЬНОЕ УШКО»

Упражнение направлено на формирование у участников навыка совместной деятельности в ситуации ограничения физических воз­можностей. Оно может выполняться как в лабораторных группах младших командиров, так и на этапе проведения тренинга с есте­ственными учебными группами.

Необходимо подготовить комнату, освободив место для выпол­нения упражнения. Потребуется обруч (хула-хуп).


172 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

ОписаниеВедущий обращается к участникам: «Ваша группа в

процедуры горном ущелье попала под лавину. Для выхода на по­верхность остался лишь небольшой проход, которым вы можете воспользоваться».

Группа выстраивается в круг, взявшись за руки. Об­руч размещается так, чтобы руки двух игроков прошли сквозь обруч.

Задача группы — выбраться из завала. Для этого ка­ждый участник должен «пройти» сквозь обруч, пере­местив его с одной руки на другую. Таким образом, обруч должен проделать круг и вернуться на то же ме­сто, откуда стартовал. При этом на протяжении всего выполнения упражнения участникам нельзя разрывать рук.

ПояснениеОбычно выполнение упражнения в подобном виде

не вызывает больших затруднений. После удачного выполнения упражнения задание усложняется.

Участникам предлагается по-прежнему встать кру­гом и взяться за руки. Ведущий расцепляет две пары рук на разных сторонах круга и соединяет их в другом порядке так, чтобы получилась восьмерка или петля. После этого прежним образом размещается обруч и участникам предлагается выполнить задание в этих ус­ловиях. Однако на этот раз участникам необходимо пробираться через обруч с условием: обруч должен ос­таваться на одном месте и всегда касаться пола.

В зависимости от численности группы можно еще более усложнить упражнение, сделав несколько петель. Это существенно ограничит свободу участников.


Глава 13

ИСТОРИИ И МЕТАФОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ

Тренинг лидерства разработан в рамках когнитивно-поведенче­ской модели. В соответствии с этим большое внимание в нем уде­ляется изменению имеющихся у участников когнитивных конст­руктов и формированию новых. В когнитивных конструктах и установках отражены как представления человека об окружающей его действительности, так и интерпретации смысла собственных действий. Изменение поведения человека невозможно без транс­формации и коррекции обеспечивающих это поведение личностных и социальных установок. В соответствии с этим встает задача ока­зания помощи участникам в ассимиляции в их Моделях мира обос­нований, обеспечивающих психологическую готовность к исполь­зованию новых образцов поведения в ряде ситуаций. Для этого в тренинге активно используются процедуры информирования, а также различные истории и метафоры.

Метафору можно рассматривать как некое сообщение, в котором одна область вещей выражается через термины, принадлежащие к другой области, и тем самым проливается новый свет на характер того, что описывалось ранее. Таким образом, метафора представ­ляет собой иносказательный способ репрезентации чего-либо.

Понимание метафоры есть результат творческого акта. Указанное свойство не выделяет метафору из числа прочих употреблений язы­ка, так как любая коммуникация — это взаимодействие мысли из­реченной и мысли, извлеченной из речи. Вопрос лишь в степени разрыва. При использовании метафоры этот разрыв увеличивается, что позволяет человеку извлекать из нее тот смысл, к которому он


174 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

готов в настоящий момент, — смысл, который в наибольшей степе­ни соответствует представлениям и Модели мира слушающего че­ловека.

Ниже приведены некоторые метафорические истории, исполь­зуемые в тренинге для формирования содержательно-смыслового пространства, необходимого при выполнении упражнений, утили­зации различных проявлений групповой динамики, а также для завершения занятий.

ЗНАНИЕ КУРИЦЫ1

Вдоль всего плетня, окружавшего птичий двор, расселись ласточки, беспо­койно щебеча друг с другом, говоря о многом, но думая только о лете и юге, потому что осень стояла уже у порога — ожидался северный ветер.

Однажды они улетели, и все заговорили о ласточках и о юге. «Пожалуй, на следующий год я сама слетаю на юг», — сказала курица.

Минул год, ласточки вернулись и снова расселись на плетне, а весь птичник обсуждал предстоящее отбытие курицы.

Пришло время, и ранним утром подул северный ветер, ласточки разом взлетели и, паря в небе, почувствовали, как ветер наполняет их крылья. К ним пришла сила, пришло странное древнее знание. Они оставили дым городов и полетели на юг.

— Ветер, пожалуй, подходящий, — сказала курица, расправила крылья и
выбежала из птичника. Хлопая крыльями, она выскочила на дорогу, сбежала
вниз с насыпи и попала в сад.

К вечеру, тяжело дыша, она вернулась обратно и рассказала обитателям птичника, как летала на юг до самого шоссе и видела величайший в мире поток машин, мчащихся мимо. Она была в землях, где растет картофель, и видела питающие людей злаки. И, наконец, она попала в сад. В нем были розы, пре­красные розы, и там был сам садовник.

— Потрясающе, — сказал весь птичий двор. — И как живописно расска­
зано!

Прошла зима, прошли тяжелые месяцы, началась весна нового года, и опять вернулись ласточки. Но птичий двор ни за что не соглашался, что на юге — море.

— Послушайте нашу курицу! — говорили они. — Она лучше знает, где юг.
А ласточки и не настаивали.

Пришло время, и они улетели.

1 Раджниш Б. Ш.Дао. Путь без пути. Беседы по книге «Ле-цзы». М.:Либрис, 1994. Текст изменен.


Глава 13. Истории и метафоры, используемые в тренинге 175

Историю можно использовать для иллюстрации ограничений Модели мира человека на примере представлений птичьего двора.

ПУСТЫНЯ1

Эта история о профессоре, некоем Мелвине Стюарте. Это был биолог вы­сочайшей квалификации. Главной научной страстью профессора было изучение фауны пустынь. Он часто организовывал небольшие экспедиции с участием молодых, физически крепких специалистов и отправлялся с ними в пустыню для интенсивной работы на природе. В большинстве случаев все эти путешествия завершались без особых приключений, принося в то же время большую пользу образовательной цели экспедиций.

Однако одним летом, будучи в одной пустынной местности, очень далеко от ближайшего населенного пункта, у них сломалась машина. Мелвину и его молодой команде ничего не оставалось, как отправиться пешком за помощью. С собой они взяли только предметы первой необходимости, нужные для выжи­вания, — еду, воду и карту. Согласно карте, они должны были потратить по крайней мере три дня, чтобы дойти до ближайшего форпоста цивилизации. Начался пеший поход. Шагая, затем отдыхая, потом опять шагая, эта торжест­венная и решительная группа продвигалась сквозь страну горячего безмолвия. На утро третьего дня эта усталая и ободранная группа добралась до вершины высокого песчаного бархана. Измученные жаждой и перегревшиеся на солнце, они начали оглядывать с вершины местность, раскинувшуюся перед ними. Очень далеко справа от себя они увидели нечто напоминающее озеро, окруженное небольшими деревьями. Студенты начали прыгать и кричать от радости, но профессор никак не отреагировал на это, поскольку знал, что это был всего лишь мираж. «Я бывал в таких местах», — сказал он себе. Он воспринял эту дурную новость, как это сделал бы любой умудренный жизнью и опытом чело­век, то есть как факт, который нужно принять к сведению, и не более. Он знал, к чему могут привести погони в пустыне за миражами. Однако все студенты бурно запротестовали и стали настаивать на том, что они знают, что видят, что они верят тому, что видят. Их спор с профессором продолжался до тех пор, пока в конце концов он не сдался. Он разрешил им пойти к миражу, но с одним условием, что, как только они дойдут до места и убедятся в своей ошибке, они сядут и не сдвинутся с того места до тех пор, пока он не вернется с помощью. Все стали клясться, что они будут ждать там, на месте, и больше никуда не пойдут.

И тогда профессор пошел туда, куда считал нужным идти он, а студенты направились туда, куда считали правильным идти они.

1 История описана в книге: Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб.: Белый кролик, 1995. Текст изменен.


176 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Через три часа студенты приблизились к новенькому, недавно выстроенно­му роскошному спасательному посту, где действительно были деревья, где был фонтан, ресторан и плавательный бассейн.

Через некоторое время, после того как они искупались и поели, они вместе со спасателями сели в машину и отправились за своим учителем и другом Мел-вином Стюартом.

Но он так и не был найден ими.

Никогда.

Историю можно использовать в качестве вступления к инфор­мационной части «Психологическая карта мира» или при работе с понятиями «Карта» и «Территория».

Она может найти свое применение также в других тренингах при необходимости нивелировать критические высказывания различных «профессионалов», желающих подискутировать по поводу полез­ности и эффективности различных упражнений и действий веду­щего группы.

ГИБКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ1

Армада флота Соединенных Штатов была на военно-морских учениях на побережье Канады, когда был записан следующий разговор по радио:

— Пожалуйста, измените свой курс на пятнадцать градусов к северу, чтобы
избежать опасности столкновения.

— Нет. Советуем вам изменить свой курс на пятнадцать градусов к югу,
чтобы избежать опасности столкновения.

— Мы повторяем! Развернитесь на север, чтобы избежать столкновения!

— Настойчиво рекомендуем вам развернуться на юг, чтобы избежать столк­
новения.

— Это капитан военного судна Соединенных Штатов. Повторяю еще раз,
немедленно измените курс!

— А мы говорим, поворачивайте на юг.

— Это истребитель, принадлежащий вооруженным силам Соединенных Шта­
тов. Мы обеспечиваем воздушную поддержку флота США. Измените свой курс
НЕМЕДЛЕННО!

— А мы — канадский маяк. Так что сворачивайте сами.

История помогает прийти к идее о необходимости иметь адек­ватную Картину мира и проявлять гибкость во взаимодействии с окружающими.

1 Евтихов О. В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 2: Истории и метафоры. СПб.: Речь, 2005.


Глава 13. Истории и метафоры, используемые в тренинге 177

МЕДВЕДЬ В ТЕСНОЙ КЛЕТКЕ1

В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: «Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе». Время шло, зоопарк стали ремон­тировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя даже бассейн. Работники зоопарка пред­вкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в просторный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад-вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый... А потом повер­нулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клети, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображе­нии. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих.

Медведь до сих пор ходит в огромном вольере — четыре шага туда и четыре шага обратно.

История может использоваться в качестве иллюстрации самоог­раничений человека, а также как вступление к упражнению «Спа­сение медведя».

ГНЕВ И ГВОЗДИ2

У одного императора был очень вспыльчивый и несдержанный сын. Беспо­коясь о том, как в дальнейшем такой наследник сможет управлять его владения­ми, он обратился за помощью к учителю Дзен. Учитель взял на обучение моло­дого человека и в первый же день дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда тот не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в растущее рядом дерево.

В первый день в дереве было несколько десятков гвоздей. На второй день почти столько же. Но через некоторое время молодой человек научился сдер­живать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в дерево гвоздей стало уменьшаться. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания.

1 Павлова М. Л. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. М.:
Совершенство, 2000.

2 Евтихов О. В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 1: Притчи и истории. СПб.:
Речь, 2005.


178 Часть 4. Описание основных модулей тренинга развития лидерских качеств

Сын императора подошел кучителю и сказал: «Я научился сдерживать себя! Вот уже несколько дней мне не приходится вбивать гвозди в дерево». На что учитель сказал, что на сей раз каждый день, когда ему удастся сдержаться, он должен вытаскивать из дерева по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда сын императора сообщил учителю о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Учитель взял молодого человека за руку, подвел к дереву и сказал: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько дыр в дереве? Оно уже никогда не будет таким как прежде. Следы от этих дыр останутся в нем навсегда. Запомни это. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, — шрам останется».

Притча может использоваться в случае проявления вербальной агрессии участников тренинга по отношению друг к другу, а также в качестве вступления к упражнению «Работа с агрессией».

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДЛЯ КРОЛИКА1

Лиса встретила кролика в лесу.

— Кто ты такой? — спросил кролик.

— Я лиса, — ответила лиса. — И я хочу тебя съесть.

— Как ты можешь доказать, что ты лиса? — спросил кролик.

Лиса не знала, что ответить, потому что раньше кролики убегали без лишних вопросов.

— Если ты можешь показать мне письменное доказательство того, что ты
лиса, то я тебе поверю, — сказал кролик.

Обеспокоенная лиса побежала ко льву, чтобы он дал ей удостоверение, что она лиса. Выданное львом удостоверение вызывало у лисы такой интерес, что она задерживалась на каждом параграфе, чтобы продлить удовольствие. Но когда она вернулась на место, где оставила кролика, его там уже не было.

Лиса побежала обратно ко льву и увидела оленя, разговаривающего со львом.

— Я хочу видеть письменные доказательства того, что ты лев, — говорил
олень.

— Когда я не голоден, мне нет нужды беспокоить тебя, когда же я хочу есть,
то ты не нуждаешься ни в каких документах, — ответил лев.

Удивленная лиса спросила:

— Почему ты не сказал мне, чтобы я так поступила, когда я просила удосто­
верение для кролика?

1 Там же.


Глава 13. Истории и метафоры, используемые в тренинге 179

— Друг мой, — сказал лев, — тебе следовало сказать, что удостоверение требовал кролик. Я думал, что оно нужно для тех глупых человеческих существ, от которых кое-кто из этих умных животных научился подобному различению.

Историю можно использовать в группе при наличии в ней скеп­тически настроенного участника, постоянно требующего каких-либо доказательств. Работает грубовато, но эффективно!

ВЛАСТЬ СЕРЖАНТА1

Генерал, чье войско пересекало некую страну, далеко опередил его и в ка­кой-то момент, совершенно заблудившись, очутился в крошечной деревушке.

Жители тут же окружили его, и он начал отдавать им приказы. Он велел накормить свою лошадь — однако никто и пальцем не пошевельнул. Он отдавал распоряжения о конюшне, о воде, о попоне — никто и с места не сдвинулся.

— Если вы сию же минуту не подчинитесь, — завопил генерал, — я поступлю
с вами со всей строгостью!

В ответ на это деревенский староста произнес:

— Ты не кажешься мне очень сильным. Каким образом ты можешь нам что-
нибудь сделать? У тебя ничего не выйдет.

— Не я буду делать, —закричал приведенный в бешенство генерал, —а Цепь
Командования!

— А что такое Цепь Командования?

— Я скажу полковнику, он — майору, тот — капитану, этот — лейтенанту.
Лейтенант отдаст приказ сержанту, в чьем распоряжении взвод солдат. Они
поставят вас к стенке и расстреляют.

— Ну вот, теперь ты, наконец, сказал что-то дельное, — произнес старос­
та. — Этот сержант, видно, действительно обладает властью. Пока же мы виде­
ли только тебя. Вот если бы нам довелось иметь дело с твоим сержантом — это
что-нибудь да значило бы.

Историю можно использовать для повышения мотивации сер­жантов к их профессиональной деятельности.

Шах И. Волшебный монастырь. М: Совпадение, 2001. Текст изменен.


180 Часть 4. Описание основных модулей тренинга разбития лидерских качеств

ФОРМИРОВАНИЕ БРИЛЛИАНТА1

Алмазы ценятся благодаря своей прочности и надежности. При этом алмаз, являясь одной из форм устойчивого существования вещества, образуется из менее прочного углерода. Способность алмаза противостоять внешним воздей­ствиям формируется благодаря добавочной энергии — долгого нахождения под высоким давлением в недрах земли. В процессе этого алмаз как бы запасается энергией, у него меняется структура кристаллической решетки, он обретает прочность и устойчивость, отличающие его от аморфных веществ. В результате алмаз способен противостоять давлению других веществ, а при соответствующей обработке превращается в бриллиант.

Так и психика человека, тренированного и сильного, имеет стойкость в от­ношении как внешних раздражителей, так и внутренних конфликтов. Любые трудности, с которыми человек сталкивается в своей жизни, он может направить на свое укрепление или разрушение.

Историю можно использовать для повышения мотивации уча­стников тренинга к преодолению трудностей.

БОЛЬШЕ СТАРАНИЯ2

Некий ученик несколько лет посещал лекции одного учителя, не предприни­мая при этом никаких попыток учиться. Наконец учитель пригласил его на личную беседу.

— На протяжении многих лет я давал вам упражнения и наставления, но не
вижу, чтобы вы сколько-нибудь изменились, и это начинает меня беспокоить.

— Рад, что вы наконец заметили, — сказал ученик, — потому что и сам я вот
уже несколько месяцев чувствую, что вы плохо стараетесь!

С помощью этой истории можно обратить внимание участников на то, что успешность тренинга для каждого из них во многом за­висит от степени его личной вовлеченности в процедуры тренинга и усердности при выполнении упражнений.

1 Евтихов О. В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 2: Истории и метафоры. СПб.:
Речь, 2005.

2 Шах И. Особое озарение: Как суфии используют юмор. М.: Сампо, 2002. Текст
изменен.


Глава 13. Истории и метафоры, используемые в тренинге 181

СТРАТЕГИЯ ГЕНИЯ1

Томас Эдисон потратил огромное количество времени на изобретение пер­вой лампочки. По слухам, он провел 2000 экспериментов, прежде чем создать ее.

На пресс-конференции, посвященной его новому изобретению, один весьма настойчивый журналист спросил:

— Скажите, мистер Эдисон, каково это — терпеть неудачу две тысячи раз
подряд, пытаясь создать одну лампочку?

— Молодой человек, — ответил Эдисон, — я отнюдь не ошибался две тысячи
раз, создавая эту лампочку. Я обнаружил одну тысячу девятьсот девяносто девять
способов, как НЕ сделать лампочку.

Историю можно использовать для оказания поддержки участ­никам в случаях неудач в работе над заданиями тренинга, что осо­бенно актуально на третьем этапе при выполнении учебными груп­пами упражнений-испытаний.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.