Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ



И ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Требования к ведущему тренинга

Стиль ведения и позиции ведущего на различных этапах тренинга

Организация тренинга

Рекомендации по проведению тре­нинга


Глава 14

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГА

Ведущий тренинга, его личностные качества, профессиональные знания и умения являются в определенном смысле средством раз­вития личности участников и их лидерских качеств. Уровень про­фессиональной квалификации и личностной зрелости тренера, степень его владения методическими средствами и готовность нести ответственность за результаты тренинга определяют характер, мас­штаб и устойчивость происходящих в тренинге изменений.

В идеале ведущий должен выступать для участников тренинга реальной моделью желательного поведения, быть носителем основ­ных ценностей лидера, обладать лидерскими качествами, уметь демонстрировать лидерские способности в соответствующих ситуа­циях или, как минимум, быть экспертом в этих областях. Тренинг, который проводит тренер, не способный вести себя в соответствии с тем, к чему он призывает группу, вряд ли будет эффективным. Это обусловливает наличие серьезных требований к профессионально-психологической компетентности психолога-тренера, его личност­ным качествам, а также компетентности в специфике профессио­нальной деятельности руководителя.

В структуре компетентности ведущего тренинга развития лидер­ских качеств можно выделить следующие основные компоненты: 1. Методологическая компетентность.Ведущему необходимо знать технологию организации и проведения психологическо­го тренинга, владеть основными знаниями, на которых бази­руется тренерская практика, уметь трансформировать постав­ленную перед тренером цель (обычно в терминах желаемого


188 Чисть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития...

результата) в систему конкретных задач; подбирать соответ­ствующие методические средства и т. п.

2. Игротехническая компетентность.Тренер должен понимать
возможности и ограничения использования различных мето­
дических средств для решения поставленных задач, иметь
позитивный опыт проведения основных тренинговых проце­
дур, уметь управлять процессами групповой динамики, свя­
зывать происходящую в тренинге событийность со специфи­
кой профессиональной деятельности, приспосабливаться к
изменяющимся условиям тренерской практики.

3. Содержательная компетентность.Психолог-тренер должен
быть компетентным в прорабатываемой в тренинге области.
Для проведения личностного модуля тренинга лидерства ве­
дущему необходимо, как минимум, внести ясность в свои
теоретические представления о природе человеческой лично­
сти, ориентироваться в специфике личностных проблем и
особенностях личностного развития. Для проведения модуля
развития лидерских качеств психолог-тренер должен сам хо­
рошо ориентироваться в теориях лидерства, стилях лидерства,
а также вопросах управления и руководства.

4. Контекстуальная компетентность.Ведущий должен понимать,
где и кого он обучает, ориентироваться в специфике учебной
и профессиональной деятельности курсантов, организации
распорядка дня, особенностях решаемых командирами про­
фессиональных задач и т. п.


Глава 15

СТИЛЬ ВЕДЕНИЯ И ПОЗИЦИИ ВЕДУЩЕГО НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ТРЕНИНГА

Стиль работы ведущего должен меняться в зависимости от этапа тренинга развития лидерских качеств и решаемых на нем задач.

На одних этапах работы ведущему необходимо придерживаться более директивной формы ведения, структурирующей выполнение упражнений и процедур. На других этапах полезно выбирать более свободный стиль, способствующий проявлению групповой дина­мики, лидерства и творческого потенциала участников.

Также необходимо менять позицию по отношению к участникам, определяющую особенности взаимодействия с ними.

Так, на первом и втором этапах тренинга более приемлем гибкий стиль ведения группы. В это время происходит освоение участни­ками необходимых психологических знаний, выработка на их ос­нове необходимых навыков и умений. Эта форма ведения тренинга предъявляет высокие требования к профессионализму тренера, его педагогическим качествам. Психологическое просвещение, мало связанное с запросами практики, может приводить к выработке мнения, что психологические знания в работе не помогают.

На этих этапах наиболее приемлемой является позиция ведуще­го, которую условно можно показать в виде следующего рисунка (см. рис. 3).

В данном случае воздействие на участников исходит как от пси­холога, так и от группы в целом. Осуществляется выраженное взаи­модействие между всеми членами группы, которое регулируется тренером. В процессе тренинга ведущий опирается на процессы



Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития...


Рис.3

групповой динамики, использует социально-психологические ме­ханизмы и ресурсы группового воздействия.

На третьем этапе (тренинг с учебной группой в целом) более эффективна свободная форма ведения тренинга. Основными зада­чами ведущего здесь являются: формирование навыков лидерского взаимодействия организационных лидеров с подчиненными в ре­альной учебной группе и закрепление их лидерского образа в вос­приятии одногруппников. В связи с этим его позиция ведущего становится более отстраненной (рис. 4).

Осуществляется выраженное взаимодействие между лидерами и другими членами группы. Большую часть своего взаимодействия с группой психолог-тренер организует через ее лидеров. В процессе тренинга ведущий активно использует социально-психологические ресурсы группового воздействия.


Рис.4

В межтренинговый и посттренинговый периоды (на занятиях «групп встреч») сержанты учатся самостоятельно искать способы


Глава 15. Стиль ведения и позиции ведущего на различных этапах тренинга 191

Рис.5

решения профессиональных и личных проблем, расширяют вариан­ты своего поведения. На этих занятиях психолог-тренер выступает не в роли активного ведущего, а скорее в роли консультанта-супер­визора (рис. 5). Его задача состоит в том, чтобы обеспечить участни­ков необходимыми психологическими знаниями для более успеш­ного поиска решения, помочь участникам раскрыть имеющийся у них потенциал и научиться использовать его в служебной деятель­ности, что требует еще более свободной формы ведения группы.

Взаимодействие участников между собой на этом этапе выра­женное, а с тренером — минимальное. Процессы групповой дина­мики тренером используются незначительно.

В процессе ведения тренинга ведущему не следует ориентиро­ваться на задачу жесткой модификации личности участников путем искоренения нежелательных черт и свойств в соответствии с опре­деленным образцом. Его работа должна быть направлена на дости­жение их осознания, создание условий для повышения мотивации участников тренинга к конструктивным изменениям. В качестве основных средств изменений выступают адекватная обратная связь, показ продуктивных личностных и профессиональных проявлений, апробирование новых вариантов поведения и способов профессио­нальной деятельности, формирование и развитие необходимых руководителям навыков и умений.

При этом ведущему тренинга развития лидерских качеств сле­дует избегать классических ошибок ведущего профессионально-


192 Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития...

ориентированных тренинговых программ, в числе которых наибо­лее выделяются следующие':

□ Абсолютизация собственного профессионального опыта.

П Нежелание отдавать должное организационной культуре, ко­торой придерживаются проходящие тренинг специалисты, недооценка ее значения.

? Стремление к сохранению позитивного отношения участни­
ков к тренингу в ущерб поставленным целям.

? Избыток интерпретации происходящего в группе со стороны
тренера.

? Неконструктивные ограничения проявлений активности чле­
нов группы, постановка их в жесткие рамки, склонность ма­
нипулировать группой.

? Жесткое следование одной стратегии.

П Тенденция к преимущественному акценту на осознание в ущерб работе, направленной на формирование профессио­нально важных качеств.

□ Тенденция к преимущественному акценту на формирование
профессионально важных качеств в ущерб работе, направ­
ленной на осознание опыта.

1 Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: моно­графия. СПб.: Образование, 1997. С. 172-173.


Глава 16

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГА

Эффективность тренинга развития лидерских качеств зависит от ряда условий его организации и особенностей проведения под­готовительных мероприятий, в числе которых выделяются следую­щие.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.