ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ Требования к ведущему тренинга Стиль ведения и позиции ведущего на различных этапах тренинга Организация тренинга Рекомендации по проведению тренинга Глава 14 ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГА Ведущий тренинга, его личностные качества, профессиональные знания и умения являются в определенном смысле средством развития личности участников и их лидерских качеств. Уровень профессиональной квалификации и личностной зрелости тренера, степень его владения методическими средствами и готовность нести ответственность за результаты тренинга определяют характер, масштаб и устойчивость происходящих в тренинге изменений. В идеале ведущий должен выступать для участников тренинга реальной моделью желательного поведения, быть носителем основных ценностей лидера, обладать лидерскими качествами, уметь демонстрировать лидерские способности в соответствующих ситуациях или, как минимум, быть экспертом в этих областях. Тренинг, который проводит тренер, не способный вести себя в соответствии с тем, к чему он призывает группу, вряд ли будет эффективным. Это обусловливает наличие серьезных требований к профессионально-психологической компетентности психолога-тренера, его личностным качествам, а также компетентности в специфике профессиональной деятельности руководителя. В структуре компетентности ведущего тренинга развития лидерских качеств можно выделить следующие основные компоненты: 1. Методологическая компетентность.Ведущему необходимо знать технологию организации и проведения психологического тренинга, владеть основными знаниями, на которых базируется тренерская практика, уметь трансформировать поставленную перед тренером цель (обычно в терминах желаемого 188 Чисть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития... результата) в систему конкретных задач; подбирать соответствующие методические средства и т. п. 2. Игротехническая компетентность.Тренер должен понимать 3. Содержательная компетентность.Психолог-тренер должен 4. Контекстуальная компетентность.Ведущий должен понимать, Глава 15 СТИЛЬ ВЕДЕНИЯ И ПОЗИЦИИ ВЕДУЩЕГО НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ТРЕНИНГА Стиль работы ведущего должен меняться в зависимости от этапа тренинга развития лидерских качеств и решаемых на нем задач. На одних этапах работы ведущему необходимо придерживаться более директивной формы ведения, структурирующей выполнение упражнений и процедур. На других этапах полезно выбирать более свободный стиль, способствующий проявлению групповой динамики, лидерства и творческого потенциала участников. Также необходимо менять позицию по отношению к участникам, определяющую особенности взаимодействия с ними. Так, на первом и втором этапах тренинга более приемлем гибкий стиль ведения группы. В это время происходит освоение участниками необходимых психологических знаний, выработка на их основе необходимых навыков и умений. Эта форма ведения тренинга предъявляет высокие требования к профессионализму тренера, его педагогическим качествам. Психологическое просвещение, мало связанное с запросами практики, может приводить к выработке мнения, что психологические знания в работе не помогают. На этих этапах наиболее приемлемой является позиция ведущего, которую условно можно показать в виде следующего рисунка (см. рис. 3). В данном случае воздействие на участников исходит как от психолога, так и от группы в целом. Осуществляется выраженное взаимодействие между всеми членами группы, которое регулируется тренером. В процессе тренинга ведущий опирается на процессы Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития...
Рис.3 групповой динамики, использует социально-психологические механизмы и ресурсы группового воздействия. На третьем этапе (тренинг с учебной группой в целом) более эффективна свободная форма ведения тренинга. Основными задачами ведущего здесь являются: формирование навыков лидерского взаимодействия организационных лидеров с подчиненными в реальной учебной группе и закрепление их лидерского образа в восприятии одногруппников. В связи с этим его позиция ведущего становится более отстраненной (рис. 4). Осуществляется выраженное взаимодействие между лидерами и другими членами группы. Большую часть своего взаимодействия с группой психолог-тренер организует через ее лидеров. В процессе тренинга ведущий активно использует социально-психологические ресурсы группового воздействия.
В межтренинговый и посттренинговый периоды (на занятиях «групп встреч») сержанты учатся самостоятельно искать способы
Рис.5 решения профессиональных и личных проблем, расширяют варианты своего поведения. На этих занятиях психолог-тренер выступает не в роли активного ведущего, а скорее в роли консультанта-супервизора (рис. 5). Его задача состоит в том, чтобы обеспечить участников необходимыми психологическими знаниями для более успешного поиска решения, помочь участникам раскрыть имеющийся у них потенциал и научиться использовать его в служебной деятельности, что требует еще более свободной формы ведения группы. Взаимодействие участников между собой на этом этапе выраженное, а с тренером — минимальное. Процессы групповой динамики тренером используются незначительно. В процессе ведения тренинга ведущему не следует ориентироваться на задачу жесткой модификации личности участников путем искоренения нежелательных черт и свойств в соответствии с определенным образцом. Его работа должна быть направлена на достижение их осознания, создание условий для повышения мотивации участников тренинга к конструктивным изменениям. В качестве основных средств изменений выступают адекватная обратная связь, показ продуктивных личностных и профессиональных проявлений, апробирование новых вариантов поведения и способов профессиональной деятельности, формирование и развитие необходимых руководителям навыков и умений. При этом ведущему тренинга развития лидерских качеств следует избегать классических ошибок ведущего профессионально- 192 Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития... ориентированных тренинговых программ, в числе которых наиболее выделяются следующие': □ Абсолютизация собственного профессионального опыта. П Нежелание отдавать должное организационной культуре, которой придерживаются проходящие тренинг специалисты, недооценка ее значения. ? Стремление к сохранению позитивного отношения участни ? Избыток интерпретации происходящего в группе со стороны ? Неконструктивные ограничения проявлений активности чле ? Жесткое следование одной стратегии. П Тенденция к преимущественному акценту на осознание в ущерб работе, направленной на формирование профессионально важных качеств. □ Тенденция к преимущественному акценту на формирование 1 Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: монография. СПб.: Образование, 1997. С. 172-173. Глава 16 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГА Эффективность тренинга развития лидерских качеств зависит от ряда условий его организации и особенностей проведения подготовительных мероприятий, в числе которых выделяются следующие. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|