Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРИНУДИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАННОЙ ГРУППОЙ



Тренинг развития лидерских качеств не является добровольным для младших командиров и курсантов учебных групп. Поэтому при проведении тренинга с принудительно набранной группой полезно проделать работу, направленную на снятие эмоциональной напря-


200 Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития...

женности в группе и сопротивления участников, направив их энер­гию на конструктивную работу.

Один из способов работы с данной проблемой состоит в прове­дении короткой индивидуальной встречи и знакомстве с каждым участником до начала тренинга. Это дает возможность выстроить индивидуальный контакт, заинтересовать и позитивно мотивировать каждого участника.

Если особенности организации тренинга не позволяют провес­ти предварительные встречи, то при наличии сопротивления в груп­пе можно в подходящей ситуации сделать его очевидным для уча­стников. Следует предоставить участникам возможность открыто выразить свои чувства и мысли по поводу принудительного направ­ления в группу. Ведущему необходимо контролировать данный про­цесс, не позволяя ему превратиться в «хоровое нытье». Для этого следует структурировать процедуру, предоставив возможность вы­сказываться каждому по очереди, призвав участников уважать друг друга и контролируя общий эмоциональный фон. Ведущему следу­ет избегать делать оценки, принимать какую-либо сторону, давать комментарии и тем более вступать в спор. Необходимо просто ува­жительно выслушать участников. Это первый шаг к созданию до­верительной атмосферы. Успешность данной техники зависит от того, насколько хорошо ведущий сможет ее завершить. Хорошим завершением может быть удачно подобранная метафора.

Таким образом, при работе с группой, набранной принудитель­но, важно с самого начала дать участникам понять, что, несмотря на то, что они обязаны посещать тренинг, ведущий открыт для их пожеланий. В частности, они могут влиять на выбор направления дальнейшей работы. Когда членов группы побуждают частично принять ответственность за групповую деятельность, сопротивление часто снимается.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ ГРУППЫ

Любая тренинговая группа имеет определенные нормы и прави­ла существования. Однако существуют достаточно значимые раз­личия в правилах и процедуре их введения для лабораторной и ес­тественной групп.


Глава 17. Рекомендации по проведению тренинга 201

В лабораторных группах (первый и второй этапы) правила могут задаваться ведущим уже начиная с процедуры знакомства. При этом возможно оглашение правил ведущим сразу после обозначения целей тренинга и формы организации тренинговых занятий. В этом случае следует организовать процедуру их обсуждения, предложив высказаться каждому участнику. В любом случае правила должны быть понятны участникам и приняты ими. Не следует делать их первоначальный перечень слишком большим и изнурять участников запоминанием. На начальных этапах достаточно задать только ос­новные правила работы (первые три из перечисленных ниже). Ос­тальные следует вводить лишь по мере актуализации соответствую­щей ситуации в группе.

Ниже перечислены правила, рекомендуемые для использования в тренинге развития лидерских качеств.

1. «Активность». Каждый член группы старается быть активным
участником происходящего и стремится участвовать во всех
событиях и процедурах.

2. «Искренность в общении и право сказать "нет "». Каждый член
группы старается быть искренним, но имеет право сказать
«нет». Данное правило определяет необходимость открыто вы­
ражать свои мысли и чувства, конечно же, по мере возможно­
сти. И если уж сообщать сведения, то достоверные. При этом
каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной
ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то име­
ет право сказать «нет», но это должно быть сказано открыто.

3. «Обращение по имени». В группе необходимо называть участ­
ников по имени и не говорить о присутствующих в третьем
лице.

4. «Персонификация высказываний». Данное правило подразуме­
вает отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в
повседневном общении скрывать собственную позицию и
уходить от ответственности. Участникам предлагается гово­
рить от себя лично: «Я считаю, что...», «Я думаю...» и т. п. вме­
сто высказываний типа: «Большинство людей считает, что...»,
«Некоторые думают...» и др.

5. «Нежелательность непосредственных оценок человека». При
обсуждении происходящего в группе следует оценивать не
участников, а их действия (за исключением специально орга-


202 Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития...

низованных процедур). Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить «Мне не нра­вится, когда ты говоришь... или поступаешь так-то...».

Необходимо особо отметить, что введение правил в естественных группах (организационно-лидерский модуль тренинга) существен­но отличается от описанного выше алгоритма для лабораторных групп. При проведении тренинга со сложившимися развитыми груп­пами необходимо учитывать уже сложившиеся в группе нормы по­ведения. Так, если в лабораторных группах ведущего тренинга мож­но метафорично сравнить с хозяином («Он приглашает», «К нему приходят»), то в развитых естественных группах ведущий первона­чально всегда гость («Он пришел к ним и ему есть что предложить»). Но, предлагая, нужно уважать сложившиеся в группе ценности и нормы. Предлагать как партнер. Если группа начнет воспринимать ведущего как интервента и встанет в оппозицию по отношению к нему, то работа будет провалена.

Поэтому организацию работы и введение правил тренинга в естественных учебных группах необходимо осуществлять более де­мократичным способом. Достаточно эффективным оказывается вариант организации соответствующей процедуры по совместной выработке и принятию основных правил работы группы, которая обычно проводится после проведения процедуры представления участников группы. При этом, как уже было отмечено выше, при работе с учебными группами психолог-тренер основную часть сво­его взаимодействия с группой должен организовывать через млад­ших командиров, поддерживая их лидерскую позицию в группе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.