ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРИНУДИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАННОЙ ГРУППОЙ
Тренинг развития лидерских качеств не является добровольным для младших командиров и курсантов учебных групп. Поэтому при проведении тренинга с принудительно набранной группой полезно проделать работу, направленную на снятие эмоциональной напря- 200 Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития... женности в группе и сопротивления участников, направив их энергию на конструктивную работу. Один из способов работы с данной проблемой состоит в проведении короткой индивидуальной встречи и знакомстве с каждым участником до начала тренинга. Это дает возможность выстроить индивидуальный контакт, заинтересовать и позитивно мотивировать каждого участника. Если особенности организации тренинга не позволяют провести предварительные встречи, то при наличии сопротивления в группе можно в подходящей ситуации сделать его очевидным для участников. Следует предоставить участникам возможность открыто выразить свои чувства и мысли по поводу принудительного направления в группу. Ведущему необходимо контролировать данный процесс, не позволяя ему превратиться в «хоровое нытье». Для этого следует структурировать процедуру, предоставив возможность высказываться каждому по очереди, призвав участников уважать друг друга и контролируя общий эмоциональный фон. Ведущему следует избегать делать оценки, принимать какую-либо сторону, давать комментарии и тем более вступать в спор. Необходимо просто уважительно выслушать участников. Это первый шаг к созданию доверительной атмосферы. Успешность данной техники зависит от того, насколько хорошо ведущий сможет ее завершить. Хорошим завершением может быть удачно подобранная метафора. Таким образом, при работе с группой, набранной принудительно, важно с самого начала дать участникам понять, что, несмотря на то, что они обязаны посещать тренинг, ведущий открыт для их пожеланий. В частности, они могут влиять на выбор направления дальнейшей работы. Когда членов группы побуждают частично принять ответственность за групповую деятельность, сопротивление часто снимается. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ ГРУППЫ Любая тренинговая группа имеет определенные нормы и правила существования. Однако существуют достаточно значимые различия в правилах и процедуре их введения для лабораторной и естественной групп. Глава 17. Рекомендации по проведению тренинга 201 В лабораторных группах (первый и второй этапы) правила могут задаваться ведущим уже начиная с процедуры знакомства. При этом возможно оглашение правил ведущим сразу после обозначения целей тренинга и формы организации тренинговых занятий. В этом случае следует организовать процедуру их обсуждения, предложив высказаться каждому участнику. В любом случае правила должны быть понятны участникам и приняты ими. Не следует делать их первоначальный перечень слишком большим и изнурять участников запоминанием. На начальных этапах достаточно задать только основные правила работы (первые три из перечисленных ниже). Остальные следует вводить лишь по мере актуализации соответствующей ситуации в группе. Ниже перечислены правила, рекомендуемые для использования в тренинге развития лидерских качеств. 1. «Активность». Каждый член группы старается быть активным 2. «Искренность в общении и право сказать "нет "». Каждый член 3. «Обращение по имени». В группе необходимо называть участ 4. «Персонификация высказываний». Данное правило подразуме 5. «Нежелательность непосредственных оценок человека». При 202 Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития... низованных процедур). Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить «Мне не нравится, когда ты говоришь... или поступаешь так-то...». Необходимо особо отметить, что введение правил в естественных группах (организационно-лидерский модуль тренинга) существенно отличается от описанного выше алгоритма для лабораторных групп. При проведении тренинга со сложившимися развитыми группами необходимо учитывать уже сложившиеся в группе нормы поведения. Так, если в лабораторных группах ведущего тренинга можно метафорично сравнить с хозяином («Он приглашает», «К нему приходят»), то в развитых естественных группах ведущий первоначально всегда гость («Он пришел к ним и ему есть что предложить»). Но, предлагая, нужно уважать сложившиеся в группе ценности и нормы. Предлагать как партнер. Если группа начнет воспринимать ведущего как интервента и встанет в оппозицию по отношению к нему, то работа будет провалена. Поэтому организацию работы и введение правил тренинга в естественных учебных группах необходимо осуществлять более демократичным способом. Достаточно эффективным оказывается вариант организации соответствующей процедуры по совместной выработке и принятию основных правил работы группы, которая обычно проводится после проведения процедуры представления участников группы. При этом, как уже было отмечено выше, при работе с учебными группами психолог-тренер основную часть своего взаимодействия с группой должен организовывать через младших командиров, поддерживая их лидерскую позицию в группе. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|