Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРОВЕДЕНИЕ МОЗГОВОГО ШТУРМА



Метод «мозгового штурма» лежит в основе первого этапа упраж­нения «Отработка лидерского поведения», выполняемого участни­ками в процессе профессионально-управленческого модуля тре­нинга.


Глава 17. Рекомендации по проведению тренинга 207

Главная функция мозгового штурма — обеспечение генерации идей. При совместной работе в группе у участников может возни­кать большее количество идей и более широкого спектра, чем при индивидуальной работе. Взаимодействие приводит к перекрестно­му стимулированию и дополнению идей. Таким образом, идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута в силу кажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь более пригодной.

Действие может происходить следующим образом. Участникам описывается процедура мозгового штурма с соответствующими правилами, которые описаны ниже. Перед участниками ставится задача, включающая первоначальные (расширенные) условия, ко­торым должно соответствовать решение. Задачу лучше записать на флип-чарте (или листе ватмана). Все высказанные идеи ее решения также записываются на флип-чарте, никак не оцениваясь. Завер­шающим этапом является обсуждение идей на предмет их соответ­ствия первоначальным условиям и принятие наиболее эффективных из них.

Во время проведения мозгового штурма необходимо соблюдать следующие правила:

1. Отсутствие всякой критики. Критика в данном случае рас­
сматривается в самом широком смысле. Недопустимо не толь­
ко делать критические или оценочные высказывания, но и
демонстрировать критическое отношение к высказанной идее
иными способами: пожиманием плеч, подниманием бровей,
хмыканьем и т. п. Если выдвигаемые идеи сразу сталкиваются
с оценочным суждением в свой адрес, как правило, наступает
«аналитический паралич», который приводит к резкому сни­
жению потока предложений. Именно поэтому оценки позво­
ляется высказывать только на этапе обсуждения, после того
как предложены все возможные варианты решения.

2. Поощрение идей. Необходимо сделать акцент на количестве
идей, а не на их качестве и поощрять каждую новую идею.

3. Равноправие участников. Каждый участник должен чувство­
вать, что его идея стоит рассмотрения. Один из способов пре­
дотвращения доминирования одних участников над други­
ми — установление возможности поочередного высказывания
участниками своих мнений. Это может формализовать и за-


208 Часть У Особенности организации и проведения тренинга развития...

медлить процесс, но поможет включить в работу всех участ­ников.

4. Свобода ассоциаций. Не должно быть никаких ограничений на
идеи. Любая идея должна приниматься без комментариев,
независимо оттого, насколько несерьезной, оскорбительной
или не относящейся к делу она может показаться.

5. Запись всех идей. Запись — это не просто фиксирование важных
предложений, но также возможность оттолкнуться от них в
рождении новых идей. Поэтому все идеи должны записывать­
ся в авторском предложении без редактирования и на видном
месте.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.