Здавалка
Главная | Обратная связь

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «РАЗЫГРЫВАНИЯ ЮЛЕЙ»



Метод «разыгрывания ролей» лежит в основе третьего этапа уп­ражнения «Отработка лидерского поведения», используемого в процессе организационно-управленческого модуля тренинга.

В самом широком смысле ролевая игра — это метод, суть кото­рого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. В данном определении к ним можно отнести как сюжетно-ролевые игры со сложной организацией, наличием сюжета, большим коли­чеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним-двумя участниками.

Разыгрывание ролей решает следующие задачи в тренинге:

? позволяет участникам осознать собственные ограничения и
раздвинуть эти границы;

? помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные
переживания;

? дает возможность поупражняться в различных типах поведе­
ния;

? высвечивает динамику группового взаимодействия, формаль­
ного и неформального;

? устраняет пропасть между обучением и реальными жизнен­
ными ситуациями;

? помогает научиться контролировать свои эмоции.


Глава 17. Рекомендации по проведению тренинга 209

При этом разыгрывание ролей как метод, несущий структури­рованное переживание, менее опасен, в отличие от других — не­структурированных методов, так как позволяет участникам «ук­рыться за ролью», а при необходимости — выйти из нее. Тем не менее, разыгрывание ролей является мощным механизмом изме­нения.

В процессе выполнения указанного выше упражнения младшим командирам предоставляется возможность отработать алгоритм эффективного поведения в моделируемых проблемных ситуациях профессиональной деятельности. При этом используется техника ротации ролей. Это способ организации разыгрывания ролей, в ко­тором роль протагониста (основного участника) поочередно испол­няют все члены группы. Эта техника позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонстри­ровать свой подход к разрешению определенной ситуации.

По окончании выполнения упражнения, в основе которого лежит разыгрывание роли, необходимо провести дебрифинг. Дебрифинг представляет собой специальным образом организованное обсуж­дение, рефлексию происходящего и подразумевает процесс, обрат­ный инструктажу. Он позволяет участникам окончательно выйти из действия, из выполняемой ими роли1.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Завершение занятий и тренинга в целом является важным эта­пом, во многом определяющим их успешность. Сохранение достиг­нутых в тренинге изменений, закрепление и перенос участниками в реальную жизнь приобретенных ими навыков являются одними из задач тренинга, неэффективное решение которых способно све­сти всю работу к нулю. Ведущему важно не только помочь участни­кам приобрести новые знания и навыки, но и обеспечить возмож­ность их сохранения. Для этого по окончании работы необходимо проделать упражнения, которые помогут завершить занятие. Могут быть использованы следующие типы завершающих упражнений:

□ Упражнения, используемые для оценки занятия.

1 См. подробнее: Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2007. С. 55-69.


210 Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития...

П Упражнения, дающие возможность участникам оценить ка­чество проделанной ими работы.

□ Упражнения, помогающие участникам связать полученные ими знания и опыт с ситуациями реальной жизни и т. п.

По окончании занятия также можно использовать процедуру дебрифинга. Во время дебрифинга уточняется смысл проделанной работы, подводится черта под полученными уроками, устанавлива­ется связь между тем, что уже известно, и тем, что понадобится в будущем.

Последовательность дебрифинга может быть следующей: анализ развития событий, понимание сути проделанной работы, выражение участниками чувств и отношения к происходившим событиям, сня­тие возможного эмоционального напряжения, тревоги.

В последний день тренинга следует выполнить упражнения и процедуры, предоставляющие участникам возможность оценить тренинг в целом и эмоционально подготовиться к его окончанию. Необходимо подготовить младших командиров к использованию полученных знаний и опыта в служебной деятельности. Изменяю­щейся личности следует быть готовой к тому, что ей придется учить­ся жить по-другому и, возможно, защищать полученные знания и навыки. Неподготовленные сержанты, столкнувшись с прежней реальностью и сопротивлением окружающих, могут отказаться от всех приобретений тренинга.

Чтобы уберечь младших командиров от подобного исхода, по окончании основной части тренинга с ними необходимо продол­жить проведение занятий, основанных на принципах работы «групп встреч». Также в этот период полезно осуществлять индивидуально-личностное психологическое консультирование командиров кур­сантских групп в рамках сопровождения их профессиональной деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В монографии предлагается частный способ решения задачи развития лидерских качеств организационных лидеров на примере командиров курсантских групп. В процессе разработки психоло­гического тренинга были изучены современные представления о лидерстве, рассмотрены описанные в научной литературе модели лидерских качеств и экспериментальным путем выявлены качества командиров курсантских групп, способствующие успешному вы­полнению ими лидерских функций. При этом нами учитывались особенности совмещения профессиональной и учебной деятельно­сти курсантов, специфика совместной жизнедеятельности курсант­ских коллективов, а также имеющийся опыт разработки технологии психологического тренинга.

Однако следует обратить внимание, что успешность предложен­ного тренинга зависит от ряда факторов, наиболее важным из ко­торых является профессиональное мастерство и тренерская хариз­ма самого тренера. Используемые в тренинге упражнения можно метафорично сравнить с инструментами в руках мастера. Хирург одними и теми же инструментами проводит различные операции. Так и используемые в тренинге упражнения можно с одинаковым успехом использовать в разных тренингах для решения различных задач. Все зависит от мастерства тренера.

Для успешного проведения тренинга лидерства ведущему необ­ходимо владеть знаниями, на которых базируется тренерская прак­тика, ее методическими средствами, технологией организации и проведения тренинга. К тому же психолог-тренер должен быть ком­петентным в вопросах управления и руководства, теориях и стилях лидерства и хорошо ориентироваться в проблемах личностного раз-


212 Тренинг лидерства

вития. Тренер сам должен быть способен выступить образцом от­рабатываемого в тренинге лидерского поведения или, как минимум, экспертом в этой области.

Следует также отметить, что существенное влияние на эффек­тивность рассматриваемого тренинга оказывают внешние, то есть внетренинговые социально-психологические условия. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы все субъекты профессионально-управленческого взаимодействия с учащимися, а также сложившие­ся взаимоотношения в учебных коллективах стимулировали прояв­ления в них организационного лидерства. Упускание из виду этих факторов может привести к тому, что участникам тренинга не уда­стся преодолеть «сопротивление среды», что существенно снизит устойчивость достигнутых в тренинге изменений и успешность пе­реноса его результатов в профессиональную реальность.

В завершение следует еще раз отметить, что в процессе развития лидерских качеств необходимо ориентироваться на перспективу. Несмотря на то, что практическая цель рассматриваемого тренинга заключается в обеспечении становления сержантов в качестве ли­деров в учебных группах, работа в тренинге должна быть ориенти­рована на более далеко отстоящие цели. Неэффективно, да и не­этично ставить перед собой задачу «формирования лидера на время». Поэтому ведущие цели участников тренинга должны выходить за пределы практической цели тренинга. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абашкшш Е. Б., Косалапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической
психологии // США: Экономика, политика, идеология. 1993. №4. С. 13-21.

2. АдаирД. Психология лидерства /Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: Эксмо, 2005.
352 с.

3. АдаирД. Эффективное лидерство. М.: Эксмо, 2003. 320 с.

4. Аксененко Ю. И., Каспарян В. Н., Самыгин С. И. Социальная психология управле­
ния. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 510 с.

5. Андреева Г. И. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 358 с.

6. Базаров Т. Ю. Управление персоналом. М.: Мастерство, 2005. 224 с.

7. Валунов М. С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-
экономического вуза. Дис.... канд. пед. наук. Кострома, 2000. 188 с.

8. Белецкий Н. П. Менеджмент: Основы лидерства. Мн.: Новое знание, 2002. 250 с.

9. Белякова Н. В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в
студенческих группах. Дис.... канд. псих. наук. М., 2002. 197 с.

 

10. Бендас Т. В. Тендерная психология. СПб.: Питер, 2004. 432 с.

11. Бендас Т. В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1.
С. 87-95.

12. Бендер П., Хеллман Э. Лидерство изнутри. Мн.: Попурри, 2005. 304 с.

13. Беннис У, Нанус Б. Лидеры. М.: Чарли, Сильван, 2001. 186 с.

14. Беннис У., ТомасР. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения. М.:
Вильяме, 2006. 208 с.

15. Берн Э. Лидер и группа. Екатеринбург: Литур, 2001. 320 с.

16. Блейк Р. Р., МоушонД. С. Научные методы управления. Киев.: Наукова думка, 1990.
247 с.

17. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу / Пер.
с англ. Г. М. Квашнина. М.: Российская академия управления, 1992.135 с.

18. Браткин А., Скоробогатова И. 10 продаваемых тренингов. И.: Генезис, 2004.
205 с.

19. Вежевич Т. Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся.
Дис.... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001. 198 с.

20. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе.
М.:Юристь, 2001.496 с.

21. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.:
Гардарики, 1998. 296 с.


214 Тренинг лидерства

22. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2004. 288 с.

23. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. 312 с.

24. ГрейсонДж., О'Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Дело,
1991.215с.

25. Гроув Э. С. Высокоэффективный менеджмент / Пер. с англ. М.: Информ.-издат.
дом «Филинъ», 1996. 280 с.

26. Десслер Г. Управление персоналом. М.: Бином, 2004. 800 с.

27. Джулиани Р. У. Лидерство. М.: Мирамакс, 2002. 408 с.

28. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним
статусом / Под ред. С. А. Багрецова. СПб.: Лань, Изд-во Санкт-Петербургского
университета МВД России, 2001. 640 с.

29. Дилтс Р., Диринг Э., Рассел Д. Альфа лидерство. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
256 с.

30. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образо­
вательном процессе ВУЗа. Дис.... канд. пед. наук. Красноярск, 2004. 198 с.

31. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. 256 с.

32. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007.
238 с.

33. Евтихов О. В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 1: Притчи и истории. СПб.:
Речь, 2005. 304 с.

34. Евтихов О. В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 2: Истории и метафоры. СПб.:
Речь, 2005. 306 с.

35. Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологиче­
ского исследования//Психология и психоанализ власти. Самара: БАХРАХ, 1999.
Т. 2.

36. Жуков Ю. М. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Кон­
сультирование. Тренинг/ Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004. 256 с.

37. Журавлев А. Л. Социально-психологические проблемы управления / Приклад­
ные проблемы социальной психологии: Сборник статей. М.: Наука, 1983.
С. 173-189.

38. Зайцева Е. М. Об актуализации одного из видов лидерства в rpyrtne. Ярославль:
ЯПИ, 1977. С. 126-129.

39. Зинченко В. П. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Меще­
рякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 457 с.

40. Зуб А. Т., Смирнов С. Г. Лидерство в менеджменте. М.: Воскресенье, Принт-Ателье,
1999.216с.

41. Казаков Д. Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления.
Дис.... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2002. 154 с.

42. Карделл Ф. Д. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь, 2000. 234 с.

43. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2003. 584 с.

44. Кенджеми Дж. П. Использование власти личного авторитета или власти законных
полномочий // Иностранная психология. № 7. 1996. С. 49—55.

45. Козорезов Д. В. Управление персоналом и стиль руководства в социальных орга­
низациях. Дис. ... канд. социол. наук. М., 1999. 178 с.

46. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001. 320 с.

47. Кричевский Р. Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980.
№ 2. С. 64-74.

48. Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель. М.: Дело, 1998. 400 с.


Библиографический список 215

49. Кричевский Р. Л. Механизмы лидерства в юношеских коллективах // Проблемы
детской и педагогической психологии. Вып. 9. М., 1976. С. 23—26.

50. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: МГУ,
1991.318 с.

51. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном
коллективе. М.: МГУ, 1985. 223 с.

52. Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной запад­
ной общественно-политической мысли. Архангельск: ГМПУ им. М. В. Ломоно­
сова, 1996.256 с.

53. Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дис.
... докт. филос. наук. М., 1996. 359 с.

54. Кузьмин Е. С, Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Социаль­
но-психологический очерк. Л.: ЛГУ, 1974. 167 с.

55. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая
школа бизнеса, 1992.189 с.

56. Лавский В. В. Притчи человечества. М.: Лотаць, 2002. 608 с.

57. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее
лидерство. М.: Перспектива, 1997. 288 с.

58. Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. М.: Эксмо, 2004.
224 с.

59. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях /
Пер. с англ. М., 1993.218 с.

60. Лукьянчиков Э. Е. Становление лидерских качеств в системе высшего военно-
профессионального образования. Дис.... канд. пед. наук. Орел, 2003. 216 с.

61. Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. М.: Эксмо, 2002. 208 с.

62. Максвелл Д. С. 21 неопровержимый закон лидерства / Пер. с англ. Мн.: Попурри,
2005.448 с.

63. Максвелл Д. С. 21 обязательное качество лидера /Пер. с англ. В. М. Баженов. Мн.:
Попурри, 2004. 176 с.

64. Максвелл Д. С. Воспитай в себе лидера / Пер. с англ. Г. И. Левитан. Мн.: Попурри,
2005.400 с.

65. Максвелл Д. С. Создай команду лидеров/ Пер. с англ. Л. А. Бабук. Мн.: Попурри,
2005. 368 с.

66. Максвелл Д. С. Шеф и его команда / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998. 256 с.

67. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Моно­
графия. СПб.: Образование, 1997. 238 с.

68. Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности. Дис....
докт. псих. наук. СПб., 1998. 322 с.

69. Малявин В. В. Искусство управления. М.: Астрель, ACT, 2004. 430 с.

70. Малявин В. В. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. М.: Белые
альвы, 2000.192 с.

71. Мамонтов С. Ю. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Питер, 2001.
160 с.

72. Мануйлов Г. М., Новиков В. В. Психологическое управление в кризисном общест­
ве. СПб.: Алетейя, 1999. 352 с.

73. Манфред Кете де Врис. Мистика лидерства / Пер. с англ. М. Шалуновой. М.: Аль-
пинаБукс, 2005. 312 с.


216 Тренинг лидерства

74. Махина Т. В. Особенности использования социально-психологического тренинга
в целях развития лидерских качеств студентов — будущих менеджеров. Дис. ...
канд. псих. наук. М., 2005. 204 с.

75. Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, 2004. 258 с.

76. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2005. 720 с.

77. Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. М.: Инфра-М, 2001.
408 с.

78. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник,
1999.944 с.

79. Организационная психология / Под ред. Г. В. Суходольского. Харьков: Издатель­
ство Гуманитарный центр, 2004. 256 с.

80. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних
дел: Методическое пособие / Под общ. ред. М. И. Марьина. М.: ГУК М ВД России,
2002. 270 с.

81. Павлова М. А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. М.:
Совершенство, 2000. 224 с.

82. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
351с.

83. Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Воен-
издат, 1989. 349 с.

84. Подоляк Я. В. Психология управления. Теория и практика менеджмента. Харьков:
Издательство «Харьков», 2004. 292 с.

85. Полянский М. С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских
коллективах. Дис.... канд. психол. наук. М., 1991.

86. Полянский М. С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения
воинской деятельности. Дис. ...докт. пед. наук. СПб., 2001. 347 с.

87. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь,
2002. 298 с.

88. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2004.
256 с.

89. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремаль­
ных условиях: Методическое пособие / Под. ред. М. И. Марьина. М.: УВР ГУК и
КП МВД России, ЦОКП МВД России, 2001. 212 с.

90. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутрен­
них дел: Методическое пособие / Марьин М. И., Петров В. Е., Касперович Ю. Г.
и др. М.: ГУК МВД России, 2003. 211с.

91. Психология лидерства: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. Мн.: Харвест, 2004.
368 с.

92. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв.
ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Издательство «Социум»; «Институт
психологии РАН», 2001. 258 с.

93. РезепинА. В. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы руково­
дителей учебно-строевых подразделений вуза М ВД России: Методическое пособие.
М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 96 с.

94. Рожков М. И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллек­
тивах. М.: Высшая школа, 1990. 167 с.

95. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. М.: Бизнес-школа «Ин­
тел-Синтез», 2002. 400 с.


Библиографический список 1\1

96. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 384 с.

97. Словарь практического психолога / Сост. В. Б. Шапарь. М.: ACT, 2004. 734 с.

98. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2001.
800 с.

99. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика. СПб.: Речь, 2003.
640 с.

 

100. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Бе­
линская, О. А. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, 2003. 471 с.

101. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведе­
ний / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Академия, 2001. 512 с.

102. Социально-психологический климат в служебных коллективах: Методическое
пособие / Под общ. ред. М. И. Марьина, Е. А. Мешалкина. М.: ЦОКП МВД
России, 2001.312 с.

103. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников
органов внутренних дел: Методическое пособие/ Под общ. ред. М. И. Марьина.
Казань, 2003. 89 с.

104. Столяренко А. М., Амаглобели Н. Д. Психология менеджмента. М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2005. 608 с.

105. Сунь-Цзы. Искусство войны. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 288 с.

106. Тарасов В. К. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удер­
жания управления. М.: Добрая книга, 2003. 480 с.

107. Тарасов В. К. Технология жизни: книга для героев. М.: Добрая книга, 2003. 224 с.

108. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л.
Еремина. М.: Юнити, 2002. 560 с.

109. Урбанович А. А. Психология управления. Мн.: Харвест, 2005. 640 с.

110. Федорова М. Ю. Лидерство как объект социологического исследования. Дис. ...
канд. социол. наук. М., 1997. 149 с.

111. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера, М.: Инфра-М,
2000. 288 с.

112. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и
упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2005. 336 с.

113. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. М.: Академия,
2004.192 с.

114. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Независимая
фирма «Класс», 2001. 272 с.

115. ШахИ. Волшебный монастырь. М.: Совпадение, 2001. 216 с.

116. Шах И. Особое озарение: Как суфии используют юмор. М.: Сампо, 2002. 48 с.

117. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совер­
шенствование. СПб.: Питер, 2002. 336 с.

118. Шекшня С. В. Лидерство в современном бизнесе. М.: Бизнес-школа «Интел-
Синтез», 2003. 64с.

119. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Феникс, 2002. 544 с.

120. Щекин Г. В. Организация и психология управления персоналом. Киев, 2002.
832 с.

121. Щекин Г. В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как
строить организацию. Киев, 1994. 312 с.

122. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столярен­
ко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 607 с.


218 Тренинг лидерства

123. Юртаева Н. И. Психолого-акмеологические особенности развития лидерских
качеств менеджера в процессе профессионального обучения. Дис.... канд. псих,
наук. Казань, 2004. 195 с.

124. Bass В. Stogdill's handbook of Leadership. N.Y., 1981.

125. Bennis W. On Becoming a Leader. N.Y.: Addison Wesley, 1989/1994.

126. Blank W. The Nine Natural Laws of Leadership. N.Y.: AMACOM, 1995.

127. Colder B. An attribution theory of leadership // Staw В. М., Salancik Q. R. (eds.) New
directions in organizational behaviour. Chicago, 1977.

128. CattelR. New Concepts for Measuring Leadership in Terms of Group Syntality // Human
Relations. 1951. N4.

129. Davis K. Human Relations at Work. N.Y., 1962.

130. DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Leadership,
Followship, Teamwork, Touch, Voice. N.Y.: Dell, 1993.

131. DruckerP. Thomas Watson's Principles of Modern Management// Esquire 100. 1983.
N69.

132. FiedlerF. E., Potter E. H. Dynamics ofLeadership effectiveness//Small group and social
interaction. V.I., London, 1983.

133. Gibb С An Interactional View of The Emergence ofLeadership //Australian Journal
of Psychology. 1958. N 10.

134. Haiman F. Group Leadership and Democratic Action. Boston, 1951.

135. HeiderF. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y., 1958.

136. HemphillJ. A proposed theory of leadership in small group // Second preliminary report.
Columbus, 1954.

137. Hemphill J. The Leader and His Group // Journal of Educational Research. 1949.
N28.

138. Hollander E. P. Conformity, Status and Idiosyncrasy Credit // Psychological Review.
1958. №65.

139. House R. G. A Path-Goal Theory of Leader Effectiveness // Administrative Science
Quarterly. Vol. 16. N3.

140. Klubeck C, Bass B. Differential Effects of Training of Persons of Different Leadership
Status // Human Relations. 1954. N 7.

141. MintzbergH. The Nature of Managerial Work. N.Y., 1973.

142. Moore B. The May Conference on Leadership // Personal Journal. 1927. N 6.

143. Nanus B. The Leader's Edge: The Seven Keys to Leadership in a Turbulent World. N.Y.:
Contemporary Books, 1989.

144. O'TooIeJ. Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership. N.Y.: Ballantine, 1996.

145. Parsons T. The Superego and the Theory of Social System // Working Papers in the
Theory of Action. Glencoe, 1953.

' 146. PfefferJ. The ambiguity of leadership // Academy of Management J. 1977. N 2.

147. SecordP, Backman С Social Psychology. N.Y., 1964.

148. SherifM., SherifC. An Outlin of Social Psychology. N.Y., 1956.

149. StogdillR. Leadership, Membership and Organization // Psychological Bulletin. 1950. N 47.

150. Stogdill R. M. Handbook ofLeadership. A survey of theory and research. N.Y., 1974.

151. Stogdill R. M. Individual Behavior and Group Achievement. N.Y., 1959.

152. Stogdill R. M. Personal Factors associated with Leadership: A Survey of Literature //
Journal of Psychology. 1948. Vol. 25.

153. Stogdill R. M., Shartle C. L. Methods in the Study of Administrative Leadership. Colom-
bus, 1955.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Стимульный материал тренинга ли­дерства

Ситуационная диагностика лидер­ского потенциала

Результаты исследования лидерских качеств командиров курсантских групп

Методика «Самооценка стиля руко­водства»


Приложение 1. Стимульный материал тренинга лидерства 221

Приложение 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.