ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «РАЗЫГРЫВАНИЯ ЮЛЕЙ»
Метод «разыгрывания ролей» лежит в основе третьего этапа упражнения «Отработка лидерского поведения», используемого в процессе организационно-управленческого модуля тренинга. В самом широком смысле ролевая игра — это метод, суть которого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. В данном определении к ним можно отнести как сюжетно-ролевые игры со сложной организацией, наличием сюжета, большим количеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним-двумя участниками. Разыгрывание ролей решает следующие задачи в тренинге: ? позволяет участникам осознать собственные ограничения и ? помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные ? дает возможность поупражняться в различных типах поведе ? высвечивает динамику группового взаимодействия, формаль ? устраняет пропасть между обучением и реальными жизнен ? помогает научиться контролировать свои эмоции. Глава 17. Рекомендации по проведению тренинга 209 При этом разыгрывание ролей как метод, несущий структурированное переживание, менее опасен, в отличие от других — неструктурированных методов, так как позволяет участникам «укрыться за ролью», а при необходимости — выйти из нее. Тем не менее, разыгрывание ролей является мощным механизмом изменения. В процессе выполнения указанного выше упражнения младшим командирам предоставляется возможность отработать алгоритм эффективного поведения в моделируемых проблемных ситуациях профессиональной деятельности. При этом используется техника ротации ролей. Это способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонстрировать свой подход к разрешению определенной ситуации. По окончании выполнения упражнения, в основе которого лежит разыгрывание роли, необходимо провести дебрифинг. Дебрифинг представляет собой специальным образом организованное обсуждение, рефлексию происходящего и подразумевает процесс, обратный инструктажу. Он позволяет участникам окончательно выйти из действия, из выполняемой ими роли1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЙ Завершение занятий и тренинга в целом является важным этапом, во многом определяющим их успешность. Сохранение достигнутых в тренинге изменений, закрепление и перенос участниками в реальную жизнь приобретенных ими навыков являются одними из задач тренинга, неэффективное решение которых способно свести всю работу к нулю. Ведущему важно не только помочь участникам приобрести новые знания и навыки, но и обеспечить возможность их сохранения. Для этого по окончании работы необходимо проделать упражнения, которые помогут завершить занятие. Могут быть использованы следующие типы завершающих упражнений: □ Упражнения, используемые для оценки занятия. 1 См. подробнее: Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2007. С. 55-69. 210 Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития... П Упражнения, дающие возможность участникам оценить качество проделанной ими работы. □ Упражнения, помогающие участникам связать полученные ими знания и опыт с ситуациями реальной жизни и т. п. По окончании занятия также можно использовать процедуру дебрифинга. Во время дебрифинга уточняется смысл проделанной работы, подводится черта под полученными уроками, устанавливается связь между тем, что уже известно, и тем, что понадобится в будущем. Последовательность дебрифинга может быть следующей: анализ развития событий, понимание сути проделанной работы, выражение участниками чувств и отношения к происходившим событиям, снятие возможного эмоционального напряжения, тревоги. В последний день тренинга следует выполнить упражнения и процедуры, предоставляющие участникам возможность оценить тренинг в целом и эмоционально подготовиться к его окончанию. Необходимо подготовить младших командиров к использованию полученных знаний и опыта в служебной деятельности. Изменяющейся личности следует быть готовой к тому, что ей придется учиться жить по-другому и, возможно, защищать полученные знания и навыки. Неподготовленные сержанты, столкнувшись с прежней реальностью и сопротивлением окружающих, могут отказаться от всех приобретений тренинга. Чтобы уберечь младших командиров от подобного исхода, по окончании основной части тренинга с ними необходимо продолжить проведение занятий, основанных на принципах работы «групп встреч». Также в этот период полезно осуществлять индивидуально-личностное психологическое консультирование командиров курсантских групп в рамках сопровождения их профессиональной деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В монографии предлагается частный способ решения задачи развития лидерских качеств организационных лидеров на примере командиров курсантских групп. В процессе разработки психологического тренинга были изучены современные представления о лидерстве, рассмотрены описанные в научной литературе модели лидерских качеств и экспериментальным путем выявлены качества командиров курсантских групп, способствующие успешному выполнению ими лидерских функций. При этом нами учитывались особенности совмещения профессиональной и учебной деятельности курсантов, специфика совместной жизнедеятельности курсантских коллективов, а также имеющийся опыт разработки технологии психологического тренинга. Однако следует обратить внимание, что успешность предложенного тренинга зависит от ряда факторов, наиболее важным из которых является профессиональное мастерство и тренерская харизма самого тренера. Используемые в тренинге упражнения можно метафорично сравнить с инструментами в руках мастера. Хирург одними и теми же инструментами проводит различные операции. Так и используемые в тренинге упражнения можно с одинаковым успехом использовать в разных тренингах для решения различных задач. Все зависит от мастерства тренера. Для успешного проведения тренинга лидерства ведущему необходимо владеть знаниями, на которых базируется тренерская практика, ее методическими средствами, технологией организации и проведения тренинга. К тому же психолог-тренер должен быть компетентным в вопросах управления и руководства, теориях и стилях лидерства и хорошо ориентироваться в проблемах личностного раз- 212 Тренинг лидерства вития. Тренер сам должен быть способен выступить образцом отрабатываемого в тренинге лидерского поведения или, как минимум, экспертом в этой области. Следует также отметить, что существенное влияние на эффективность рассматриваемого тренинга оказывают внешние, то есть внетренинговые социально-психологические условия. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы все субъекты профессионально-управленческого взаимодействия с учащимися, а также сложившиеся взаимоотношения в учебных коллективах стимулировали проявления в них организационного лидерства. Упускание из виду этих факторов может привести к тому, что участникам тренинга не удастся преодолеть «сопротивление среды», что существенно снизит устойчивость достигнутых в тренинге изменений и успешность переноса его результатов в профессиональную реальность. В завершение следует еще раз отметить, что в процессе развития лидерских качеств необходимо ориентироваться на перспективу. Несмотря на то, что практическая цель рассматриваемого тренинга заключается в обеспечении становления сержантов в качестве лидеров в учебных группах, работа в тренинге должна быть ориентирована на более далеко отстоящие цели. Неэффективно, да и неэтично ставить перед собой задачу «формирования лидера на время». Поэтому ведущие цели участников тренинга должны выходить за пределы практической цели тренинга. Только в этом случае можно рассчитывать на успех. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Абашкшш Е. Б., Косалапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической 2. АдаирД. Психология лидерства /Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: Эксмо, 2005. 3. АдаирД. Эффективное лидерство. М.: Эксмо, 2003. 320 с. 4. Аксененко Ю. И., Каспарян В. Н., Самыгин С. И. Социальная психология управле 5. Андреева Г. И. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 358 с. 6. Базаров Т. Ю. Управление персоналом. М.: Мастерство, 2005. 224 с. 7. Валунов М. С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно- 8. Белецкий Н. П. Менеджмент: Основы лидерства. Мн.: Новое знание, 2002. 250 с. 9. Белякова Н. В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в
10. Бендас Т. В. Тендерная психология. СПб.: Питер, 2004. 432 с. 11. Бендас Т. В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. 12. Бендер П., Хеллман Э. Лидерство изнутри. Мн.: Попурри, 2005. 304 с. 13. Беннис У, Нанус Б. Лидеры. М.: Чарли, Сильван, 2001. 186 с. 14. Беннис У., ТомасР. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения. М.: 15. Берн Э. Лидер и группа. Екатеринбург: Литур, 2001. 320 с. 16. Блейк Р. Р., МоушонД. С. Научные методы управления. Киев.: Наукова думка, 1990. 17. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу / Пер. 18. Браткин А., Скоробогатова И. 10 продаваемых тренингов. И.: Генезис, 2004. 19. Вежевич Т. Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся. 20. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. 21. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 214 Тренинг лидерства 22. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2004. 288 с. 23. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. 312 с. 24. ГрейсонДж., О'Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Дело, 25. Гроув Э. С. Высокоэффективный менеджмент / Пер. с англ. М.: Информ.-издат. 26. Десслер Г. Управление персоналом. М.: Бином, 2004. 800 с. 27. Джулиани Р. У. Лидерство. М.: Мирамакс, 2002. 408 с. 28. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним 29. Дилтс Р., Диринг Э., Рассел Д. Альфа лидерство. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 30. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образо 31. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. 256 с. 32. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. 33. Евтихов О. В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 1: Притчи и истории. СПб.: 34. Евтихов О. В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 2: Истории и метафоры. СПб.: 35. Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологиче 36. Жуков Ю. М. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Кон 37. Журавлев А. Л. Социально-психологические проблемы управления / Приклад 38. Зайцева Е. М. Об актуализации одного из видов лидерства в rpyrtne. Ярославль: 39. Зинченко В. П. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Меще 40. Зуб А. Т., Смирнов С. Г. Лидерство в менеджменте. М.: Воскресенье, Принт-Ателье, 41. Казаков Д. Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления. 42. Карделл Ф. Д. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь, 2000. 234 с. 43. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2003. 584 с. 44. Кенджеми Дж. П. Использование власти личного авторитета или власти законных 45. Козорезов Д. В. Управление персоналом и стиль руководства в социальных орга 46. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001. 320 с. 47. Кричевский Р. Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. 48. Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель. М.: Дело, 1998. 400 с. Библиографический список 215 49. Кричевский Р. Л. Механизмы лидерства в юношеских коллективах // Проблемы 50. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: МГУ, 51. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном 52. Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной запад 53. Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дис. 54. Кузьмин Е. С, Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Социаль 55. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая 56. Лавский В. В. Притчи человечества. М.: Лотаць, 2002. 608 с. 57. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее 58. Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. М.: Эксмо, 2004. 59. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях / 60. Лукьянчиков Э. Е. Становление лидерских качеств в системе высшего военно- 61. Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. М.: Эксмо, 2002. 208 с. 62. Максвелл Д. С. 21 неопровержимый закон лидерства / Пер. с англ. Мн.: Попурри, 63. Максвелл Д. С. 21 обязательное качество лидера /Пер. с англ. В. М. Баженов. Мн.: 64. Максвелл Д. С. Воспитай в себе лидера / Пер. с англ. Г. И. Левитан. Мн.: Попурри, 65. Максвелл Д. С. Создай команду лидеров/ Пер. с англ. Л. А. Бабук. Мн.: Попурри, 66. Максвелл Д. С. Шеф и его команда / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998. 256 с. 67. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Моно 68. Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности. Дис.... 69. Малявин В. В. Искусство управления. М.: Астрель, ACT, 2004. 430 с. 70. Малявин В. В. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. М.: Белые 71. Мамонтов С. Ю. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Питер, 2001. 72. Мануйлов Г. М., Новиков В. В. Психологическое управление в кризисном общест 73. Манфред Кете де Врис. Мистика лидерства / Пер. с англ. М. Шалуновой. М.: Аль- 216 Тренинг лидерства 74. Махина Т. В. Особенности использования социально-психологического тренинга 75. Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, 2004. 258 с. 76. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2005. 720 с. 77. Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. М.: Инфра-М, 2001. 78. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 79. Организационная психология / Под ред. Г. В. Суходольского. Харьков: Издатель 80. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних 81. Павлова М. А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. М.: 82. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 83. Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Воен- 84. Подоляк Я. В. Психология управления. Теория и практика менеджмента. Харьков: 85. Полянский М. С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских 86. Полянский М. С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения 87. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 88. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2004. 89. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремаль 90. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутрен 91. Психология лидерства: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. Мн.: Харвест, 2004. 92. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. 93. РезепинА. В. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы руково 94. Рожков М. И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллек 95. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. М.: Бизнес-школа «Ин Библиографический список 1\1 96. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 384 с. 97. Словарь практического психолога / Сост. В. Б. Шапарь. М.: ACT, 2004. 734 с. 98. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2001. 99. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика. СПб.: Речь, 2003.
100. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Бе 101. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведе 102. Социально-психологический климат в служебных коллективах: Методическое 103. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников 104. Столяренко А. М., Амаглобели Н. Д. Психология менеджмента. М.: ЮНИТИ- 105. Сунь-Цзы. Искусство войны. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 288 с. 106. Тарасов В. К. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удер 107. Тарасов В. К. Технология жизни: книга для героев. М.: Добрая книга, 2003. 224 с. 108. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. 109. Урбанович А. А. Психология управления. Мн.: Харвест, 2005. 640 с. 110. Федорова М. Ю. Лидерство как объект социологического исследования. Дис. ... 111. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера, М.: Инфра-М, 112. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и 113. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. М.: Академия, 114. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Независимая 115. ШахИ. Волшебный монастырь. М.: Совпадение, 2001. 216 с. 116. Шах И. Особое озарение: Как суфии используют юмор. М.: Сампо, 2002. 48 с. 117. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение. Эволюция. Совер 118. Шекшня С. В. Лидерство в современном бизнесе. М.: Бизнес-школа «Интел- 119. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Феникс, 2002. 544 с. 120. Щекин Г. В. Организация и психология управления персоналом. Киев, 2002. 121. Щекин Г. В. Практическая психология менеджмента: Как делать карьеру. Как 122. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столярен 218 Тренинг лидерства 123. Юртаева Н. И. Психолого-акмеологические особенности развития лидерских 124. Bass В. Stogdill's handbook of Leadership. N.Y., 1981. 125. Bennis W. On Becoming a Leader. N.Y.: Addison Wesley, 1989/1994. 126. Blank W. The Nine Natural Laws of Leadership. N.Y.: AMACOM, 1995. 127. Colder B. An attribution theory of leadership // Staw В. М., Salancik Q. R. (eds.) New 128. CattelR. New Concepts for Measuring Leadership in Terms of Group Syntality // Human 129. Davis K. Human Relations at Work. N.Y., 1962. 130. DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Leadership, 131. DruckerP. Thomas Watson's Principles of Modern Management// Esquire 100. 1983. 132. FiedlerF. E., Potter E. H. Dynamics ofLeadership effectiveness//Small group and social 133. Gibb С An Interactional View of The Emergence ofLeadership //Australian Journal 134. Haiman F. Group Leadership and Democratic Action. Boston, 1951. 135. HeiderF. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y., 1958. 136. HemphillJ. A proposed theory of leadership in small group // Second preliminary report. 137. Hemphill J. The Leader and His Group // Journal of Educational Research. 1949. 138. Hollander E. P. Conformity, Status and Idiosyncrasy Credit // Psychological Review. 139. House R. G. A Path-Goal Theory of Leader Effectiveness // Administrative Science 140. Klubeck C, Bass B. Differential Effects of Training of Persons of Different Leadership 141. MintzbergH. The Nature of Managerial Work. N.Y., 1973. 142. Moore B. The May Conference on Leadership // Personal Journal. 1927. N 6. 143. Nanus B. The Leader's Edge: The Seven Keys to Leadership in a Turbulent World. N.Y.: 144. O'TooIeJ. Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership. N.Y.: Ballantine, 1996. 145. Parsons T. The Superego and the Theory of Social System // Working Papers in the ' 146. PfefferJ. The ambiguity of leadership // Academy of Management J. 1977. N 2. 147. SecordP, Backman С Social Psychology. N.Y., 1964. 148. SherifM., SherifC. An Outlin of Social Psychology. N.Y., 1956. 149. StogdillR. Leadership, Membership and Organization // Psychological Bulletin. 1950. N 47. 150. Stogdill R. M. Handbook ofLeadership. A survey of theory and research. N.Y., 1974. 151. Stogdill R. M. Individual Behavior and Group Achievement. N.Y., 1959. 152. Stogdill R. M. Personal Factors associated with Leadership: A Survey of Literature // 153. Stogdill R. M., Shartle C. L. Methods in the Study of Administrative Leadership. Colom- ПРИЛОЖЕНИЯ Стимульный материал тренинга лидерства Ситуационная диагностика лидерского потенциала Результаты исследования лидерских качеств командиров курсантских групп Методика «Самооценка стиля руководства» Приложение 1. Стимульный материал тренинга лидерства 221 Приложение 1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|