Здавалка
Главная | Обратная связь

ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА



Успешность решения задачи развития лидерских качеств, устой­чивость полученных в ходе тренинга изменений и адекватность переноса его результатов в профессиональную практическую реаль­ность во многом зависят от ряда обеспечивающих факторов. Одним из наиболее значимых среди которых является качественный отбор кандидатов на должности младших командиров с учетом их лидер­ского потенциала в учебных группах. Большое значение в процессе психологического отбора отводится ситуационной диагностике ли­дерского потенциала кандидатов. Ситуационная диагностика ос­нована на предоставлении испытуемым возможности в реальных условиях внутригруппового взаимодействия проявить свои органи­зационные способности.

Для выявления учащихся, способных организовать группу, перед ней ставится игровая задача, решение которой возможно только при слаженных коллективных действиях всех ее членов. В процес­се решения такой задачи проявляются юноши, способные органи­зовать группу на совместную деятельность и координировать ее действия в процессе выполнения упражнения. При этом важным условием успешности и достоверности проведения тренинговых диагностических процедур является участие в них всех членов кол­лектива.

В процессе ситуационной диагностики лидерского потенциала кандидатов хорошо зарекомендовала себя модифицированная игра «Королевский двор».

Игра «Королевский двор»

Игра может проводиться как в диагностических целях, так и в целях сплочения учебных групп, существенно различаясь при этом в сценариях ее проведения. Ниже описан сценарий проведения


Приложение 2. Ситуационная диагностика лидерского потенциала 111

игры, разработанный в целях выявления учащихся, способных ор­ганизовать деятельность группы в ситуации неопределенности пра­вил и возможностей. Также игра позволяет выявить микрогруппы во взводах и определить отношения, в том числе конфликтные, между отдельными учащимися.

Оптимальное количество участников для игры — 20—25 человек. Игра может проводиться и при меньшем количестве участников (12—15 человек), однако при этом необходимо сократить количест­во ролей.

Продолжительность игры (оптимальная) составляет от 2,5 до 3,5 часа.

Требования к помещению те же, что и в случае психологического тренинга. Необходимо достаточно большое и закрытое простран­ство, позволяющее участникам расположиться на стульях в круге.

Описание процедуры

Участникам объявляется, что с ними будет проведена игра, цель которой — проявить способности группы самоорганизовываться в условиях неопределенности.

Игра начинается с распределения ролей. Каждому предлагается добровольно выбрать себе роль в королевстве. На выбор предлага­ются роли: король, королева, фаворитка короля, прокурор, министр обороны, министр внутренних дел, министр финансов, министр юстиции, повар, палач, судья, шут, мальчик для битья, стражник. Возможны дополнительные роли, но общее их количество в коро­левстве должно составлять 60—70% от общего количества участни­ков. Участники, оставшиеся без ролей, провозглашаются «наро­дом».

Если на какую-то роль долго не находится желающий, то пси­холог-тренер разъясняет положительные стороны данной роли. В каждой роли имеются положительные возможности. При необ­ходимости можно организовать короткое обсуждение роли, чтобы выявить ее положительные стороны.

Далее королю предлагается рассадить королевство кругом по своему усмотрению, но так, чтобы особо доверенные ему люди рас­полагались рядом с ним. Часть подданных рассаживается по правую руку от короля, а часть — по левую. Народ рассаживается в круге напротив короля.


228 Приложения

Далее королю предлагается организовать жизнь королевства. При этом ему говорится: «Вы — король. Вы хотели им стать. Вот ваше королевство. Управляйте...»

Обычно «король» после некоторого замешательства начинает опрашивать своих министров о том, как обстоят дела в королевстве. Если «король» на этом этапе испытывает затруднения, то ведущий помогает ему, предложив опросить своих министров, что происхо­дит в вверенных им областях. Министры, в меру своего воображе­ния, «отчитываются». Тем самым создается содержательно-смысло­вое пространство игры. При этом королю предлагается самому установить форму обращения к нему, например: «Ваше величество», обязательный поклон и т. п. Ведущий контролирует, чтобы все вы­сказывания каждый говорил только из своей роли.

Далее ведущий объявляет группе правила игры.

Действовать в игре можно только во время своего хода. Очеред­ность хода будет определяться местоположением участника. Сна­чала предоставляется возможность осуществить действие поддан­ным, сидящим справа от короля, а затем — сидящим слева от короля. Последними совершают действия люди из народа. Под действием при этом подразумеваются заявление или реальный по­ступок, непосредственно касающиеся кого-либо из королевства.

Все действия участники должны осуществлять только исходя из возможностей выполняемой ими роли.

Любые заявления, сделанные из роли, считаются реальностью. Например, если министр финансов заявил, что в казне нет денег — это значит, что в казне нет денег (если, конечно, прокурор не объ­явит в последующем, что министр финансов — казнокрад).

Можно «убить» любого из участников, прикоснувшись к нему во время своего хода и объявив «убит». Однако это действие не освобождает от ответственности за такой поступок.

Пояснение

Особенностью игры в данном виде является то, что участникам изначально не представлены все их возможности. На данном этапе процедура определяет только, кто и когда может «делать ход», но участники по-прежнему не владеют всей полнотой информации о том, что именно каждый из них может делать, а что не может. Усло­вия задаются таким образом, чтобы участники могли узнавать о


Приложение 2. Ситуационная диагностика лидерского потенциала 229

«своих» возможностях лишь делая попытки действий. Только после этого ведущий поясняет, возможно такое действие или нет, и что в результате получается. Можно объяснить участникам, что, сообщив, как именно можно свергнуть короля, скорее всего, сделать это уже не получится. Таким образом, участникам дается возможность са­мостоятельного анализа ситуации и поиска эффективных «ходов».

После объявления первоначальных правил игры право совершить действие предоставляется королю. Под действием короля также подразумеваются реальные указы или перемещения, непосредст­венно касающиеся кого-либо из королевства.

При этом объявляются возможности короля, которыми он может воспользоваться только во время своего хода. Король может:

? пересадить подданных по своему усмотрению (тем самым
поменять очередность ходов участников);

? выдать указания подданным, которые каждый из них имеет
право выполнить только тогда, когда до него дойдет ход;

? освободить от должности любого из подданных королевско­
го двора, если считает, что последний не подходит для его
команды, и назначить на это место другого участника (в этом
случае новый министр занимает в королевстве место, опре­
деленное для него королем);

? вводить дополнительные роли-должности (например, допол­
нительных стражников), назначая на них людей из народа;

G казнить подданного (человек, который «казнен», уходит в народ — соответственно, пересаживается);

□ заключить подданного под стражу (если человек заключен
под стражу, то его должен охранять стражник, так как во вре­
мя своего хода заключенный может убежать).

Обычно король, сориентировавшись в ситуации, производит изменения в королевстве, переназначает подданных, меняет их мес­тами, дает указания приближенным, например, никого из дейст­вующих участников не подпускать к себе и т. п.

Дальнейшая игра протекает в соответствии с ходами, которые ведущий предоставляет участникам, согласно их расположению в круге. Участник во время своего действия может вставать, что-то говорить (исходя из своей роли), перемещаться по комнате (если это не было запрещено указом короля), «убить» кого-то из поддан-


230 Приложения

ных непосредственным прикосновением или совершать иные дей­ствия в соответствии с имеющимися у роли возможностями.

Последними действующими лицами из числа подданных коро­ля является народ. Народу дается время (1—5 минут) согласовать идеи относительно своего действия и выбрать представителя для его осуществления. После окончания времени согласования пред­ставитель народа выполняет задуманное действие. Нередко при этом «погибает» кто-то из подданных королевства или сам король, если он не обеспечил себе во время своего хода достаточную защиту. В соответствии со степенью активности и численности народа, ему можно предоставлять право выполнить 2—3 действия по общему согласованию с группой.

Завершает круг действий сам король. Это необходимо для того, чтобы повысить его возможности в самосохранении. Например, если повар во время своего действия объявляет, что он отравил ко­роля, то ведущий поправляет, что повар, исходя из его функций, может только подсыпать яд в еду короля, а съест ее король или нет, станет известно во время хода короля. Король во время своего хода может декларировать, что он предложил кому-нибудь попробовать еду (кем обычно оказывается сам повар), и тем самым пожертвовать этим человеком. Если король забудет про яд в еде и не предпримет никаких действий во время своего хода, то ведущий признает коро­ля отравленным.

Последним этапом игры, который наступает после действия ко­роля, является «время тайной жизни королевства» (обычно 3—5 минут). В этот момент участники могут свободно перемещаться по комнате и общаться друг с другом. К этому моменту у участников уже появляется представление о процедуре игры, и они начинают объединяться в микрогруппы, возможно, выстраивая стратегии за­говоров и согласуя планы действий. После этого начинается второй тур игры.

Контролирование процедуры ведущим заключается в последо­вательном предоставлении ходов участникам согласно их располо­жению, а также в оценке возможности или невозможности тех или иных действий, руководствуясь «здравым смыслом».

С целью стимулирования групповой динамики в игру специаль­но введены конфликтные роли, такие как «королева» и «фаворитка


Приложение 2. Ситуационная диагностика лидерского потенциала 231

короля», а также провокационные — «мальчик для битья» и «шут». Поэтому ведущему следует особо контролировать процессы груп­повой динамики и не допускать превращение игры в «межличност­ные разборки».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.