ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Успешность решения задачи развития лидерских качеств, устойчивость полученных в ходе тренинга изменений и адекватность переноса его результатов в профессиональную практическую реальность во многом зависят от ряда обеспечивающих факторов. Одним из наиболее значимых среди которых является качественный отбор кандидатов на должности младших командиров с учетом их лидерского потенциала в учебных группах. Большое значение в процессе психологического отбора отводится ситуационной диагностике лидерского потенциала кандидатов. Ситуационная диагностика основана на предоставлении испытуемым возможности в реальных условиях внутригруппового взаимодействия проявить свои организационные способности. Для выявления учащихся, способных организовать группу, перед ней ставится игровая задача, решение которой возможно только при слаженных коллективных действиях всех ее членов. В процессе решения такой задачи проявляются юноши, способные организовать группу на совместную деятельность и координировать ее действия в процессе выполнения упражнения. При этом важным условием успешности и достоверности проведения тренинговых диагностических процедур является участие в них всех членов коллектива. В процессе ситуационной диагностики лидерского потенциала кандидатов хорошо зарекомендовала себя модифицированная игра «Королевский двор». Игра «Королевский двор» Игра может проводиться как в диагностических целях, так и в целях сплочения учебных групп, существенно различаясь при этом в сценариях ее проведения. Ниже описан сценарий проведения Приложение 2. Ситуационная диагностика лидерского потенциала 111 игры, разработанный в целях выявления учащихся, способных организовать деятельность группы в ситуации неопределенности правил и возможностей. Также игра позволяет выявить микрогруппы во взводах и определить отношения, в том числе конфликтные, между отдельными учащимися. Оптимальное количество участников для игры — 20—25 человек. Игра может проводиться и при меньшем количестве участников (12—15 человек), однако при этом необходимо сократить количество ролей. Продолжительность игры (оптимальная) составляет от 2,5 до 3,5 часа. Требования к помещению те же, что и в случае психологического тренинга. Необходимо достаточно большое и закрытое пространство, позволяющее участникам расположиться на стульях в круге. Описание процедуры Участникам объявляется, что с ними будет проведена игра, цель которой — проявить способности группы самоорганизовываться в условиях неопределенности. Игра начинается с распределения ролей. Каждому предлагается добровольно выбрать себе роль в королевстве. На выбор предлагаются роли: король, королева, фаворитка короля, прокурор, министр обороны, министр внутренних дел, министр финансов, министр юстиции, повар, палач, судья, шут, мальчик для битья, стражник. Возможны дополнительные роли, но общее их количество в королевстве должно составлять 60—70% от общего количества участников. Участники, оставшиеся без ролей, провозглашаются «народом». Если на какую-то роль долго не находится желающий, то психолог-тренер разъясняет положительные стороны данной роли. В каждой роли имеются положительные возможности. При необходимости можно организовать короткое обсуждение роли, чтобы выявить ее положительные стороны. Далее королю предлагается рассадить королевство кругом по своему усмотрению, но так, чтобы особо доверенные ему люди располагались рядом с ним. Часть подданных рассаживается по правую руку от короля, а часть — по левую. Народ рассаживается в круге напротив короля. 228 Приложения Далее королю предлагается организовать жизнь королевства. При этом ему говорится: «Вы — король. Вы хотели им стать. Вот ваше королевство. Управляйте...» Обычно «король» после некоторого замешательства начинает опрашивать своих министров о том, как обстоят дела в королевстве. Если «король» на этом этапе испытывает затруднения, то ведущий помогает ему, предложив опросить своих министров, что происходит в вверенных им областях. Министры, в меру своего воображения, «отчитываются». Тем самым создается содержательно-смысловое пространство игры. При этом королю предлагается самому установить форму обращения к нему, например: «Ваше величество», обязательный поклон и т. п. Ведущий контролирует, чтобы все высказывания каждый говорил только из своей роли. Далее ведущий объявляет группе правила игры. Действовать в игре можно только во время своего хода. Очередность хода будет определяться местоположением участника. Сначала предоставляется возможность осуществить действие подданным, сидящим справа от короля, а затем — сидящим слева от короля. Последними совершают действия люди из народа. Под действием при этом подразумеваются заявление или реальный поступок, непосредственно касающиеся кого-либо из королевства. Все действия участники должны осуществлять только исходя из возможностей выполняемой ими роли. Любые заявления, сделанные из роли, считаются реальностью. Например, если министр финансов заявил, что в казне нет денег — это значит, что в казне нет денег (если, конечно, прокурор не объявит в последующем, что министр финансов — казнокрад). Можно «убить» любого из участников, прикоснувшись к нему во время своего хода и объявив «убит». Однако это действие не освобождает от ответственности за такой поступок. Пояснение Особенностью игры в данном виде является то, что участникам изначально не представлены все их возможности. На данном этапе процедура определяет только, кто и когда может «делать ход», но участники по-прежнему не владеют всей полнотой информации о том, что именно каждый из них может делать, а что не может. Условия задаются таким образом, чтобы участники могли узнавать о Приложение 2. Ситуационная диагностика лидерского потенциала 229 «своих» возможностях лишь делая попытки действий. Только после этого ведущий поясняет, возможно такое действие или нет, и что в результате получается. Можно объяснить участникам, что, сообщив, как именно можно свергнуть короля, скорее всего, сделать это уже не получится. Таким образом, участникам дается возможность самостоятельного анализа ситуации и поиска эффективных «ходов». После объявления первоначальных правил игры право совершить действие предоставляется королю. Под действием короля также подразумеваются реальные указы или перемещения, непосредственно касающиеся кого-либо из королевства. При этом объявляются возможности короля, которыми он может воспользоваться только во время своего хода. Король может: ? пересадить подданных по своему усмотрению (тем самым ? выдать указания подданным, которые каждый из них имеет ? освободить от должности любого из подданных королевско ? вводить дополнительные роли-должности (например, допол G казнить подданного (человек, который «казнен», уходит в народ — соответственно, пересаживается); □ заключить подданного под стражу (если человек заключен Обычно король, сориентировавшись в ситуации, производит изменения в королевстве, переназначает подданных, меняет их местами, дает указания приближенным, например, никого из действующих участников не подпускать к себе и т. п. Дальнейшая игра протекает в соответствии с ходами, которые ведущий предоставляет участникам, согласно их расположению в круге. Участник во время своего действия может вставать, что-то говорить (исходя из своей роли), перемещаться по комнате (если это не было запрещено указом короля), «убить» кого-то из поддан- 230 Приложения ных непосредственным прикосновением или совершать иные действия в соответствии с имеющимися у роли возможностями. Последними действующими лицами из числа подданных короля является народ. Народу дается время (1—5 минут) согласовать идеи относительно своего действия и выбрать представителя для его осуществления. После окончания времени согласования представитель народа выполняет задуманное действие. Нередко при этом «погибает» кто-то из подданных королевства или сам король, если он не обеспечил себе во время своего хода достаточную защиту. В соответствии со степенью активности и численности народа, ему можно предоставлять право выполнить 2—3 действия по общему согласованию с группой. Завершает круг действий сам король. Это необходимо для того, чтобы повысить его возможности в самосохранении. Например, если повар во время своего действия объявляет, что он отравил короля, то ведущий поправляет, что повар, исходя из его функций, может только подсыпать яд в еду короля, а съест ее король или нет, станет известно во время хода короля. Король во время своего хода может декларировать, что он предложил кому-нибудь попробовать еду (кем обычно оказывается сам повар), и тем самым пожертвовать этим человеком. Если король забудет про яд в еде и не предпримет никаких действий во время своего хода, то ведущий признает короля отравленным. Последним этапом игры, который наступает после действия короля, является «время тайной жизни королевства» (обычно 3—5 минут). В этот момент участники могут свободно перемещаться по комнате и общаться друг с другом. К этому моменту у участников уже появляется представление о процедуре игры, и они начинают объединяться в микрогруппы, возможно, выстраивая стратегии заговоров и согласуя планы действий. После этого начинается второй тур игры. Контролирование процедуры ведущим заключается в последовательном предоставлении ходов участникам согласно их расположению, а также в оценке возможности или невозможности тех или иных действий, руководствуясь «здравым смыслом». С целью стимулирования групповой динамики в игру специально введены конфликтные роли, такие как «королева» и «фаворитка Приложение 2. Ситуационная диагностика лидерского потенциала 231 короля», а также провокационные — «мальчик для битья» и «шут». Поэтому ведущему следует особо контролировать процессы групповой динамики и не допускать превращение игры в «межличностные разборки». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|