Здавалка
Главная | Обратная связь

Вагнер не умеет мечтать, как Фауст, он не наделен ищущим, активным разумом.



Гете заставляет Фауста вторично сказать о своей неудовлетворенности, о своем романтическом двоемирии.

(Читать от слов: "Ах, две души живут в большой груди моей ... " до слов "О духи, если вы ... ").

– Теперь скажите, каков в вашем представлении умный человек, и является ли им Фауст?

СценыIII и IV вводят нас в кабинет доктора Фауста. Придя с народного гуляния, он садится за работу – перевод Евангелия с латинского языка на немецкий.

Фауст дает свободный перевод Евангелия сообразно со своим мировоззрением материалиста, человека активно умного.

(Читаем от слов: "Написано: "Вначале было Слово" до слов "Пудель, не смей же визжать ... ").

Мы видим, переводя Евангелие, Фауст трудится для народа.

Теперь посмотрим, какова в трагедии роль Мефистофеля?

– Он своим отрицанием все разрушает и тем самым заставляет ищущий разум Фауста стремиться к созиданию, искать положительную истину.

(Читаем: "Я отрицаю все – и в этом суть моя ... " по "Вот это все – моя стихия"). Но отрицание, разрушение, зло, которое символизирует Мефистофель, не всесильны, и он сам признает это.

– Что оказывается сильнее зла и разрушения?

(Сильнее зла – добро; сильнее разрушения – созидание; сильнее смерти – жизнь.) Мефистофель говорит: "Да, хоть с ума сойти – все в мире так ведется ... " до "В тепле и холоде зародыш разовьется ... "

Сцена IV дополняет наше представление о Мефистофеле. Вот он перед Фаустом уже не в виде пуделя или студента, а в облике бравого франта. Он является продолжить разговор, начатый Фаустом: "Может быть, с тобой и договор возможно заключить?". Мефистофель хочет выиграть пари, заключенное с богом: повести Фауста за собой "путем превратным" и завладеть его душой. – Обратите внимание на то, кто из спорящих, Фауст или Мефистофель, ставит условия договора и каковы они?

(Условия ставит Фауст. Он хочет земных радостей: "Здесь, на земле, живут мои стремления, под солнцем, здесь, мои мучения".

Главное условие, которое ставит Фауст, – быть довольным собой; "И буду я собой доволен сам ... тогда воскликну я: "Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!". Мефистофель соглашается с Фаустом и ставит свое условие: скрепить договор кровью).

Они собираются уже уходить, но появляется ученик. Вместо доктора с ним разговаривает Мефистофель. – Как характеризует Мефистофеля его разговор с учеником? (По разговору чувствуется, что Мефистофель умный, злой и насмешливый. Кажется, что он разговаривает с учеником серьезно, предлагая ему на выбор различные факультеты университета, но на самом деле он смеется над ним.

Мефистофель издевается над зубрежкой, он советует ученику заучивать то, что ему будет твердить учитель, "слово в слово, лишь то, что в книге, – ничего другого.").

– Какой общеизвестный афоризм высказывает в разговоре с учеником Мефистофель?

(Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет.)

Т.о. Гете устами Мефистофеля еще раз высказывает мысль о вечности жизни. Он противопоставляет двух активно умных людей. Фауст ищет истину созидания и стремится принести добро людям. Мефистофель несет зло и разрушение – различные цели.

 

Роль прологов в "Фаусте"

Завязка "Фауста" дана в "Прологе". Когда Мефистофель, прерывая
славословия архангелов, утверждает, что на земле дарит лишь

...беспросветный мрак,
И человеку бедному так худо,
Что даже я щажу его покуда, -

господь выдвигает в противовес жалким, погрязшим в ничтожестве людям, о
которых говорит Мефистофель, ревностного правдоискателя Фауста. Мефистофель
удивлен; в мучительных дсканиях доктора Фауста, в его раздвоенности, в том,
что Фауст

...требует у неба звезд в награду
И лучших наслаждений у земли, -

он видит тем более верный залог его погибели. Убежденный в верности
своей игры, он заявляет господу, что берется отбить у него этого
"сумасброда". Господь принимает вызов Мефистофеля. Он уверен не только в
том, что Фауст

Чутьем, по собственной охоте
...вырвется из тупика, -

но и в том, что Мефистофель своими происками лишь поможет упорному
правдоискателю достигнуть высшей истины.

 

ФАУСТ

Трагедия Гете начинается с трех небольших вступлений: “Посвящение” (1797 г.), “Театральное вступление” и “Пролог на небесах” (создавались с 1797 по 1801 гг.) Давайте поговорим о них

 

ПОСВЯЩЕНИЕ

 

Вы снова здесь, изменчивые тени, Меня тревожившие с давних пор, Найдется ль наконец вам воплощенье, Или остыл мой молодой задор? Но вы, как дым, надвинулись, виденья, Туманом мне застлавши кругозор. Ловлю дыханье ваше грудью всею И возле вас душою молодею. Вы воскресили прошлого картины, Былые дни, былые вечера. Вдали всплывает сказкою старинной Любви и дружбы первая пора. Пронизанный до самой сердцевины Тоской тех лет и жаждою добра, Я всех, кто жил в тот полдень лучезарный Опять припоминаю благодарно. Им, не услышать следующих песен, Кому я предыдущие читал. Распался круг, который был так тесен, Шум первых одобрений отзвучал. Непосвященных голос легковесен, И, признаюсь, мне страшно их похвал, А прежние ценители и судьи Рассеялись, кто где, среди безлюдья. И я прикован силой небывалой К тем образам, нахлынувшим извне. Эоловою арфой прорыдало Начало строф, родившихся вчерне. Я в трепете, томленье миновало, Я слезы лью, и тает лед во мне. Насущное отходит вдаль, а давность, Приблизившись, приобретает явность.   Поэт обращается к себе, вспоминая свою юность; так в трагедии возникает тема “утраченной” молодости.. Его переполняет волнующая грусть и радость, возрастающая власть давней мечты пленяет сознание. Туманные видения образуют нечто новое – они воскрешают стремление, возрождают новый творческий замысел автора. «Настоящее» вызывает в поэте чувства: грусть, одиночество поэта, его чуждость миру (толпе). (Зачитывается отрывок от слов “Кружок друзей рассеян по вселенной…” до слов “Кто жив еще, - рассеяны средь мира…”) Тема «прошлого» связана с вдохновением, с “былыми снами”, с юностью, веселыми днями, с полнотой жизни, с давним стремлением “туда, в мир духов, строгий и немой…”. Вывод: в “Посвящении” из смутной тьмы возникают и проясняются памятные образы. Сила воображения делает их все более отчетливыми, настоящими и дает силу для новых образов, новых замыслов, т.е. “открывает” будущее. Настоящее становится прошлым, прошлое, оживая, - настоящим и открывает путь будущему. Воображение, творчество поэта способно соединить времена, друзей, следовательно, постичь весь мир в его целостности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.