Бихевиористическая теория
Бихевиоризм (от английского слова «behavior» поведение) — одно из наиболее влиятельных направлений в современной буржуазной психологии. В последние годы он стал оказывать все более ощутимое влияние на криминологические теории, распространяемые в капиталистических странах, особенно в США. Их авторы пытаются опереться на несомненные научные достижения, частности на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, приспособив их без всякого на то основания к оправданию существования преступности в современных капиталистических странах. Как одно из направлений в современной буржуазной психологии бихевиоризм возник на базе прагматистской философии. Признание прагматистами истинными тех идей, которые обеспечивают практически полезные результаты, легло в основу взглядов основоположников бихевиоризма Б. Уотсона, Э. Торндайка, К. Лешли, А. Вейса и др. Прагматистская философия, рассматривающая мышление лишь в качестве средства приспособления к окружающему миру, привлекла бихевиористов возможностью отказаться от представления о сознании человека как о важнейшем факторе, определяющем его поведение. Ядром бихевиористской теории стало отрицание познавательной способности психики и сведение поведения человека к функциям приспособления. Вследствие этого, человеческое поведение свелось к реакциям организма на внешние раздражители (стимулы), а центральной проблемой познания стала проблема приобретения индивидуального опыта, т.е. образования у человека условных реакций (по терминологии представителей бихевиоризма —
«обучения» — learning), включающего приобретение различного рода навыков и умений. Во второй период своего развития классический бихевиоризм сменился так называемыми теориями «обусловливания», на возникновение которых оказало влияние павловское учение о высшей нервной деятельности. Сохранив разработанную И.П. Павловым терминологию и классификацию форм поведения, необихевиористы в лице К. Халла, Э. Газри, Б. Скиннера и др. подменили павловское учение теорией с позитивно-эмпирическим содержанием. Заимствовав у И.П. Павлова условно-рефлекторный метод, применяемый им для изучения высшей нервной деятельности, и его экспериментальные материалы, необихевиористы по-прежнему сводят на нет роль сознания в определении человеческого поведения. Пытаясь каким-то образом устранить явное противоречие между павловским учением и философией позитивизма, на основе которой развивается бихевиористическое направление в настоящее время, необихевиористы ввели в формулу «стимул-реакция» понятие «промежуточных переменных» (навыки и т.п.), которое, хотя и противоречит позитивистским положениям, признающим только такие истины, которые установлены наблюдением или опытом, тем не менее не исключает идеалистического содержания бихевиоризма. Одна из наиболее крупных попыток разработать понятие промежуточных переменных и сблизить бихевиористическую концепцию с категориями интроспективной психологии была предпринята Толменом. Толмен включает в число промежуточных переменных элементы сознания (намерение, желание, ожидание и др.), но рассматривает их не в качестве составных частей поведения, а как будущие результаты действий живых существ. Процесс обучения, по Толмену, состоит в том, что человек, стремясь к достижению какой-либо определенной цели, проходит ряд проб и ошибок, в результате чего в его сознании образуется множество дифференцированных знаковых структур, которые оказывают влияние на характер последующего поведения. Свойства предметов, которые служат знаками различных отношений между ними, познаются в результате так называемых ожиданий.
Давая оценку теории Толмена, С.Л. Рубинштейн пишет, что сознание, согласно этой теории, «возникает в процессе действия как вторичная приспособительная реакция на первоначальные поведенческие реакции... Сознательный акт — это отчасти рекогносцировочный, пробный, отчасти контрольный, проверочный акт поведения; это акт поведения, который направлен не на непосредственное достижение какой-нибудь внешней цели, а на организацию и регулирование акта поведения, способного это сделать. Сознательный акт — это, таким образом, надстройка над непосредственным практическим актом поведения. Его функциональное значение заключается в том, чтобы как бы проверить, подчеркнуть те свойства поля, которые и помимо сознания уже в известной имманентно определили поведение»[35]. Таким образом, и те представители бихевиористической теории, которые считают необходимым использовать в своих построениях категории сознания, не придают им решающего значения в регулировании человеческого поведения. Классовый смысл бихевиористической теории совершенно очевиден. Он заключается прежде всего в том, что бихевиоризм даёт возможность объяснять поведение людей в отрыве от их классовой принадлежности и переносит детерминирующее влияние среды на человеческие действия, с капиталистического способа производства на конкретные обстоятельства, характеризующие непосредственную обстановку, в которой протекала и протекает жизнь человека и которая является сугубо индивидуальной. Кроме того, рассматривая поведение в качестве реактивного процесса, определяемого внешними раздражителями, бихевиоризм тем самым утверждает, что человек не может управлять своим собственным поведением и обречен на пассивное подчинение внешним влияниям. Логическим выводом отсюда следует отсутствие общих
целей у людей, принадлежащих к одной социальной группе и стремящихся улучшить условия своей жизни, а также невозможность их активной борьбы за лучшую жизнь.
* * * Бихевиоризм с его отрицанием социальных закономерностей поведения людей привлекает многих буржуазных исследователей, занимающихся изучением причин преступлений и других противоправных действий. Наряду с этим некоторые буржуазные психологи бихевиористического направления ставят в своих работах вопросы, касающиеся природы преступного поведения. В 1963 г. в США опубликована книга Дороти Реслингшафер о мотивизации человеческого поведения[36]. В этой книге с бихевиористических позиций подробно анализируется механизм отбора организмом воздействующих на него стимулов и его ответных реакций. Как можно понять из рассуждений Д. Реслингшафер, селективная фильтрация организмом воздействующих на него стимулов связана с временным доминированием в потоке его чувств, желаний и нужд одного чувственного раздражителя над другим. Выбор же ответных реакций организма основывается на познавательных способностях человека, а также на его способностях к пониманию сложных связей между предметами, запоминанию и оценивающему решению. Каждая из этих способностей, используя символы, особенно слова и числа, позволяет взвешивать альтернативы к действию. Выбор ответной реакции делается на основе обученных предвидений и ожиданий. Таким образом, по мнению Д. Реслингшафер, выбор каждым человеком того или иного поведения во всех случаях является сугубо индивидуальным и не поддаётся обобщению. Недаром она пишет в своей книге: «Психологи постоянно ставят вопросы, касающиеся таких действий, как кража, убийство, самоубийство. Почему человек украл? Или почему Джон Джонс убил?.. По- добные вопросы возникают и тогда, когда человек нарушает нормы морали своей социальной группы и вступает в брак с женщиной другой расы. Почему он женился на ней? В том, что мужчина женится, нет ничего необычного, и вопросы возникают в отношении его выбора. Имеется нарушение обычных социальных ожиданий, что приводит к большому количеству «почему»... Каждый индивид в момент принятия решения о выборе той или иной альтернативы в специфических условиях своей селекции обнаруживает новые аспекты переплетающихся мотивирующих и личностных определений, по своему характеру часто совершенно уникальных»[37]. Нетрудно понять, что, по мнению Д. Реслингшафер, причины антиобщественного поведения для каждого человека сугубо индивидуальны, и поэтому нет оснований говорить о социальных закономерностях, обусловливающих совершение преступлений и других правонарушений. Едва ли нужно доказывать полную ненаучность этого вывода. Во взглядах Д. Реслингшафер чувствуется сильное влияние теории Толмена. Она признает определенную роль элементов сознания в регулировании человеческого поведения. Однако для исследователей, занимающихся выяснением природы преступного поведения с позиций бихевиоризма, это не является характерным. В книге Арнольда Бусса, посвященной психологии агрессии, разновидностью которой автор считает преступное поведение, прямо утверждается о необходимости исключения концепции «намерения» из определения агрессии. Делается это на том основании, что концепция «намерения» несовместима с бихевиористическим подходом к разрешению вопросов, поставленных в этой книге[38]. А. Бусс определяет агрессию как реакцию, в которой выражается вредное стимулирование поведения других организмов. Она подкрепляется двумя классами усилителей — страданием жертвы, испытывающей несправедли-
вость, и выгодой, которую получает агрессор. В работе дается подробная классификация различных видов агрессивного поведения, которое подразделяется на физическую исловесную, активную и пассивную, прямую и непрямую агрессию. Каждому из этих видов агрессии дается подробный анализ. Однако автор совершенно не уделяет внимания социальной характеристике агрессивного поведения. Абстрактные категории выгоды и страданий жертвы агрессивной реакции, объявленные ее усилителями, очевидно, тем и устраивают его, что позволяют снять вопрос о социальной направленности агрессивных (в том числе и преступных) действий. Правда, в одном месте своей работы А. Бусс все-таки говорит о том, что существуют определенные виды поведения, которые обычно не рассматриваются как агрессивные, хотя и осуществляют доставку вредных стимулов. Это, — говорит он, — такие виды поведения, при которых усилитель реакции заключается в социально-приемлемой цели, например, доктор причиняет боль, когда производит инъекцию, родители обижают ребенка, когда наказывают его. И далее заключает: «Пока вредные стимулы доставляются в связи с признанной социальной ролью и являются социально желаемыми, поведение не рассматривается как агрессивное. С другой стороны, когда вредные стимулы доставляются в связи с ситуацией, сложившейся между лицами и без дальнего прицела на социальное благо, как вероятное последствие, реакция является агрессивной»[39]. Надо, однако, заметить, что, говоря в этомслучае о влиянии общественных интересов на характеристику поведенческой реакции человека, А. Бусс не выходит за пределы бытовых примеров и совершенно не касается отношений, вытекающих из классовой борьбы и национально-освободительного движения. Более того, рассматривая далее деление агрессии на активную и пассивную, Бусс в качестве примеров пассивной агрессии приводит голодовку Ганди, направленную против британского владычества в Индии, и сидячие забастовки негритянских студентов на юге США[40]. Классовый смысл этих рассуждений становится совершенно очевидным. Остановимся подробней на тех работах современных американских бихевиористов, которые посвящены анализу природы только преступного поведения. Авторы работ, о которых речь пойдет ниже, будучи последовательными представителями бихевиоризма, также исключают роль сознания из процесса формирования человеческих поступков. X. Айзенк, автор книги «Преступление и личность», начинает изложение своих мыслей с утверждения о том, что психология представляет собой науку о поведении, а не о мышлении[41]. Это одно из основных положений бихевиоризма, который, отрицая роль сознания в регулировании человеческих поступков, последовательно пришёл к такому выводу. Как и многие другие представители бихевиоризма, X. Айзенк подразделяет человеческое поведение на два вида — обученное и обусловленное. Обученное — это, по его мнению, такое поведение, которое осуществилось потому, что было чем-то подкреплено, усилено, а обусловленным является поведение, вызванное иной связью стимулов и ответных реакций человеческого организма. Такое деление, по представлению автора, объясняется тем, что обусловленное поведение в отличие от обученного базируется на автономной нервной системе, управляющей гладкими мускулами и железами. Обученное же поведение основывается на поперечно-полосатых мускулах, управляющих скелетной системой. Проводя границу между обученным поведением и обусловленным, X. Айзенк путем ряда умозаключений приходит к утверждению, что процесс обусловливания является более важным, чем процесс обучения, и что преступление является скорее обусловленным поведением, чем обученным. Объявив таким образом преступление ответной реакцией организма на внешние раздражители и поставив сознание человека в ряд других стимулов, влияющих на поведение, тем самым почти полностью устранив его из генезиса преступного ведения, X. Айзенк оказался перед необходимостью
ответить на вопрос, почему одни люди совершают преступления, а другие — нет. При указанных исходных позициях автора причину этого явления, естественно, приходится искать или в условиях существования человека, или в его биологических особенностях. X. Айзенк не склонен искать причины преступности в условиях буржуазного общества. Поэтому он приходит к выводу, что источник преступного поведения коренится в биологических свойствах личности. Основывая свои выводы, X. Айзенк ссылается на проводимое физиологией деление автономной (вегетативной) нервной системы на симпатическую и парасимпатическую, отмечая при этом, что симпатическая система усиливает сердцебиение, частоту дыхания, увеличивает адреналин и тем самым оказывает активизирующее воздействие на человеческий организм. Напротив, парасимпатическая система своим замедлением сердцебиения и дыхания, а также ускорением пищеварительного процесса оказывает на него тормозящее влияние. X. Айзенк утверждает, что люди с момента своего рождения обладают биологической предрасположенностью к возбуждению или торможению, и на этом основании приходит к выводу о существовании двух типов людей — экстравертов (с меньшей возбуждаемостью и более высокой степенью торможения) и интровертов (с большей степенью возбуждения и меньшей степенью торможения). Преступниками, по его мнению, являются в основном психопаты и экстраверты, обладающие какими-то определенными конституциональными натурами. Чтобы подкрепить свои необоснованные[42] выводы дополнительной аргументацией, X. Айзенк ссылается на известных биокриминологов Ланге, Шелдона, Хутона и Глюков.
Нет необходимости говорить здесь о том, почему биологическая теория преступного поведения является неправильной. Эта теория не является новой, ее ненаучность и реакционность давно вскрыты в юридической литературе и других отраслях знания. Здесь важно отметить, что бихевиористическая теория преступления как обусловленного поведения недалеко ушла от биокриминологических концепций и является такой же реакционной, как и последняя. Объединив в своем содержании два бесплодных учения — бихевиористическое и биокриминологическое, теория X. Айзенка обрела и их пороки. Этим она еще раз доказала, что из двух неверных положений даже одного истинного составить невозможно. Реакционность теории X. Айзенка легко обнаруживается и при рассмотрении тех мер, которые он предлагает в качестве средств борьбы с преступностью. Он скептически относится к возможности успешного осуществления этой функции с помощью уголовного наказания, считая, что наказанием можно предотвратить только такое поведение, которое мотивировано какой-либо выгодой (кража, обман, похищение детей и т.п.). Поведение, которое, как он полагает, является следствием расстройств человека (половые преступления, убийство и т.п.), не может регулироваться наказанием. При этом он ссылается также на ряд трудностей в использовании наказания, в частности на его неопределенность, существующую наряду с определенностью выгоды, к которой стремится преступник. Вместо наказания X. Айзенк рекомендует систему мер, названную им обусловливающей терапией, а также лекарственную терапию. Он полагает, что при помощи этих мер можно превращать экстравертов
в интровертов и, наоборот, интровертов в экстравертов. Таким образом, наиболее радикальным средством борьбы с преступностью X. Айзенк считает физическое воздействие на организм человека. Следовательно, и по вопросу о мерах борьбы с преступностью его теория полностью смыкается со взглядами на эту проблему представителей буржуазной биокриминологии. Другая разновидность теории «обучения», применяемая для объяснения природы преступного поведения, основывается на делении условных реакций на респондентные и оперантные. Проведение такого деления в теории бихевиоризма обычно связывается с именем Б. Скиннера. Б. Скиннер утверждал, что И.П. Павлов занимался исследованием лишь респондентных реакций, которые вызываются подкрепляющим влиянием определенных явлений (например, пищей), но сами этих явлений не вызывают. Оперантными же реакциями являются такие, которые возникают в результате совершения действий, обусловленных какими-либо потребностями. Другими словами, для достижения определенной цели человек предпринимает ряд движений, которые позволяют ему добиться желаемого, отбираются и закрепляются. Особенность оперантных действий состоит, следовательно, в том, что подкрепление и закрепление не предшествуют определенным реакциям, а следуют за ними. Это делает оперантное поведение важнейшей формой поведения. Советские психологи дают следующую оценку этому утверждению Б. Скиннера: «Несомненно, — пишут они, — что выделение и анализ различных форм поведения являются правомерным в научном исследовании. Не вызывает сомнения также, что под названием оперантного или инструментального поведения выделена очень важная форма поведения, обладающая рядом специфических черт. Однако утверждение бихевиористов, будто эта форма поведения не подчинена открытым И.П. Павловым закономерностям, является неверным. Это утверждение бихевиористов вытекает из их позитивистского метода исследования, на основе которого они фальсифицируют павловское учение, выдавая его за учение об
образовании секреторных (респондентских) реакций. В действительности учение И.П. Павлова — это учение о закономерностях работы коры больших полушарий, о взаимодействии нервных процессов в мозгу, проявляющемся в различных реакциях организма. Открытые И.П. Павловым закономерности высшей нервном деятельности лежат в основе и инструментального поведения, но это не означает, что данная форма поведения не может обладать некоторыми специфическими чертами. На некоторые из этих специфических черт указывал сам И.П. Павлов. Ведь оперантные реакции представляют собой не что иное, как те произвольные движения, которые И.П. Павлов начал исследовать в последние годы жизни. Родственность произвольных и оперантных реакций признает и Скиннер... Анализируя механизм этой формы поведения, И.П. Павлов указывал, что ее своеобразие заключается в том, что и здесь само движение становится сигналом подкрепления, если вслед за этим движением появляется подкрепление»[43]. Попытки установить источник происхождения преступного поведения в особенностях оперантных реакций, предпринимаемые на базе тех же порочных философских и психологических предпосылок, которые были отмечены выше, в последнее время становятся все более популярными в капиталистическом мире. С этих исходных позиций сделал попытку выявить психологическую природу преступления и автор статьи «Преступное поведение и теория обучения» К. Джеффери[44], который, будучи привлеченным в настоящее время к разработке мер по предупреждению правонарушений, использует в своей деятельности принципы бихевиористической психологии. Опубликованная сравнительно недавно статья К. Джеффери представляет собой, по-видимому, одно из немногих развернутых изложений той разновидности теории обучения, которая ставит своей задачей объяснить преступное поведение свойствами оперантных
реакций[45]. Эта статья выражает стремление автора усовершенствовать широко известную в США теорию «дифференциальной ассоциации», введенную в обращение тридцать лет назад американским криминологом Э.Сатерлендом, и дать ей более серьезное научное обоснование. Теория «дифференциальной ассоциации» рассматривает человеческое общество как состоящее из множества групп, отличающихся друг от друга по своей социальнойнаправленности. Человек становится преступником в результате того, что попадает под влияние окружающей его группы лиц с преступными наклонностями. От соприкосновения с другими лицами или группами индивид «обучается» преступлению не только в смысле овладения преступными навыками и приемами, но и в смысле заражения преступными взглядами и стремлениями. Связывая проявление преступности с влиянием небольших антисоциальных групп, Э. Сатерленд стремится снять ответственность за ее существование с капиталистического способа производства, определяющего социальное и политическое устройство общества. В этом заключается ее классовая направленность[46]. Теория «дифференциальной ассоциации» правильно отражает тот факт, что в капиталистическом обществе, так же, как и в других общественно-экономических формациях, одни группы людей оказывают влияние на другие группы, одни лица оказывают влияние на сознание других лиц. Но эта теория не дает ответа на вопрос, почему одни люди совершают преступления, а другие не совершают, хотя относятся к той же самой группе и подвергаются такому же влиянию, что и первые. Попытка усовершенствовать эту теорию на основе принципов бихевиористической теории «обучения» предпринята в упомянутой статье К. Джеффери. Считая, что большая часть социального поведения
имеет оперантную природу, К. Джеффери подробно рассматривает концепцию оперантного поведения. Под оперантным поведением он понимает такое поведение, которое вызывается существованием определенных стимулирующих условий и удерживается своими последствиями, которые оно производит в окружающей обстановке. Преступление, по его мнению, является оперантным поведением. Реакцию, выражением которой оно служит, могут вызвать деньги, автомобиль, радио, половое удовлетворение, устранение врага и другие обстоятельства. Сила реакции зависит от стимула, который её вызывает. Последний может усиливать реакцию или ослаблять, при этом усиливающий процесс может быть позитивным и негативным. Большинство преступлений, — пишет К. Джеффери, — преступления против собственности, и усиливающим стимулом здесь является каждое воровство. По всей вероятности, в этих действиях он усматривает позитивное усиление. Напротив, преступления против личности, согласно его утверждению, могут представлять собой негативное усиление. Разница между позитивным и негативным усилением заключается в том, что при первой разновидности усиления степень ответной реакции человека увеличивается за счёт того, что приносится в его организм каждым новым совершением действия, в то время как при негативном усилении увеличение размера реакции происходит за счет устранения стимула. Так, в случае пагубной привычки к наркотикам или к алкоголю мы сталкиваемся с негативным усилением, которое происходит в связи с тем, что употребление средств ведет к прекращению страданий, вызванных их отсутствием. К. Джеффери утверждает, что перед совершением преступления человек испытывает влияние как усиливающих стимулов, так и ослабляющих. Разбойное нападение может дать преступнику деньги, но оно может и привести его к смертному исходу в результате схватки с обороняющимися или с полицией, к аресту, заключению под стражу и т.п. Если будет преобладать влияние усиливающих стимулов, то это приведет к совершению преступления; если более сильным окажется влияние ослабляющих стимулов, преступное поведение не осу-
ществляется. Тот или иной результат влияния этих стимулов на человека будет зависеть, по мнению К. Джеффери, от того, в каком поведении утвердила его окружавшая в прошлом обстановка. Преимущества своей теории, которую он назвал теорией «дифференциального усиления», перед теорией «дифференциальной ассоциации» Э. Сатерленда К. Джеффери видит в том, что она дает, по его мнению, ясный ответ на вопрос, почему одни люди совершают преступления, а другие не делают этого, хотя живут в том же самом окружении (в той же семье, в тех же трущобах, относятся к одной и той же этнической группе и т.д.). Так же, как Э. Сатерленд, К. Джеффери считает, что отрицательное влияние на человека, побуждающее его совершить преступление, могут оказать другие лица и преступные группировки. Более того, он убежден в том, что одно присутствие некоторых лиц в местах, где возникла преступная ситуация, может оказать стимулирующее воздействие на человека, побуждая его совершить преступление или отказаться от него. Он обращает внимание на то, что люди часто ведут себя различным образом в присутствии определенных лиц и в их отсутствии (например, в присутствии и отсутствии полисмена, хозяина предприятия и др.). Такое влияние на человека он называет дискриминационным стимулом. Однако, наряду с этим, он считает, что теория «дифференциальной ассоциации» необоснованно ограничивает так называемое обучение преступному поведению воздействием социальных усилителей. К. Джеффери полагает, что именно по этой причине всякий раз, когда кто-нибудь пытается проверить теорию «дифференциальной ассоциации», он обнаруживает преступников без преступных сообществ или лиц, соприкасающихся с преступными сообществами и тем не менее не являющихся преступниками. В соответствии с его теорией «дифференциального усиления» преступное поведение может быть подкреплено деньгами, вещами, автомобилями и другими усилителями какого-либо социального поведения. Поясняя свою мысль, К. Джеффери приводит ряд примеров, подобных следующему. Лицо вдетстве привыкает
пользоваться автомобилем. Если оно имеет такую возможность впоследствии, потому что ему позволяют средства или потому, что автомобиль есть у его родителей, то ему нет необходимости красть автомобили. Но если он может получить доступ к автомобилю только путем кражи, то он крадет. Похищение в этом случае усилено, согласно его утверждениям, не чем иным, как автомобилем. Несомненно, привычка пользоваться автомобилем или другой какой-нибудь вещью может усиливать потребность в этих вещах. Но К. Джеффери преувеличивает роль такого усиления в этиологии преступного поведения. Человеческое поведение регулируется главным образом сознанием человека, его моральными качествами, которые в свою очередь определяются всей совокупностью общественных отношений. К. Джеффери не в состоянии снять ответственность за совершение преступлений с социальных условий жизни человека. Он вынужден признать, что большая часть преступлений и других правонарушений совершается несовершеннолетними подростками, обитающими в районах трущоб, одной из особенностей которых является массовая безработица. Поэтому ему приходится отмечать, что жители этих районов находятся без важных социальных усилителей и вследствие этого не подкреплены для законопослушного поведения. На основе бихевиористических принципов К. Джеффери пытается рассмотреть и проблему влияния на преступность телевидения и комиксов. Предлагаемое им решение вопроса, по существу, не отличается от характерных на этот счет представлений теории дифференциальной ассоциации, которая, как известно, не признает за радио и телевидением существенной роли в генезисе преступного поведения. Автор теории «дифференциального усиления» не согласен с тем, что стимулами, управляющими поведением преступника, являются те, которые воспринимаются с экрана телевизора. Такие стимулы он усматривает только в собственном окружении подростка. Утверждая, что обобщение зрителем реакций от телевизионной программы зависит от степени совпадения или сходства изображаемой в телевизионной передаче
обстановки с реальным окружением, в котором он живет, а также от прошлого индивидуального опыта этого человека, К. Джеффери считает, что поступки людей в связи с тем, что они являются оперантными реакциями, определяются обстоятельствами окружающей обстановки, а не телевидения. Теория «дифференциального усиления» К. Джеффери, как и другие бихевиористические теории, является ненаучной хотя бы уже потому, что превращает человека впростой механизм, регистрирующий внешние раздражители и непроизвольно реагирующий на них в зависимости от того, какое количество тех и других раздражителей оказало на него воздействие за тот или иной отрезок времени. Эта теория является еще более вредной, чем теория «дифференциальной ассоциации» Э. Сатерленда, так как она пытается не только замаскировать истинные причины преступности в буржуазном обществе, которые, как давно выяснено, коренятся в самом капиталистическом способе производства, но и объяснить природу преступного поведения влиянием предметов материального мира. Не имеет значения тот факт, что теория К. Джеффери лишь частично связывает существование преступности с предметами материального мира. Уже само по себе признание возможности такого объяснения причин совершения преступлений стирает грань между их социальными и «несоциальными» источниками, позволяет свести социальные причины преступности к минимуму и обосновать ее существование в будущем независимо от характера общественного строя. Одновременно это приводит и к чисто психологическому объяснению природы общественной опасности личности, которая, если следовать логике бихевиористической теории, определяясь влиянием на человеческое сознание предметов материального мира и условно-рефлекторными закономерностями, в условиях различных общественно-экономических формаций должна быть принципиально однотипной.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|