Фрейдистская теория
Фрейдизм получил широкое распространение в современной буржуазной криминологии. Многие видные представители этого направления в настоящее время по ряду важных вопросов отошли от взглядов основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда. Тем не менее современные криминологические теории, разрабатываемые его последователями, по-прежнему продолжают основываться, как правило, на позициях классического фрейдизма. В связи с этим представляется целесообразным перед рассмотрением фрейдистского понимания природы преступного поведения изложить основы теории З. Фрейда. В конце прошлого века З. Фрейд, начинающий в то время врач, основываясь на работах известных неврологов Шарко и Брейера и своих собственных наблюдениях, пришел к выводу, что больные неврозами, главным образом в форме истерии, страдают воспоминаниями обизвестных переживаниях. Их болезненное состояние вызывается не только тем, что они вспоминают давно прошедшие болезненные переживания, но и потому, что они еще привязаны к ним с полным аффектом. Заболевание произошло вследствие того, что развившемуся при патогенных положениях аффекту был закрыт нормальный выход, а эти подавленные аффекты получили ненормальное выражение. З. Фрейд стал считать, что в одном и том же человеке может существовать несколько душевных группировок, совершенно не зависимых друг от друга. Следствием этих взглядов явилось его утверждение о расщепленности личности, которая выражается якобы в том, что личность включает в себя сознательное душевное состояние и отдельное от него бессознательное состояние. Забытые воспоминания, по мнению З. Фрейда, не исчезли. Больной владеет этими воспоминаниями, они готовы вступить в ассоциативную связь с тем, что он знает, но какая-то сила препятствует тому, чтобы они сделались сознательными, заставляет их оставаться бессознательными. Та сила, которая теперь препятствует как сопротивление забытому войти в сознание, в своё
время была причиной забвения и вытеснения из памяти соответствующих патогенных переживаний. З. Фрейд назвал этот предполагаемый им процесс вытеснением. На основании чисто умозрительных предположений З. Фрейд утверждал, что в психике человека происходит следующий процесс. Во время каких-то переживаний в сознании человека возникает желание, которое оказывается несовместимым с этическими и эстетическими взглядами личности. Происходит непродолжительный конфликт, в результате которого представление, возникшее в сознании как носитель этого несовместимого желания, вытесняется и вместе с относящимися к нему воспоминаниями устраняется из сознания и забывается. Несовместимость соответствующего представления с «я» больного была мотивом вытеснения; этические и другие требования лица явились вытесняющими силами. Невроз, с точки зрения З. Фрейда, возникает вследствие того, что лицу не удалось вытеснить идею, с которой связано несовместимое желание. Хотя человек устранил ее из сознания и из памяти, но в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и, говоря словами З. Фрейда, ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшего неузнаваемым заместителя. Это замещающее вытесненную мысль представление избавлено от дальнейших нападений со стороны обороняющегося «я», и вместо кратковременного конфликта наступает болезненное состояние. В соответствии с изложенным З. Фрейд намечает и пути лечения невроза. В симптоме болезни, — говорит он, — наряду с признаками искажения есть остаток какого-либо сходства с первоначальной вытесняемой идеей, остаток, позволяющий совершиться такой замене. Те пути, по которым произошло замещение, могут быть открыты во время психоаналитического лечения больного. Для выздоровления необходимо, чтобы симптом был переведен на вытесненную идею по тем же самым путям. Когда вытесненная идея опять приводится в область сознательной душевной деятельности, тогда психический конфликт, которого хотел избежать больной,
получает при помощи врача лучший выход, чем он получил с помощью вытеснения. В результате личность больного может убедиться, что она несправедливо отказалась от патогенного желания, или это желание будет направлено на другую, не возбуждающую никаких сомнений цель (З. Фрейд называет этот процесс сублимацией), или отстранение этого желания признается правильным, и недостаточный механизм вытеснения заменяется осуждением с помощью высших психических сил. Характер вытесненных желаний, по мнению З. Фрейда, можно выяснить по свободно возникающим мыслям больного — по остротам, сновидениям, оговоркам, опискам и другим неловким поступкам. Что же с их помощью узнал З. Фрейд относительно патогенных желаний невротиков? Сам З. Фрейд отвечает на этот вопрос следующим образом. «Прежде всего одно: психоаналитические исследования с действительно удивительной правильностью сводят симптомы страданий больных к впечатлениям из области их любовной жизни; эти исследования показывают нам, что патогенные желания относятся к эротическим инстинктам и заставляют нас признать, что расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию — это так для обоих полов»[47]. Основным комплексом всякого невроза З. Фрейд объявил выдуманный им «эдипов комплекс»[48]. Но главный результат, к которому он пришел, по его собственному мнению, заключается в том, что неврозы не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которого мы не могли бы найти и
у здорового, или, как выразился Юнг, «невротики заболевают теми же самыми комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди. Все зависит от количественных отношений, от взаимоотношений борющихся сил, к чему приведет борьба: к здоровью, к неврозу или компенсирующему высшему творчеству»[49]. З. Фрейд мало интересовался вопросами этиологии преступлений. Но если бы в то время, когда писались эти строки, он вспомнил о них, то, очевидно, добавил бы: «или к преступлению». Как мы увидим далее, именно к такому выводу пришли буржуазные криминологи, рассматривающие природу преступного поведения с позиций психоанализа З. Фрейда. Фрейдизм — чисто идеалистическая теория. Психическая деятельность человека характеризуется ею как нечто совершенно самостоятельное от внешнего мира, как сущность, обладающая спонтанным развитием. Психика для З. Фрейда, как пишет К.И. Соболь, — «это самостоятельный аппарат в организме, испытывающий со стороны организма лишь некоторые известные воздействия, своего рода толчки, напоминания. Внешнее воздействие — это только повод, стимулирующий проявление скрытых, дремлющих в человеке влечений. Под влиянием этого внешнего толчка психическая деятельность развивает заложенные в ней стремления. Органы чувств, по Фрейду, являются как бы щупальцами, с помощью которых психика ориентируется во внешнем мире для осуществления внутренних влечений. Поэтому из внешнего мира воспринимаются не все впечатления, а только те, которые соответствуют внутренним влечениям»[50]. З. Фрейд пишет: «Внутреннее восприятие дает ощущение процессов, происходящих в различнейших, несом-
ненно также глубочайших слоях душевного аппарата... Они первичнее, элементарнее, чем ощущения, возникающие извне, и могут появляться в состоянии смутного сознания»[51]. Идеалистический характер теории З. Фрейда определяет ее полную научную несостоятельность. Он определяет и научную несостоятельность основанных на нём криминологических теорий.
* * * Криминологи фрейдистского направления нередко утверждают, что причиной преступлений является внешнее влияние на человека. Так, известные психоаналитики Ф. Александер и Г. Штауб пишут: «Криминальность, вообще говоря, является не врожденным дефектом, а дефектом воспитания»[52]. Другие американские психоаналитики Э. Эриксон и К. Эриксон также считают, что правонарушителями становятся, а не рождаются. Преступниками, по их мнению, становятся медленно и постепенно. Возможности для того, чтобы стать хорошим или дурным, являются врожденными у всех. В течение детства они вырастают в вероятности. Окончательно социальная ценность человека утверждается лишь после окончания юношества и подкрепляющего влияния со стороны взрослых[53]. Эти и подобные им утверждения не могут ввести нас в заблуждение. Между научным и фрейдистским пониманием роли внешней среды в совершении преступлений имеется принципиальная разница. Марксизм давно вскрыл подлинные причины преступности в человеческом обществе. Они коренятся в конечном итоге в общественных отношениях эксплуататорского общества, которое, с одной стороны, вынуждает людей на совершение преступлений, с другой — оказывает разлагающее влияние на их сознание.
Фрейдистское понимание причин преступности ничего общего не имеет с учением марксизма о детерминированности человеческого поведения. С позиций теории психоанализа криминальность присуща абсолютно всем людям, причем с момента их рождения. Роль внешней среды, с точки зрения фрейдистов, заключается лишь в том, что она способна нейтрализовать врожденную агрессивность человека, или, преобразовав ее, направить в русло социально полезного поведения. Этим снимается ответственность за преступность с эксплуататорского общества. Ф. Александер и Г. Штауб в своей книге дают подробное изложение фрейдистской концепции психологических причин совершения преступлений. Она сводится к следующему. Человеческое существо появляется на свет как криминальное, т.е. социально неприспособленное. В течение первых лет своей жизни человеческий индивид сохраняет свою криминальность в полной степени. Его действительное социальное приспособление начинается только после того, как преодолевается комплекс Эдипа. Это происходит в так называемый латентный период, который начинается между годами от 4 до 6 лет и кончается половой зрелостью. В этот период преступник начинает отличаться от нормального человека. Будущий нормальный индивид достигает успеха в частичном подавлении своих подлинно преступных инстинктивных влечений и в частичной трансформации их на достижение социально приемлемых целей. Будущий преступник, напротив, оказывается неудачливым в осуществлении своего приспособления к требованиям общества. Проблема, которую, согласно теории психоанализа, должен решить человек в послеродовой период, — это привести свое прирожденное сексуальное отношение к представителю противоположного пола в определенную гармонию со своим отношением к родителю того же пола. Маленький сын, например, находится под влиянием сексуального желания к своей матери, хотя это желание является бессознательным. Под влиянием этого желания он вступает в половое соперничество со своим отцом. Страх перед отцом, который является более сильным, проявля-
ет себя как тревога. Маленький мальчик находится в состоянии конфликта, приводящего к амбивалентности чувств. Ребенок в это время еще физиологически не созрел и не способен функционировать сексуально, как отец. Препятствующая же этому сила проявляется сразу. Компромисс между половым влечением и запрещением этого влечения, по теории З. Фрейда, представляет собой первое действительное социальное приспособление. В этот момент, согласно взглядам фрейдистов, завершается психологическая дифференциация личности. Бессознательное, т.е. сексуальное влечение, инстинкт и т.п. (по фрейдистской терминологии — Id) взаимодействует с сознанием (Ego) на основе двух принципов — принципа удовольствия и принципа реальности. Первый принцип, выражающий сущность бессознательного, проявляется в стремлении к наслаждениям и избежанию страданий. Он снабжает энергией все другие психические процессы. Принцип реальности представляет собой совокупность общественных ограничений, которые постепенно становятся системой внутренних запретов, внутренних стимулов поведения, непримиримых с инстинктивными влечениями (Superego). Когда чувство справедливости оказывается нарушенным, внутренние ограничения импульсов ослабевают и число сдерживаемых импульсов уменьшается. Соотношение между Ego и Superego нарушается. Последнее теряет определенную часть своей силы, которая сдерживала инстинктивную жизнь человека. При создавшемся положении, а также в других случаях проявления преобладающей силы инстинктивных влечений неупорядоченные тенденции Id могут добиться удовлетворения, выраженного в неврозе или преступлении. Преступное удовлетворение в отличие от невроза выражается в действии, направленном против внешнего мира. Ф. Александер и Г. Штауб описывают психологический процесс освобождения Ego и Superego следующим образом. «Когда Ego обнаруживает, что оно ничего не достигает от следования моральным принципам общества, этипринципы падают; когда кто-то страдает при определен-
ных обстоятельствах, его страх перед наказанием становится меньшим, его Ego нечего терять. Чем больше страданий, тем меньше зависимость Ego от Superego и от его сил. Это особенно справедливо, когда страдание вызвано этими силами. Угроза наказанием оказывает отрезвляющее влияние на инстинктивные импульсы индивида. Само наказание, однако, т.е. страдание через наказание, производит освобождение индивидуального чувства, наказание ничего не значит, кроме страдания. Для страдающего Ego нечего терять, и поэтому, когда под давлением страдания Ego с храбростью и отчаянием поднимается против болезненных ограничений, которые он испытывает, это побуждает его чувствовать себя свободным для того, чтобы ответить требованиям примитивных тенденций Id»[54]. Ф. Александер и Г. Штауб дают описание и других методов освобождения Ego от сдерживающего влияния Superego, из которых мы отметим только один — метод рационализации, поскольку он связывается авторами с совершением политических преступлений. Метод рационализации, — указывают они, — заключается в том, что Ego отбирает произвольно только те мотивы поведения, которые являются для него приемлемыми. Другие мотивы не принимаются во внимание, не осознаются лицом. Поэтому те мотивы, которые воспринимаются сознанием, кажутся достаточными для оправдания конкретного действия. «Этот механизм рационализации, — пишут Ф. Александер и Г. Штауб, — очень часто встречается у политических преступников... Они создают для себя специальную теорию, которая позволяет им дать выход своим импульсам в более или менее сублимированной форме, без чувства вины. Такие действия часто прикрыты нелогичной, изношенной рационализацией. В результате такой рационализации невинная принцесса, которая не занимается государственными делами, может оказаться жертвой террористического акта». Это, — пишут далее авторы, — показывает, как наше логическое мышление, которое является функцией Ego, может разбиться импульсами, исходящими от Id. B
политических преступлениях, как и в других случаях, по их мнению, важную роль играют подсознательные мотивы[55]. Таким образом, получается, что политические движения порождаются не социальными условиями, а психологическими особенностями определенной категории лиц. Сказанного достаточно, чтобы хотя бы в общих чертах представить себе типичную для психоанализа теорию преступного поведения. Эта теория, как и всякая другая фрейдистская концепция, является реакционной и в научном отношении совершенно необоснованной. Ее реакционный характер определяется не только тем, что она снимает ответственность за преступность с эксплуататорских общественных отношений, пытаясь доказать, что преступное поведение порождается главным образом биологическими и психологическими явлениями. Реакционный смысл психоаналитической концепции природы преступного поведения заключается еще и в том, что она стремится подвести научную базу под ответственность за невиновные действия. Ошибка З. Фрейда и его последователей заключатся не в том, что они говорят о существовании бессознательных психических процессов. Советская психологическая наука не только признает существование бессознательной психики, но и считает, что бессознательные психические процессы могут оказывать определенное влияние на человеческое поведение. Ф.В. Бассин обоснованно обратил внимание на то, что еще И.П. Павлов неоднократно указывал на существование сложных переживаний, которые могут затормаживаться, становиться не осознаваемыми, и при этом, избегая распада, при ослаблении торможения вновь проникать в сознание[56]. Ш.Н Чхартишвили привел убедительные соображения, подтверждающие существование врожденных бессознательных явлений (одаренность, темперамент, врожденные влечения и склонности) и приобретенных, к которым он отнес вырабатывающиеся в ходе накопления жизненного
опыта личностные особенности (характер, воля, моральные принципы, потребности и весь запас знаний и навыков, сохраняющийся в памяти). Он правильно замечает: «Вглядевшись в течение душевной жизни, мы убедимся, что потребности и интересы, стремления и решения, ненависть и любовь начинают и заключают свое существование не в поле сознания, а глубоко уходят корнями в психику человека и оттуда приводят в действие и направляют процессы сознания в соответствии со своей природой и объективной обстановкой»[57]. Ф. Михайлов и Г. Царегородцев отметили влияние на сознание человека реальной ситуации, которая сознанием не охватывается. В этой связи они, в частности, указали на так называемые подпороговые раздражители, которые иногда имеют большое значение для создания у человека определенного настроения. Они, по нашему мнению, с полным основанием пишут, что если подпороговые раздражители способны служить сигналами, на которые вырабатываются условные рефлексы, то они могут влиять и на эмоциональное состояние человека, и на его мышление, т.е. в целом на его сознание[58]. Имеются и другие указания на существование бессознательных психических явлений, оказывающих влияние на человеческое поведение. Ошибка психоанализа заключается, во-первых, в том, он совершенно без всяких оснований усматривает энергетический запас человеческой активности лишь в инстинктивных, главным образом, сексуальных влечениях, не учитывая другие потребности человека; во-вторых, он без всяких оснований считает, что бессознательные психические процессы могут, минуя сознание, оказывать определяющее влияние на социальный характер человеческого поведения. Никаких доказательств этому представители психоанализа не представили и не могли представить. Бессознательное непосредственно не связано с пове-
дением. Оно влияет на процесс сознания, причем, как указывают Ф. Михайлов и Г. Царегородцев, не в качестве каких-то «чисто физиологических», временных нервных связей, а своим смысловым содержанием. «Мысль не высказанная, но уже действующая, — пишут они, — не есть «механизм» временных нервных связей, она является определенной языковой комбинацией, с необходимостью вытекающей из высказанных и оформившихся мыслей по законам языка... Смысл, сохраняемый в языковых построениях, есть отраженное значение явлений и предметов объективного мира. Смысл, который полностью не схвачен нашим мышлением, не понят до конца, но который продолжает жить в конструкции самой фразы и «грамматикой» своей влиять на дальнейший ход мыслей, — одно из явлений нашего сознания, которому Фрейд придавал столь мистическое значение. Фрейд не знал общественной, объективно существующей по отношению к индивидууму языковой системы. Поэтому он был вынужден копаться в психике индивидуума и создавать иную, совершенно субъективнуюсистему человеческого сознания, которая не осознается самим человеком. В эту непознаваемую систему «бессознательного сознания» Фрейд просто переносит те же самые чувства и мысли, которые он встречает и в «обычном» сознании. Понятие языкового контекста не может быть им раскрыто: ведь он только в глубинах психики индивидуум ищет ключ к бессознательному»[59].
* * * После второй мировой войны широкое распространение в капиталистических странах получили неофрейдистские психосоматические теории. Эти теории исходят из признания телесной и психической целостности человеческого организма. Считается, что в основе этой целостности лежит психика. Возникшая на базе этих теорий психосоматическая медицина объясняет происхождение различных заболеваний организма психическими причинами.
Психосоматические теории не выходят за пределы классического психоанализа. Так же, как и теория З. Фрейда, они пытаются объяснить психические конфликты ранними сексуальными переживаниями детей, оставляя в стороне влияние социальных условий буржуазного общества[60]. Эти теории оказали влияние и на буржуазную криминологию. Оно объясняется тем, что психосоматические теории предоставляют возможность дальнейшего развития биологических концепций причин преступности, основываясь как бы на новейших достижениях естественных наук. Одним из наиболее видных представителей этого направления буржуазной криминологии является профессор Колумбийского университета (США) Давид Абрахамсен. В своих исследованиях Д. Абрахамсен исходит из того, что различные заболевания тела и преступное поведение человека имеют общие корни. Опираясь на фрейдовскую теорию внутреннего психического конфликта личности, он стремится доказать, что вызванные им бессознательные эмоции приводят, с одной стороны, к заболеваниям организма, с другой — к антисоциальным поступкам. С тех пор, как психоанализ подверг основательному изучению и лечению эмоциональные и умственные расстройства, — пишет он, — психоаналитик получил уникальную возможность наблюдать и определять взаимоотношения между чувствами и болезнями так же хорошо, как взаимоотношения между чувствами и криминальным поведением. Когда, по мнению Д. Абрахамсена, психоаналитик исследует головную боль, свищи, понос, астму или общую усталость, возникающие в самой сердцевине внутреннего конфликта, включающего чувства индивида, и когда он наблюдает их исчезновение сразу после разрешения конфликта, он должен предположить, что имеется связь между проявлениями, которые он видит, и эмоциями.
Д. Абрахамсен сам признает, что какими-либо специфическими доказательствами он не может подкрепить свое мнение. Единственное, на что он пытался опереться в своих рассуждениях, — это на статистический анализ 150 лиц, обнаруживших антисоциальное поведение. По его данным, 55% лиц из группы правонарушителей страдали нарушениями пищеварительного тракта, в то время как среди лиц контрольной группы такие заболевания наблюдались лишь в 45% случаев. Среди правонарушителей, кроме того, было обнаружено больше лиц с кожной сыпью, нарушениями скелетно-мускулистой системы и другими заболеваниями. Превалирование нарушений пищеварительного тракта, по его мнению, объясняется тем, что этот тракт является системой, через которую больше, чем через другие системы организма, выражаются эмоции. Конечный вывод, к которому приходит Д. Абрахамсен, заключается в том, что у преступников и членов их семей по сравнению с контрольными пациентами психоаналитические нарушения преобладают[61]. Вывод, к которому пришел Д. Абрахамсен, может соответствовать действительности. Ничего не будет удивительного в том, если обнаружится, что в США на самом деле различные заболевания среди преступников встречаются чаще, чем у других лиц. Известно, что социальные условия жизни могут оказывать влияние не только на характер поведения людей, но и состояние их здоровья. Мы не знаем социальный состав обследованных Д. Абрахамсеном преступников, но мы знаем, что безработица, трущобы, недоедание и другие подобные социальные явления порождают в капиталистических странах и преступность, и массовые заболевания людей. Несомненно, однако, одно: приводимые Д. Абрахамсеном данные, даже если они и верны, никак не могут служить доказательством его утверждения о том, что различные заболевания организма могут так же относиться к преступной активности, как эмоциональные и психические расстройства[62]. А это его утверждение, хотя и
не содержит в себе прямого указания на то, что биологическое состояние организма может явиться причиной совершения преступления, является не таким уж безобидным. Как правильно отметил Ф.М. Решетников, при рассмотрении аналогичных высказываний Д. Абрахамсена, содержащихся в более ранней его работе, «здесь не важно, что именно (эмоции или организм) рассматривать как причину или следствие, а важно, что для Абрахамсена расстройства пищеварительного тракта могут служить признаком, отличающим преступника от законопослушного гражданина»[63]. Но Д. Абрахамсен не останавливается на этом, он пытается дать всестороннее обоснование биологической природы преступного поведения. Психосоматическое состояние, по его мнению, оказывает влияние на развитие характера человека. «Возвращаясь к взаимоотношению между психосоматическими расстройствами и преступным поведением, — пишет он, — мы можем сказать, что их взаимосвязанное происхождение обнаруживается в характере индивида»[64]. Конечно, физические недостатки могут оказать влияние на характер человека. Они могут содействовать формированию таких его черт, как замкнутость, необщительность, обидчивость, злобность и др. Но эти особенности характера образуются в результате переживаний человека, в процессе взаимодействия его сознания с объективной действительностью, составной частью которой является физическое состояние человеческого организма. Для психоанализа же характерно выведение черт характера непосредственно из биологической конституции человека. Причем это свойственно не только неофрейдизму, но и классическому психоанализу, с той лишь только разницей, что последний увязывал черты характера почти исключительно с эротическими влечениями человека. Так, например, З. Фрейд вывозил из так называемой анальной эротики такие свойства характера, как аккуратность, бережливость и упрямство, а также
производные от них скупость, упорство и мстительность[65]. Таким образом, как и в теории классического психоанализа, в работах современных неофрейдистов биологическая природа человека рассматривается в качестве субстанции, которая, оказывая определяющее влияние на развитие характера, влияет тем самым и на социальную направленность поведения человека. Однако, как и представители старого поколения, современные последователи З. Фрейда, в том числе и Д. Абрахамсен, являются типичными представителями биологического направления в криминологии, поскольку причину преступного поведения в конечном счете видят в неосознанном конфликте инстинктивных влечений человека и требований общества. Вслед за З. Фрейдом и другими сторонниками его учения Д. Абрахамсен считает, что этот внутренний конфликт порождает или невроз, или антисоциальные проявления. Разница между невротиком и преступником, по мнению Д. Абрахамсена, состоит в основном в том, что невротик в отличие от преступника имеет сильно развитое Superego, которое заставляет его сдерживать свои инстинктивные влечения. Если невротик и совершает преступление, то только из чувства вины, корни которого уходят в комплекс Эдипа (человек испытывает угрызения совести за свое прежнее желание смерти отца и половое влечение к матери). Его внутренний конфликт обнаруживается через эмоциональные и физические симптомы, а желания удовлетворяются за счет воображения. В отличие от невротика преступник обладает слабо развитым Superego, вследствие чего его инстинктивные
влечения, не встречая сдерживающего начала, выливаются в антисоциальные действия[66]. Таким образом, преступление, согласно взглядам Д. Абрахамсена, является следствием инстинктивных влечений человека, т.е. его биологической природы, а преступника можно выделить из среды других людей по психосоматическим расстройствам, т.е. снова по биологическим признакам. Все это позволяет нам прийти к выводу, что теория, развиваемая Д. Абрахамсеном, представляет собой разновидность типичной биокриминологической концепции. Идея болезнетворности конфликта влечений сама по себе не лишена оснований. Она была выдвинута павловской школой независимо от учений З. Фрейда. Советская медицинская наука не отрицает зависимость функциональных и органических расстройств от различного рода психологических конфликтов. В медицинской практике встречаются и больные неврозами, у которых нервное заболевание возникло в результате конфликта, связанного с сексуальной стороной жизни. Но это не может служить доказательством особой роли сексуального инстинкта. Нервозы в этом случае находят объяснение в том, что эта сторона жизни человека связана с семейными и другими общественными отношениями. Возникающие в связи с этим конфликтные ситуации могут привести к перенапряжению нервных процессов и срыву внешней нервной деятельности[67]. Как отметил Ф.В. Бассин, ложность пути Фрейда заключается не в том, что он уделил много внимания проблеме конфликта, а в том, как он эту проблему поставил. Фрейд совершенно не учитывал, что невроз может выражать лишь нарушение нормального соотношения нервных процессов и не иметь никакого отношения к психическому содержанию конфликта. Кроме того, своей концепцией символики Фрейд совершенно извратил патогенез расстройств, при которых наблюдается связь между психологическим содержанием конфликта и характером функционального нарушения. Такие связи существуют, однако нет никаких
оснований для того, чтобы рассматривать их как результат символического выражения подавленного влечения. Никаких объективных данных в пользу того, что невроз возникает в результате какого-либо особого процесса предварительной символической трансформации подавленных аффектов, у нас нет[68]. Тем более нет никаких оснований для того, чтобы этот ничем не доказанный процесс рассматривать в качестве генезиса преступного поведения.
* * * Как же решается фрейдистской теорией проблема оснований уголовной ответственности? В том, что преступник должен отвечать за содеянное, никто из представителей психоанализа не сомневается. З. Фрейд говорил, что человек должен отвечать за свои фантазии. Но как совместить такое решение вопроса с утверждением, что преступное поведение порождается неосознанными агрессивными тенденциями человека? Подробное рассмотрение вопросов, связанных с основаниями уголовной ответственности, мы находим в той же книге Ф. Александера и Г. Штауба. Как мы видели, эти авторы считают, что причина совершения преступления состоит в том, что усвоенные лицом моральные требования общества оказываются слабее агрессивных бессознательных влечений и инстинктов. Другими словами, Ф. Александер и Г. Штауб считают, что каждое преступление имеет как бы два корня: один находится в сфере бессознательной психики человека, другой — в его отношении к моральным требованиям общества. Рассматривая пример со шкипером, который оставил тонущий корабль, не приняв меры к его спасению, авторы ставят вопрос, как шкипер стал лицом, которое может контролировать свой инстинкт самосохранения и действовать согласно этике своей профессии, не позволяющей ему спасать свою жизнь, даже если гибнет корабль? И отвечают: в результате воспитательного процесса, который основан на принципе ответственности. Поясняя свою мысль, они далее говорят, что шкипер стал
ответственным за свои поступки в результате того, что вдетстве его одобряли, когда он действовал в соответствии с общепринятыми правилами поведения, и наказывали, когда он их нарушал. Ему внушался принцип личной ответственности, который должен был оказать влияние на его личность и результаты деятельности. На основе подобных рассуждений фрейдисты считают возможным заявить, что преступниками не рождаются, а становятся. Казалось бы, такие утверждения дают основание считать, что психоанализ часть вины за преступное поведение перекладывает на общество, поскольку именно оно оказывает воспитательное воздействие на человека. Но это не так. Ф. Александер и Г. Штауб нигде об этом не говорят. И это не случайно. Оставаясь на позициях идеализма и будучи последовательными индетерминистами, они видят причину преступного поведения лишь в особом состояния человеческой психики. Иного пути у них нет. На самом деле, если криминальность бессознательных инстинктов и влечений является прирожденной, а нравственные принципы сознательной личности формируются в результате воздействия внешней среды, то возложение на нее ответственности за преступное поведение равносильно отрицанию оснований применения репрессии к тому, кто совершил преступление. Но фрейдизм как раз стремится к тому, чтобы снять ответственность за преступность с буржуазного общества. Поэтому он вынужден искать решение проблемы во взаимодействии сознательной и бессознательной психики. По мнению Ф. Александера и Г. Штауба, основная ошибка тех, кто считает возможным связывать основания ответственности с осознанными мотивациями, заключается в том, что они расценивают сознательную и подсознательную части личности как две полностью изолированные системы, без какой-либо внутренней связи. Они же убеждены в том, что внутренняя связь между двумя системами, сознательной и бессознательной, является двусторонним движением. Не только подсознательные процессы влияют на сознательные, — пишут они, — но и сознательные процессы влияют на бессознательные. Если понимать бессознательное в том смысле, как его
понимает советская наука, то это последнее утверждение следовало бы признать правильным, но и в этом случае мы не получили бы никаких доказательств того, что бессознательное может влиять на социальный характер человеческого поведения, минуя сферу его сознательной психики. Следовательно, мы не вправе утверждать, что бессознательные психические процессы могут служить основанием уголовной ответственности лица. Любопытный пример того, во что психоаналитическая концепция преступления выливается на практике, представляет собой заключение, которое дал один из авторов рассматриваемой работы, Ф. Александер, выступая в качестве эксперта по уголовному делу, разбиравшемуся в германском суде в довоенное время. Это заключение было опубликовано в 1937 году в журнале «Психоаналитическое обозрение». Суду был предан девятнадцатилетний молодой человек, совершивший убийство своего брата и его друга. Обвиняемый сделал два признания, но позднее от одного отказался. Согласно первому признанию, он был со своим братом и его другом в квартире своих родителей. Брат упрекнул его за беспорядок на книжной полке. Возникла ссора, перешедшая в драку, во время которой он в бесчувственном состоянии выстрелил в своего брата и его друга. Согласно второму признанию, он первый выстрелил в друга, а затем в брата, который вмешивался в ссору. В этом втором признании он объяснил, что его состояние было вызвано оскорбительным замечанием в адрес его бывшей подруги. Суд признал правильным первое заявление, которое было повторено во время судебного разбирательства. Однако эксперт пришел к заключению, что обвиняемый может быть подвергнут ответственности в соответствии с тем и другим признанием. На основании чисто психоаналитических рассуждений он сделал вывод, что подросток сам не знал истинных мотивов своего поведения. «У меня, — пишет он, — создалось впечатление, что эти два признания не исключают друг друга, по крайней мере того, что касается мотива совершения преступления. Напротив, оба заявления дополняют и подтверждают друг друга психологически. Его поведение, в соответствии с учением психологии о бессознательном, было предопределено и обуслов-
лено различными мотивами. Два признания представляют собой убедительный пример, как в таком эмоциональном поведении лицо, совершившее преступление, не знает истинных мотивов и должно как-то последовательно объяснять поведение другим и самому себе. Различным заявлениям корреспондируют различные мотивы, которые обусловили действие. Только через познание этих неосознанных мотивов можно понять патологические и противоречивые элементы характера Марка»[69]. Таким образом, по мнению видного представителя современной психоаналитической школы, возможно привлечение человека к уголовной ответственности и назначение ему наказания на основании проявившихся в его психике бессознательных мотивов, вызванных патологическими элементами личности. Нужно ли говорить о том, что ссылками на такого рода обстоятельства можно оправдать самый дикий произвол, самое явное отступление от буржуазной законности? Психоаналитическая школа, однако, идет дальше. Не ограничиваясь предоставлением буржуазным судебным органам теоретического материала, способного оправдать необоснованное применение уголовной репрессии, фрейдизм пытается дать научное обоснование применению к преступникам самых суровых карательных мер. Поскольку человек, по теории З. Фрейда, нередко бессознательно испытывает чувство вины за свои глубоко укоренившиеся подсознательные тенденции, то одной из основных причин совершения им преступления может явиться потребность в наказании. Если лицо наказано недостаточно, то оно неосознанно может испытывать желание совершить более тяжкое преступление. Более того, наказание, как пишут Ф. Александер и Г. Штауб, уменьшает ту силу его сознания, которая удерживает от совершения преступления. После сурового наказания он чувствует себя в своих отношениях с обществом более свободным, чем перед совершением антисоциального действия[70]. Отсюда следует вывод: чем суровее наказа-
ние, тем лучше, чем строже наказан преступник, тем он свободнее. Снимается проблема индивидуализации уголовной ответственности, оправдывается самый беззастенчивый произвол. Автор книги прямо заявляет, что уголовная ответственность должна быть определена в соответствии с типом преступника. О характере преступления они вообще не говорят. Одни преступники, продолжают они, могут благоприятно реагировать на наказание, другие требуют заключения в тюрьму, соединенного с терапией, и те, и другие не имеют иной альтернативы, кроме постоянного изолированного содержания[71]. Реакционный характер этих далеких от истин теоретических положений не вызывает сомнений. Как отмечает М.Д. Шаргородский, «постулируя известные прирожденные и свойственные самой природе человека причины преступности, фрейдисты тем самым обосновывают теоретическую невозможность любой борьбы с преступностью, за исключением физического уничтожения преступника, кастрации и стерилизации, изоляции его на всю жизнь или на длительное время»[72]. Глава III ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|