Антиобщественное личностное отношение
и некоторые специальные вопросы
а. Антиобщественное отношение и антисоциальная установка
В последние годы в работах многих советских юристов антиобщественная сущность личности все чаще связывается с понятием антисоциальной установки. В связи с этим возникает необходимость дать ответ на два вопроса: 1) что представляет собой антисоциальная установка и 2) в каком соотношении находится она с антиобщественным отношением.
«Под установкой, — пишет советский психолог А.Г. Ковалев, — следует понимать определенную форму направленности на объект деятельности. Установка содержит в себе цель и соответствующую настроенность тех или иных психических процессов или в целом личности на осуществление той или другой деятельности или на торможение собственной активности». При установке, — добавляет он, — имеет место сосредоточение внимания на объекте деятельности, повышение чувствительности анализаторов к воздействиям, обострение запечатлеваемости мозга и, наконец, активизация воли и мыслительного процесса[137]. Установка в этом смысле отличается от установки, которая исследуется грузинскими психологами школы Д.Н. Узнадзе. Если последняя представляет собой бессознательное явление психики, то второй вид установки «характеризуется полным сознанием не только задачи, но и необходимости мобилизовать собственные силы на ее решение»[138]. Бессознательные установки могут возникать независимо от сознательных психических процессов. Они могут возникать и в результате образования в сознании человека установки, выражающей его направленность на объект деятельности. В этом случае бессознательные установки выступают в роли физиологического механизма установки, выражающей определенное состояние человеческого сознания. Сознательные установки бывают временными (ситуативными) и устойчивыми (личностными). По своему социальному содержанию они могут отвечать общественным требованиям или противоречить им. В последнем случае установка приобретает антиобщественный характер. Ее разновидностью является установка на преступное поведение. Говоря об антиобщественной установке, советские юристы, как это нетрудно понять из их работ, имеют в виду устойчивую (личностную) установку на совершение преступных действий. Однако, по мнению одних из них,
антисоциальная установка является непосредственной причиной всех преступлений, по мнению же других, круг преступлений, порождаемых антисоциальной установкой, ограничен. Первой точки зрения придерживается, в частности, А.Б. Сахаров[139], второй — А.М. Яковлев, В.Н. Кудрявцев и Н.С. Лейкина. Причем, если, по мнению В.Н. Кудрявцева и Н.С. Лейкиной, антисоциальной установки нет лишь у таких преступников, которые совершают преступления в результате стечения тяжелых личных обстоятельств, при превышении пределов необходимой обороны и в других подобных случаях[140], то, по мнению А.М. Яковлева, ее нет даже у части рецидивистов. «Изучение личности рецидивистов, — пишет он, — показывает, что далеко не всем рецидивистам присуща антисоциальная установка, эта сознательная направленность их строя мыслей и образа жизни против правопорядка, это заостренное противопоставление своих корыстных личных устремлений интересам общественности, сознательное возведение в принцип преступного, паразитического существования. Определенную группу рецидивистов составляют преступники, которые хотя и совершают преступления во второй и более раз, однако делают это не в силу сознательно противопоставляемой обществу преступной воли, а из-за деградации, обесценения в социальном аспекте свойств своей личности, выпадения из нормальных социальных связей и взаимоотношений»[141]. Прежде всего следует возразить А.Б. Сахарову. На наш взгляд, он не учитывает, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, то, что неосторожные преступления не совершаются в результате сознательной антиобщественной настроенности, а «недостаточную интенсив-
ность нравственно-положительных свойств личности», о которой он говорит в указанной статье, защищая свою позицию, никак нельзя назвать установкой. Во-вторых, он не учитывает, что речь идет об устойчивой установке, имеющей личностный характер, а при совершении преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны, с возникновением физиологического аффекта и т.п., антисоциальная установка имеет ситуационный характер. Она возникает перед непосредственным совершением преступления, существует непродолжительное время и свойством личности не является. Она сама порождается антисоциальными свойствами личности. С этих же позиций следует возразить также В.Н. Кудрявцеву и Н.С. Лейкиной. Являясь устойчивым образованием, антисоциальная установка предполагает существование в сознании лица перспективы совершения в будущем неопределенного количества преступлений, перспективы ведения преступного образа жизни. Такая перспектива характерна для наиболее опасных преступников и, в частности, для особо опасных рецидивистов. Лицо, в сознании которого сложилась такая дальняя перспектива, не просто наметило совершить одно или несколько преступлений, оно рассматривает преступное поведение как образ своей дальнейшей жизни. Таким образом, антисоциальная установка присуща не всем преступникам. Ее нет и у известной части рецидивистов. В каком соотношении находится антисоциальная установка с антиобщественным личностным отношением? При ответе на этот вопрос следует учесть, что антисоциальная установка является результатом определенного взаимодействия личности и среды. Под влиянием этого взаимодействия возникает антисоциальная установка, которая представляет собой конкретное проявление антиобщественного отношения. А.Г. Ковалев пишет: «Что же касается устойчивых установок, то они являются отношениями человека к различным сторонам действительности и к себе»[142]. Сравнивая антисоциальную установку с породившим ее антиобщественным отношением, нетрудно обнаружить
ее отличительные особенности, относящиеся к содержанию установки и ее объему. Хотя установка вырастает из отношения, отношение и производная от него установка (конкретное проявление этого отношения) существуют параллельно. Например, установка на совершение имущественных преступлений существует на базе общего корыстного отношения к чужой собственности. Но установка — это такое отношение к объективной действительности, которое по своему объему является более узким, чем породившее его антиобщественное отношение. Это последнее может охватывать более широкую сферу объективной действительности, чем установка, которая могла сложиться с учетом, например, ограниченной возможности лица к совершению тех или иных действий. Например, у лица может возникнуть устойчивая установка на совершение только карманных краж или мелких хищений, в то время как личностное корыстное отношение его к чужой собственности выражает готовность нажиться за счет личной и социалистической собственности совершением и иных действий, причем как преступного, так и не преступного характера. По своему содержанию антисоциальная установка отличается большей степенью конкретизированности, чем антиобщественное отношение. Она может и не достигнуть той степени конкретизации, которая включает в себя признаки будущей преступной деятельности. Но, как уже было сказано, она предполагает выработку представленной в категориях сознания перспективы преступного поведения на более или менее длительный промежуток времени хотя бы в общих родовых чертах. Антисоциальная установка если и возникает, то представляет собой промежуточное звено между антиобщественным отношением и возникновением умысла совершить то или иное преступление. Но это звено не является обязательным. Не говоря уже о неосторожных преступлениях, многие умышленные преступные действия совершаются в результате взаимодействия среды и человека, в сознании которого сложились устойчивые антиобщественные отношения к различным сторонам объективной действительности.
б. Антиобщественное личностное отношение и проблема свободы воли
Всякое волевое человеческое поведение в конечном итоге детерминировано объективной действительностью. Внешняя среда определяет характер представлений, потребностей и интересов человека, его чувств и отношений. От нее также зависит объективная возможность выполнения тех или иных замыслов. Поэтому мы можем считать детерминированность человеческого поведения результатом двойного влияния внешних условий — прежде всего условий всей его предшествующей и настоящей жизни, формирующих социально-нравственное и социально-психологическое содержание человеческого сознания, а также условий, от которых зависит выбор решения совершить то или иное действие и само его совершение. При рассмотрении проблемы свободы воли необходимо разграничивать эти различные стороны детерминирующего влияния внешней среды. Одно дело — свобода человека от внешних обстоятельств, которые вопреки его собственным желаниям вынуждают его на совершение преступных действий. Такой свободой, несомненно, пользуется каждый советский человек, поскольку социалистические общественные отношения не только не вынуждают его совершать преступные действия, но в то же время предоставляют ему широкие возможности для деятельности, отвечающей в равной мере как общественным, так и его собственным интересам. Однако такой возможности очень часто лишен человек, проживающий в условиях эксплуататорского общества, в связи с чем преступное поведение с его стороны во многих случаях никак нельзя признать результатом свободной воли. Другое дело — свобода человека от детерминирующего влияния внешней среды, которая в период формирования его нравственного облика привела к возникновению в сознании антисоциальных отношений к окружающей действительности. Ее вредное воздействие на сознание человека нередко осуществляется в тот период его развития, когда он в силу малолетнего возраста или других причин не способен полностью или частично понимать
антисоциальный характер тех нравственных качеств, которые ему прививаются. При этих условиях лицо не только не может считаться свободным от детерминирующего влияния среды, но не будет заслушивать и упрека за то, что в его сознании укоренились пережитки прошлого. Но и в этом случае он будет нести ответственность за совершенное преступление. Почему? Свободен ли он во время совершения преступных действий? Пытаясь дать ответ на второй из поставленных вопросов, многие авторы подходят к его решению односторонне. Так, Н.А. Беляев и Д.А. Керимов считают, что правонарушения в социалистическом обществе не могут рассматриваться как поступки личности, действующей свободно, полагая при этом, что иное решение вопроса приведет к смещению избирательного момента в сознании и поведении преступника со свободной воли как философской категорией[143]. Напротив, Н.С. Лейкина исходит из того, что свобода воли преступника, как и любого другого гражданина нашего общества, — это одно из основных проявлений жизнедеятельности человека. Она заключается в способности человека действовать согласно собственным решениям. По мнению Н.С. Лейкиной, марксистское положение о том, что «свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела»[144], применительно к уголовно-правовым категориям означает, что конкретное лицо, совершившее преступление, можно признать ответственным лишь при условии, если оно понимало общественно опасный характер своих действий, предвидело или могло предвидеть их вредные результаты[145]. Правильное решение поставленного вопроса дано, на наш взгляд, в докторской диссертации А.Л. Ременсона. Отмечая, что в марксистском понимании свобода состоит в господстве человека над внешним миром и над самим собой, основанном на познании необходимости, он далее
обоснованно указывает: «С позиций такого понимания свободы являются односторонними как представления о том, что преступник, совершая преступление, действует свободно, так и представления о том, что при совершении преступления преступник не свободен, ибо он раб пережитков прошлого. Если утверждать только первое, тогда будет невозможно рассмотрение наказания как средства приведения осужденного к свободе. Если утверждать только второе, тогда нельзя обосновывать ответственность преступника, морально осуждающие свойства наказания, роль наказания как средства, способствующего раскаянию осужденного и способного содействовать проявлению стремлений загладить свою вину перед обществом»[146]. С этих позиций правильным будет вывод о том, что с философской точки зрения детерминированность преступного поведения пережитками прошлого не позволит признать совершение преступления актом проявления свободной воли. Наряду с этим нет оснований отрицать существование у лица перед совершением преступления свободы выбора между преступным поведением и непреступным. Однако это последнее утверждение требует дополнительных доказательств. Казалось бы, для такого вывода нет никаких оснований. На самом деле, разве совершение преступления не является показателем того, что пережитки прошлого в сознании человека, породившие мотивы антиобщественного поведения, оказались сильнее противостоящих им детерминантов общественно полезных или, по крайней мере, общественно не опасных действий? Разве при иных условиях мотивы антисоциального поведения могли одержать верх в борьбе с мотивами, побуждавшими человека оказаться от преступного способа удовлетворения своих потребностей? Да, пережитки прошлого по сравнению с противостоящими детерминантами человеческого поведения оказались сильнее. И именно поэтому мы имеем все основания
считать, что преступное поведение детерминировано пережитками прошлого, что пережитки прошлого являются причиной совершения преступлений. И тем не менее преступление не было фатально неизбежным. Оно не было таким не только потому, что внешние условия задуманного преступления к моменту его осуществления могли измениться, и не потому, что к этому времени в сознании человека могли появиться новые соображения, отдающие предпочтение непреступной форме поведения. Лицо обладало свободой выбора между преступным и непреступным способом удовлетворения потребности главным образом потому, что детерминированность человеческого поведения может определяться не только существованием причинной связи между тем или иным отношением человека к различным сторонам объективной действительности и принятым решением, но и включать в себя иные формы обусловливающей зависимости. На необходимость разграничения понятий причинности и детерминизма, в частности, указывает польский философ Владислав Краевский. Он различает три вида обусловленности: обусловленность следствия причиной, обусловленность явления сущностью, обусловленность последующего состояния предшествующим состоянием. При этом он допускает, что формы обусловленности этим перечнем не ограничиваются[147]. Различие между связью состояний и причинной связью, а также зависимость первой от второй еще раньше отмечал советский философ Г.А. Свечников[148]. На то, что детерминированность человеческого поведения не сводится только к его обусловленности, в советской юридической литературе впервые обратил внимание М.Д. Шаргородский. «Причинность, — пишет он, — это лишь малая частица объективной реальной связи, лишь одна из форм взаимосвязи. Причинность — вовсе не единственная форма связи между явлениями. Формой связи будет, например,
функциональная зависимость, при которой изменения явлений могут происходить одновременно, и зависимость химической реакции от катализаторов и др. Недооценка этого и вызывает недоразумения в правовой науке»[149]. М.Д. Шаргородский не говорит, в какой форме осуществляется процесс, детерминирующий выбор человеком варианта возможного поведения. Он ограничивается указанием на то, что «ответственность в праве может иметь место не только тогда, когда есть причинная связь, но и тогда, когда налицо другая форма детерминирующей объективной связи»[150]. Это утверждение М.Д. Шаргородского, как нам кажется, требует определенного уточнения. В приведенной форме оно может породить представление, будто ответственность в праве возможна и при отсутствии причинной связи. Думается, что процесс детерминизации выбора поведения обязательно включает в себя причинную связь. Однако необходимо отметить и то, что к причинной связи этот процесс не сводится. Очень важную роль при выборе одного из нескольких вариантов возможного поведения, на наш взгляд, играет функциональная зависимость. Она так же, как и причинная связь, является обязательным компонентом рассматриваемого нами детерминирующего процесса. Детерминирующий процесс ведет к возникновению намерения совершить то или иное действие. Обычно оно является результатом борьбы мотивов, одни из которых побуждают лицо совершить преступление, другие — удовлетворить свои потребности непреступным путем или вообще отказаться от их удовлетворения. Предположим, что первая группа мотивов оказалась сильнее, и лицо решило совершить преступление. Что явилось причиной возникновения преступного умысла? Пережитки прошлого в сознании человека. Выражаясь в различного рода антисоциальных отношениях к элементам окружающей действительности, они в качестве обязательной составной части включают в себя какую-либо потребность, являю-
щуюся силой, побуждающей человека на совершение определенных действий. Вследствие этого пережитки прошлого выступают как причина, формирующая умысел на преступное поведение. Они обладают всеми признаками причины, так как их структура производится в структуре следствия (умысла) с точностью до изоморфизма и, кроме того, обладая необходимым энергетическим запасом, заложенным в человеческих потребностях, они осуществляют перенос материи и движения от причины к следствию[151]. Однако даже при условии наличия в сознании человека очень развитых и сильных пережитков прошлого возникновение умысла на совершение преступления не является неизбежным, непреодолимым событием. Умысел возникает в результате мышления. На этот процесс оказывают воздействие как пережитки прошлого, так и другие противоборствующие детерминанты поведения. Те и другие в определении социальной направленности поведения человека способны выполнять роль причины. Наряду с этим процесс мышления испытывает на себе влияние функциональной зависимости, которая проистекает как со стороны понятий и представлений, составляющих социально-нравственное содержание пережитка прошлого, так и со стороны понятий и представлений, составляющих социально-нравственное содержание тех субъективных образований, которые противостоят пережиткам прошлого. Функциональная зависимость определяется как форма устойчивой взаимосвязи между явлениями, при которой изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение других[152]. Классическим примером функциональной зависимости является зависимость между абстрактными математическими величинами и функциями. На функциональной зависимости, как нам представляется, основано во многом и мышление. Причем неза-
висимо от того, мыслит ли человек математическими формулами или социальными категориями. В процессе борьбы мотивов функциональная зависимость наблюдается и на стороне тех умозаключений, которые ведут к возникновению решения совершить преступление, и на стороне умозаключений, противостоящих им и отвечающих нравственным требованиям общества. Но истина объективна. Она не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием объективной реальности. Реальность же свидетельствует о том, что в социалистическом обществе общественные и личные интересы, если их брать в подлинном выражении, а не в воображении отдельных людей, совпадают. Поэтому в рассматриваемом случае из двух рядов функциональной зависимости правильным, отвечающим подлинным интересам личности, окажется только один и именно тот, который ведет к решению не совершать преступление, а удовлетворить свои потребности непреступным путем. Дело, однако, осложняется тем, что определенная часть людей в силу своей недостаточной сознательности этого не понимают, именно в этом отношении они не являются свободными. (В связи с этим следует согласиться с М.И. Боровским, который считает, что, в частности, по этой причине главным методом коммунистического воспитания является метод убеждения. «Даже в условиях принуждения, — справедливо указывает он, — когда человек лишен внешней свободы, убеждение остается важным методом перевоспитания преступников. В условиях заключения делается все возможное, чтобы человек осознал необходимость тех мер, которые применимы к нему государством, обществом; это значит, делается все возможное, чтобы человек обрел внутреннюю свободу. Внутренняя свобода является важным и, думается, обязательным условием перевоспитания человека, а затем и его (часто досрочного) освобождения»[153].) По этой, в частности, причине и совершаются преступления. Но для нас важно то, что процессу формирования пре-
ступного умысла противостоит объективная логика общественного развития, логика, отвечающая подлинным интересам всех членов социалистического общества. Она отражается в той функциональной зависимости, которая обнаруживается в логике мышления, ведущей к выбору социально приемлемых способов удовлетворения потребностей. И именно вследствие этого лицо, сознание которого заражено пережитками прошлого, при выборе варианта своего поведения имеет реальную возможность противостоять детерминирующему влиянию пережитков прошлого и отказаться от совершения преступления, даже если эти пережитки представляют собой значительную побуждающую силу и глубоко укоренились в его сознании (в этом и заключается свобода выбора). Кроме того, необходимо отметить, что лицо к тому же способно реализовать эту возможность, так как в процессе мышления оно может получить дополнительные аргументы в пользу не преступной формы удовлетворения своих потребностей. В связи с этим представляется уместным напомнить слова В.И. Ленина о том, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»[154]. Продукты мыслительной деятельности человека, осуществляемой без серьезных ошибок, усиливают те детерминанты поведения в сознании человека, которые противостоят пережиткам прошлого. Поскольку же дилемма совершить преступление или отказаться от него обычно встает перед несознательным человеком, который может испытывать затруднения при решении вопроса, какое деяние больше отвечает его интересам, общество путем угрозы уголовным наказанием дает ему дополнительный стимул к выбору непреступной формы удовлетворения своих потребностей, который является важным объективным детерминантом его поведения.
в. Антиобщественное личностное отношение и структура вины
В юридической литературе обычно отмечается, что содержание умышленной вины складывается из двух моментов — интеллектуального и волевого. Интеллектуальный момент выражается в сознании общественной опасности действия или бездействия и предвидении их вредных последствий, а волевой в том, что лицо желает или сознательно допускает наступление этих последствий. С определением в этой формуле волевого критерия согласиться нельзя. Когда человек желает наступления каких-либо последствий своих действий или допускает их наступления, то в этом выражается его отношение к ним, но не воля. Он может очень желать достижения преступного результата, но если у него не хватит воли совершить общественно опасное действие, то никакого преступления не будет. Не будет, следовательно, и вины. Включение в формулу умысла указания на желание или допущение лицом общественно опасных последствий своих действий должно оказать помощь в установлении вины и определении ее направленности. Это очень важно для выяснения степени общественной опасности преступления и самого преступника. Однако само по себе желание наступления последствий или их допущение не есть еще проявление воли. Воля проявляется только в деяниях человека. Как правильно пишет Б.С. Волков, «поступок человека является единственной формой, в которой воля может найти свое объективное выражение. Если воля лица не получила своего объективного выражения во вне, она не может быть предметом ни правовой, ни моральной оценки»[155]. Конечно, некоторые волевые процессы могут выражаться только психически (например, благодаря усилию воли человек сосредоточивает свое внимание на определенной мыслительной деятельности), но, во-первых, здесь психическое состояние лица также характеризуется определенной динамичностью; во-вторых, те волевые акты, в которых выражается преступное поведение,
всегда представлены объективно, т.е. в виде действияили бездействия. Это, разумеется, не означает, что воля из субъективной категории превращается в объективную. Одновременно с совершением того или иного деяния лицо переживает его субъективно, как определенного рода самоактивность. Характерное для прямого умысла желание наступления вредных последствий является переживанием потребности лица в определенных изменениях внешнего мира. Потребность же, наряду с ситуацией ее удовлетворения, представляет собой силу, под влиянием которой формируется решение на совершение преступных действий и соответствующая ему установка. Это решение становится основой проявления волевой активности. Желание преступного результата, таким образом, предшествует не только решению совершить преступление, но и появлению воли, направленной на его осуществление. Но желание участвует в формировании воли. На его основе она возникает. Однако воля предполагает не только желание чего-либо, которое, несомненно, сопутствует волевому акту, но и способность проявить решительность, преодолеть страх перед возможной опасностью и т.д. Воля по своему содержанию богаче, чем желание, которое, как писал С.Л. Рубинштейн, «переходит в подлинно волевой акт... когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижении и направленность на овладение соответствующими средствами»[156]. Кроме того, желание переживается как стремление к чему-либо, как сила, притягивающая человека к какому-либо объекту, воля же, напротив, обычно переживается как сила, исходящая из субъекта, как принадлежащая ему. На основании изложенного мы не можем согласиться с имеющим хождение в нашей юридической литературе утверждением, что волевым элементом умышленной формы вины является желание общественно опасных послед-
ствий или их допущение[157]. Это неправильное представлениеи породило встречающуюся в работах по уголовному праву точку зрения о возможности отнесения к косвенному умыслу предвидения неизбежности наступления преступного результата[158]. Побочные последствия действия преступника могут быть для него очень нежелательными, но он тем не менее соглашается на их наступление. Соглашается потому, что только таким образом может добиться результата, к которому стремится. Такие нежелательные последствия, наступление которых неизбежно связано с достижением преступного результата, могут предшествовать ему во времени, могут сопутствовать или следовать за ним. Причем общественно опасным характером может обладать как первый, так и второй результат, и оба они вместе. Даже в тех случаях, когда результат, к которому стремится виновный, является единственным преступным последствием его действий, он может испытать большие страдания от его наступления. Это происходит вследствие того, что одно и то же событие может служить удовлетворению одной потребности человека и противоречить другой. В трагедии Еврипида Медея, убивая своих детей, говорит о себе:
«...сегодня ты — Не мать им, а завтра сердце плачем Насытишь ты, Ты убиваешь их — И любишь. О, как я несчастна, жены!» (Перевод И.Ф. Анненского)
Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, слово «желание» означает «внутреннее стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь»[159]. В работах советских психологов желание рассматривается как субъективное переживание потребности[160]. Поэтому нельзя полностью согласиться с В.Г. Макашвили, когда он пишет: «Тот, кто решается убить своего ребенка, чтобы освободиться от уплаты алиментов, конечно предпочел бы, чтобы ребенок умер бы естественной смертью или погиб как-нибудь иначе, а не от его руки. Нельзя сказать, что само по себе лишение жизни ребенка доставляет лицу удовлетворение, но поскольку с наступлением его смерти преступник связывает достижение определенной цели, поскольку указанные последствия выступают как средства для реализации поставленной цели, постольку смерть ребенка охватывается волею лица, становится для него желательной»[161]. Несомненно, смерть ребенка в примере В.Г. Макашвили охватывается волею лица, но, если под желанием понимать субъективное переживание потребности, то едва ли ее можно считать желательной. У преступника нет потребности убить ре-
бенка, у него есть потребность освободиться от уплаты алиментов. У него даже может быть потребность в сохранении жизни ребенка. Но суть дела в том, что одна его потребность вступает в противоречия с другой, и преступления совершаются в том случае, когда верх одерживает антиобщественная потребность. Конечно, слову «желание» можно придавать и другое, более широкое значение, как это делает В.Г. Макашвили и некоторые другие советские юристы[162], но этот смысл, по нашему мнению, не будет соответствовать ни этимологическому значению слова в русском языке, ни тому, который вкладывается в него психологической наукой. Сказанное, разумеется, не преследует цели доказать, что при прямом умысле виновный никогда не желает наступления преступного результата. Совсем напротив, мы считаем, что при прямом умысле, как правило, лицо желает наступления общественно опасных последствий. Но такое желание не является его обязательной составной частью. Общественная опасность, свойственная преступлению, совершенному с прямым умыслом, определяется не столько желанием его наступления, сколько тем, что он направляет свою волю на его достижение. Безусловно, в тех случаях, когда желание и воля лица совпадают, он сам и совершенное им преступление становятся еще более опасными. Проведение различия между желанием и волевой направленностью деяния позволяет найти правильное решение ряда практических вопросов, связанных с квалификацией преступления и разграничением смежных составов. Сошлемся на известное дело из судебной практики. Т. и Г. были признаны виновными в том, что первый, будучи машинистом паровозного депо, а вторая — таксировщицей того же депо, по сговору между собой систематически присваивали государственные средства. Г. в лицевых счетах Т. завышала показатели экономии топлива, за что Т. незаконно получил 1 076 руб., из кото-
рых 140 руб. выдал Г. Осужденные не отрицали приписок топлива тоннами, но объясняли, что, совершая их, не преследовали цели присвоения государственных средств. Верховный суд СССР не согласился с квалификацией их действий как хищения социалистического имущества, так как установил, что подлог был совершен не с целью незаконного получения государственных средств, а для увеличения количественных и качественных показателей работы Т. с тем, чтобы он мог быть зачисленным в ряды передовых работников депо. Верховный суд квалифицировал действия Т. как соучастие в должностном подлоге. Правильность этой квалификации не вызывает сомнения. В действиях виновных не было необходимого элемента состава хищения — цели присвоения государственных или общественных средств. Однако они сознавали неизбежность причинения ущерба социалистической собственности. Поэтому, если считать, что лица, которые предвидят неизбежность наступления последствий, не могут их не желать, то получится, что цель присвоения государственных средств в действиях Т. и Г. не исключается. На самом деле, ведь цель — это то, к чему стремится преступник, т.е. то, что он желает[163]. Мы, таким образом, приходим к выводу о том, что в деле Т. и Г., как и в других аналогичных делах, хотя виновные и предвидят неизбежность преступных последствий своих действий, они не ставят перед собой цели добиться их наступления и не желают их. Интеллектуальный критерий умышленной вины, при котором лицо сознает неизбежность наступления общественно опасных последствий, присущ только прямому умыслу. При косвенном умысле он невозможен. Но не потому, что лицо в этом случае желает наступления вредных последствий, а потому, что, сознавая неизбежность их наступления, оно тем не менее совершает вызывающее их общественно опасное деяние и, следовательно, направляет свою волю на достижение преступного результата. Даже если лицо не желает, чтобы этот ре-
зультат наступил, оно понимает, что объективно он является следствием волевой активности. Желание преступного результата, по нашему мнению, не является обязательным элементом прямого умысла. В отличие от прямого при косвенном умысле воля преступника прямо не направлена на причинение результата, являющегося элементом соответствующего состава преступления. Она направлена на достижение иного результата. Одновременно виновный сознает, что его действия могут привести к общественно опасным последствиям, но могут и не привести. Поскольку возможность их наступления им не исключается, они не могут рассматриваться как находящиеся за пределами волевой активности лица, но то, что воля лица прямо направлена на осуществление иных целей, делает преступление и виновное лицо менее опасными, чем в случае прямого умысла. При самонадеянности абстрактное предвидение возможности наступления вредных последствий соединяется с волей, направленной на предотвращение этих последствий. Опасность действия при самонадеянности обусловливается тем, что расчет на предотвращение вредных последствий оказался легкомысленным. Кроме того, решившись совершить действия, которые при аналогичных условиях нередко приводят к общественно опасному результату, лицо тем самым по своей воле создает опасность наступления общественно опасных последствий. Но, наряду с этим, волевая активность виновного одновременно направлена и на предупреждение этих последствий, что не может не оказать ослабляющего влияния на степень опасности содеянного. При небрежности лицо не предвидит общественно опасных последствий своих действий. Поэтому его воля может быть лишь объективно направлена на причинение вредных последствий. Но поскольку мы рассматриваем субъективную сторону волевой активности, то должны признать, что со стороны субъективного отношения лица к содеянному его воля не направлена на причинение преступного результата. В таких видах, по нашему мнению, выражается волевой момент в различных формах вины.
г. Антиобщественное личностное отношение и основание ответственности за небрежность
Проблема оснований ответственности за небрежность до сих пор остается нерешенной. Преобладающее в советской юридической литературе мнение, будто эти основания заключены в конкретном психологическом отношении лица к последствиям совершенного им деянии, не является убедительным. С ним тем более трудно согласиться, что отстаивающие его авторы не могут указать, в чём состоит это психическое отношение[164]. Нельзя, как нам кажется, согласиться с Б.С. Волковым, который усматривает основания ответственности за небрежность в психическом отношении лица к своим действиям. Б.С. Волков правильно считает, что при решении вопроса об основаниях ответственности за преступную небрежность надо исходить из того, что основой правовой, как и моральной, оценки всегда является воленаправленная деятельность. Однако, по его мнению, в случае небрежности лицо отвечает не за то, что оно не мобилизовало свои психические способности, чтобы предвидеть наступление общественно опасных последствий, а «за то, что его поведение, вызвавшее неосторожность, было несовместимо с лежащими на нем обязанностями»[165]. Поясняя свою мысль, он далее пишет: «При преступной небрежности лицо также имеет возможность свободно избрать решение совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения для
предотвращения вредных последствий. Такая возможность обусловливается, прежде всего, наличием лежащей на лице обязанности совершить определенное действие или воздержаться от его совершения, которая выступает как мотив должного поведения. Наличность волевого момента не вызывает сомнения, когда действие (бездействие) при неосторожном преступлении совершается сознательно. Но его можно также обнаружить и в случаях, когда лицо не осознает характера действий, в результате которых наступают общественно опасные последствия. Если, например, крушение поезда наступает вследствие того, что стрелочник по забывчивости не перевел стрелки, то очевидно, что причиной этих последствий явилось волевое поведение, которое было несовместимо с лежащими на нем обязанностями. Само по себе это поведение безразлично для права. Но оно приобретает преступный характер, как только мы соотнесем его с обязанностями стрелочника. Следовательно, мотив и цель при неосторожном преступлении также носят антиобщественный характер»[166]. Мы не согласны с Б.С. Волковым по следующим соображениям. Во-первых, при небрежности лицо не имеет действительной свободы выбора решения совершить какое-либо действие или воздержаться от него. Такая свобода была бы, если бы лицо понимало социальное значение совершаемого действия, т.е. его общественную опасность. Независимо от того, сознательно ли совершается действие, или характер его не осознается лицом — в любом из этих вариантов небрежной вины нельзя говорить о сознании общественной опасности совершенного действия. Общественная опасность деяний в значительной степени определяется характером вызванных ими последствий. Если же лицо не сознает общественно опасных последствий своих действий, то оно, соответственно, может не сознавать и общественной опасности самих действий, т.е. основного, материального признака всякого преступления. При этих условиях свобода выбора
одного из возможных вариантов поведения не может служить основанием ответственности. Его приходится искать не в психическом отношении лица к действию, характер которого осознан и осознан к тому же неправильно, а в предшествующих ему психических отношениях. Во-вторых, Б.С. Волков совершенно необоснованно рассматривает волю в отрыве от сознания. Все его доводы направлены на то, чтобы обосновать волевой характер преступных действий. Но если само преступное поведение не осознается виновным, то невозможно говорить и о его волевой направленности. Ведь волевая деятельность направляется только сознанием. Без сознания нет воли. Если же предположить, что Б.С. Волков имеет в виду сознание и волю, направленные на совершение действий, предшествующих преступному поведению, то тогда общественно опасными и преступными окажутся не убийство, тяжкие телесные повреждения и т.п., а те действия, которые были совершены ранее, и преступлением станет не нарушение обязанностей, а деяние, которое ему предшествовало. При этих условиях действие, описанное в законе как элемент объективной стороны неосторожного преступления, будет рассматриваться не в качестве преступного деяния, а в качестве его последствия. Но даже если бы эти рассуждения соответствовали действительному положению вещей, они ничего не дали бы нам для решения вопроса об основаниях ответственности при небрежной вине. Ведь общественно опасный характер волевых действий лица в этом случае оставался бы неосознанным, и вопрос об основаниях ответственности встал бы вновь в том же самом виде, а его решение, таким образом, не продвинулось бы ни на шаг. В-третьих, обосновать ответственность за небрежность — это значит обосновать ответственность за наступление вредных последствий. Однако Б.С. Волков, который стремился найти основания ответственности за небрежность в волевой деятельности лица, как мы видели, не включает последствия в волевое действие, совершенное по неосторожно-
сти. Таким образом, проблема ответственности за неосторожную вину остается нерешенной. Наконец, совершенно неубедительным является утверждение Б.С. Волкова о том, что мотив и цель при неосторожном преступлении носят антиобщественный характер. Б.С. Волков не учитывает, что особенностью неосторожных действий является определенный разрыв между субъективной и объективной направленностью действий лица. Мотив и цель являются элементами субъективного отношения лица к своему деянию, поэтому они могут не только не совпадать с антиобщественной направленностью его действий, но противоречить ей. Так, например, если врач, стремясь как можно быстрее оказать помощь больному и облегчить его страдания, в спешке вместо лекарства дает ему яд, то хотя его действия и привели к неосторожному убийству, мотивы его поведения нельзя назвать антиобщественными. Более того, они могут служить обстоятельствами, смягчающими уголовную ответственность. Особенностью происхождения неосторожных преступлений является то, что они порождаются непосредственно личностным отношением к окружающему. При сознательном совершении преступления личностное отношение, т.е. устойчивое отношение к определенной стороне объективной действительности, выступающее в качестве особенности личности, черты ее характера, конкретизируются и проявляются в психическом отношении к тому или иному объекту. Лицо сознает опасность задуманного или уже осуществляемого поведения, предвидит его последствия, желает их наступления и т.д. В случае небрежности такой конкретизации не происходит. Правда, действия при этом обычно осуществляются, но они направляются совершенно иным личностным отношением, которое может составлять положительное качество личности и ничего общего не иметь с пережитками прошлого. Поэтому поиски оснований ответственности за небрежность в психическом отношении лица к совершенным действиям и их последствиями не могут не быть бесплодными. Они заключены совсем в другом отношении — личностном отношении индивиду-
алистического характера, содержание которого выражено в негативной форме[167]. Антисоциальное содержание индивидуалистического отношения выражается в безразличии к интересам окружающих людей, в невнимании к их нуждам и т.п. Обычно оно сознается лицом, сознается в процессе формирования этого личностного отношения, в процессе
собственного анализа своего внутреннего отношения к окружающим и совершения конкретных поступков. Конечно, лицо может и не понимать своего отношения к окружающим, но это очень редкий случай. Вследствие умственного и нравственного развития, которое получает человек в современных условиях, он к моменту достижения возраста уголовной ответственности способен анализировать свое отношение и действительно понимает свое отношение к ним. И если он соглашается с таким отношением, не борется с недостатками своего характера, не повышает внимания к тому, чтобы они не проявлялись в процессе его общения с другими людьми, то их существование и проявление в различных условиях являются следствием его воли. Следовательно, и каждый поступок, совершенный по небрежности, также имеет волевой характер. Только в этом случае воля проявляется не непосредственно, как это имеет место, в частности, при умышленных преступлениях, а через посредство личностного отношения. Таким образом, если при умышленных преступлениях волевая природа действия определяется двояким образом — волевым характером личностного отношения и волевым характером общественно опасного деяния, то при преступлениях по небрежности она определяется лишь волевым характером личностного отношения. В связи с тем, что индивидуалистическое отношение вырабатывается, по общему правилу, не как отношение к какому-то определенному лицу, а как отношение к неопределенному кругу лиц, оно может проявиться в процессе общения виновного и с близкими ему людьми. В судебной практике г. Томска был случай, когда мать отравила своего ребенка, небрежно оставив стакан с каустической содой на столе. Ребенок выпил ее, приняв за воду. Мать, конечно, не желала зла своему ребенку. Ее поступок явился, очевидно, следствием привычного невнимания не к своему ребенку, а к другим лицам. Но неосторожные поступки как раз и отличаются тем, что поскольку общественная опасность их не сознается лицом, невнимательное отношение к людям обычно проявляется в непосредственном окружении виновного. Уголовное право может регулировать поведение людей
только путем воздействия на их сознание. Оно предупреждает совершение неосторожных преступлений, побуждая людей бороться с недостатками своей личности, невнимательностью к окружающим лицам или общественным интересам. Поэтому основанием ответственности за небрежность является сознательное игнорирование возможных последствий сохранения в психологическом содержании личности этой невнимательности или легкомысленное к ним отношение. При совершении по небрежности конкретного преступления указанный недостаток личности конкретизируется в невнимательном отношении к определенным лицам или определенным общественным интересам. Это невнимание и есть то психическое отношение к содеянному, которое свое юридическое выражение находит в формуле небрежной вины.
Глава IV ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|