Как процесс ее взаимодействия со средой
Поведение человека в конечном счете всегда определяется внешней средой. Как уже говорилось выше, ее влияние на человеческие действия осуществляется, во-первых, путем воздействия, которое формирует нравственные и психологические качества личности, во-вторых, путем воздействия на человеческое сознание конкретной ситуации, которая, актуализируя нравственные и психо-
логические свойства личности, побуждает ее на непосредственное совершение тех или иных поступков. Наконец, среда создает и условия для осуществления этих поступков. В этом параграфе мы будем говорить лишь о том воздействии внешней среды, которое исходит от конкретной ситуации. При этом будет предполагаться, что под влиянием жизненных условий пережитки прошлого (индивидуалистические личностные отношения), которые являются основной причиной совершения преступных действий, уже сформировались в сознании человека. Любое внешнее воздействие проявляется через внутренние свойства тела или явления, которое ему подвергается. Эффект действия всякой причины зависит не только от природы предмета, выступавшего в качестве причины, но и от того предмета, на который он воздействует[200]. Это объясняет, почему одни и те же внешние раздражители вызывают неодинаковое поведение со стороны различных лиц, почему одни лица, попав в сложные жизненные условия, реагируют на них совершением действий, отвечающих интересам общества, а другие — преступным поведением. Психологические свойства личности и в частности укоренившиеся в сознании человека пережитки прошлого, сформировавшиеся в течение предшествующей жизни, оказывают детерминирующее влияние на характер человеческих поступков. Сказанное, однако, требует уточнения. Ответное воздействие на внешнюю среду оказывает не сознание человека, а он сам, как целостное явление внешнего мира. На это обоснованно обратил внимание С.А. Петрушевский, указавший, что В.И. Ленин, подчеркивая активную роль сознания, в то же время пояснял, что не сознание как таковое творит мир, а человек, обладающий сознанием. Речь, пишет С.А. Петрушевский, должна идти «не о взаимодействии и даже не о действии сознания как такового, а о действии именно человека, т.е. определенным образом организованной материальной системы, обладающей способностью сознавать свои действия и тем
самым направлять их к определенным целям, диктуемым практикой, общественной жизнью. Например, советские люди,правильно отразив законы движения небесных тел, опираясь на достижения практики, посылают свои космические корабли в направлении Луны, Марса, стремясь завоевать космическое пространство. Здесь речь идёт прежде всего о действии человека. Было бы совершенно непонятным и просто бессодержательным рассматривать это действие, т.е. определенную практику человека, как «взаимодействие» психики людей с Луной, Марсом, с космосом и т.д., и на этом основании строить «детерминизм» человеческой деятельности, человеческой практики»[201]. Точно так же преступное поведение не является воздействием сознания человека на объективные обстоятельства. Оно является проявлением взаимодействия с внешним миром самого человека, наделенного сознанием. Преступление — это звено в процессе взаимодействия двух систем — человека и внешней среды. Человек взаимодействует, конечно, не со всем внешним миром, а в основном с теми общественными отношениями, в которые он непосредственно включен. Эти отношения в своей совокупности составляют определенную структуру, являющуюся компонентом более общей системы внешней среды. Наряду с этим человек и среда составляют самостоятельную систему «человек — среда». Как и в других случаях, процесс взаимодействия внутри этой системы начинается в связи с возникшей неуравновешенностью составляющих ее компонентов. Эта неуравновешенность может быть вызвана как внешними влияниями, так и изменениями внутри какого-либо компонента. Изменение его внутреннего состояния приводит к изменению отношений между компонентами, что порождает процесс взаимодействия между ними[202].
Взаимодействие внутри системы «человек — среда», приводящее к совершению преступных действий, обычно начинается с изменений в окружающей человека среде. Это обстоятельство выводит из уравновешенного состояния систему человека. Ее уравновешивание достигается в результате ответного акта, характер которого обусловливается, с одной стороны, структурой и процессами, происходящими внутри системы человека, с другой — особенностями окружающей обстановки. Как пишет Я.А. Пономарев, «любой отдельный акт взаимодействия складывается по крайней мере из трех моментов: если за первый принять внешнее изменение отношений, то вторым моментом будет внутреннее взаимодействие. Продукт последнего приводит к возникновению третьего момента — опять внешнего. Обычно второй момент взаимодействия сам по себе представляет сложное явление. Он непременно дробится на длинную цепь опосредствующих взаимодействий, строящихся по тому же самому принципу. Эти опосредствующие взаимодействия определяются уже другими структурными единицами, характеризуются отличными от первого способами и, значит, протекают в иной форме»[203]. При изучении этиологии преступного поведения мы обнаруживаем, что в процессе взаимодействия общественно опасной личности и среды, содействующей совершению преступных действий, отмеченные выше второй и третий акты взаимодействия представляют собой две ступени перерастания пережитков прошлого в конкретное преступление. Второй акт (внутреннее взаимодействие) выражается во взаимодействии различных психических реакций, нередко отражающем борьбу отношений личности к определенным сторонам объективной действительности. Если он заканчивается победой индивидуалистических отношений, то третий акт взаимодействия (внешний) находит выражение в конкретном преступном поведении. Эти два акта взаимодействия создают непосредственную угрозу социалистическим общественным отношениям. Общественная опасность человека
выступает в этом случае не только как свойство его личности, но и как процесс проявления этого свойства. Лицо может быть общественно опасным в течение длительного времени (оно может охватывать, например, весь период пребывания осужденного в местах лишения свободы). Но непосредственная угроза общественным отношениям возникает лишь тогда, когда лицо как носитель общественной опасности вступает во взаимодействие с условиями, побуждающими его на совершение преступных действий и способствующими их осуществлению. Если общественная опасность как свойство личности заключается в угрозе соединения антисоциальных особенностей человека с внешними условиями совершения преступлений, то общественная опасность как процесс перерастания пережитков прошлого в конкретное преступление представляет собой угрозу непосредственного совершения преступных действий. Процесс перерастания пережитков прошлого в конкретное преступление — это определенный этап процесса реализации в человеческом поведении нравственной нормы с антисоциальным содержанием. Это этап психологической регуляции человеческого поведения. Болгарский философ Васил Момов, исследовавший процесс реализации нравственной нормы в поведении человека, различает две стадии психической регуляции человеческого поведения: подготовительную (побудительную) и исполнительную[204]. Подготовительный этап процесса персонифицирования нравственной нормы начинается с ее осознания индивидом и завершается выработкой того или иного варианта программы действия (поступка), т.е. формированием решения. Применительно к процессу реализации нравственной нормы в преступном поведении этот этап начинается с осознания индивидом антисоциального характера того или иного вида человеческой деятельности и заканчивается его решением совершить преступление. На этой стадии происходит выделение, восприятие
и переработка смыслового содержания нравственно-нормативной информации. Смысловое информационное содержание, — указывает В. Момов, — подлежит критической переработке и оценке с помощью уже выработанных у личности программ (физиологической, сознательно-психической и социально-идеологической), в которых моделированы ее природные свойства, интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества, идеологические понимания и убеждения, социальные потребности и интересы, индивидуальный опыт. На побудительном этапе процесса персонифицирования нравственной нормы интеллектуальная и эмоциональная программа личности принимает большее участие, чем волевая, характерологические свойства имеют большее значение, чем способности[205]. Осознание нравственной нормы личностью есть первая фаза разработки программы нравственного поступка. Следующее звено этого процесса — выбор конкретной программы поступка. Этот акт связан с разрешением ряда противоречий: противоречий между различными программами личности, между элементами различных программ и т.д. Среди этих противоречий — противоречие между личными и общественными интересами. Третье звено подготовительного этапа психической регуляции человеческого поведения есть решение. Этот сознательно-психический акт находится на границе между подготовительной и исполнительной стадиями психической регуляции. Если на подготовительном этапе персонификации нравственной нормы у личности вырабатывается внутренняя настройка к нравственным требованиям (формирование убеждения, мотива) и внутренняя ориентация (выбор поступка, решения), то на исполнительном этапе этого процесса происходит проявление способности человека объективизировать в своем поведении разработанные нравственно-нормативные программы поступка. Далее, если на подготовительном этапе наибольшее значе-
ние имеют интеллектуальные и эмоциональные процессы, то на исполнительном этапе решающую роль играют волевые процессы и качества человека. Отсюда проистекает и большое значение социального (особенно нравственного) опыта индивида, моделированного в его общественных (главным образом нравственной) программах. И еще одна особенность принципиального содержания. Исполнительный этап психической регуляции процесса реализации нравственной нормы протекает вне мыслительной сферы взаимодействия нормативной программы с программой личности и входит в практическую сферу взаимодействия личности с внешними обстоятельствами39. Таким образом, перерастание пережитков прошлого в преступное поведение протекает главным образом на основе психологических закономерностей. Мы уже говорили о том, что советская криминология не может принять то представление о психологических закономерностях возникновения преступного поведения, которое было выдвинуто бихевиористскими и фрейдистскими теориями. Может ли быть использована для выяснения психологического генезиса преступного поведения теория установки советского психолога Д.Н. Узнадзе? Постановка этого вопроса необходима, в частности, потому, что в последние годы один из представителей школы Д.Н. Узнадзе И.Т. Бжалава предложил основанную на этой теории формулу человеческого поведения. Вместо бихевиористической формулы по принципу «стимул — реакция» он выдвинул свою — «стимул — установка — реакция». Возможно, что, предлагая эту формулу, И.Т. Бжалава не имел в виду придавать ей всеобщий характер. Экспериментальный материал, на основе которого была выведена формула, касается таких действий человека, которые находятся на уровне физиологических реакций. Но это вызывает сомнения, так как И.Т. Бжалава назы-
вает свою формулу «общей теорией поведения» и говорит при этом о поведении, которое «связывает психику и сознание с потребностями и интересами человека», о поведении, которое «есть не только функционирование отдельных психических актов, но и проявление предваряющей их установки»40. В другой своей работе, в которой так же, как и в первой, рассматриваются кибернетические проблемы психологии установки, он пишет, что «установка, оставаясь вне сферы сознания, решающим образом влияет на содержание и ход сознания»41. Эти высказывания наводят на мысль, что И.Т. Бжалава предложенную им формулу человеческого поведения распространяет не только на импульсивное, но и на волевое поведение. Но одной из разновидностей волевого поведения является преступление. Поэтому указанная формула должна привлечь к себе внимание и представителей криминологической науки. Они должны или признать применимость этой формулы к преступному поведению, или отвергнуть ее. Однако для того, чтобы прийти к тому или иному выводу, нужно рассмотреть основные положения теории установки. Это тем более необходимо, что теория Д.Н. Узнадзе мало известна в нашей юридической литературе. По мнению Д.Н. Узнадзе, установка — это определенное бессознательное состояние человеческой психики, которое характеризуется известной динамичностью и направляет субъекта на конкретную деятельность. Установка — это такое психическое состояние лица, которое выражает его готовность к определенного рода активности. Для ее возникновения достаточно двух условий: какой-либо актуальной потребности и ситуации ее удовлетворения. «При наличии обоих этих условий, — пишет Д.Н. Узнадзе, — в субъекте возникает установка к определенной активности. То или иное состояние сознания, то или иное из его содержаний вырастает лишь на основе этой установки. Следовательно, мы должны различать, с одной стороны, установку, а с другой — возни-
кающее на ее базе конкретное содержание сознания. Установка сама, конечно, не представляет собой ничего из этого содержания, и понятно, что характеризовать ее в терминах явлений сознания не представляется возможным. Но допустим, что мы зафиксировали достаточно прочно какую-нибудь из наших установок. В этом случае она будет представлена в сознании каким-либо определенным содержанием, возникающим на базе этой установки»42. По мнению советского психолога Ф.В. Бассина, установка — это, даже феноменологически, нечто большее, чем только «готовность к развитию» определенного рода. Он обратил внимание на то, что необходимым условием любой формы целенаправленной деятельности является относительная независимость ее от случайных внешних событий, без которой всякое организованное поведение неминуемо распадется и превратится во внутренне неупорядоченное непосредственное реагирование на любые внешние воздействия. Относительную независимость, указывает Ф.В. Бассин, придает целенаправленной деятельности не только ее осознанный характер (имеется достаточно данных, которые показывают, что целенаправленная деятельность продолжает развертываться и на тех этапах, когда она протекает совершенно неосознанно), но и сложившаяся в процессе действия или предваряющая данное конкретное действие установка. Она создает характерное дифференцированное отношение к разным элементам внешней ситуации: избирательную готовность к реагированию на одни стимулы, к торможению на другие, к нулевой реакции на третьи. С устранением такой избирательности реагирования неминуемо устраняется и целенаправленный характер деятельности43. На основании большого числа экспериментальных данных Д.Н. Узнадзе пришел к выводу, что у человека появляется вторая, более высокая форма установки. Она характеризуется тем, что помимо потребности, стимулирующей его деятельность, она предполагает наличие си-
туации, определяемой в категориях мышления, а не восприятия. Одной из разновидностей установки является фиксированная установка. При многократном удовлетворении потребности в условиях одной и той же ситуации установка фиксируется, закрепляется. При новом возникновении этой же ситуации она образуется значительно легче и быстрее, чем это бывает при формировании новой установки. У каждого человека неисчислимое множество фиксированных установок. Степень фиксированности установок, естественно, не может быть одинаковой. Характеризующая их готовность к совершению тех или иных действий зависит от числа повторных установочных состояний. Наряду с этим Д.Н. Узнадзе отмечает возникновение фиксированных установок при единичном их образовании. Их устойчивость в таких случаях объясняется тем, что они оставляют в психике человека глубокий след. Таковы основные положения теории установки. Теперь мы можем попытаться ответить на вопрос, какую роль играет установка в осуществлении волевых действий и, в частности, преступного поведения. Изучение теории установки приводит нас к выводу, что в генезисе преступного поведения установка выполняет чисто технические функции. Это объясняется, во-первых, тем, что установка представляет собой бессознательное состояние психики, во-вторых, ее физиологической основой44. Установка на волевое поведение возникает в результате мыслительного процесса, и, таким образом, мышление предшествует образованию установки на совершение какого-либо действия. Д.Н. Узнадзе прямо указал, что при волевом поведении установку создает субъект, и она является результатом его активности. Человек обращается к воображению и мышлению, которые
являются своего рода творчеством, и с их помощью создает ситуацию, вызывающую в нем определенную установку. Эта установка становится основой процесса волевого поведения45. Поскольку установка создается в результате мыслительной деятельности, последняя предопределяет не только установку, но и те психические процессы, в которых она реализуется. Но развитие человеческого поведения зависит не только от установки. Процесс ее реализации осуществляется до тех пор, пока деятельность человека, направляемая на удовлетворение актуальной потребности, не встретит на своем пути препятствие. Это препятствие (оно может иметь как объективный, так и субъективный характер) отражается в сознании человека и вызывает задержку в его деятельности. Реализация установки приостанавливается, и вызвавшее задержку обстоятельство становится объектом познавательной деятельности человека. Этот специфический акт, выражающийся в задержке процесса реализации установки и превращающий вызвавшее ее препятствие в самостоятельный объект изучения, Д.Н. Узнадзе назвал актом объективации. На его основе осуществляется мышление человека. В результате акта объективации первоначальная установка может измениться. Она может быть заменена другой и вообще прекратить свое существование. Таких актов объективации в процессе осуществления конкретной человеческой деятельности может быть очень много, в связи с чем она может полностью изменить свой характер. Но такое изменение бывает, конечно, далеко невсегда. Проиллюстрируем эту мысль на примерах преступного поведения. Допустим, что у человека возникло решение о совер-
шении хищения государственных средств. В ходе его реализации он проникает в служебное помещение и обнаруживает, что деньги находятся в закрытом сейфе. Реализация установки на хищение приостанавливается, и похититель на основе акта объективации изучает возникшее перед ним препятствие. В процессе мышления он приходит к выводу о необходимости вернуться домой, взять нужные для взлома сейфа инструменты и довести с их помощью преступление до конца. В конечном счете ему удается завершить хищение. В этом случае препятствие, возникшее во время совершения преступления и вызвавшее акт объективации, не привело к изменению установки или прекращению ее действия. Оно сделало ее только более дифференцированной. Возьмем другой пример. У человека возникло решение о хищении государственных средств в особо крупных размерах. Для реализации этого решения ему требуется длительное время. В период осуществления своей преступной деятельности он узнает, что по нашему законодательству это преступление карается очень строго. Его охватывает страх за свое будущее, и он решает прекратить дальнейшее совершение преступных действий. Здесь мы имеем дело с препятствием субъективного характера, которое также вызывает акт объективации. В отличие от первого случая в данном примере акт объективации ведет к прекращению действия установки. Установка на совершение преступления может прекратить свое существование еще до того момента, когда деятельность человека по ее реализации приобретает общественно опасный характер. Все это является показателем того, что установка не предопределяет неизбежного осуществления действий, в которых может быть выражена ее реализация. Но это, конечно, не означает и того, что возможна какая-то деятельность вне установки. Речь идет лишь о прекращении действия установки на совершение преступления или о замене ее установкой непреступного поведения. Мы, таким образом, приходим к выводу, что установ-
ка, возникающая в момент принятия решения совершить преступление, играет в преступном поведении исключительно техническую роль46. Вернемся теперь к формуле человеческого поведения, выведенной И.Т. Бжалава. Если установка — это бессознательное явление с физиологическим содержанием, выполняющее в поведении лишь техническую роль, то формула И.Т. Бжалава способна создать представление о человеческом поведении как о простом реагировании организма на внешние раздражители. Если бы эта формула выдвигалась для объяснения механизма таких действий человека, которые аналогичны рефлекторным реакциям, то ее можно было бы принять. Но распространение ее на волевое поведение не может не вызвать решительных возражений. Эта формула не учитывает роль сознания в формировании установки на волевое поведение и, по существу, страдает тем же пороком, что и бихевиористическое объяснение поведения по принципу «стимул — реакция». Установка в данном случае выполняет лишь роль «промежуточной переменной». Если мы хотим представить себе такую формулу человеческого волевого поведения, в которой была бы отражена роль установки, то она должна выглядеть следующим образом: Среда — Сознание1 — Установка на выработку решения — Решение — Установка на реализацию решения — Сознание2 — Поведение. Предлагаемая формула позволяет показать, что возникновение установки есть продукт определенных про-
цессов сознания. Это полностью соответствует взглядам Д.Н. Узнадзе, который указывал: «В случае воли субъект обращается к этим активным процессам — воображению и мышлению, с их помощью создает ситуацию своего возможного поведения, строит идейную ситуацию, которая вызывает в нем определенную установку. И вот эта установка и становится основой процесса волевого поведения»47. Кроме того, предлагаемая формула позволяет выразить то обстоятельство, что установка на волевое поведение возникает в момент принятия решения совершить какое-либо действие, что также в полной мере соответствует взглядам Д.Н. Узнадзе. Основоположник теории установки рассматривал решение как переживание смены установки. Он писал: «...ясно, откуда возникает та установка, которую следует считать основой и регулятором волевого поведения. Несомненно, это та установка, факт возникновения которой находит свое отражение в переживаниях акта решения и образование которой переживается как последствие воли»48. Наконец, еще одно достоинство приведенной выше формулы заключается в том, что человеческое поведение она представляет как результат взаимодействия среды и человека, наделенного сознанием. Правда, это взаимодействие в звене «среда — сознание1» не вызывает каких-либо изменений во внешнем мире, но, как уже отметил Я.А. Пономарев применительно к проблеме взаимодействия субъекта с объектом, нас прежде всего интересует преобразование объекта относительно субъекта, которое происходит в процессе познания первого вторым. Для этого достаточно лишь изменения соотношения субъекта с объектом49. Полный акт взаимодействия личности со средой завершается поведением человека, которое в ответ на воздействие внешнего мира вызывает в среде соответствующие изменения, после чего взаимодействие субъекта с объектом может начаться на новом, более высоком уровне.
Ценность теории установки для уголовно-правовой и криминологической науки состоит, в частности, в том, что она позволяет лучше разобраться в процессе перерастания пережитков прошлого в преступное поведение. Если установка возникает в процессе принятия решения совершить то или иное деяние и совпадает с этим актом во времени, то очевидно, что психические явления, вызывающие решение, должны быть аналогичны тем, которые ведут к образованию установки. Благодаря теории Д.Н. Узнадзе мы знаем, что установка на волевое поведение возникает в результате соединения потребности с мыслимой ситуацией ее удовлетворения. Поэтому мы можем сделать вывод, что и намерение совершить преступление образуется под влиянием актуальной потребности лица и представленной в категориях сознания преступной ситуации (способом) удовлетворения этой потребности. Почему в сознании лица выработалась ситуация, предполагающая преступный характер удовлетворения потребности? Очевидно, потому, что когда в процессе мышления разрабатывались и оценивались различные варианты удовлетворения возникшей потребности, более сильное детерминирующее влияние на выбор решения оказали антисоциальные личностные отношения. Такой результат стал возможным потому, что в психологической структуре личности индивидуалистические отношения были сильнее других или потому, что слабо выраженные индивидуалистические отношения в данных условиях получили подкрепление от особенностей конкретной ситуации. Так, при рассмотрении дела Мусабалыкова О. было установлено, что убийство им своей жены было совершено при обстоятельствах, которые в значительной мере предопределили совершение преступления. Мусабалыкова Надежда в течение 10 лет страдала алкоголизмом, систематически устраивала скандалы, неоднократно совершала хулиганские действия, часто попадала в вытрезвитель, в пьяном виде валялась на улицах, систематически избивала детей, которые воспитывались в невыносимых условиях, издевалась над мужем. Однажды Мусабалыкова взяла свои вещи и
ушла из дома, а на другой день, когда Мусабалыков О. во дворе дома готовил обед для детей, она пришла в пьяном виде домой, и, подойдя к нему, стала требовать денег на водку. В возникшей в связи с этим ссоре Мусабалыков схватил топор и ударом обуха по голове убил Мусабалыкову. Суд установил, чтоубийство было совершено в состоянии физиологического аффекта*. Изложенные обстоятельства не дают основания считать, что у Мусабалыкова антисоциальное отношение к чужой личности было развитым и активным. Тем более, что, как было выяснено в суде, он в интересах детей пытался сохранить семью, принимая меры к излечению жены от пьянства. Однако аморальное поведение потерпевшей в течение длительного времени и ее поступок, непосредственно предшествующий преступлению, настолько ослабил на момент убийства сдерживающие социально-полезные качества личности и усилил антисоциальное отношение к другому человеку, что совершение преступления стало возможным. В момент, когда возникает решение о совершении преступления и образуется соответствующая установка, представление о преступном характере ситуации удовлетворения актуальной потребности может быть общим и конкретным. В одних случаях индивидуалистическое отношение лица может быть настолько сильным и устойчивым, что при появлении потребности она сразу встречается с представлением о преступном способе ее удовлетворения. Например, при возникновении потребности отомстить обидчику может сразу появиться желание осуществить эту месть путем убийства. В связи с этим возникает установка на убийство, при которой ситуация удовлетворения потребности будет представлена в сознании в самом общем виде. Впоследствии в результате мышления с учетом особенностей окружающей обстановки и своих собственных возможностей субъект разработает конкретный способ осуществления задуманного преступления. Но этот процесс будет уже одним из этапов реализации возникшего ранее решения.
В других случаях решение совершить преступление и соответствующая установка могут сложиться лишь после того, как в сознании лица будет представлена достаточно конкретизированная ситуация удовлетворения потребности. Потребность лица, например, в денежных средствах может существовать в течение длительного времени, но установка при этом на хищение социалистического имущества может возникнуть лишь тогда, когда лицо обнаружит такой способ совершения преступлений, который, по его мнению, даст возможность не только совершить хищение, но и надежно скрыть его. И лишь после того, как лицо почувствует, что разработанный им способ совершения преступления достаточно безопасен для него, возникнет характерная для установки готовность к совершению преступных действий. Возможны случаи смешанного типа возникновения установки. Лицо может решиться на совершение преступления, лишь в общем виде определив ситуацию удовлетворения своей потребности. Затем в процессе обдумывания ее деталей оно может испытывать колебания, побуждающие его временами то полностью отказаться от осуществления задуманного, то вновь решиться на совершение преступления. Наконец, под влиянием конкретной обстановки оно приходит к окончательному решению тогда, когда в его сознании ситуация удовлетворения потребности оказывается разработанной до мельчайших деталей. По своему содержанию ситуация удовлетворения потребности, разработанная в сознании лица, решившего совершить преступление, представляет собой перспективу преступного поведения. По мнению А.И. Епифанцевой, перспектива личности включает в себя три компонента: фантазию, эмоцию и волю50. Представляется, однако, что одним из обязательных ее компонентов является также потребность. Без потребности не может быть воображения (нам термин «воображение» применительно к описанию перепек-
тивы совершения преступления кажется более предпочтительным, чем термин «фантазия». В психологической литературе они употребляются как однозначные). «Воображение направлено на удовлетворение потребностей, нуждающихся в правильном отражении действительности с целью создания того, что найдет определенное место в ней»51. «Потребности и желания выступают в качестве источника воображения. Если подвергнуть анализу то или иное созданное воображением представление, то нетрудно обнаружить за ним те потребности и желания, которые вызвали его к жизни»52. Воображение выражается в построении образа или наглядной модели конечного или промежуточного продукта человеческой деятельности. Оно стимулирует предметное воплощение этого образа или модели, а также обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация отличается некоторой неопределенностью из-за недостатка информации53. Воображение — необходимый компонент любой творческой деятельности, в том числе и такой, которая направлена на создание программы социального поведения человека. Поскольку в этом случае, так же как и в других, оно выражается в построении образа или модели будущего поведения, что находит отражение в определенных представлениях человека и самым тесным образом связано с потребностями лица, его чувствами и волей, то мы должны прийти к выводу, что перспектива личности в конкретных условиях выражает его отношение к тем или иным общественным ценностям и определяет социальный характер его будущего поведения. По существу, перспектива является продуктом взаимодействия личностного отношения с условиями, в которых находится человек. Сказанное приводит нас к выводу, что перспектива
преступного поведения представляет собой результат конкретизации индивидуалистического отношения лица к тем или иным общественным ценностям, которая в свою очередь является следствием взаимодействия общественно опасной личности и среды. Представление о конкретной ситуации удовлетворения социальной потребности возникает под влиянием переживания этой потребности в условиях сложившейся обстановки. Одной из форм нравственных переживаний являются такие, которые возникают и проявляются прямо под влиянием конкретных обстоятельств. Они не осмысливаются лицом в определенных нравственных принципах и не выражаются в конкретном понятии морали. Это такие переживания, которые окрашивают непосредственную реакцию на сложившиеся обстоятельства. Возникая неожиданно, они обнаруживают себя тогда, когда соответствующие обстоятельства уже возникли. Поэтому они лишь ориентируют человека в сложившихся условиях. Но в то же время они могут стать предпосылкой поступка. Выделивший и описавший их Д.В. Антонов дал им название непосредственных нравственных переживаний54. Возникновение в сознании человека преступной ситуации удовлетворения потребности под влиянием такого рода нравственных переживаний мы наблюдаем при совершении преступлений в результате внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного противозаконными действиями потерпевшего, при превышении пределов необходимой обороны и в других подобных случаях. Примером в этом отношении может служить описанное выше преступление Мусабалыкова. Другой формой нравственных переживаний является моральное чувство, представляющее собой обобщенную систему эмоциональных переживаний человека. В нем выражается эмоциональный опыт человека, который складывается как на основе его собственных переживаний, так и на основе опыта эмоциональных переживаний
других лиц55. Под влиянием такого чувства в сознании индивида вырабатывается ситуация удовлетворения потребности, которая характерна для заранее обдуманных умышленных преступлений. Примером преступления, совершенного под влиянием этой формы нравственных переживаний, может служить убийство, которое было совершено при следующих обстоятельствах. Агаев, ревнуя к своей жене соседа Рзаева, на этой почве решил убить его. Исполняя задуманное намерение, Агаев на автомашине, принадлежащей его родственнику, обманным путем отвез Рзаева в сады поселка Вишневка, где двумя выстрелами из охотничьего ружья убил его56. Возникшие под влиянием указанных форм нравственных переживаний ситуации удовлетворения потребности можно рассматривать как перспективы, одна из которых является ближайшей, а другая рассчитана на более длительное время. Д.В. Антонов выделяет еще одну форму нравственных переживаний, которая отличается от других тем, что ее носителем в сознании человека является соответствующее понятие, известное сознание как идеология. Д.В. Антонов называет ее сознательным нравственным переживанием и отмечает, что ее образует не просто обобщение эмоционального опыта, а система нравственных чувств. «Нравственное сознание не только ориентирует человека в отношении его поведения в определенных обстоятельствах, не только подготавливает и активизирует его поведение в будущем, но и определяет собой способ действия, поступки независимо от складывающейся обстановки, определяет их как план, как идеал»57. Эта форма нравственного переживания может служить рычагом возникновения как ближайшей перспективы совершения преступления, так и перспективы, рассчитанной на длительное время. Но ее значение в этиологии преступного поведения этим не ограничивается.
Она может служить питательной почвой для возникновения и поддержания дальней перспективы — перспективы совершения в будущем неопределенного количества преступлений, перспективы ведения преступного образа жизни. В этом своем значении сознательное нравственное переживание выходит за пределы процесса перерастания пережитков прошлого в конкретное преступление. Оно входит как компонент в личностное отношение, которое конкретизировалось в дальнюю перспективу личности. Такая перспектива характерна для наиболее опасных преступников и, в частности, для особо опасных рецидивистов. Лицо, в сознании которого сложилась такая дальняя перспектива, не просто намерено совершить одно или несколько преступлений, оно рассматривает преступное поведение как образ своей дальнейшей жизни. Другими словами, такая перспектива характерна для антисоциальной установки, о которой говорилось в предыдущей главе настоящей работы. До сих пор мы говорили о перерастании пережитков прошлого в умышленное преступление. Однако известно, что и неосторожное преступление является результатом взаимодействия личности и среды. Неосторожные преступления совершаются в результате невнимательности или недостаточной внимательности человека. Как уже отмечалось в предыдущей главе, эти отрицательные качества личности проявляются как следствие особого антисоциального отношения человека к общественным интересам и интересам других лиц. «Не трудно показать, — пишет В.Н. Мясищев, — что источником внимания является избирательное отношение личности к различным сторонам действительности в процессе ее деятельности»58. Не всякая деятельность увлекает человека, особенно если человек не получает от нее удовлетворения. При этих условиях внимание лица к способу деятельности и ее возможным последствиям может ослабнуть. К. Маркс писал: «В течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом
необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил»59. Однако общественно опасные последствия человеческой деятельности (если не иметь в виду сознательного их причинения) вызываются не столько отсутствием интереса человека к характеру своего труда, сколько безразличием к нуждам и интересам других лиц. «Во внимании, — пишут Е.И. Игнатьев, М.Д. Громов, Н.С. Лукин, — проявляются нравственные черты человека — один не замечает, что товарищ нуждается в помощи, другой, наоборот, проявляет внимание... Внимательность человека часто проявляется как черта характера, как выражение привычной формы поведения. Внимательность выражает отношение людей друг к другу, проявляется в отношении к труду, к учению, в отношении к себе и другим людям. Ведь недаром бытуют у нас такие выражения — «быть внимательным» или «быть невнимательным к людям»60. Причиной неосторожных преступлений является невнимательное или недостаточно внимательное отношение лица к другим гражданам, коллективам, общественным интересам. Такое отношение приводит к неосторожным поступкам обычно тогда, когда человек находится в условиях, способствующих проявлению невнимательности. Внимательность заключается, в частности, в способности противостоять отвлекающему влиянию внешних раздражителей. Если же отношение человека к другим гражданам не отличается этим качеством, а условия, в которых он находится, способствуют концентрации его внимания на своих собственных интересах и своей личности, то, осуществляя какую-либо деятельность, он может не предвидеть опасность причинения ею вредных последствий для окружающих. Такая опасность сохраняется и в тех случаях, когда внешние раздражители от-
влекают внимание такого человека на посторонние явления или события. Неосторожное преступление может совершиться не только потому, что какие-то события отвлекут внимание человека, отличающегося безразличным отношением к другим гражданам. Оно может произойти и вследствие того, что, не проявив должной внимательности, лицо неправильно оценило характер своих действий в данных конкретных условиях. Степанников, находясь на катке, в ответ на оскорбление шестнадцатилетнего подростка Ефимова ударил его кулаком в нижнюю челюсть, отчего тот упал и ударился головой о лед. В результате падения Ефимов получил тяжкое телесное повреждение, повлекшее его смерть. Пленум Верховного Суда СССР, рассматривая это дело, пришел к выводу, что Степанников не предвидел не только наступления смерти Ефимова, но и причинения ему тяжких последствий. При этом было установлено, что наступлению тяжких телесных повреждений способствовало то, что в момент падения с головы Ефимова слетела меховая шапка. Удар Степанникова был несильным, а падение Ефимова в значительной мере объяснялось тем, что он был в нетрезвом состоянии и стоял на льду. Степанников объяснил на суде, что он хотел лишь проучить Ефимова и, нанося удар, не подумал о том, что Ефимов, стоя на льду, может упасть61. В момент совершения этого преступления внимание виновного было сосредоточено на совершаемом общественно опасном действии. Его антисоциальное отношение к другому человеку выразилось в том, что он не принял во внимание конкретных условий совершения действия, которые в значительной мере повышали его опасность. Опасность совершения неосторожного преступления увеличивается, когда действиями других лиц созданы такие условия, при которых вероятность наступления вредных последствий в результате невнимательности увеличивается.
Гринько, работая медицинской сестрой в родильном доме, должна была ввести больной в вену бром. Взяв из шкафа (с того места, где обычно стоял бром) бутылочку с бесцветной жидкостью и не посмотрев на этикетку, Гринько произвела больной внутривенное вливание. Через час больная скончалась. Оказалось, что по неосторожности Гринько ввела больной ядовитое вещество — дикаин. По делу было также установлено, что в отделении, где работала Гринько, по вине лиц, ответственных за хранение лекарств, грубо нарушался порядок хранения ядовитых веществ. В частности, дикаин, который должен был храниться в специальном шкафу под запором, находился в открытом общем шкафу с веществами, используемыми для внутривенного вливания62. Проявлению невнимательности может содействовать и состояние лица в момент совершения общественно опасного деяния. Оно может быть вызвано усталостью человека, настроением, опьянением и т.п. Если невнимательность приводит к тому, что лицо не предвидит общественно опасные последствия своих действий, то его вина находит выражение в форме небрежности. Если же субъект предвидит возможность наступления вредных последствий, но проявляет невнимательность к средствам или способам их предупреждения, в связи с чем их не удается предотвратить, его вина выражается в форме преступной самонадеянности. То обстоятельство, что как в том, так и другом случае общественно опасный результат является следствием проявленной невнимательности, придает сходство небрежности с самонадеянностью и дает основание рассматривать их в качестве форм неосторожной вины. Общественная опасность лица достигает наибольшей остроты в тот момент, когда процесс перерастания пережитков прошлого в конкретное преступление достигает стадии непосредственного совершения общественно опасного деяния. Этот процесс может завершиться временем окончания деяния (при так называемых формальных преступлениях) или временем наступления вредных последствий (при так называемых материальных престу-
плениях). Он может прекратить своё существование в промежутке между действием и последствием, если лицо сохраняет контроль за развитием причинной связи между действием и последствием. Но прекращение процесса перерастания пережитков прошлого в конкретное преступление вовсе не означает, что одновременно устраняется общественная опасность уже происшедших во внешнем мире изменений. Деятельное раскаяние, направленное на предотвращение лицом вредных последствий своих действий, может оказаться безуспешным. Кроме того, вредное влияние преступного результата может проявляться в течение длительного времени после окончания преступления (например, при измене Родине), а иногда и после того, как лицо утратит свою общественную опасность. Глава V ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|