Недопустимость привлечения к уголовной
ответственности лиц, представляющих общественную опасность, но не совершивших преступлений
Советское уголовное законодательство не знает норм, предусматривающих уголовную ответственность лиц, не совершивших конкретных преступных действий. Более того, в ст. 3 Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик прямо сказано: «Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т.е. умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние». Советское уголовное право последовательно проводит линию, отвергающую возможность привлечения к уголовной ответственности за одно намерение совершить преступление. Уголовная ответственность возможна лишь в том случае, если намерение хотя бы частично реализовалось в приготовительных действиях или в покушении на преступление. Иногда для этого достаточно одного согласия совершить определенные преступные действия. Так, состав измены Родине будет уже в том случае, когда дано согласие работать на иностранную
разведку[239]. Но это не значит, что в данном случае подлежит наказанию одно намерение совершить преступление. Здесь мы также имеем дело с совершением общественно опасного действия. Его общественная опасность заключается в том, что указанное согласие объединяет лиц, готовых совершить тяжкое преступление. Возникновение такого объединения само по себе представляет опасность для социалистических общественных отношений. Выше мы говорили о том, что уголовная ответственность лиц, представляющих опасность, но еще не совершивших преступлений, не имеет оснований, так как уголовная ответственность при этих условиях не может выполнить стоящих перед ней задач. Более того, привлечение к уголовной ответственности таких лиц явилось бы объективно вредным явлением. Вместо того, чтобы быть средством борьбы с преступностью, она стала бы мерой, способствующей совершению общественно опасных действий. Эти выводы, однако, требуют пояснений. Уголовная ответственность, как известно, направлена на осуществление задач исправления лиц, представляющих общественную опасность, а также общего и частного предупреждения преступлений. Прежде всего мы должны отметить, что уголовная ответственность лиц, которые вследствие своих субъективных качеств могут совершить преступления, но еще не совершили их, не могла бы ставить перед собой задачу их исправления. Почему? Во-первых, потому, что исправление лица предполагает осознание им на той или иной стадии исправительного процесса своей вины перед обществом. Если же человек никаких общественно опасных действий не совершил и никакого вследствие этого вреда обществу не при-
чинил, то какую же вину перед ним он может осознать? Вину в том, что в его сознании укоренились пережитки прошлого? Но в этом он как раз может и не быть виноватым. Как уже говорилось выше, отрицательные свойства личности могут быть в значительной мере воспитаны в нем в малолетнем возрасте, когда человек еще не сознает их антисоциального содержания. К тому же они ведь ни в чем еще не проявились. Во-вторых, наказание даже уже за сформировавшееся намерение совершить преступление явилось бы карой за непреступное поведение. Говоря о законах, предусматривающих наказание за образ мыслей, К. Маркс писал: «Закон карает меня не за то зло, которое я делаю, а за то именно зло, которого я не делаю. В сущности я несу наказание за то, что мое действие не является противозаконным, ибо только этим я заставляю милосердного, благожелательного судью ограничить свое рассмотрение моим дурным образом мыслей, который настолько благоразумен, что не обнаруживает себя в действиях»[240]. Если бы наше законодательство стало карать за то зло, которого человек не сделал, оно тем самым лишь устранило бы препятствие на пути к совершению преступлений. На самом деле, если бы уголовная ответственность была предусмотрена уже за одно намерение совершить преступление, с точки зрения преступника лучше было бы действительно осуществить это намерение, чем отказаться от него. Он стал бы рассуждать так: «Раз закон все равно нарушен, надо хоть получить плоды этого нарушения, т.е. совершить преступные действия». Таким образом, установлением уголовной ответственности за определенный образ мыслей был бы достигнут прямо противоположный результат. Вместо исправления лиц с антисоциальным содержанием сознания, осуществлялось бы подталкивание их на совершение преступлений. Уголовное право перестало бы быть регулятором общественных отношений. Наконец, если лицо не совершило преступления, то где объективный критерий, при помощи которого можно
было бы определить характер и степень его общественной опасности? А не измерив в достаточной степени того и другого, невозможно установить характер и размер наказания, а также конкретные методы его исправления. По этой причине также трудно было бы рассчитывать на успех в деле исправления лица, которое является общественно опасным лишь предположительно. Привлечение к уголовной ответственности лиц, не совершивших еще преступных действий, не смогло бы выполнить и цели специального предупреждения преступлений. При применении уголовного наказания цель специального предупреждения преступлений достигается, в частности, тем, что «осужденный наглядно убеждается, что при совершении им нового преступления к нему будет применено уголовное наказание, т.е. убеждается в реальном применении и действенности уголовного законодательства. Это может удержать и действительно удерживает его от совершения новых преступлений»[241]. Но таким образом можно удержать лицо от совершения преступлений только тогда, когда оно знает, что наказание может быть применено именно за совершение преступлений. Если же к нему уголовная репрессия была применена не за преступное поведение, то, естественно, она не может выполнить эту задачу. Кроме того, цель специального предупреждения может быть до-
стигнута только в том случае, когда от самого человека зависит применение к нему наказания. Нужно, чтобы уголовная ответственность была результатом его воли. Иначе незачем его и устрашать. «Задача состоит в том, — писал К. Маркс, — чтобы сделать наказание действительным следствием преступления. Наказание должно явиться в глазах преступника необходимым результатом его собственного деяния, — следовательно, его собственным деянием»[242]. Однако воля лица проявляется только в его поведении. Поэтому специальное предупреждение может быть осуществлено только тогда, когда совершено преступление. Конечно, применение таких мер наказания, как изоляция от общества и смертная казнь, способно предупредить совершение лицом преступления. Но применение их к тем общественно опасным лицам, которые не совершили преступлений, не могло бы расцениваться как справедливое и заслуженное ни ими самими, ни другими членами общества. Поэтому такое наказание препятствовало бы исправлению лиц, подвергнутых лишению свободы, и противоречило бы выполнению задачи общего предупреждения преступлений. Следствием этого было бы не сокращение преступности, а только ее рост. Таким образом, от применения уголовной репрессии к лицам, не совершившим преступлений, будет не польза обществу, а только вред. Цель общего предупреждения преступлений не может быть достигнута и по другой причине. Собственно говоря, применение репрессии к лицам, признанным общественно опасными, но не совершившими преступлений, вообще сняло бы вопрос о достижении общего предупреждения преступлений. Общее предупреждение осуществляется ведь в отношении не всех граждан, а только тех, которые могут совершить преступление[243]. Но лица, которые могут совершить
преступление, как раз и являются общественно опасными. Поэтому, если бы концепция, допускающая возможность применения репрессии к лицам, не совершившим преступных действий, была бы признана обоснованной, в отношении таких лиц надо было бы осуществлять не общее, а специальное предупреждение преступлений. Для общего предупреждения вообще не осталось бы места. Но дело не только в этом. Общепредупредительное воздействие наказания может осуществляться только тогда, когда оно применяется к лицам, действительно совершившим преступления. Если бы оно применялось к иным лицам, т.е. к лицам, не совершившим общественно опасных действий, то, естественно, и другие граждане не могли бы видеть в ней кару за преступное поведение. Они могли бы увидеть в ней лишь кару за непреступное поведение. И поэтому такое наказание в некоторых случаях могло бы даже побудить и подтолкнуть граждан на совершение преступлений. Таким образом, привлечение к уголовной ответственности лиц, являющихся общественно опасными, но не совершивших еще преступлений, не могло бы выполнить ни одной из стоящих перед ней задач. Равным образом при этих условиях не могли бы обеспечить выполнение задачи предупреждения преступлений и иные карательные меры. Последнее замечание вызывается тем, что многие представители антропологической и социологической школ в науке уголовного права предлагали в свое время применять к социально опасным лицам не уголовное наказание, а меры безопасности, преследующие главным образом цели профилактики преступлений. Однако применение такого рода мер, как было показано выше, не только не способствовало бы борьбе с преступностью, но и причинило бы обществу большой вред. От того, что мы назовем уголовную репрессию другим названием, ее карательный характер не изменится. Не изменится и отношение к ней со стороны людей. Поэтому предупреждать преступное поведение со
стороны общественно опасных лиц, не совершивших преступных действий, следует не уголовной репрессией, а предупредительными и воспитательными мерами, не имеющими карательного характера[244]. Общий вывод из сказанного должен быть таким: для того, чтобы быть регулятором поведения человека, уголовная ответственность должна адресоваться к его действиям, а не к особенностям его личности. Без этого условия она не может регулировать человеческое поведение, а следовательно, и предупреждать совершение преступлений.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|