Здавалка
Главная | Обратная связь

Олимпийские игры Древней Греции



Старейшие, величайшие и значительнейшие Панэллинские атлетические состязания, которые праздновали в честь Зевса Олимпийского каждые 4 года летом в священной Олимпии на протяжении 1170 лет — с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э.

О возникновении легендарных празднеств в долине Алфея повествуют многие греческие мифы. Согласно самым древним, первые состязания устроили для себя первородные боги во главе с Кроном. Когда верховной власти над миром Крона лишил его сын Зевс, то в честь победы молодых богов над титанами воздвиг в Олимпии холм, назвал его именем своего отца и у подножья пелопоннесского Олимпа учредил атлетические игры.

Другие предания называют учредителями легендарных игр народных героев Пелопа и Геракла. Первый из них — внук Зевса и сын лидийского правителя из Малой Азии Тантала — прибыл на южный греческий полуостров, впоследствии названный его именем, встретил неподалеку от Олимпии прекрасную Гипподамию, дочь царя города Писы Эномая, у которого попросил руки девы. Ее отец, которому оракул предсказал смерть от руки зятя, предложил Пелопу испытание — состязание на колесницах. Юноша-пришелец принял вызов царя. Узнав, что Эномай поразил копьем уже 13 женихов во время гонок на 625 стадиев, Пелоп подкупил царского возничего, который заменил в оси колеса бронзовую чеку на восковую. В гонке от алтаря Посейдона в Коринфе до алтаря Зевса в Олимпии Эномай не смог настичь Пелопа и убить его: квадрига царя развалилась, а сам он погиб. Похоронив Эномая, Пелоп женился на Гипподамии, а получив власть над городом Писа учредил игры в Олимпии.

Согласно другим мифам, празднество атлетов учреждены (или возобновлены) Гераклом после того, как он совершил свой шестой подвиг — очищение скотного двора царя Элиды Авгия. Всего за день герой очистил стойла и загоны для бесчисленного царского стада, которые никто не убирал три десятка лет. И справился с этой работой, пустив воды реки Кладей в проломы стен скотного двора. Но царь не заплатил за уборку "авгиевых конюшен". Геракл наказал правителя Элиды — сразив его в сражении. Принеся жертвы богам — обитателям Олимпа, герой устроил в честь своего отца Зевса игры в Олимпии.

Поздние предания сообщают о возобновлении празднеств тремя пелопоннесскими правителями. Эту инициативу приписывают царю Элиды Ифиту, которому дельфийский оракул повелел устроить общеэллинские атлетические состязания, чтобы прекратить распри между греческими племенами. Царь элейцев заключил договор с Ликургом, законодателем соседней могущественной Спарты, и Клеосфеном, правителем города Писа. Согласно тройственному соглашению, Олимпия признавалась священным местом, игры и их участники получали покровительство верховного бога — Зевса Олимпийского. Текст договора был записан на бронзовом диске и отдан на хранение жрецам храма Геры в Олимпии.

Установление мира и восстановление игр в 884 г. до н. э. признано историческим фактом. Спустя столетие к пелопоннесскому договору присоединились другие греческие полисы и повсеместно признавалось священное перемирие на время олимпийских празднеств — экехерия. Ради национальных состязаний воюющие стороны складывали оружие. Атлеты, паломники и иностранные послы беспрепятственно передвигались по дорогам Эллады. Когда шли игры в Олимпии, ни в одном городе не разбирали судебных дел, а казни откладывались. Нарушителей экехерии подвергали штрафу.

Дата первых исторически достоверных Олимпийских игр — 776 год до н. э. Тогда же была начата запись имен победителей и установлена нумерация Олимпиад, проводившихся через каждые 1417 дней в високосный год, которые составляли четырехлетний цикл — Олимпиаду.

Празднества в Олимпии отмечались в священном месяце иеромении, начинавшемся с первого полнолуния после летнего солнцестояния и считавшимся началом года, что соответствует современному периоду конца июня — начала июля. О каждых предстоящих играх объявляли спондофоры — вестники храма Зевса. Эти древние дипломаты отправлялись в конце весны первого года Олимпиады в эллинские города метрополии и колонии, чтобы сообщить о времени открытия очередных игр и начале экехерии — трехмесячного олимпийского перемирия.

Участниками игр могли стать только свободнорожденные граждане греческого происхождения, не запятнавшие себя нарушением клятвы, бесчестием или иным преступлением. Ни рабы, ни варвары-иноземцы не имели права представлять свой город в Олимпии. Заявившим о своем участии в состязаниях по олимпийским правилам разрешалось готовиться в течение 10 месяцев. И им надлежало за месяц до начала игр прибыть в Олимпию, чтобы там доказать свою готовность к участию в главных состязаниях четырехлетия.

Помимо мужей, взрослых атлетов, в состязаниях могли участвовать "возмужалые" — эфебы, как называли греки подростков и юношей, не достигших 20-летнего возраста. На эфебов распространялись все традиции и установления, что и на мужей. Все участники жили вместе на окраине Альтиса — в гимнасии и палестре, ставших прообразом олимпийской деревни.

Все расходы, связанные с подготовкой к играм, пребыванием в Олимпии, включая обязательное участие в жертвоприношениях и других церемониях, брали на себя либо сами ателты, либо город, который он представлял.

Согласно традиции, женщины не имели права не только выступать на играх, но даже находиться на территории святилища Зевса во время празднества. На стадионе могла присутствовать лишь жрица богини Деметры. На ипподроме разрешалось выступать женщинам-возницам квадриг.

Руководство Олимпийскими играми возлагалось на элланодиков — распорядителей церемоний и судей состязаний, избиравшихся по жребию за год до начала праздника. Их решения о подготовке мест соревнований, о допуске атлетов, отборе и жеребьевке участников, об определении победителей и их награждении пересмотру не подлежали.

Программа древних Олимпийских игр формировалась на протяжении пяти веков. Первоначально состязания проводились в течение одного дня. В VII в. до н. э. к соревнованиям атлетов были добавлены гонки и скачки на ипподроме. В том же столетии получили доступ к Олимпии Эфебы. В V в. до н. э. олимпийская программа насчитывала 15 видов атлетических и гиппических состязаний.

 

Эволюция программы игр в Олимпии выглядит следующим образом:

Дромос (бег на 1 стадий) — 1-я Олимпиада (776 до н. э.)

Диаулос (двойной бег) — 14-я Олимпиада (724)

Долихос (долгий бег) — 15-я Олимпиада (720)

Борьба — 18-я Олимпиада (708)

Пентатлон — 18-я Олимпиада (708)

Кулачный бой — 23-я Олимпиада (688)

Гонки квадриг — 25-я Олимпиада (680)

Панкратий — 33-я Олимпиада (648)

Скачки верховых — 33-я Олимпиада (648)

Дромос (эфебы) — 37-я Олимпиада (632)

Борьба (эфебы) — 37-я Олимпиада (632)

Пентатлон (эфебы) — 38-я Олимпиада (628)

Кулачный бой (эфебы) — 41-я Олимпиада (616)

Гоплитодром (бег с оружием) — 65-я Олимпиада (520)

Гонки колесниц с парой коней — 93-я Олимпиада (408)

Конкурс глашатаев и трубачей — 96-я Олимпиада (396)

Гонки колесниц с парой мулов — 99-я Олимпиада (384)

Панкратий (эфебы) — 145-я Олимпиада (200)

 

 

Продолжительность игр также менялась из века в век: от одного дня в VIII в. до н. э. до пяти дней в V в. до н. э. и шести дней в позднейшее время. Наиболее распространенная версия распорядка игр по дням в классическую эпоху:

 

1-й день — Церемония открытия: жертвоприношение атлетов у алтарей Альтиса, клятва атлетов и элланодиков, бросание жребия состязаний в беге, единоборствах и конных ристаниях.

 

2-й день — Состязания эфебов (бег, борьба, кулачный бой, конные скачки). Борьба.

 

3-й день — Состязания в беге (дромос, диаулос, долихос). Кулачный бой. Панкратий.

 

4-й день — Гиппические состязания на ипподроме (гонки колесниц, скачки). Пентатлон. Гоптилодром.

 

5-й день — Церемония прощания с играми в Альтисе: шествия, жертвоприношения, возложение венков на победителей, пиры победителей и паломников.

 

Награждение олимпиоников на протяжении всей истории игр было самым волнующим событием. Церемониал возложения венков из двух ветвей священной оливы проходил в храме Зевса Олимпийского (в классический период — у главного входа в этот храм). При этом глашатай объявлял имя победителя. В Олимпии атлетов, занявших второе и третье места, не чествовали, т. к. их не определяли. Звание олимпионика было пожизненным. Имя непревзойденного атлета или конника вносилось в бассикалий — список победителей игр. На родине ему воздавались почести и милости, каких удостаивались цари и полководцы: поэты слагали хвалебные гимны, скульпторы ваяли статуи с посвятительными надписями на постаментах, соотечественники подносили щедрые дары. Среди прославленных атлетов древности наибольшей известности добились Леонид с острова Родос (12 побед в беге), Милон из Кротона (6 побед в борьбе), Диагор и его сыновья и внуки (10 побед в разных видах единоборств), Евагор из Спарты и Кимон из Афин (по 3 победы в гонках квадриг).

Авторитет и общественно-политическая значимость Олимпийских игр признавались во всем греческом мире. В дни празднеств Олимпия превращалась в неформальную столицу разобщенной нации. В святилище Зевса делегации государств и городов заключали важные мирные и торговые договора. Альтис становился центром интеллектуальной и культурной жизни благодаря встречам философов и ораторов, поэтов и скульпторов. В разные годы паломничество в Олимпию совершали мудрецы Фалес, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген, Хилон и Демокрит; скульпторы Мирон, Поликлет, Скопас, Лисипп и Пракситель; политические деятели Демосфен, Перикл и Фемистокл; поэты Пиндар, Симонид и Вакхилид, драматурги Софокл, Еврипид и Манандр; историки Геродот и Плутарх. Олимпийские празднества собирали цвет античного мира, привлекая также гостей со всего Средиземноморья и черноморских окраин.

Возникнув на исходе героической эпохи и обретя блеск в классический период, Олимпиады потеряли свою притягательность, пришли в упадок и, наконец, погибли в силу объективных причин и обстоятельств — прежде всего политических и экономических. Братоубийственные войны между греческими городами и союзами постоянно угрожали Олимпии. Моральный ущерб наносили играм политические конфликты и пороки греческой демократии.

После завоевания Эллады Македонией, а затем Римом Олимпия оказалась отрезанной от экономических центров на рубеже тысячелетий, до новой эры и новой эры. Гибель Олимпийских игр предопределила также смена приоритетов греческого воспитания: подготовка гармоничной личности потеряла практический смысл. Общеэллинские состязания превратились в зрелища для праздной толпы. Ее кумирами стали профессиональные атлеты, демонстрировавшие жестокость, моральное и физическое уродство. Коррупционные скандалы, ставшие повседневностью, уронили престиж игр. В римский период своей истории они обрели черты цирковых зрелищ.

Роковую роль в гибели Олимпийских игр сыграла ранняя христианская церковь. Господствовавшая в Римской империи религия, проповедовавшая аскетизм, призывала к борьбе с греховной телесностью языческих традиций и обычаев. Против Олимпийских игр с их поклонением языческим богам и культом красоты и силы был направлен Миланский эдикт 392 года римского императора Феодосия I, которым испанец по рождению и католик по вероисповеданию повелел запретить повсеместно олимпийское летоисчисление и проводить регулярные атлетические состязания. Как сообщают авторы IV в., во время 293-й и последней Олимпиады (393) легат Римского императора объявил в Олимпии об эдикте Феодосия всем собравшимся.

Человечество возвратило себе олимпийские празднества спустя 1503 года после трагической гибели древнегреческих Олимпийских игр.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.