Понятие социальной ответственности. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Социальное участие. Широко распространено мнение, согласно которому организация — это нечто большее, чем экономическая целостность. В соответствии с этой точкой зрения современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим относятся местное население, потребители, поставщики, средства массовой информации, общественные движения, союзы, партии, а также работники организации и держатели акций. Общественная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды. Согласно данной точке зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и законности. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий для решения социальным проблем, обязаны жертвовать средства на благо и совершенствование общества. В обществах развитых стран сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы оправдывать общественные ожидания. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и других сферах. Социальная ответственность. Социальные ожидания в отношении предпринимательства постепенно менялись, что, в свою очередь, приводило к изменениям нормативной базы предпринимательства. Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного участия организации в решении социальных проблем. Это участие лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же превышает эти требования. Так, кемеровские металлургические предприятия организовали безвозмездные поставки материалов для восстановления жилья и инфраструктуры в Чеченскую республику. Это можно считать примером социально ответственного поведения, поскольку никакой закон или регулирование не обязывали металлургов поступать таким образом. Достоинства и недостатки концепции социальной ответственности. Споры о роли предпринимательства в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности. Аргументы в пользу социальной ответственности: Благоприятные для предприятия долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут отвечать собственным интересам предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе, благополучном с социальной точки зрения, существуют хорошие условия для деятельности предприятий. Если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, то в долгосрочной перспективе они могут стимулировать рост и прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и общества формируется более привлекательный образ предприятия. 2. Изменение потребностей и ожиданий общественности. Связанные с предпринимательством социальные ожидания радикально изменились в последней четверти XX в. Чтобы преодолеть разрыв между новыми ожиданиями и реальными действиями предприятий, необходима их вовлеченность в решение социальных проблем. 3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку предпринимательство располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды. 4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности. Аргументы против социальной ответственности: 1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям. 2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, предприятия, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, теряют конкурентоспособность. 3. Недостаточный уровень отчетности перед общественностью. Поскольку управляющих общественность не выбирает, то они не должны отчитываться перед общественностью. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо — их социальную вовлеченность. До тех пор пока общество не разработает порядок прямой отчетности предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными. 4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сфеpax экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях. Тенденции практики управления. Исследования отношений руководящих работников крупных предприятий к социальной ответственности показывают, что наметился сдвиг в сторону ее повышения. Все больше опрашиваемых руководителей считают, что давление в направлении повышения социальной ответственности реально, что оно имеет большое значение и будет усиливаться. Представителям высшего руководства предприятий приходится все больше участвовать в работе местных сообществ на добровольной основе и по заданиям органов власти и управления разных уровней. Препятствия. Большим препятствием в разработке программ социальной ответственности руководители называют требования рядовых работников по увеличению оплаты, менеджеров и внешних акционеров по увеличению доходов на принадлежащие им акции. Стремление к скорейшему увеличению прибыли и доходов заставляет управляющих ограничивать ресурсы на программы, обусловленные социальной ответственностью. Компромиссный подход. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу общества, в котором функционируют предприятие и его подразделения, на пользу общества в целом. Для успешного управления организация должна участвовать в решении проблем, возникающих в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Это способствует повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общему улучшению состояния общества. Организации должны анализировать собственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере. Однако не подлежит сомнению, что прибыль важна для выживания предприятий, а рост объемов производства и реализации товаров и услуг наиболее важен для достижения подлинного успеха. Для любого предприятия на первом месте стоит успех и выживание и только на втором — проблемы общества. Если предприятие не способно вести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности становится риторическим. Но как бы то ни было, организации должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Социальная ответственность для предприятия означает нечто большее, чем просто филантропическая деятельность. Подразумевается, что организация действует ответственно и в согласии с заботами и надеждами общества. Практика показывает, что серьезных успехов, как правило, добиваются те организации, которые руководствуются концепцией социальной ответственности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|