Основные характеристики группы.
Структура группы – это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, значение в группе. Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях, но и на профессионально-квалификационных оценках, половозрастном составе. Статус — положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), например, победитель конкурса «Лучший по профессии», а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус), уважение, соответствующее заслугам, знаниям и т.п.). Роли.Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роль - определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой. Роли могут быть: · предполагаемыми (ожидаемыми) — это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой; · воспринимаемыми — модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность; · предписанными— фактическая модель поведения члена группы. Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как правило, всеми ее членами. Люди исполняют неформальные роли группового поведения в соответствии со своими личностными способностями и внутренним призванием. Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей. Американский исследователь М. Белбин выделяет следующие возможные роли членов группы: генератор идей, инноватор, координатор, двигатель («погонщик»), наблюдатель-контролер, душа команды, реализатор, завершитель, специалист. Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей. Таблица 3 - Характеристика ролей в команде по Белбину
М. Белбин считает, что группа, где есть исполнители всех девяти ролей, готова к выполнению любого задания. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен там, где имеют место быстрые изменения содержания работы. Каждому из нас приходится играть не одну, а несколько ролей. Например, менеджер по персоналу одновременно может являться председателем комиссии по разрешению трудовых споров, членом комиссии по высвобождению рабочей силы с предприятия, вице-президентом Ассоциации специалистов кадровых служб. К тому же он может выполнять еще целый ряд социальных ролей: мужа, отца, сына, брата, а также председателя садового товарищества или капитана футбольной команды. В ряде случаев эти роли могут оказаться несовместимыми и противоречить одна другой. Там, где поведение работника приходит в противоречие с тем, чего от него ожидают окружающие, возникает ролевой конфликт. Типичный пример - работающая женщина, которой с трудом удается совмещать успешное выполнение своей роли на производстве с теми стереотипами, которые существуют в обществе и семье относительно ее роли жены и матери. Типы ролевых конфликтов: · «личность-роль» - когда человек не оправдывает ожиданий группы или, наоборот, группа не оправдывает ожиданий личности. Ему не по душе ее нравственные установки, роли и статусы; внутри роли. Если, например, человек является по должности начальником и ему приходится уволить одного из членов группы, но тот, кого надо уволить, является его другом. Таким образом, человек оказывается «между двух огней». Он разрывается между своими ролями начальника и друга; · между ролями - противоречия между ожиданиями от тех ролей, которые выполняет человек, например, у неформально сформировавшейся группы имеются абсолютно другие цели, нежели у формальной организации, внутри которой создана данная группа. Нормы- общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими. Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т. п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер. Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это обусловлено тем, что, соблюдая нормы, человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются. Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации. Условно может быть выделено три совокупности норм. Первая совокупность норм касается непосредственно выполнения работы и ее качества (какова интенсивность работы, насколько терпимо группа относится к браку и просчетам в работе, нарушению сроков выполнения заданий и т.п.). Вторая совокупность норм касается таких внешних факторов, как форма одежды (некоторые коллективы для поддержания определенного имиджа достаточно жестко регламентируют форму одежды сотрудников и ее цвет), отношение к сверхурочной работе (в ряде случаев она поощряется; но может рассматриваться и как неумение организовать на должном уровне собственную работу и работу подчиненных) и др. Третью совокупность образуют нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы. В одних группах, например, все се члены имеют одинаковый доступ к компьютерам и другому офис ному оборудованию, в других этот доступ зависит от продолжительности работы в данном коллективе и занимаемого положения. Для того чтобы быть принятым в группу и чувствовать ее поддержку, необходимо уметь приспосабливаться к ее нормам. Обычно сама группа оказывает определенное давление и пытается скорректировать поведение тех своих членов, которые поступают вопреки нормам и правилам, существующим в ней. Лидерство– способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации. В формальной группе лидером выступает руководитель. Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико. Лидеры во многом определяют моральный климат, формирует основные принципы взаимодействия, он имеет право поощрять или наказывать членов группы по результатам работы. В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе. Групповые процессы— процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку. Конфликтность— различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту. К ситуационным характеристикам группы относятся: Размер группы. Исследования показали, что группы, состоящие из 5-7 человек, как правило, наиболее эффективны. С одной стороны, они являются достаточно большими, чтобы принимать разносторонние решения, учитывающие опыт и мнения коллектива, а с другой - в такого рода группах хорошо виден вклад каждого. К тому же в таких группах обычно не возникает субгрупп и на выработку коллективного решения требуется не так много времени. Специалисты также считают оптимальным, если такие группы включают в себя нечетное количество членов, что облегчает групповое принятие решений. Сувеличением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам групп не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими. В группах из 2-3 человек возникает напряженность между ее членами, они обеспокоены слишком очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения. Пространственное расположение.Характеризует размещение людей во время работы по отношению друг к другу: сидят лицом или спиной друг к другу. Важны три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотношения между человеком и группой: · наличие постоянного места или территории; · личное пространство, в котором находится только данный человек; · взаимное расположение рабочих мест. Задачи, решаемые группой.Их содержание определяет специфику работы группы и организацию группового процесса. Особенно важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности. Система вознагражденийдолжна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как заслуженное и побуждать к выполнению общих задач.
5. Групповая сплоченность. Групповая сплоченность - одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой. Как правило, чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов работы, то эффективная деятельность группы обеспечивает и эффективность деятельности организации. На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно снизить. Таблица 4 – Факторы, влияющие на групповую сплоченность
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|