Здавалка
Главная | Обратная связь

Личность как субъект и объект общественных отношений.



Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.

Философская антропология (ФА) – специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.

Предметом изучения начинает выступать не бытие само по себе, а сущность человеческого бытия. Исходная идея ФА заключается в вопросе о том, что есть человек. Человеческое понимаемо только исходя из него самого. Следовательно, нельзя рассуждать о человеке «частично». Цель ФА – дать целостное, а не совокупное знание о человеке, дать анализ физического, психического, духовного (и божественного) начал человека, вскрыть те силы, которые движут им, а главное – благодаря которым движется он. Кризис общества, с точки зрения большинства представителей ФА, есть проявление и результат кризиса личности. Корни проблематичности человеческого бытия заключены в почти абсолютном игнорировании биологической подосновы, телесности человека, того, что кроме рассудка, разума, сознания, он обладает телом, того, что он есть животное, хотя и специфическое. Человек изначально вписан в мир, но в силу своей природной недостаточности не может быть объяснен из природы, центрирован в ней. Он трансцендирован вовне, вынужден искать центр вне себя; будучи лишенным основания, он вынужден постоянно преодолевать «ничто».

 

Уровни бытия человека: соотношение биологического и социального.

Бытие – основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее.

1) биологизаторский подход. Согласно ему абсолютизируется естественное свойство человека. Социальный дарвинизм: переносят законы природы на общество: законы биологического развития определяют развитие общества. Социобиология – социальное поведение обусловливает сугубо биологическими факторами. Сознательная жизнь подчинена реальности врожденных инстинктов: выживание, голод, размножение. Все определяют гены человека. Морфологические признаки не имеют значения для биологического развития.

2) социологизаторский подход. Согласно ему абсолютизируется социальное в человеке. Платон: человек в полной мере подчинен инетерсам целого (государства), индивидуальность растворяется в этом целом. Мор: человек превращается в абстрактную социологическую схему. Маркс: подчеркивал социальную сущность человека, но не игнорировал природу человека; деятельность рассматривал как способ существования и развития общества.

Человек – соотношение природного и социального. Ущербность любой из граней одинаково губительна для человека.

 

Личность как субъект и объект общественных отношений.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Личность является в одно и то же время объектом и субъектом.

Личность как объект. Находится под влиянием различных отношений (экономических, трудовых), складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Находится также в сфере политических отношений. Находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология формирует психологию личности, ее мировоззренческие взгляды, социальные установки. На психологию личности также влияет психология социальной группы, в которую входит личность. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения, воспитания, СМИ.

Личность как субъект. Личность – деятельность общественного развития. Вступая в различные общественные отношения личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости. Историческая необходимость личности не исключает ни самобытности личности. Ни ее ответственности за сове поведение перед обществом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.