Здавалка
Главная | Обратная связь

Неклассическая и постнеклассическая (современная) картина мира.



Картина мира– сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и развития, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципах и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечеством.

Неклассическая картина мира. Пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX веков. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая.

- Методы зависят от объекта

- Методы связывались не только с объектом.

- При изучении объекта учитываются приборы, способы и сам акт изучения. Цель добиться адекватного описания.

- Методологический плюрализм

- Системность

- Влияние человека не устранимо

- Реальность: а) потенциальная (нами не воспринимается, но также очень важна) б) актуальная (реализуется в акте наблюдения)

Открытия: электромагнитные волны Герцена; электромагнитное излучение Рентгена, теория относительности Эйнштейна.

Постнеклассическая картина мира – В XX века цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. Стало очевидно, что наука не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивилизации. Изменились не только отношения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука.

Разработана с учетом достижений бельгийской школы Ильи Пригожина. Основу составляет термодинамика неравновесных нелинейных открытых систем, идея универсального эволюционизма.

Идеи: единство мира заключается в том, что на всех уровнях организации действуют общие законы, системное видение мира, случайное и необходимое, самопроизвольный переход к упорядоченному состоянию, самоорганизация включает генерацию и эволюцию, системность.

Признаки: изменяется характер научной деятельности, распространение междисциплинарных исследований, повышение роли социальных и экономических факторов, обозначились человеческие ориентации.

Синергетика(междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем ) природа структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем, связь между ними через хаотическое состояние, неравновесность необходимое условие развития, когда нелинейные системы объединяются, образуется новая система, при переходе от хаоса к порядку все системы ведут себя одинаково, случайность, мир развивается как маятник от хаоса к порядку, диалектика – всё развивается по спирали.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.