Концепции исторического процесса.
Взгляды на прошлое и будущее человечества, на его движущие силы и законы вылились в следующие философские концепции: Теологический подход – сложился в средние века – человеческая история есть борьба двух враждебных царств – светского и божьего. Главная движущая сила истории – внеисторическое божественное поведение. Метафизический подход – считает движущей силой истории трансцендентальную закономерность или судьбу. Судьба – высшая сила в виде природы и её закономерности, это предопределённость событий и поступков. Идеалистический подход – исходит из того, что основа истории – идеи, т. е. общество развивается благодаря наличию идей. Натуралистический поход – основа истории – природа человека (побуждения и страсти) и среда обитания человека. Психологизм – общество конструируется по образу и подобию индивида, т. е. общество – некий организм, который развивается по определённым законам. По Фрейду главными инстинктами человека являются эрос (жизни) и тонакос (смерти). Их борьба лежит в основе социального бытия. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества. Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам. Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который, в свою очередь, изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Цивилизационный подход. Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д. Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал. Функции цивилизаций: 1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории. 2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени. Специфичность цивилизации придает духовный фактор. Отличие формации и цивилизации: для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций. формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве. Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико- экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д. Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств. Возникновение цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подхода считается Макс Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”. Цивилизационный подход очень многое объясняет в человеческой истории. Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и Востока.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|