Тактика «пробного шара». ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Данный тактический прием состоит в том, что предложения на переговорах формулируются не в виде конкретного предложения, а в виде идеи («а что, если мы попробуем сделать так»). Описанные тактические приемы имеют как преимущества, так и недостатки. Например, применение давления и угроз может иметь результат. Но если они не имеют под собой реальных оснований, то теряют силу и, скорее всего, не смогут быть применены еще раз. Сами соглашения, основанные на угрозах, вынуждены и поэтому непрочны и недолговечны. Тактические приемы, применяемые в процессе переговоров, постоянно совершенствуются, появляются их новые виды. В конечном итоге их сочетание зависит от опыта и искусства переговорщиков, целей и задач переговоров.
13. Дипломатические приемы, их подготовка и проведение В международной практике дипломатические приемы являются одной из общепринятых и распространенных форм деятельности дипломатических представительств, ведомств иностранных дел, а также законодательных и исполнительных органов власти. Кроме сугубо представительского значения, дипломатические приемы являются важнейшим средством установления, поддержания и развития контактов официальных властей с дипломатическим корпусом и иностранными журналистами. Дипломатические приемы проводятся в ознаменование каких-либо событий: национальные праздники иностранных государств, важнейшие юбилейные и памятные даты в истории государства, годовщины установления дипломатических отношений, подписания двусторонних или многосторонних договоров и соглашений основополагающего характера и т.д. Другой повод для проведения приема — оказание почестей или гостеприимства высшим государственным должностным лицам, находящейся с визитом в стране делегации, а также деятелям науки, культуры, искусства. В отдельных случаях дипломатические приемы могут проводиться и в порядке повседневной деятельности, независимо от каких-либо событий. Действующая протокольная практика подразделяет дипломатические приемы в зависимости от повода и времени проведения на следующие основные виды: «Бокал шампанского» (с 12 до 13 часов), «Завтрак» (между 12 и 15 часами), «Чай» (между 16 и 18 часами), «Коктейль» или «Фуршет» (начало — в интервале от 17 до 18 часов, продолжительность — два часа), «Обед» (начинается в промежуток времени от 20 до 21 часа и длится два-три часа), «Ужин» (после 21 часа). В российской протокольной практике такой вид дипломатического приема как «Ужин» в настоящее время практически не используется. Официальный обед может быть проведен начиная с 19 часов. В последнее время в дипломатическом протоколе все чаще используется такая разновидность приема как «Обед-буфет», при котором гости сами выбирают блюда с общего стола, а затем свободно рассаживаются по своему выбору. Это одна из наиболее демократичных форм вечернего дипломатического приема, поскольку в иных случаях строгое соблюдение принципа рассадки по протокольному старшинству является одним из важнейших правил, требующих неукоснительного соблюдения. На полученные приглашения достаточно часто требуется обязательный ответ. В таком случае в правом нижнем углу пригласительного билета содержится просьба об ответе (часто это делается с использованием протокольной французской аббревиатуры R.S.V.P., что означает «Просьба ответить»). Обычно это делается при проведении приемов с рассадкой, а также при приглашении на прием по случаю национального праздника, когда для хозяина важно знать не только число гостей принявших приглашение, но и их состав. Отсутствие ответа на подобное приглашение расценивается в дипломатическом протоколе как верх неучтивости. Надо иметь в виду, что подготовка каждого протокольного мероприятия — дело непростое и ответственное. Даже организовать классический прием типа «Обед» требует особых усилий и внимания практически всех подразделений дипломатического учреждения. Необходимо предусмотреть продолжительность мероприятия, порядок приглашения, встречи у входа и сопровождения гостей в зал, их представления и размещения за столом. Следует заблаговременно решить вопрос о сервировке и содержании стола, где и как будет подаваться аперитив, кто и в какой последовательности будет получать слово для приветствия и провозглашения тоста. Не менее тщательного осмысления требует и процедура прощания с гостями. Строгость, продуманность, доброжелательность атмосферы — важнейшие характеристики каждого протокольного мероприятия. Любой дипломатический прием, проводимый зарубежным представительством в стране пребывания, имеет, в конечном счете, политический характер. Уровень присутствия на приеме представителей исполнительной и законодательной власти является показателем отношений между государствами. Общепринятые нормы международной вежливости в отношении уровня присутствия высших должностных лиц на приемах предлагают выдерживать, как правило, принцип взаимности. 14. Прием иностранных делегаций в Российской Федерации Прием иностранных делегаций высшего и высокого уровня требует большой подготовительной работы. Заблаговременно должны быть согласованы сроки визита, его программа, численность и состав делегации, а также все организационно-финансовые вопросы (оплата пребывания, размещение, питание, транспорт и т.п.). Следует также заранее определить источники финансирования и составить необходимую смету расходов. В практике международных обменов принято исходить из строгого соблюдения принципа взаимности при согласовании всех организационно-финансовых вопросов. В аэропорту (на вокзале) иностранного гостя встречает (провожает) у трапа самолета, как правило, глава администрации субъекта Российской Федерации. Если главный гость прибывает с супругой, то целесообразно предусмотреть участие во встрече (проводах) супруги главного встречающего с российской стороны (в случае ее отсутствия - супруги одного из высших должностных лиц субъекта Российской Федерации, принимающего участие во встрече). Супруге гостя преподносится букет цветов. На встрече в аэропорту (на вокзале) могут присутствовать главы консульских представительств зарубежных стран, аккредитованные в столице субъекта Российской Федерации, а также другие деловые партнеры страны гостя, имеющие свои представительства в регионе (по согласованию). При встрече (проводах) каких-либо воинских почестей не предусматривается, почетный караул не выстраивается, гимны не исполняются. Не предусматривается также обмен речами. В аэропорту (на вокзале) при встрече ( проводах) могут быть подняты флаги страны гостя, Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. После завершения церемонии встречи главное встречающее лицо с российской стороны сопровождает гостя в автомашине до отведенной ему гостевой резиденции (гостиницы). В случае прибытия гостя с супругой ее сопровождает в отдельной автомашине супруга главного встречающего с российской стороны. На автомашине главы делегации могут быть установлены флажки страны гостя. Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (по согласованию). Главы иностранных делегаций, принимаемые в субъектах Российской Федерации, могут размещаться в специально отведенной гостевой резиденции или гостинице. Над резиденцией главы делегации может быть поднят флаг страны, которую он представляет. Вопрос о поднятии флагов в аэропорту (на вокзале), над резиденцией гостя, а также флажков на его автомашине должен быть заранее согласован. В ходе визита в регион иностранной делегации высшего и высокого уровня может быть предусмотрено проведение переговоров (беседы). Переговоры ведет, как правило, руководитель субъекта Российской Федерации или другое уполномоченное им должностное лицо в зависимости от уровня иностранной делегации и характера переговоров. Состав участников переговоров и бесед с российской стороны определяется руководителем субъекта Российской Федерации и доводится до сведения прибывающей иностранной делегации (это может быть сделано и заранее в ходе подготовки соответствующего визита). В случае, если в столице субъекта Российской Федерации или других городах региона, посещение которых предусмотрено программой визита, имеется воинское захоронение (могила Неизвестного солдата), то при составлении программы визита может быть предусмотрена церемония возложения венка. Этот вопрос должен специально согласовываться со стороной гостя в процессе подготовки визита. В ходе визита в регион программой пребывания, как правило, предусматривается проведение обеда (завтрака) или другого протокольного мероприятия аналогичного характера от имени руководителя субъекта Российской Федерации в честь главы иностранной делегации, на который приглашаются основные сопровождающие его лица. Состав участников мероприятия с российской стороны определяется программой визита. На него приглашаются высшие должностные лица субъекта Российской Федерации, участники переговоров и бесед, а также местные руководители, с которыми у гостя состоялись встречи во время пребывания в регионе. Если на протокольное мероприятие иностранный гость приглашается с супругой, то следует предусмотреть приглашение на него супруг ряда высших должностных лиц субъекта Российской Федерации. Во время обеда (завтрака) может быть предусмотрен обмен краткими тостами. Ответное протокольное мероприятие со стороны гостя не предусматривается. В ходе визита в регион гостю может быть предложена культурная программа (осмотр местных достопримечательностей, посещение театра, музеев и других культурных учреждений). Во время посещения театра с российской стороны гостя сопровождает руководитель субъекта Российской Федерации или одно из высших должностных лиц региона. В ходе визитов иностранных делегаций высшего (высокого) уровня может быть предусмотрено вручение гостю и сопровождающим лицам памятных подарков от имени руководителя субъекта Российской Федерации. При этом следует учитывать сложившийся уровень отношений, местные традиции и обычаи, а также принцип взаимности.
15. Дипломатические привилегии и иммунитеты Прежде всего это личная неприкосновенность. Дипломатический служащий не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Личная неприкосновенность является самым важным иммунитетом, из которого вытекают все остальные иммунитеты и привилегии, которые и являются надежной гарантией нормального осуществления им дипломатических функций. Хотя в реальной практике недопустимость ареста или задержания в определенной степени обеспечивает безопасность тех дипломатов, которые занимаются незаконной деятельностью в государстве пребывания. В связи с этим в практике подавляющего большинства стран в качестве одного из способов пресечения незаконной деятельности дипслужащих применяется так называемый «захват с поличным». После чего следует обмен нотами протеста и выдворение такого работника из страны пребывания. Для обеспечения эффективной работы дипслужащих необходимо обеспечить их личную безопасность, повысить защиту от посягательств частных лиц, особенно в связи с резким усилением в последние годы терроризма. Впервые этот вопрос рассматривался на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с решением которой в 1973 г. была открыта для подписания Конвенция «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой». Конвенция вступила в силу 20 февраля 1977 года. Особая ответственность за обеспечение реальной защиты дипломатов от посягательств частных лиц ложится, естественно, на государство пребывания. В случае же свершения преступления, наказание виновных осуществляется в соответствии с нормами национального уголовного законодательства. В Конвенции 1973 г. содержится перечень преступлений, за которые должны предусматриваться повышенные санкции. Это убийства, похищения и другие противоправные действия против личности или свободы дипломата; насильственные нападения на жилые помещения и транспортные средства дипломата; угрозы и попытки такого нападения, а также соучастие в нем. Освобождение от уголовной, гражданской и административной ответственности перед государством пребывания не означает, что дипломаты всегда остаются безнаказанными в случае совершения ими противоправных действий. Не случайно в международном праве содержится норма, согласно которой иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Следовательно, дипломатический служащий, совершивший правонарушение, может быть привлечен к ответственности и в аккредитующем государстве, если об этом будет достигнута договоренность с государством пребывания. Однако более эффективной возможностью обеспечить реальное наказание провинившемуся служащему является привлечение его к ответственности в государстве пребывания в соответствии со ст. 32 Конвенции 1961 г., которая установила, что «от иммунитета и юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом, аккредитующее государство может отказаться». Таким образом, международно-правовая норма четко определила, что отказываться от иммунитетов дипломата может только аккредитующее государство, но не сам дипломат. Заявленный аккредитующим государством отказ не может быть взят обратно, а дипломат обязан подчиниться решению, принятому аккредитующим государством. Причем согласие дипломата на отказ от иммунитетов не требуется. Вопросы, касающиеся иммунитетов обслуживающего персонала, в разных странах решаются по-разному. Одни государства (Великобритания, Дания, Индия, США и др.) предоставляют, правда, в различных объемах, иммунитеты обслуживающему персоналу. Другие (Франция, Италия, Швейцария) никаких иммунитетов обслуживающему персоналу не предоставляют. Конвенция 1961 г. закрепила по существу компромиссное решение по данному вопросу. В ней зафиксировано, что члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Однако они не освобождаются от трудовых и воинских повинностей. В Конвенции 1963 г. (п. 1 ст. 43) говорится, что консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания «в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций». Отсюда следует, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функционально-служебный характер. А это означает, что если консульское должностное лицо совершило правонарушение не при исполнении служебных обязанностей, то оно не освобождается от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. А, следовательно, может быть привлечено к ответственности в стране пребывания и по ее законам. Итак, консульские должностные лица неприкосновенны при исполнении функциональных (служебных) обязанностей и государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением, принимать надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». В случае ареста, его задержания или предварительного заключения или возбуждения против него уголовного дела, власти государства пребывания обязаны немедленно уведомить об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство по дипломатическим каналам. Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Консул также может быть вызван в местные компетентные органы, но и при этом ему оказывается уважение и государство пребывания не должно чинить ему препятствий в выполнении консульских функций. Вопросы, относящиеся к консульским иммунитетам и привилегиям, регулируются не только Венской Конвенцией 1963 г., но и двусторонними консульскими конвенциями. Причем некоторые определения по одному и тому же вопросу далеко неоднозначны, решаются по-разному. Так, неприкосновенностью и полным иммунитетом от юрисдикции страны пребывания пользуется только глава консульского учреждения в Италии и Норвегии; иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания пользуются консульские должностные лица в Японии и Швеции; иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, а значит не подлежат аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме консульские должностные лица и члены их семей в Беларуси, Польше, Литве, КНДР. Практически во всех двусторонних консульских конвенциях зафиксировано, что государство пребывания относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Эта защита в равной мере относится и к членам их семей. Имеются различия и в вопросах свободы передвижения консульских должностных лиц. Ряд конвенций разрешает свободу поездок по всей территории страны пребывания, а другие — только на территории консульского округа. Свои особенности имеются и в решении налоговых и таможенных вопросов. В Конвенции 1963 г. зафиксировано, что консульские должностные лица и проживающие вместе с ними члены семей, освобождаются (за некоторыми исключениями) от налогов, сборов и личных, имущественных, государственных, районных и муниципальных пошлин. Таможенные пошлины не взимаются с предметов личного пользования, включая предметы, предназначенные для его обзаведения. От досмотра освобождается личный багаж, следующий вместе с ними. Личный багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если имеются серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законами и правилами государства пребывания. Причем досмотр должен производиться только в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи. Консульские должностные лица освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей: реквизиции, контрибуции, военного постоя. Это также относится к членам семей консульских должностных лиц, проживающих вместе с ними. Значительную часть личного состава консульского учреждения составляет административно-технический и обслуживающий персонал консульств. Некоторые из них, например, делопроизводители, секретари-референты и особенно шифровальщики обладают таким объемом важной информации, что их нельзя сравнивать с отдельными консульскими должностными лицами. Не случайно Конвенция 1963 г. определяет, что консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных ими при выполнении консульских функций. Такой объем иммунитетов фактически равен иммунитетам консульских должностных лиц. Их иммунитеты и привилегии носят функциональный (служебный) характер и распространяются на действия, которые совершаются консульскими служащими при исполнении своих функциональных обязанностей. Однако следует иметь в виду, что иммунитеты консульских служащих и работников обслуживающего персонала, как впрочем, и консульских должностных лиц разных стран в одном и том же государстве пребывания не одинаковы, а иногда существенно отличаются друг от друга. В двусторонних конвенциях даже деление работников консульских* учреждений на категории неоднозначно и является условным. Например, в конвенциях России с Беларусью, Польшей, Литвой, Францией, Италией работники консульских учреждений делятся на три категории (консульские должностные лица, консульские служащие, обслуживающий персонал), а в конвенциях с Финляндией, Швецией, Норвегией, Великобританией, Японией — на две категории (консульские должностные лица, сотрудники консульского учреждения). В Конвенции с ФРГ к консульским должностным лицам отнесены секретари и референты, а к сотрудникам консульства — сотрудники канцелярии, переводчики, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяйством, шоферы и другой обслуживающий персонал. В Соглашении России с КНР вообще нет деления на категории. Включение в ту или иную категорию сотрудников консульского учреждения, фактически зависит от аккредитующего государства, позиция которого может не совпадать с позицией государства пребывания. Само консульство и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста и реквизиции также как и дипломатические представительства, и их персонал. В то же время в двусторонних конвенциях Российской Федерации с некоторыми другими странами неприкосновенность жилых помещений, а также средств передвижения административно-технического и обслуживающего персонала вообще не регламентирована. Особо следует сказать о таможенных привилегиях. Сотрудники и члены их семей консульств США, Китая, Швеции, Норвегии и Финляндии освобождены от таможенных пошлин наравне с административно-техническим персоналом посольств. Консульские работники из КНДР кроме пошлин освобождены также и от досмотра на таможне. Для сравнения отметим, что административно-технический персонал консульств Беларуси, Литвы, Франции и Италии освобожден от таможенных пошлин только на предметы, которые предназначены для первоначального обзаведения. Из приведенных фактов видно, что практика различных государств в регулировании вопросов, связанных с иммунитетами административно-технического и обслуживающего персонала загранучреждений неоднозначна. Однако она не противоправна. В Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. зафиксировано, что дискриминация отсутствует, если страна пребывания применяет положения Венской Конвенции ограничительно, если по обычаю или по соглашениям государства предоставляют друг другу режим, более благоприятный, чем тот, который требуется положениями Венской Конвенцией. Аналогичная правовая норма сформулирована и в Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Их особенностью является то, что лица, на которых они распространяются, не могут отказаться от них по своему желанию. Право отказа принадлежит аккредитующему государству, причем такой отказ должен быть явно выражен. Однако указанные привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для высокоэффективного осуществления функций дипломатических и консульских представительств как органов, представляющих интересы своих государств.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|