Здавалка
Главная | Обратная связь

Тактика «пробного шара».



Данный тактический прием состоит в том, что предложения на переговорах формулируются не в виде конкретного предложения, а в виде идеи («а что, если мы попробуем сделать так»).

Описанные тактические приемы имеют как преимущества, так и недостатки.

Например, применение давления и угроз может иметь результат. Но если они не имеют под собой реальных оснований, то теряют силу и, скорее всего, не смогут быть применены еще раз. Сами соглашения, основанные на угрозах, вынуждены и поэтому непрочны и недолговечны.

Тактические приемы, применяемые в процессе переговоров, постоянно совершенствуются, появляются их новые виды. В конечном итоге их сочетание зависит от опыта и искусства переговорщиков, целей и задач переговоров.

 

13. Дипломатические приемы, их подготовка и проведение

В международной практике дипломатические приемы являются одной из общепринятых и распространенных форм деятельности дипломатических представительств, ведомств иностранных дел, а также законодательных и исполнительных органов власти. Кроме сугубо представительского значения, дипломатические приемы яв­ляются важнейшим средством установления, поддержания и раз­вития контактов официальных властей с дипломатическим корпу­сом и иностранными журналистами.

Дипломатические приемы проводятся в ознаменование каких-либо событий: национальные праздники иностранных государств, важнейшие юбилейные и памятные даты в истории государства, годовщины установления дипломатических отношений, подписа­ния двусторонних или многосторонних договоров и соглашений основополагающего характера и т.д. Другой повод для проведения приема — оказание почестей или гостеприимства высшим государ­ственным должностным лицам, находящейся с визитом в стране делегации, а также деятелям науки, культуры, искусства.

В отдельных случаях дипломатические приемы могут прово­диться и в порядке повседневной деятельности, независимо от каких-либо событий.

Действующая протокольная практика подразделяет дипломати­ческие приемы в зависимости от повода и времени проведения на следующие основные виды: «Бокал шампанского» (с 12 до 13 часов), «Завтрак» (между 12 и 15 часами), «Чай» (между 16 и 18 часами), «Коктейль» или «Фуршет» (начало — в интервале от 17 до 18 часов, продолжительность — два часа), «Обед» (начинает­ся в промежуток времени от 20 до 21 часа и длится два-три часа), «Ужин» (после 21 часа). В российской протокольной практике такой вид дипломатического приема как «Ужин» в настоящее время практически не используется. Официальный обед может быть проведен начиная с 19 часов.

В последнее время в дипломатическом протоколе все чаще ис­пользуется такая разновидность приема как «Обед-буфет», при ко­тором гости сами выбирают блюда с общего стола, а затем свобод­но рассаживаются по своему выбору. Это одна из наиболее демо­кратичных форм вечернего дипломатического приема, поскольку в иных случаях строгое соблюдение принципа рассадки по прото­кольному старшинству является одним из важнейших правил, тре­бующих неукоснительного соблюдения.

На полученные приглашения достаточно часто требуется обя­зательный ответ. В таком случае в правом нижнем углу пригласи­тельного билета содержится просьба об ответе (часто это делается с использованием протокольной французской аббревиатуры R.S.V.P., что означает «Просьба ответить»). Обычно это делается при проведении приемов с рассадкой, а также при приглашении на прием по случаю национального праздника, когда для хозяина важно знать не только число гостей принявших приглашение, но и их состав. Отсутствие ответа на подобное приглашение расцени­вается в дипломатическом протоколе как верх неучтивости.

Надо иметь в виду, что подготовка каждого протокольного ме­роприятия — дело непростое и ответственное. Даже организовать классический прием типа «Обед» требует особых усилий и внимания практически всех подразделений дипломатического учрежде­ния. Необходимо предусмотреть продолжительность мероприятия, порядок приглашения, встречи у входа и сопровождения гостей в зал, их представления и размещения за столом. Следует заблаго­временно решить вопрос о сервировке и содержании стола, где и как будет подаваться аперитив, кто и в какой последовательности будет получать слово для приветствия и провозглашения тоста. Не менее тщательного осмысления требует и процедура прощания с гостями.

Строгость, продуманность, доброжелательность атмосферы — важнейшие характеристики каждого протокольного мероприятия. Любой дипломатический прием, проводимый зарубежным пред­ставительством в стране пребывания, имеет, в конечном счете, по­литический характер. Уровень присутствия на приеме представите­лей исполнительной и законодательной власти является показате­лем отношений между государствами. Общепринятые нормы меж­дународной вежливости в отношении уровня присутствия высших должностных лиц на приемах предлагают выдерживать, как прави­ло, принцип взаимности.

14. Прием иностранных делегаций в Российской Федерации

Прием иностранных делегаций высшего и высокого уровня требует большой подготовительной работы. Заблаговременно должны быть согласованы сроки визита, его программа, численность и состав делегации, а также все организационно-финансовые вопросы (оплата пребывания, размещение, питание, транспорт и т.п.). Следует также заранее определить источники финансирования и составить необходимую смету расходов. В практике международных обменов принято исходить из строгого соблюдения принципа взаимности при согласовании всех организационно-финансовых вопросов.

В аэропорту (на вокзале) иностранного гостя встречает (провожает) у трапа самолета, как правило, глава администрации субъекта Российской Федерации. Если главный гость прибывает с супругой, то целесообразно предусмотреть участие во встрече (проводах) супруги главного встречающего с российской стороны (в случае ее отсутствия - супруги одного из высших должностных лиц субъекта Российской Федерации, принимающего участие во встрече). Супруге гостя преподносится букет цветов.

На встрече в аэропорту (на вокзале) могут присутствовать главы консульских представительств зарубежных стран, аккредитованные в столице субъекта Российской Федерации, а также другие деловые партнеры страны гостя, имеющие свои представительства в регионе (по согласованию). При встрече (проводах) каких-либо воинских почестей не предусматривается, почетный караул не выстраивается, гимны не исполняются. Не предусматривается также обмен речами.

В аэропорту (на вокзале) при встрече ( проводах) могут быть подняты флаги страны гостя, Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

После завершения церемонии встречи главное встречающее лицо с российской стороны сопровождает гостя в автомашине до отведенной ему гостевой резиденции (гостиницы). В случае прибытия гостя с супругой ее сопровождает в отдельной автомашине супруга главного встречающего с российской стороны.

На автомашине главы делегации могут быть установлены флажки страны гостя. Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (по согласованию).

Главы иностранных делегаций, принимаемые в субъектах Российской Федерации, могут размещаться в специально отведенной гостевой резиденции или гостинице. Над резиденцией главы делегации может быть поднят флаг страны, которую он представляет.

Вопрос о поднятии флагов в аэропорту (на вокзале), над резиденцией гостя, а также флажков на его автомашине должен быть заранее согласован.

В ходе визита в регион иностранной делегации высшего и высокого уровня может быть предусмотрено проведение переговоров (беседы). Переговоры ведет, как правило, руководитель субъекта Российской Федерации или другое уполномоченное им должностное лицо в зависимости от уровня иностранной делегации и характера переговоров. Состав участников переговоров и бесед с российской стороны определяется руководителем субъекта Российской Федерации и доводится до сведения прибывающей иностранной делегации (это может быть сделано и заранее в ходе подготовки соответствующего визита). В случае, если в столице субъекта Российской Федерации или других городах региона, посещение которых предусмотрено программой визита, имеется воинское захоронение (могила Неизвестного солдата), то при составлении программы визита может быть предусмотрена церемония возложения венка. Этот вопрос должен специально согласовываться со стороной гостя в процессе подготовки визита.

В ходе визита в регион программой пребывания, как правило, предусматривается проведение обеда (завтрака) или другого протокольного мероприятия аналогичного характера от имени руководителя субъекта Российской Федерации в честь главы иностранной делегации, на который приглашаются основные сопровождающие его лица.

Состав участников мероприятия с российской стороны определяется программой визита. На него приглашаются высшие должностные лица субъекта Российской Федерации, участники переговоров и бесед, а также местные руководители, с которыми у гостя состоялись встречи во время пребывания в регионе. Если на протокольное мероприятие иностранный гость приглашается с супругой, то следует предусмотреть приглашение на него супруг ряда высших должностных лиц субъекта Российской Федерации. Во время обеда (завтрака) может быть предусмотрен обмен краткими тостами. Ответное протокольное мероприятие со стороны гостя не предусматривается.

В ходе визита в регион гостю может быть предложена культурная программа (осмотр местных достопримечательностей, посещение театра, музеев и других культурных учреждений). Во время посещения театра с российской стороны гостя сопровождает руководитель субъекта Российской Федерации или одно из высших должностных лиц региона.

В ходе визитов иностранных делегаций высшего (высокого) уровня может быть предусмотрено вручение гостю и сопровождающим лицам памятных подарков от имени руководителя субъекта Российской Федерации. При этом следует учитывать сложившийся уровень отношений, местные традиции и обычаи, а также принцип взаимности.

 

 

15. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Прежде всего это личная неприкосновенность. Дипломатичес­кий служащий не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Личная неприкосновенность является самым важным иммунитетом, из которого вытекают все остальные иммунитеты и привилегии, которые и являются надежной гаран­тией нормального осуществления им дипломатических функций.

Хотя в реальной практике недопустимость ареста или задержа­ния в определенной степени обеспечивает безопасность тех дипло­матов, которые занимаются незаконной деятельностью в государ­стве пребывания. В связи с этим в практике подавляющего боль­шинства стран в качестве одного из способов пресечения незакон­ной деятельности дипслужащих применяется так называемый «захват с поличным». После чего следует обмен нотами протеста и выдворение такого работника из страны пребывания.

Для обеспечения эффективной работы дипслужащих необходи­мо обеспечить их личную безопасность, повысить защиту от пося­гательств частных лиц, особенно в связи с резким усилением в последние годы терроризма. Впервые этот вопрос рассматривался на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с ре­шением которой в 1973 г. была открыта для подписания Конвен­ция «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой». Конвенция вступила в силу 20 февраля 1977 года.

Особая ответственность за обеспечение реальной защиты дип­ломатов от посягательств частных лиц ложится, естественно, на государство пребывания. В случае же свершения преступления, наказание ви­новных осуществляется в соответствии с нормами национального уголовного законодательства.

В Конвенции 1973 г. содержится перечень преступлений, за которые должны предусматриваться повышенные санкции. Это убийства, похищения и другие противоправные действия против личности или свободы дипломата; насильственные нападения на жилые помещения и транспортные средства дипломата; угрозы и попытки такого нападения, а также соучастие в нем.

Освобождение от уголовной, гражданской и административной ответственности перед государством пребывания не означает, что дипломаты всегда остаются безнаказанными в случае совершения ими противоправных действий. Не случайно в международном праве содержится норма, согласно которой иммунитет дипломати­ческого агента от юрисдикции государства пребывания не осво­бождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Следова­тельно, дипломатический служащий, совершивший правонаруше­ние, может быть привлечен к ответственности и в аккредитующем государстве, если об этом будет достигнута договоренность с государ­ством пребывания. Однако более эффективной возможностью обес­печить реальное наказание провинившемуся служащему является привлечение его к ответственности в государстве пребывания в соот­ветствии со ст. 32 Конвенции 1961 г., которая установила, что «от иммунитета и юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользу­ющихся иммунитетом, аккредитующее государство может отказать­ся».

Таким образом, международно-правовая норма четко опреде­лила, что отказываться от иммунитетов дипломата может только аккредитующее государство, но не сам дипломат. Заявленный акк­редитующим государством отказ не может быть взят обратно, а дипломат обязан подчиниться решению, принятому аккредитую­щим государством. Причем согласие дипломата на отказ от имму­нитетов не требуется.

Вопросы, касающиеся иммунитетов обслуживающего персона­ла, в разных странах решаются по-разному. Одни государства (Ве­ликобритания, Дания, Индия, США и др.) предоставляют, правда, в различных объемах, иммунитеты обслуживающему персоналу. Другие (Франция, Италия, Швейцария) никаких иммунитетов об­служивающему персоналу не предоставляют.

Конвенция 1961 г. закрепила по существу компромиссное ре­шение по данному вопросу. В ней зафиксировано, что члены об­служивающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совер­шенных ими при исполнении служебных обязанностей, освобож­даются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Однако они не освобождаются от трудовых и воинских повинностей.

В Конвенции 1963 г. (п. 1 ст. 43) говорится, что консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания «в отношении действий, совершаемых ими при вы­полнении консульских функций». Отсюда следует, что консуль­ские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функционально-служебный характер. А это означает, что если консульское должностное лицо совершило правонарушение не при исполнении служебных обязанностей, то оно не освобождается от уголовной, гражданской и административной юрисдикции госу­дарства пребывания. А, следовательно, может быть привлечено к ответственности в стране пребывания и по ее законам.

Итак, консульские должностные лица неприкосновенны при исполнении функциональных (служебных) обязанностей и госу­дарство пребывания обязано относиться к ним с должным уваже­нием, принимать надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». В случае ареста, его за­держания или предварительного заключения или возбуждения против него уголовного дела, власти государства пребывания обя­заны немедленно уведомить об этом главу консульского учрежде­ния. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство по дипломатическим каналам.

Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Консул также может быть вызван в местные компетентные орга­ны, но и при этом ему оказывается уважение и государство пребы­вания не должно чинить ему препятствий в выполнении консуль­ских функций.

Вопросы, относящиеся к консульским иммунитетам и приви­легиям, регулируются не только Венской Конвенцией 1963 г., но и двусторонними консульскими конвенциями. Причем некоторые определения по одному и тому же вопросу далеко неоднозначны, решаются по-разному. Так, неприкосновенностью и полным им­мунитетом от юрисдикции страны пребывания пользуется только глава консульского учреждения в Италии и Норвегии; иммуните­том от уголовной юрисдикции государства пребывания пользуются консульские должностные лица в Японии и Швеции; иммуните­том от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, а значит не подлежат аресту или задержа­нию, в какой бы то ни было форме консульские должностные лица и члены их семей в Беларуси, Польше, Литве, КНДР.

Практически во всех двусторонних консульских конвенциях зафиксировано, что государство пребывания относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все надлежа­щие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Эта защита в равной мере отно­сится и к членам их семей.

Имеются различия и в вопросах свободы передвижения кон­сульских должностных лиц. Ряд конвенций разрешает свободу по­ездок по всей территории страны пребывания, а другие — только на территории консульского округа.

Свои особенности имеются и в решении налоговых и таможен­ных вопросов. В Конвенции 1963 г. зафиксировано, что консуль­ские должностные лица и проживающие вместе с ними члены семей, освобождаются (за некоторыми исключениями) от налогов, сборов и личных, имущественных, государственных, районных и муниципальных пошлин. Таможенные пошлины не взимаются с предметов личного пользования, включая предметы, предназна­ченные для его обзаведения. От досмотра освобождается личный багаж, следующий вместе с ними. Личный багаж может быть до­смотрен лишь в том случае, если имеются серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз ко­торых запрещен законами и правилами государства пребывания. Причем досмотр должен производиться только в присутствии со­ответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.

Консульские должностные лица освобождаются от всех трудо­вых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей: реквизиции, контрибуции, военного постоя. Это также относится к членам семей консуль­ских должностных лиц, проживающих вместе с ними.

Значительную часть личного состава консульского учреждения составляет административно-технический и обслуживающий персо­нал консульств. Некоторые из них, например, делопроизводители, секретари-референты и особенно шифровальщики обладают таким объемом важной информации, что их нельзя сравнивать с отдель­ными консульскими должностными лицами. Не случайно Конвен­ция 1963 г. определяет, что консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных ими при выпол­нении консульских функций. Такой объем иммунитетов фактичес­ки равен иммунитетам консульских должностных лиц. Их имму­нитеты и привилегии носят функциональный (служебный) харак­тер и распространяются на действия, которые совершаются кон­сульскими служащими при исполнении своих функциональных обязанностей.

Однако следует иметь в виду, что иммунитеты консульских служащих и работников обслуживающего персонала, как впрочем, и консульских должностных лиц разных стран в одном и том же государстве пребывания не одинаковы, а иногда существенно от­личаются друг от друга. В двусторонних конвенциях даже деление работников консульских* учреждений на категории неоднозначно и является условным. Например, в конвенциях России с Беларусью, Польшей, Литвой, Францией, Италией работники консульских уч­реждений делятся на три категории (консульские должностные лица, консульские служащие, обслуживающий персонал), а в кон­венциях с Финляндией, Швецией, Норвегией, Великобританией, Японией — на две категории (консульские должностные лица, со­трудники консульского учреждения). В Конвенции с ФРГ к кон­сульским должностным лицам отнесены секретари и референты, а к сотрудникам консульства — сотрудники канцелярии, переводчи­ки, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяй­ством, шоферы и другой обслуживающий персонал. В Соглашении России с КНР вообще нет деления на категории. Включение в ту или иную категорию сотрудников консульского учреждения, фак­тически зависит от аккредитующего государства, позиция которого может не совпадать с позицией государства пребывания.

Само консульство и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста и реквизиции также как и дипло­матические представительства, и их персонал. В то же время в дву­сторонних конвенциях Российской Федерации с некоторыми дру­гими странами неприкосновенность жилых помещений, а также средств передвижения административно-технического и обслужи­вающего персонала вообще не регламентирована.

Особо следует сказать о таможенных привилегиях. Сотрудники и члены их семей консульств США, Китая, Швеции, Норвегии и Финляндии освобождены от таможенных пошлин наравне с адми­нистративно-техническим персоналом посольств. Консульские ра­ботники из КНДР кроме пошлин освобождены также и от досмот­ра на таможне. Для сравнения отметим, что административно-тех­нический персонал консульств Беларуси, Литвы, Франции и Ита­лии освобожден от таможенных пошлин только на предметы, ко­торые предназначены для первоначального обзаведения.

Из приведенных фактов видно, что практика различных госу­дарств в регулировании вопросов, связанных с иммунитетами ад­министративно-технического и обслуживающего персонала загранучреждений неоднозначна. Однако она не противоправна. В Вен­ской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. зафиксировано, что дискриминация отсутствует, если страна пребывания применя­ет положения Венской Конвенции ограничительно, если по обы­чаю или по соглашениям государства предоставляют друг другу режим, более благоприятный, чем тот, который требуется положе­ниями Венской Конвенцией. Аналогичная правовая норма сформулирована и в Венской Конвенции о дипломатических сношени­ях 1961 года.

Их особенностью является то, что лица, на которых они распространяются, не могут отказаться от них по своему желанию. Право отказа принадлежит аккредитующему го­сударству, причем такой отказ должен быть явно выражен.

Однако указанные привилегии и иммунитеты предоставля­ются не для выгод отдельных лиц, а для высокоэффективного осу­ществления функций дипломатических и консульских представительств как органов, представляющих интересы своих государств.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.