Алгоритмы разработки элементов стратегии с позиций различных школСтр 1 из 2Следующая ⇒
Формирование стратегии организации
1. Параметры, влияющие на выбор варианта разработки стратегии
Ниже приведена табл..1, иллюстрирующая проблему выбора в рамках различных школ стратегического развития организаций. Выбор вариантов стратегического развития организации начинается с определения самой процедуры формирования перечня альтернатив: или путем разработки новых вариан- тов стратегий, или рассмотрения уже имеющихся (стандартных). Таблица.1 Проблема выбора
На практике процесс создания стратегии представляет собой комбинирование сло- жившихся подходов разных школ, опирающихся на использование интеллектуальных и социальных подходов, учет требований внешней среды, энергии лидерства и прочих сил организации, выбор между постепенными и революционными изменениями. Трудно себе представить ситуацию, в которой процесс разработки стратегии может быть продуман от начала и до конца теоретически; по ходу разработки стратегии процесс, как правило, кор- ректируется. В то же время мышление руководителя как главного стратега ежедневно сопряжено с реагированием на нюансы оперативного управления и стремлением к самообучению в усло- виях непрерывных трансформаций организации.
Алгоритмы разработки элементов стратегии с позиций различных школ
Обилие подходов к процедуре разработки стратегии свидетельствует, с одной стороны, об актуальности обозначенного вопроса, а с другой – о многофакторности этого процесса, что не позволяет определить универсальный метод получения искомого результата.
Основные положения школы дизайна, относящиеся к процессу разработки стратегий, заключаются в следующем. 1. Построение стратегии должно быть продуманным процессом мышления. 2. Построение стратегии базируется на концептуальной схеме сочетания интуитивного и формального подходов. 3. Стратегия должна быть уникальной и учитывать реальную ситуацию функциониро- вания организации. 4. Процесс моделирования считается завершенным, когда сформулирована цельная картина видения организации в будущем. 5. Стратегическая концепция должна быть точно определенной и простой. Условия, определяющие степень действенности стратегии, разработанной в рамках школы дизайна, заключается в следующем. 1. Индивид может обработать всю относящуюся к формированию стратегии информа- цию, но это возможно только в простых ситуациях. 2. Стратег должен обладать знанием текущей ситуации (но часто директор руковод- ствуется только информацией отчетов, консультанты берутся за работу с наскока, члены совета директоров встречаются раз в квартал). 3. Ситуация должна оставаться продолжительное время стабильной или предсказуе- мой (стратег должен прогнозировать возможные изменения). 4. Организация должна быть готова к реализации централизованно сформулированной стратегии. Стратегия в рамках школы дизайна отражает соответствие между внешними возмож- ностями и внутренним потенциалом организации. Это соответствие особенно значимо в период становления организации или перехода к радикальным изменениям при выходе из кризисного состояния. Разработка стратегии с позиций школы планирования представляет собой совокуп- ность формальных процедур, формального обучения, формального анализа, последователь- ности шагов, ведущих к результату, и множества цифр. Стадии планирования выглядят сле- дующим образом: Постановка задач. Определение целей функционирования организации для последу- ющего контроля степени их достижения. Внешний аудит. Составление прогноза о будущем состоянии организации на основе табличных данных о факторах внешней среды. Внутренний аудит. Использование различных методик на основе табличных данных о параметрах внутренней среды организации. Оценка стратегии. Под углом зрения управления деньгами с целью приумножения их количества: расчет прибыльности инвестиций, анализ рисков и т. д. Операционализация стратегии. Процесс формулирования стратегий сопровождается значительными ограничениями, но детализация содержания и непосредственная реализация стратегии регламентирована в меньшей степени. Программирование процесса в целом. «Планирование процесса планирования» заклю- чается в построении иерархии: цели, стратегии, программы. При завершении работы стратегии предстают перед нами полностью готовыми и прак- тически применимыми. Это положение ошибочно. Имеют место и другие ошибки. Ошибка предопределения. Планирование предполагает наличие стабильности во внешней и внутренней среде. В этом случае возможна экстраполяция имеющихся тенден- ций. Реальная действительность характеризуется изменчивостью. Ошибка разделения. Система планирования предполагает отделение мыслей от дей- ствий по обработке имеющихся данных (как правило, неполных, излишних, недостоверных,
несвоевременных, невербальных и т. д.); отделение стратегий от операций; отделение фор- мулирования от осуществления. Ошибка формализации. Эффективные стратегии неизбежно выявляют новые качества организации: в этом случае срабатывает неформальное предвидение, научение на основе внезапного озарения, а жесткое следование процедуре составления плана (правилам, огра- ничениям) наносит ущерб стратегическому мышлению. Самая большая ошибка стратегического планирования заключается в том, что с его помощью можно только разрабатывать стратегические программы, но не сами стратегии. В рамках школы позиционирования важно определить позицию организации путем выбора наиболее подходящей стратегии из числа стандартных. Перечислим исходные положения школы: • стратегии представляют позиции организаций на рынке; • эти позиции являются экономическими и конкурентными; • процесс формирования стратегии – это выбор позиции на рынке; • главную роль в этом процессе играют аналитики, обосновывающие менеджерам выбор готовой стратегии из числа типовых; • сам рынок формирует типовые стратегии; • выбранные типовые стратегии активно воздействуют на структуру организации. Примерами типовых стратегий могут служить матрица БКГ, кривая опыта, конкурент- ные стратегии Майкла Портера. Основные направления исследований школы позиционирования приведены в табл. 2. Генерические стратегические группы, предложенные Г. Минцбергом, приведены в др. файле. К критическим замечаниям необходимо отнести следующее. Относительно фокусирования. Подход школы является не столько ошибочным, сколько узким. Школа ориентирована на экономические аспекты, но прирост прибыли зави- сит не только от экономических, но и социальных факторов. Таблица .2 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|