Здавалка
Главная | Обратная связь

Алгоритмы разработки элементов стратегии с позиций различных школ



Формирование стратегии организации

 

1. Параметры, влияющие на выбор варианта разработки стратегии

 

Ниже приведена табл..1, иллюстрирующая проблему выбора в рамках различных школ стратегического развития организаций.

Выбор вариантов стратегического развития организации начинается с определения самой процедуры формирования перечня альтернатив: или путем разработки новых вариан- тов стратегий, или рассмотрения уже имеющихся (стандартных).

Таблица.1

Проблема выбора

 

 

На практике процесс создания стратегии представляет собой комбинирование сло- жившихся подходов разных школ, опирающихся на использование интеллектуальных и социальных подходов, учет требований внешней среды, энергии лидерства и прочих сил организации, выбор между постепенными и революционными изменениями. Трудно себе представить ситуацию, в которой процесс разработки стратегии может быть продуман от начала и до конца теоретически; по ходу разработки стратегии процесс, как правило, кор- ректируется.

В то же время мышление руководителя как главного стратега ежедневно сопряжено с реагированием на нюансы оперативного управления и стремлением к самообучению в усло- виях непрерывных трансформаций организации.

 

Алгоритмы разработки элементов стратегии с позиций различных школ

 

Обилие подходов к процедуре разработки стратегии свидетельствует, с одной стороны, об актуальности обозначенного вопроса, а с другой – о многофакторности этого процесса, что не позволяет определить универсальный метод получения искомого результата.


 

 

Основные положения школы дизайна, относящиеся к процессу разработки стратегий, заключаются в следующем.

1. Построение стратегии должно быть продуманным процессом мышления.

2. Построение стратегии базируется на концептуальной схеме сочетания интуитивного и формального подходов.

3. Стратегия должна быть уникальной и учитывать реальную ситуацию функциониро- вания организации.

4. Процесс моделирования считается завершенным, когда сформулирована цельная картина видения организации в будущем.

5. Стратегическая концепция должна быть точно определенной и простой.

Условия, определяющие степень действенности стратегии, разработанной в рамках школы дизайна, заключается в следующем.

1. Индивид может обработать всю относящуюся к формированию стратегии информа- цию, но это возможно только в простых ситуациях.

2. Стратег должен обладать знанием текущей ситуации (но часто директор руковод- ствуется только информацией отчетов, консультанты берутся за работу с наскока, члены совета директоров встречаются раз в квартал).

3. Ситуация должна оставаться продолжительное время стабильной или предсказуе- мой (стратег должен прогнозировать возможные изменения).

4. Организация должна быть готова к реализации централизованно сформулированной стратегии.

Стратегия в рамках школы дизайна отражает соответствие между внешними возмож- ностями и внутренним потенциалом организации. Это соответствие особенно значимо в период становления организации или перехода к радикальным изменениям при выходе из кризисного состояния.

Разработка стратегии с позиций школы планирования представляет собой совокуп- ность формальных процедур, формального обучения, формального анализа, последователь- ности шагов, ведущих к результату, и множества цифр. Стадии планирования выглядят сле- дующим образом:

Постановка задач. Определение целей функционирования организации для последу- ющего контроля степени их достижения.

Внешний аудит. Составление прогноза о будущем состоянии организации на основе табличных данных о факторах внешней среды.

Внутренний аудит. Использование различных методик на основе табличных данных о параметрах внутренней среды организации.

Оценка стратегии. Под углом зрения управления деньгами с целью приумножения их количества: расчет прибыльности инвестиций, анализ рисков и т. д.

Операционализация стратегии. Процесс формулирования стратегий сопровождается значительными ограничениями, но детализация содержания и непосредственная реализация стратегии регламентирована в меньшей степени.

Программирование процесса в целом. «Планирование процесса планирования» заклю- чается в построении иерархии: цели, стратегии, программы.

При завершении работы стратегии предстают перед нами полностью готовыми и прак- тически применимыми. Это положение ошибочно. Имеют место и другие ошибки.

Ошибка предопределения. Планирование предполагает наличие стабильности во внешней и внутренней среде. В этом случае возможна экстраполяция имеющихся тенден- ций. Реальная действительность характеризуется изменчивостью.

Ошибка разделения. Система планирования предполагает отделение мыслей от дей- ствий по обработке имеющихся данных (как правило, неполных, излишних, недостоверных,


 

 

несвоевременных, невербальных и т. д.); отделение стратегий от операций; отделение фор- мулирования от осуществления.

Ошибка формализации. Эффективные стратегии неизбежно выявляют новые качества организации: в этом случае срабатывает неформальное предвидение, научение на основе внезапного озарения, а жесткое следование процедуре составления плана (правилам, огра- ничениям) наносит ущерб стратегическому мышлению.

Самая большая ошибка стратегического планирования заключается в том, что с его помощью можно только разрабатывать стратегические программы, но не сами стратегии.

В рамках школы позиционирования важно определить позицию организации путем выбора наиболее подходящей стратегии из числа стандартных.

Перечислим исходные положения школы:

• стратегии представляют позиции организаций на рынке;

• эти позиции являются экономическими и конкурентными;

• процесс формирования стратегии – это выбор позиции на рынке;

• главную роль в этом процессе играют аналитики, обосновывающие менеджерам выбор готовой стратегии из числа типовых;

• сам рынок формирует типовые стратегии;

• выбранные типовые стратегии активно воздействуют на структуру организации. Примерами типовых стратегий могут служить матрица БКГ, кривая опыта, конкурент-

ные стратегии Майкла Портера.

Основные направления исследований школы позиционирования приведены в табл.

2.

Генерические стратегические группы, предложенные Г. Минцбергом, приведены в др. файле.

К критическим замечаниям необходимо отнести следующее.

Относительно фокусирования. Подход школы является не столько ошибочным, сколько узким. Школа ориентирована на экономические аспекты, но прирост прибыли зави- сит не только от экономических, но и социальных факторов.

Таблица .2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.