Факторы формирования социально-психологического климата
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды. Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: 1. Общественно-политическая ситуация в стране 2. Экономическая ситуация в обществе 3. Уровень жизни населения – баланс между заработной платой и 4. Организация жизни населения – система бытового и медицинского обслуживания. 5. Социально-демографические факторы 6. Региональные факторы – уровень экономического и технического развития региона. 7. Этнические факторы – наличие или отсутствие межэтнических конфликтов. Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся: 1. Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации. 2. Субъективные факторы: а) формальная структура – характер официальных и организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы б) неформальная структура – наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость, Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность – неудовлетворенность. На психологическом уровне удовлетворенность выражена соотношением субъективной оценки того, что человек отдает фирме, и того, что он получает взамен. Методы изучения климата могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто используются: - наблюдение; - интервью с руководителями и работниками; - опрос работников по специально разработанной анкете; - анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность, производительность, качество труда; - тест «Социально-психологический климат» О. С. Михалюк; - тест «Удовлетворенность трудом» В. П. Захарова; - тест «Самочувствие - активность - настроение»; - тест «Цветопись» А. Н. Лутошкина; - тест конкретных ситуаций А. А. Ершова; - тест «Стиль руководства» А. А. Журавлева; - тест «Пульсар» Л. Г. Почебут. Показатели проявления социально-психологического климата Социально-психологический климат как интегральное состояние группы включает в себя целый комплекс различных показателей. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата. 1. Удовлетворенность членов группы характером и содержанием 2. Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе и руководителями. 3. Удовлетворенность системой морального и материального стимулирования. 4. Стиль руководства фирмой. 5. Установки и ценностные ориентации сотрудников фирмы. 6. Трудовая и общественная активность сотрудников. 7. Уровень конфликтности сотрудников. 8. Реальная и потенциальная текучесть кадров. 9. Профессиональная подготовка персонала. Характеристики благоприятного социально-психологического климата: 1. В организации преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями (развивающая критика). 2. В организации существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. 3. В организации высоко ценят такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие. 4. Сотрудники организации активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности. 5. Успехи или неудачи отдельных сотрудников вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов организации; они испытывают чувство гордости за свою фирму, ее достижения и неудачи переживаются как собственные. 6. В отношениях между группировками внутри организации (структурными подразделениями: участками, отделами, бригадами пр.) существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество. 7. В трудные для организации минуты происходит эмоциональное единение («один - за всех, и все - за одного»), велико желание трудиться совместно; группа открыта, стремится сотрудничать с другими группами. Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата: 1. В организации преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатия людей друг к другу, присутствует соперничество; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. 2. В организации отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, она заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность. 3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете. 4. Члены организации инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело – каждый думает только о своих интересах и не стремится добиться высоких показателей в труде. 5. Успехи и неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство; достижения или неудачи организации не находят эмоционального отклика у ее членов. 6. В организации возникают конфликтующие между собой группировки, которые отказываются от участия в совместных делах. 8. В трудных случаях организация не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, конфликты; группа закрыта и не стремится сотрудничать с другими группами. Для оздоровления климата необходимо применить ряд организационных и психологических приемов. Организационные приемы предполагают: 1) проведение исследования с целью определения причин неблагоприятных взаимоотношений сотрудников; 2) информирование организации о результатах исследования (на собрании, совещании и пр.); 3) принятие коллективного решения об устранении объективных факторов, негативно влияющих на климат; 4) контроль за реализацией коллективного решения и состоянием социально-психологического климата. Психологические приемы опираются на результаты проведенного исследования и включают следующее: 1) выявление лидера и его роли в группе. Необходимо определить направлена ли деятельность лидера на благородные цели – защита интересов членов своей группы, создание благоприятного климата, повышение уровня развития группы, или, напротив, лидер преследует эгоистические цели – повышение своего статуса, престижа в ущерб интересам группы; 2) определение уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний; 3) определение причин конфликтов в группе и применение способов их конструктивного разрешения; 4) коррекция формальной и неформальной структуры группы (например, посредством перевыборов формального лидера); 5) коррекция взаимоотношений в трудовом коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций). Тестовые вопросы 1. Социально-психологический климат – это…. А. интеграл более частных групповых состояний; Б. суммарное настроение коллектива; В. уровень удовлетворенности работников трудом и коллективом; Г. обобщенное состояние работников. 2. Психологическая атмосфера отличается от социально-психологического климата тем, что… А. она более устойчива, стабильна; Б. характеризуется более быстрыми, временными изменениями; В. меньше осознается людьми; Г. не влияет на настроение, работоспособность личности в течение рабочего дня.
ответы 1. А; 2. Б, В; Контрольные вопросы 1. Каковы основные подходы к пониманию сущности социально-психологи-ческого климата? 2. Как характеризуется благоприятный социально-психологический климат? 3. С помощью каких приемов можно улучшить социально-психологический климат?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|