Здавалка
Главная | Обратная связь

Факторы формирования социально-психологического климата

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:

1. Общественно-политическая ситуация в стране

2. Экономическая ситуация в обществе

3. Уровень жизни населения – баланс между заработной платой и
уровнем цен, потребительская способность населения.

4. Организация жизни населения – система бытового и медицин­ского обслуживания.

5. Социально-демографические факторы

6. Региональные факторы – уровень экономического и техничес­кого развития региона.

7. Этнические факторы – наличие или отсутствие межэтнических конфликтов.

Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:

1. Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиеничес­ких, управленческих элементов в каждой конкретной организации.

2. Субъективные факторы:

а) формальная структура – характер официальных и организаци­онных связей между членами группы, официальные роли и статусы
членов группы;

б) неформальная структура – наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руковод­ства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость,

Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность – неудовлетворенность. На психологическом уровне удовлетворенность выражена соотношением субъективной оценки того, что человек отдает фирме, и того, что он получает взамен.

Методы изучения климата могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто используются:

- наблюдение;

- интервью с руководителями и работниками;

- опрос работников по специально разработанной анкете;

- анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность, производительность, качество труда;

- тест «Социально-психологический климат» О. С. Михалюк;

- тест «Удовлетворенность трудом» В. П. Захарова;

- тест «Самочувствие - активность - настроение»;

- тест «Цветопись» А. Н. Лутошкина;

- тест конкретных ситуаций А. А. Ершова;

- тест «Стиль руководства» А. А. Журавлева;

- тест «Пульсар» Л. Г. Почебут.

По­казатели проявления социально-психологического климата

Социально-психологический климат как интегральное состояние группы включает в себя целый комплекс различных показателей. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние соци­ально-психологического климата.

1. Удовлетворенность членов группы характером и содержанием
труда.

2. Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе и руководителями.

3. Удовлетворенность системой морального и материального стимулирования.

4. Стиль руководства фирмой.

5. Установки и ценностные ориентации сотрудников фирмы.

6. Трудовая и общественная активность сотрудников.

7. Уровень конфликтности сотрудников.

8. Реальная и потенциальная текучесть кадров.

9. Профессиональная подготовка персонала.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

1. В организации преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями (развивающая критика).

2. В организации существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

3. В организации высоко ценят такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

4. Сотрудники организации активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности.

5. Успехи или неудачи отдельных сотрудников вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов организации; они испытывают чувство гордости за свою фирму, ее достижения и неудачи переживаются как собственные.

6. В отношениях между группировками внутри организации (структурными подразделениями: участками, отделами, бригадами пр.) существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

7. В трудные для организации минуты происходит эмоциональ­ное единение («один - за всех, и все - за одного»), велико желание трудиться совместно; группа открыта, стремится сотрудничать с дру­гими группами.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

1. В организации преобладают подавленное настроение, песси­мизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатия лю­дей друг к другу, присутствует соперничество; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каж­дый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

2. В организации отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, она заметно разделяется на «привилегирован­ных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, тру­долюбие, бескорыстие, не в почете.

4. Члены организации инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело – каждый думает только о своих интересах и не стремится до­биться высоких показателей в труде.

5. Успехи и неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорад­ство; достижения или неудачи организации не находят эмоциональ­ного отклика у ее членов.

6. В организации возникают конфликтующие между собой груп­пировки, которые отказываются от участия в совместных делах.

8. В трудных случаях организация не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения, конфликты; группа закрыта и не стремится сотрудничать с другими группами.

Для оздоровления климата необходимо применить ряд организа­ционных и психологических приемов.

Организационные приемы предполагают:

1) проведение исследования с целью определения причин неблагоприятных взаимоотношений сотрудников;

2) информирование организации о результатах исследования (на собрании, совещании и пр.);

3) принятие коллективного решения об устранении объективных факторов, негативно влияющих на климат;

4) контроль за реализацией коллективного решения и состоянием социально-психологического климата.

Психологические приемы опираются на результаты проведенного исследования и включают следующее:

1) выявление лидера и его роли в группе. Необходимо определить направлена ли деятельность лидера на благородные цели – защита интересов членов своей группы, создание благоприятного климата, повышение уровня развития группы, или, напротив, лидер преследует эгоистические цели – повышение своего статуса, престижа в ущерб интересам группы;

2) определение уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний;

3) определение причин конфликтов в группе и применение способов их конструктивного разрешения;

4) коррекция формальной и неформальной структуры группы (на­пример, посредством перевыборов формального лидера);

5) коррекция взаимоотношений в трудовом коллективе (проведение социально-психологических тренин­гов и психологических консультаций).

Тестовые вопросы

1. Социально-психологический климат – это….

А. интеграл более част­ных групповых состояний;

Б. суммарное настроение коллектива;

В. уровень удовлетворенности работников трудом и коллективом;

Г. обобщенное состояние работников.

2. Психологическая атмосфера отличается от социально-психологического климата тем, что…

А. она более устойчива, стабильна;

Б. характеризуется более быстрыми, временными изменениями;

В. меньше осознается людьми;

Г. не влияет на настроение, работоспособность личности в течение рабочего дня.

 

ответы

1. А;

2. Б, В;

Контрольные вопросы

1. Каковы основные подходы к пониманию сущности социально-психологи-ческого климата?

2. Как характеризуется благоприятный социально-психологичес­кий климат?

3. С помощью каких приемов можно улучшить социально-психологический климат?

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.