Порядок формирования и регулирования ассортимента в розничной торговле.
Формирование ассортимента -это определение набора групп, видов и разновидностей товаров, наиболее предпочтительного для обслуживаемого сегмента и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия. То есть, набор товаров должен наиболее полно удовлетворять спрос населения. Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения (от производства до потребителя). Формирование товарного ассортимента в оптовой торговле – важная функция базы, так как ассортимент её должен обеспечивать: - бесперебойное товародвижение магазинов; - оптимальную величину товарных запасов; - рост объёма оптового и розничного товарооборота; - рентабельную работу базы. Ассортимент базы должен быть гибким и стабильным. Документом, устанавливающим ассортимент оптовой базы, является обязательный ассортиментный перечень. Номенклатура товаров, включённых в него различных баз, неодинакова и зависит от конкретных условий: - мощность базы; - зона деятельности; - типы торговых предприятий; - количество и ёмкость складов. В ассортиментном перечне базы предусматриваются групповая и внутригрупповая структура ассортимента. При этом по каждому виду определяется количество разновидностей годового и неснижаемого запаса. ГОДОВОЙ АССОРТИМЕНТ – количество разновидностей каждой позиции, которое должно поступать в течение года. НЕСНИЖАЕМЫЙ АССОРТИМЕНТ - минимальное количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах базы. Различия в количестве разновидностей годового и неснижаемого ассортимента определяется объёмами предложения товаров, сезонностью, внутренними возможностями базы, спроса магазинов и т.д.. Разработка ассортиментного перечня на оптовых предприятиях осуществляется в 3 этапа: 1) Определение групповой ассортиментной структуры базы. Основой для решения этой задачи являются маркетинговые исследования целевого рынка (оптовые покупатели). 2) Обоснование числа разновидностей товаров, необходимых для формирования годового ассортимента. Оно осуществляется в соответствии с планируемым поступлением товаров по договором поставки, то есть формируется внутригрупповая структура ассортимента по основным и дополнительным признакам (модели, фасоны, размеры, марки, расцветки и т.д.) это необходимо для преобразования производственного ассортимента в торговый. 3) Определяют минимально необходимое количество разновидностей товаров, которое должно постоянно находится на складах базы (неснижаемый запас). ОАП, разработанные для конкретных баз, подлежат ежегодной корректировке с учётом происходящих на рынке потребительских товаров изменений. Главная задача ассортиментных перечней оптовых баз – обеспечить полноту и стабильность ассортимента обслуживаемых магазинов, обратив особое внимание на социально значимые товары. Для повышения эффективности этой работы необходимо контролировать соблюдение ОАП базы, своевременно убирать товары, не пользующиеся спросом, дополнять ассортимент товарами с высокой оборачиваемостью, следить, чтобы магазины своевременно снабжать товарами в соответствии с их ассортиментным перечнем, с учётом размеров единовременных партий и частоты завоза. Контроль за наличием товаров на оптовых предприятиях в соответствии с ассортиментным перечнем осуществляют товароведы. Они используют карточки количественно-суммового учёта, которые сведены в картотеки для каждой товарной группы. Картотеки разделены на 3 части: 1-запасы имеются в необходимом количестве; 2-запасы на исходе; 3- запасы отсутствуют в данный момент. Оптовые торговые предприятия должно осуществлять контроль не только за своим ассортиментом, но и ассортиментом обслуживаемых магазинов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|