Здавалка
Главная | Обратная связь

Определение Патанджали



ПОКЛОНЕНИЕ ГУРУ

Гуру есть Брахман, Гуру есть Вишну,
Гуру — Господь Ачьюта, он Бог.

Нет никого более великого, чем Гуру,
во всех трех Мирах.

Гуру дарует Божественную Мудрость;
он Духовный Наставник
и подобен Высшему Богу Самому.

Тот, кто поклоняется Гуру с величайшей преданностью,
постигает джняну.

Бог подобен Гуру; Гуру подобен Богу;
между ними нет различий.
Ему следует поклоняться
с великой преданностью.

Надо всегда слушаться Гуру,
к нему одному устремляя свою преданность.
Его надо созерцать как Бога и Атмана.

Глава первая
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЙОГЕ

Поэты пишут стихи о беззаботном и радостном детстве; но для меня детство было кошмаром. В возрасте, когда дети тайком срывают еще не созревшие плоды манго и тамаринда, я была прикована к постели. Меня по очереди мучили хроническая лихорадка, головные боли, озноб, кашель и боли в животе. Я переболела тифом, желтухой и дифтерией. Ко всему этому, когда мне было 10 лет, я заболела нефритом (острым воспалением почек). Излишне говорить, что я не могла регулярно посещать школу. Я настолько ослабла, что не в силах была подняться даже на одну ступеньку.

Во время жестокого приступа нефрита я четыре дня пролежала без сознания в больнице. Врачи почти не надеялись, что я выживу, и сообщили об этом моим родителям. Но Божьей милостью я осталась жива, и через три недели меня выписали. Я с облегчением вздохнула при мысли, что избавилась от такого количества повседневных инъекций (уколов)! Однако мне дали длинный список лекарств. Возвращение домой я восприняла с таким чувством, будто меня выпустили из тюрьмы. Я и не подозревала, какой переворот произойдет в моей жизни после выхода из больницы.

Когда я вернулась домой, мой отец отложил в сторону список лекарств и с твердостью заявил: «С завтрашнего дня ты не будешь принимать никаких лекарств. Или ты займешься йогой, или готовься к смерти». И уже со следующего дня я начала заниматься йоговскими асанами.

Постепенно мое здоровье стало улучшаться. Обычно я раз в неделю ходила на проверку к врачам. «Состояние улучшается, продолжай принимать лекарства», — говорили врачи, а я продолжала дома заниматься йогой! Но, должна признаться, делала это не очень регулярно.

Позднее, когда иностранные студенты приезжали учиться йоге у моего отца, я испытывала чувство стыда. Я говорила себе: если иностранцы тратят уйму денег, чтобы получить пользу от йоги под руководством моего отца, то все, что я могу сделать, — это относиться к йоге серьезно и заниматься систематически. Я решила, что узнаю все о йоге и стану учителем йоги, как и мой отец. В 1961г. моя мечта осуществилась. Эта книга — результат моего восемнадцатилетнего опыта преподавания йоги. За эти годы я также много раз выступала, демонстрируя йоговские упражнения.

Жизнь индийской женщины представляет собой настоящее хождение по [натянутому] канату. Ее положение в обществе, проблемы, которые ей приходится решать из-за экономических трудностей и социального давления, бремя, возложенное на нее самой природой, — все это приводит к стрессам и сказывается на ее здоровье. Чем чаще я думала о моих сестрах-женщинах, тем больше убеждалась, что всему ответ — йога. Цель этой книги — показать, как при помощи йоги женщины могут достичь полноценной жизни.

Глава вторая
ЧЕТЫРЕ ПУТИ, ВЕДУЩИЕ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

В наш век науки человек достиг новых высот. Благодаря росту скорости средств передвижения мир как бы уменьшился. Всего за несколько часов можно перебраться с одного континента на другой. С наступлением космической эры человек высадился на Луну и теперь стремится добраться и до других планет.

В области медицины были предприняты такие смелые эксперименты, как пересадка сердца; выращиванием детей в пробирке человек сейчас соревнуется с самим Создателем.

Благодаря прогрессу в создании облегчающих труд механизмов ручной труд человека доведен до минимума. Технологический прогресс лишил человека его неотъемлемого естественного права — сна. Бессонница — проклятие нашей цивилизации. Обратите внимание, какое количество снотворных и транквилизаторов имеется в продаже. Сон, вызванный транквилизаторами, отличается от естественного сна. Естественный сон протекает при спокойном состоянии психики и всего организма; он восстанавливает наши силы, готовя нас к тому, чтобы мы могли справиться с проблемами наступающего дня. Значение сна хорошо описано Вагбхатой в следующих стихах:

От сна зависят счастье и печаль,
полнота и худоба, мощь и слабость,
сила и бессилие, знание и невежество,
жизнь и смерть.
(ВАХ I,7.53)

Здоровый, спокойный сон дарит жизнь. Сознание отключается на несколько часов, и наши энергетические «батареи» перезаряжаются для следующего дня. Нервная система отдыхает, и утром человек просыпается бодрым и свежим.

Может ли жизнь продолжать благополучно развиваться, если мы утратим естественную функцию сна?

Мудрецы и философы сравнивали жизнь с колесницей, которую тащат два коня — материальный и духовный, — бегущие в унисон.

Любое расхождение в скорости приводит к неблагополучию. Беда нашего века состоит в том, что материальный конь колесницы бежит быстрее духовного.

Стих из Иша Упанишады удачно формулирует эту мысль:

Духовное знание и материальное знание — оба необходимы.
Угнетение одного за счет другого приводит к упадку.
Материальное знание помогает в решении повседневных проблем,
в то время как духовное способствует самореализации.
(И.Уп.2)

Имеется ли способ уравновешивания материального и духовного знаний, чтобы создать условия для гармоничной жизни?

Имеются четыре пути, ведущие к самореализации:
(1) путь знания, (2) путь действия, (3) путь преданности и (4) путь йоги. Хотя эти пути разные, они стремятся к одной цели.

Путь знания дает возможность отличать добро от зла, выбирать правильную линию поведения, видеть различие между пракрити (природой) и пуруша (индивидуальной душой), достичь самореализации и единения с Богом.

Идущий по пути действия отдает должное служению человечеству и Богу. Добрые дела и исполнение долга ведут к освобождению.

Посвятивший себя преданности видит присутствие Бога во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Преданный (бхакта) полон любви ко всему живому и достигает освобождения с именем Бога на устах.

Следующий по пути йоги упражняется в умении следить за изменениями своего состояния, стремясь к внутренней стабилизации, с тем чтобы через постижение собственной сущности, приобретающей кристальную ясность, постичь Бога.

В Бхагавадгите Кришна советует Арджуне:

Йоги выше аскета, ученого и человека действия;
будь же йогином, о Арджуна!
(БГ VI.46)

Путь йоги получил столь высокую оценку не потому, что остальные три пути менее значимы, а потому, что йога достигает полноты, включая в себя остальные три пути — знания, преданности и действия.

Для любого достижения необходимо единство. Без преданности и любви адвайта (нераздельность универсального духа и индивидуальной души) невозможна. Адвайту нельзя достичь одним только знанием. Знание, преданность и действие настолько взаимосвязаны, что без одного из них ничего нельзя достичь. Нет преданности без знания, нет действия без преданности, нет йоги без этих трех путей. В этом смысле йога уникальна.

Учение Аюрведы делит человеческое тело на шесть главных частей: голова, грудная клетка, две руки и две ноги.

Голова — вместилище знания, в сердце обитает преданность, а руки и ноги предназначены для действия. Путь йоги объединяет все три части — тело, ум и душу, которые действуют в унисон. Поэтому йога является основой для всех других путей.

Объясняя превосходство искусства и учения йоги в Йогабидже, бог Шива говорит, обращаясь к Парвати:

О Парвати, ученый, отшельник, праведник и тот, кто подчинил свои чувства контролю, даже Сам Бог, не могут достичь освобождения, если не будут заниматься йогой.

И далее бог Шива говорит:

Изучив все священные писания и науки и продумав их снова и снова, приходишь к выводу, что искусство и учение йоги — единственно верная и твердая доктрина.
(ШС I.17)

Стих из Атрисамхиты подтверждает значение пути йоги: йога помогает достичь знания; йога учит, в чем состоит долг человека, йога дает искупление, поэтому столь важно изучать йогу.

В Катха Упанишаде Яма наставляет Начикету, как усвоить это знание из учения йоги:

Начикета, усвоив это знание и учение йоги от Бога смерти, познав самость, освободился от всего нечистого и стал бессмертным. Пусть и другие состязаются с ним и станут такими же.
(К.Уп. VI.18)

Давайте же сейчас приступим к выяснению того, что такое йога. Глава третья
ПУТЬ ЙОГИ

Слово «йога» вызывает разные образы в обыденном представлении людей. Некоторые ассоциируют йогов с отшельниками, одетыми в желтую одежду, с телом, посыпанным пеплом (вымазанном в золе), бредущими от селения к селению с чашей в руке для милостыни, сидящими со скрещенными ногами на вершине горы или на берегу священной реки. Карикатуры изображают йогина, сидящего на ложе из гвоздей, выполняющего трюк «индийский канат» или шагающего по воде. На других картинах он — колдун, пьющий уксус или глотающий куски стекла. Давайте же теперь посмотрим, что такое йога на самом деле.

Определение йоги

Слово имеет своим корнем санскритское слово «йюдж», что означает «слиться», «присоединиться» или «объединиться». Йога — это единение души с абсолютной истиной, состояние неомраченного счастья как следствие преодоления дуализма. Занятия йогой обостряют способность к различению (viveka khyaty) и ведут к познанию истинной природы души, которую нельзя понять полностью одними лишь функциями интеллекта. Изучение йоги дает возможность достичь состояния чистого сознания и реализовать внутреннюю сущность.

Йога освобождает от повседневных забот и расстройств, вызванных неустойчивостью (колебаниями) ума. Йога придает ясность и способность владеть собой в пору противоречий повседневности. Это — искусство познания самого себя и познания абсолютной (вечной) истины. Йога — это изучение функций организма, ума и интеллекта в процессе достижения свободы. Это — опыт самостоятельного обретения знания, а не результат книжной науки, препираний с логикой или теоретической аргументации.

Йога — это философия, образ жизни, при котором искусство объединяется со знанием.

Вот как Кришна наставлял Арджуну:

Только знание йоги дает возможность просвещенному, чей ум невозмутим, отличать добро от зла и умело управлять течением своей жизни.
(БГ II.50)

Йога учит выполнять свой долг без мысли о воздаянии; быть вовлеченным в события повседневности и оставаться внутренне безучастным; действовать правильно и стать свободным от этой жизни.

Искусство ли йога?

Жить — это искусство. Йога повышает качество жизни. Следовательно, йога — искусство. Она возвышает мысли и дает возможность успешно преодолевать трудности жизни и сохранять при этом самообладание; йога учит направлять усилия для достижения цели в жизни; воспитывает дружелюбие, способность к сосредоточению, почтительность, удовлетворенность судьбой, радость и готовность отказаться от несущественного; прививает хорошие привычки, чувство справедливости, умение вести праведную жизнь. Йога — целенаправленное действие для достижения полного освобождения.

Йога как наука

Наука йоги состоит в приобретении знания путем наблюдения и опыта. Это наука, занимающаяся телом и духом, причем нестабильность духа побеждается контролем над телом. При помощи йоговских упражнений люди приобретают физическое и психическое здоровье и силу. Только тогда, когда достигнуто равновесие между телом и духом, можно достичь самореализации. Наука йоги учит, как достичь подобной гармонии, следуя искусной и стройной системе.

Йога как философия

Человек — существо во власти эмоций. Ум, как и тело, подвержен воздействию печали и радости, позора и славы, неудачи и успеха. Садхака, воспитывая в себе равнодушие к конфликтующим эмоциям, свободен от подобного дуализма. Йога — это философия, которая учит достижению внутреннего равновесия и сохранению самообладания как по отношению к радостям, так и по отношению к переменам судьбы. Это — философия, которая, отвращает йогина от материального мира, направляя к духовному, к поиску истины — к исследованию природы бытия.

Определение Патанджали

Великий мудрец Патанджали определил йогу как yogascittavrtti nirodhah, что означает контроль над колебаниями ума, интеллекта и эго. Как волнующаяся поверхность реки дает расплывчатое отражение луны в воде, так и колеблющийся ум не может правильно отражать состояние души. Лишь ясный ум отражает душу. Для самовыражения (самореализации), для того, чтобы добиться успокоения, колебания ума должны быть устранены.

Что такое читта?

Обозначающий сознание термин «читта» применяется в йоге в расширенном смысле. Читта состоит из разума, интеллекта и эго. Сознание — это мост, соединяющий физическое с духовным. Направленное в сторону физического, оно рассеивается в погоне за удовольствиями. Направленное в сторону духовного, сознание достигает своей конечной цели. Между физическим и духовным началами существует своего рода натянутый канат (tug-or-war), когда каждая сторона как бы тянет сознание к себе. Исход зависит от того, какая гуна преобладает в том или ином состоянии — саттва, раджас или тамас.

Для состояния, вызванного преобладанием саттвы, характерны просветленность сознания, спокойствие, самообладание и ясность.

Раджас-гуна делает человека активным, энергичным, напряженным и целеустремленным.

Тамас-гуна повергает человека в апатию, инертность и неведение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.