Здавалка
Главная | Обратная связь

Шаданга йога — шесть сторон йоги



В Йога Сутре Патанджали йога описывается как система, состоящая из восьми частей. Однако в некоторых Упанишадах йога представлена как состоящая из шести частей. В Амританада Упанишаде встречается следующая строфа:

Дисциплина чувств, медитация, контроль за дыханием, сосредоточенность, логика и самореализация — вот шесть ветвей йоги.
(6.Й.Уп.)

В Йогачудамани Упанишаде шесть частей йоги перечисляются следующим образом:

Асаны, контроль за дыханием, дисциплина чувств, сосредоточенность, медитация, самореализация — вот шесть частей йоги.
(2.Й.Уп.)

Однако эти тексты также подчеркивают, что для достижения самадхи, стадии яма и нияма (социальная и личная дисциплина) считаются необходимыми предпосылками, а также асаны, такие, как падмасана и свастикасана. Поэтому, хотя речь идет о шестичленной йоге или шаданга, обе дополнительные стадии подразумеваются как часть предмета, и между аштанга и шаданга нет значительной разницы.

В чем же заключено главное различие между обеими системами?

Шаданга предназначена для небольших групп — в специальных школах и монастырях, — обязанных придерживаться установленных правил и поэтому не нуждающихся в особых предписаниях относительно ямы и ниямы. Патанджали вместе с тем излагает целую философскую систему для каждого в отдельности и не ограничивается какой-либо группой. Поэтому он приводит тщательно разработанные инструкции: какую следует вести жизнь и как достичь физического и душевного равновесия посредством определенных правил поведения в целях приобретения духовного блаженства.

Согласно Патанджали, для достижения самореализации душа, интеллект, сознание и органы чувств должны действовать в унисон. Ищущему (the seeker) следует предпринять тройной поиск: бахиранга садхана (внешний поиск), антаранга садхана (внутренний поиск) и антаратма садхана (духовный поиск). Приведем схему, которая позволит читателю лучше понять, в чем состоит тройной поиск:

Прежде чем перейти к рассказу о всех восьми аспектах йоги, рассмотрим суть тройного поиска.

ПУТЬ ЙОГИ

1. Бахиранга садхана — стремлений к внешней чистоте

Тело — это храм души. Подобно тому как чистота храма вызывает чистые мысли, чистое тело ведет к чистому сознанию и является подходящим жилищем для эго (Я).

В Йогашика Упанишаде значение чистоты тела обосновано следующим образом:

Тело — храм, а душа в нем подобна Шиве. Поэтому отбрось невежество и поклоняйся телу, считая его обиталищем Бога.
(Й.Уп. I,168)

Тело дано нам Богом в качестве капитала, чтобы использовать его для самореализации. Подобно тому как расчетливый делец использует свой капитал, чтобы получить прибыль, точно так же тело следует постоянно и упорно тренировать посредством ямы, ниямы, асан и пранаямы. Необходимо следить за поддержанием абсолютного здоровья и стабильности организма. Первый шаг к самореализации заключается в содержании тела в чистоте и свободным от болезни (не подверженным заболеваниям). В этом и заключается бахиранга садхана — стремление к внешней чистоте.

2. Антаранга садхана — стремление к внутренней чистоте

После достижения внешней чистоты следующим шагом будет достижение чистоты сознания. Чтобы этого достичь, надо разобраться, как работает сознание. Для получения сведений из внешнего мира сознание пользуется пятью органами чувств — носом, языком, глазами, ушами и кожей. Ум занят желаниями, а чувства следуют за умом, чтобы удовлетворить желания. Таким образом, ум одержим удовлетворением желаний. Процесс очищения оказывает большую помощь в контроле над умом и чувствами.

У сознания имеется шесть явных врагов; вожделение, гнев, жадность, соблазн, гордость и ревность.

Чтобы победить этих врагов, стоящих на пути к самореализации, пранаяма (контроль над дыханием) и пратьяхара (дисциплина чувств) весьма существенны.

В Хатха Йоге Прадипика о значении дыхания сказано так:

Нестабильное дыхание ведет к расстройству сознания. Устойчивое, ровное дыхание ведет к стабильности сознания. Оба идут рука об руку.
Поэтому развивайте стабильное, спокойное дыхание; тем самым контролируется сознание и удлиняется жизнь йогина.
(ХЙП II,2)

И далее:

Ум — властелин чувств, властелин ума — дыхание; дыханием управляет нервная система; спокойствие нервов и сосредоточенность зависят только от ровного, плавного и ритмичного звучания вдоха и выдоха.
(ХЙП IV,29)

Итак, внутренняя чистота достигается посредством контроля над чувствами и сознанием, в результате чего развивается способность к самоконтролю. После этого ученик созрел для следующей ступени.

3. Антаратма садхана — поиск души

На этой стадии сознание достигает равновесия и сосредоточенности и тем самым обращено в сторону души. Здесь ученик начинает воспитывать в себе последние три ступени аштанга-йоги: дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и самадхи (самореализация).

Ищущий живет в духе, он активен, но свободен от эго и низшей самости. В данном случае собственное существование не осознается, потому что достигнута «область», находящаяся по ту сторону чувственных удовольствий и знаний. Найдено вечное блаженство.

В Катха Упанишаде по этому поводу сказано:

В колеснице, названной телом, седоком является душа, возничим — ум, а вожжами — сознание. Чтобы прожить, победив чувства, необходимо достичь самореализации. Поэтому колесница (тело) должна быть крепкой, ибо тогда возничий (ум), пользуясь вожжами (сознанием), сумеет укротить коней (чувства).
(К.Уп. III,3)

Теперь рассмотрим каждую из восьми граней йоги.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.